Программа внеурочной деятельности по окружающему миру для 1 класс"Природа и мы"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа составлена в соответствии с ФГОС и использованием в планировании современных педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_priroda_i_my.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Чойский район Республика Алтай
Согласована Утверждена
с методическим советом __________С.М. Боченова
протокол Приказ от_______2013 г. №____
от________2013 г. №____
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления
«Природа и мы»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
7-8 лет
(возраст обучающихся)
Автор: Метелёва Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
Рассмотрена
на ШМО учителей
начальных классов
протокол от______2013 г. №___
Ынырга 2013
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 16.10.2009 г. № 373;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования на 2012 – 2013 гг., утверждённого приказом Минобразования РФ от 21.08.2012 г № 1277;
- СанПин 2.4.2. № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., регистрационный № 3997;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
При создании программы использовались материалы:
- программы кружка Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
- факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе.
Актуальность программы
Программа, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, экологические знания и создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности, а так же поддерживались родителями их познавательные инициативы в повседневном общении.
Цели программы состоят в создании условий для:
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный, развивающий и творческий характер.
Формы контроля: практическая работа, индивидуальная и групповая работа, проектная работа.
Формы представления результатов: выставка, утренник, коллективное творческое дело, формирование «Папки достижений» учащихся.
Учебно-тематическое планирование программы « Природа и мы»
Рабочая программа разработана для 1 классов начальной школы. На изучение курса отведён 1 час в неделю, всего за курс 33 часа.
Разделы | Количество часов | ||
Всего | Аудиторные | Внеаудиторные | |
1. Введение в экологию. | 3 | 2 | 1 |
2. Живая природа | 17 | 8 | 9 |
3. Секреты неживой природы | 7 | 4 | 3 |
4. Охрана природы | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 33 | 16 | 17 |
Содержание курса:
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов. Курс состоит из 4 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, и т.д.
Ведение в экологию (3ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Экология и мы. Законы экологии. Экологический утренник.
Живая природа (17 ч)
От динозавров до человека. Как возникли и от чего умерли динозавры. Проект «Планета динозавров». Что расскажут нам деревья? Почему деревья сбрасывают листву? Кто друзья у ели? Экскурсия в лес. Сбор и сушка природных материалов. Аппликация из осенних листьев. Такие удивительные растения: многообразие дикорастущих и культурных растений. Комнатные растения: посадка и уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Загадки животного мира. Основные обитатели леса. Проект «Дикие животные».
Человек – часть живой природы. Правила ЗОЖ. Польза витаминов для здоровья человека. Вредные привычки. Оказание доврачебной помощи пострадавшему. Экскурсия в ФАП.
Секреты неживой природы (7 ч)
Солнце - источник жизни. Связь между живой и неживой природой. Вода, ее признаки и свойства. Почему идёт дождь и дует ветер. Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы», Как защитить воздух и воду от загрязнений. Распознавание морской и пресной воды. Постановка опытов: вода под микроскопом. Космос. Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Узнавание изученных созвездий на карте звёздного неба.
Охрана природы (6 ч)
Красная книга. Редкие и исчезающие виды животных и растений. Заповедники Республики Алтай. Правила поведения в природе. Изготовление экологических знаков. Проект «Красная книга или Возьмем под защиту». Озеленение и уборка школьного двора. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознание себя частью природы, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные:
• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов и культур;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события.
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
- Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины /В.В. Петров. - М.: Просвещение, 1991.
- Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков.- М.: Дрофа, 2000
- Клепинина, А. Тайны окружающего мира /А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.
- Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-методическое пособие /Л.П. Молодова.- М.: Колос, 1999
- Платоненкова, М.М. Занимательные материалы к урокам природоведения: жур. «Начальная школа» №9 стр.103
- Дмитриев, Ю. О. Кто в лесу живет и что в лесу растет /Ю.О. Дмитриев.- М. Детская литература, 1985.
- Собанский, Г.Г. Рассказы о зверях Алтая /Г.Г. Собанский. – Барнаул.: Алтай, 2007.
- Атлас «Редкие животные и растения Республики Алтай». – Барнаул.: Алтай, 2005.
- ЭОР 1-2 класс : проект А.А. Плешакова, УМК «Школа России»
- Презентации – интернет ресурс.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: Астрель, 2000.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Календарно-тематическое планирование
МОУ «Ыныргинская СОШ» Метелёва Ирина Геннадьевна учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по окружающему миру "Природа и мы" 1-4 классы
Программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование по классам...
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерски...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...
Программа внеурочной деятельности по окружающему миру "Земля - наш дом" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по окружающему миру "Земля - наш дом" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по окружающему миру "Что мы знаем про то, что нас окружает" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»
Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса окружающего мира"
Рабочая программа "Чудеса окружающего мира" 2 класс 2023-2024 учебный год....