Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности
статья по окружающему миру (2 класс) по теме
Выступление учителя начальных классов на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителя начальных классов Капитановой Г.С по теме
«Проектно-исследовательская деятельность в учебной деятельности»
Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся. В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Перед нами встаёт вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектно-исследовательской деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектно-исследовательской деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры. Темы детских работ часто выбираю из содержания учебных предметов или близкие к ним. («Родной посёлок», «Красная книга, или Возьмём под защиту»…) Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
В то же время, для продуктивной проектно-исследовательской учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.
Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно, прежде всего, то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.
Вторым показателем готовности младших школьников выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоятельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.
Для чего нам нужна проектно-исследовательская работа?
- Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.
- Формировать активную жизненную позицию учеников.
Много лет я работала по развивающей системе Л. В. Занкова. Сама система ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания. Но и система «Школа России» даёт простор для проектно-исследовательской деятельности, и я начала её на уроках окружающего мира…(«Мой класс и моя школа», «Наши домашние питомцы», «Профессии», «Моя малая Родина», «Моя семья», …). Показ презентации «Исследовательская работа на тему «Новая улица», ТПО учащихся по окружающему миру, фотоальбомы проектов, …
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть:
- индивидуальной4;
- парной;
- групповой;
- коллективной;
- массовой
По продолжительности:
- длительной (от месяца до нескольких месяцев);
- средней продолжительности;;
- краткосрочной.
Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя.
Включению ребенка в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на инициативность, самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования. Задача учителя – создать условия для их инициативы, поддержать ("фасилицировать") процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли "носителя информации" и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников.
На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:
- проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;
- фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;
- координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).
На других этапах исследования, где учащемуся требуются дополнительные знания или навыковые операции, учитель работает в позиции мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами. К таким средствам относятся эмоциональные позиции (например, непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя), игровые позиции (например, герой-вдохновитель, заказчик, спорщик.
Координатор
Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с детьми в проектно-исследовательской форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:
Координатор проекта должен обладать определенными качествами:
- Иметь хорошие организаторские способности;
- Быть методически грамотным;
- Владеть навыками межкультурного общения;
- Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
- Активно сотрудничать в проектной деятельности;
- Уметь работать с большими объемами информации;
- Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
Проект «Народные сказки»
Актуальность проекта:
Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только в учителя, но и в родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов.
Основополагающие и проблемные вопросы проекта:
- Откуда берутся сказки?
Вопросы учебной темы:
- На какие группы делятся русские народные сказки? - Для чего в сказках нужны волшебные предметы? - Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек? - Чему учат сказки? - Основные признаки сказки? - О чем мечтал народ в сказках? - Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?
Гипотеза: Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа,
- со старославянскими словами и поговорками,
- с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.
Этапы проекта
| Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовительный | Определение темы и целей урока | 1) Анкетирование. 2) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы. 3) Гипотеза проекта. 4) Постановка целей. | 1) Анализ анкет. 2) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач. |
Планирование | - Выбор русской народной сказки “По щучьему веленью”. - Определение методов работы. - Распределение задач между членами группы. | 1) Разрабатывают план действий над проектом. 2) Формулируют задачи. 3) Представление команды (название, эмблема, девиз) | Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор. |
Исследовательский | Сбор информации. - Словарная работа с устаревшими словами. - Изучение русских народных обрядов: сватовство, свадьба. - Иллюстрации героев сказок. -Создание эскизов костюмов. - Написание сценария сказки. - Инсценирование сказки. | 1) Работа с устаревшими словами. 2) Написание рефератов о народных обычаях. 3) Иллюстрации героев сказки. 4) Создание эскизов костюмов. 5) Написание сценария. 6) Выступление на открытом уроке. | Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся. Готовлюсь к открытому уроку. |
Получение результатов | Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач. | Проводят анализ своей работы. | Наблюдаю, советую. Подготовка к презентации проекта на открытом уроке. |
Представление отчёта | Письменный отчёт: - Словарная работа с устаревшими словами. - Представление рефератов о народных традициях. - Презентация иллюстраций и эскизов костюмов. - Инсценировка сказки “По щучьему веленью” | Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ. | Слушаю, задаю вопросы. |
Оценка результатов |
| Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении. | Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |
Проект «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках».
Цели: научить пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями; развивать творческий потенциал, стремление к успеху; воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих). Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры.
Проект «Узоры и орнаменты на посуде».
Цель и задачи проекта: научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Художники часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Сегодня мы перевоплотились в художников. И создали свою посуду с различными узорами и орнаментами. Посмотрите, что получилось!!!
Вывод: эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе – это не просто один из методов обучения – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно—исследовательская работа через клубную деятельность.
программа патриотического клуба "Юный патриот"...
О видах учебной деятельности Виды познавательной деятельности
О видах учебной деятельностиВиды познавательной деятельности...
Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальных классах
в данной статье представлен опыт работы с обучающимися в начальных классах по использованию проектно-исследовательской технологии...
«Проектно - исследовательский метод во внеурочной деятельности у младших школьников. Декоративно- прикладное искусство».
:повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера. Расширение творческих способностей участников...
«Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях с применением метода кластер технологии развития критического мышления»
Применение метода Кластер технологии РКМПЧ на учебных занятиях...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Проектирование современного урока как показатель профессионализма учителя: компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности
Презентация выступления на педагогическом совете школы....