Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (программа "Школа 2100")
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100" | 48.49 КБ |
календарно-тематическое планирование | 51.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2004 г, примерной программы начального общего образования,авторской программы по курсу «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы в образовательной системе «Школа 2100», авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, программы основ безопасности жизнедеятельности, ХКК ГОС ОО, учебного плана МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровскана 2013-2014 учебный год.
Данная программа включает следующие разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, ценностные ориентиры содержания предмета, алгоритм подготовки учителя к уроку
- основное содержание предмета, включающее перечень изучаемого учебного материала
- тематическое планирование с распределением учебных часов;
- основные результаты обучения по предмету к концу 4 класса;
- систему оценивания результатов;
- календарно-тематическое планирование.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю: в 4 классе – 68 часов, общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально—ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Общая характеристика предмета
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.
В рамках изучения курса «Окружающий мир» ребята учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока
На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (таблица требований помещена также и в дневниках). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.
Начиная со 2-го класса, в конце урока помещен перечень понятий, который должны усвоить школьники:
- понятия, выделенные шрифтом - программный минимум, который должны знать все школьники.
- понятия, которые не выделены шрифтом, - понятия «минимакса». Они часто встречаются в окружении ребенка, но эти слова знать не обязательно. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.
- третья категория понятий – максимум. Это те понятия, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
На втором этапе подготовки к уроку учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших понятий. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы, учитель не станет задавать все подготовленные вопросы, а перейдет на уроке к обсуждению версий. Чтобы урок не потерял логику, учитель пишет у себя в конспекте систему важнейших вопросов и старается ей следовать.
На третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников.
Основное содержание учебного предмета
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Как работает организм человека (17ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (17 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Человек и его внутренний мир (6 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек в мире людей (6 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Человек и прошлое человечества (8 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 ч)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (9 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Тематическое планирование
Теоретическая часть | Кол-во часов | Практическая часть |
Раздел «Человек и природа» | ||
Как работает организм человека | 17 | Проверочная работа – 7 Контрольная работа - 1 |
Рукотворная природа | 17 | Проверочная работа – 9 Контрольная работа - 2 |
34 | Проверочная работа – 16 Контрольная работа – 3 | |
Раздел «Человек и человечество» | ||
Человек и его внутренний мир | 6 | |
Человек в мире людей | 6 | Контрольная работа - 1 |
Человек и прошлое человечества | 8 | |
Человек и многоликое человечество | 5 | |
Человек и единое человечество | 9 | Контрольная работа – 2 Экскурсия - 1 |
34 | Контрольная работа – 3 Экскурсия - 1 |
Основные результаты изучения программы
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. – М.: Баласс, 2013 г. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Человек и человечество». | Пособие для учителя |
2 | Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. – М.: Баласс, 2013 г. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Человек и природа» | Пособие для учителя. |
3 | Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. – М.: Баласс, 2011 | «Человек и природа», | Учебник для 4 класса |
4 | Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. - М.:Баласс, 2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
5 | А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. - М.:Баласс, 2012 | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) | Пособие |
6 | Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. – М.: Баласс, 2011 | «Человек и человечество» | Учебник для 4 класса |
7 | Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка Е.И.– М.: Баласс, 2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
8 | Сизова Е.В., Стойка Е.И. – М.: Баласс, 2012 | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) | Пособие |
9 | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование и начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. – М.: Баласс, 2011 | «Человек и природа», | Учебник для 4 класса |
2 | Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. - М.:Баласс, 2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
3 | А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. - М.:Баласс, 2012 | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) | Пособие |
4 | Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. – М.: Баласс, 2011 | «Человек и человечество» | Учебник для 4 класса |
5 | Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка Е.И.– М.: Баласс, 2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
6 | Сизова Е.В., Стойка Е.И. – М.: Баласс, 2012 | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) | Пособие |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
Система оценивания результатов
Оценивать учащихся следует двумя способами:
1 способ
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ.
Уровень заданий в рабочих тетрадях, проверочных работах различается своей сложностью.
Задания в рабочей тетради – самые трудные. Они включают обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены.
В проверочных и контрольных работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики.
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом уроке.
Контрольные работы - одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала (умений по использованию знаний) после изучения нескольких тем курса. Контрольные работы дети выполняют на специальном уроке (урок контроля) после изучения соответствующих тем.
В проверочных работах акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума (минимакс) – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний – он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень,
Соответствующий цели программы «Школа 2100», - уровень функционально грамотной личности – «отлично».
Максимальный (необязательный) уровень – решение «сверхзадачи» по изученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Это уровень демонстрирует исключительные успех отдельных учеников по темам – «превосходно».
2 способ
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учителю надо проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Преимущество такой проверки знаний состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конфетной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||||
Часть 1 Человек и природа (34 часа) | |||||||
Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) | |||||||
1 | Как устроен организм человека. ОБЖ Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Уметь называть системы органов | Система органов. Первая помощь при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегреве | С. 6–11, отвечать на вопросы | ||
2 | Кожа – «пограничник» организма. Проверочная работа | Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека | Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Уметь составлять правила ухода | Кожа | С. 12–15, отвечать на вопросы | ||
3 | Как человек двигается. Проверочная работа. ОБЖ Первая помощь при травмах | Общее представление о строении тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах | Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов | Скелет. Позвоночник. Кость. Сустав. Сухожилие. Мышца | С. 16–19, отвечать на вопросы | ||
4 | Путешествие бутерброда. ОБЖ Рациональное питание – залог здоровья | Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника | Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы | Пищевод. Желудок. Кишечник. Переваривание пищи. Жиры. Минеральные соли. Витамины | С. 20–25, отвечать | ||
5 | Как удаляются ненужные вещества. ОБЖ Первая помощь при травмах | Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения | Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Моча | С. 26–27, отвечать | |||
6 | Для чего и как мы дышим. ОБЖ Выработка умений по оказанию первой помощи при травмах | Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека | Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя | Носовая полость. Легкие. Гортань. Бронхи. Профилактика простудных (инфекционных) заболеваний. Иммунитет | С. 28–31, отвечать на вопросы | ||
7 | Волшебная восьмерка. Проверочная работа. ОБЖ Выработка умений по оказанию первой помощи при порезах, носовых кровотечениях | Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов | Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов | Сердце. Артерии. Вены. Капилляры | С. 32–35, отвечать | ||
8 | Что такое кровь? ОБЖ Физическая культура - залог здоровья | Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела | Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | Кровь. Плазма. Кровяные пластинки. Белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки | С. 36–37, отвечать | ||
9 | Почему наш организм работает слаженно. Проверочная работа. ОБЖ Влияние окружающей среды на здоровье человека | Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов | Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека | Головной мозг. Большие полушария. Спинной мозг. Нервы. Гормоны – помощники нервной системы | С. 38–41, отвечать на вопросы | ||
10 | Окна в окружающий мир. ОБЖ Взаимосвязь здоровья и образа жизни | Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль | Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения | Орган зрения. Хрусталик. Сетчатка | С. 42–45, отвечать на вопросы | ||
11 | Многогранный мир чувств. Проверочная работа | Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. | Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств | Органы слуха. Органы равновесия. Органы обоняния. Органы вкуса. Органы осязания | С. 46–49, отвечать | ||
12 | Родители и дети | Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать | Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки | Обучение потомства. Вынашивание. Выкармливание молоком | С. 50–53, отвечать | ||
13 | Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению | Знать, что люди отличаются Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека | Травма. Возбудитель болезни. Невосприимчивость к болезни. Прививка. Иммунитет. Эпидемия | С. 54–57, отвечать на вопросы | ||
14 | Наши предки – древесные жители | С. 58–61, отвечать на вопросы | |||||
15 | На заре человечества. Проверочная работа. ОБЖ Предупреждение бытового травматизма. Основные причины бытового травматизма среди детей | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главнымусловием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете | Орудия труда. Человек разумный | |||
16 | Контрольная работа по теме «Как работает организм человека» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
17 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека» | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | С. 66, отвечать на вопросы | ||||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов) | |||||||
18 | Рукотворная жизнь | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений | Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном | Сорт. Порода. Искусственный отбор. Селекция | С. 67–71, отвечать на вопросы | ||
19 | На службе у человека. | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений | Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства | Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство | С. 72–77, отвечать на вопросы | ||
20 | Покорение силы. Проверочная работа | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. | Рычаг. Колесо. Наклонная плоскость. Клин | С. 78–81, | ||
21 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа. ОБЖ Водоемы нашей местности, правила купания. Меры безопасности при пользованиями гребными лодками | Вода. Свойства воды. Различные состояния воды. Вода | Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ. Иметь представление об изобретении паровой машины | Паровая машина | С. 87, отвечать | ||
22 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа. ХКК «Какую воду мы пьем?» Экологические проблемы Хабаровского края. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода | Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ) | С. 88–91, отвечать на вопросы | ||
23 | Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа ОБЖ Виды транспортных средств | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода | Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ) | С. 88–91, отвечать | ||
24 | Горные породы и минералы. Проверочная работа. ХКК «Как узнать и обозначить». Практическая работа по изучению и изготовлению условных обозначений полезных ископаемых, нанесению их месторождений на контурную карту края. | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях | Горные породы. Минералы, драгоценные камни | С. 92–97, отвечать | ||
25 | Металлы. Проверочная работа. ХКК «Волшебники подземных кладовых». Встреча-беседа с геологом. | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. | Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства | Сплав. Как обрабатывают металлы | С. 98–103, отвечать | ||
26 | Приручение огня. Проверочная работа. ОБЖ Игры с огнем, «химические эксперименты» с карбидом, серой и т.д. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия. Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру | Ископаемое топливо | С. 104–106, отвечать на вопросы | ||
27 | Ракетный двигатель. Невидимая сила. Проверочная работа. ХКК «Разрешите представиться…». Мини- конференция о полезных ископаемых Хабаровского края | Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм» | Электричество. Магнетизм. Энергия электронов. Ракетный двигатель | С. 107–111, отвечать на вопросы | |||
28 | Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц. ОБЖ Тормозной путь, тормозное расстояние | Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали. Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук | Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц. Радиоволны | С. 112–117, отвечать на вопросы | |||
29 | Человек проникает в тайны природы. ХКК «Дары Уссурийской тайги». Мини-конференция об использовании растений в народном хозяйстве и быту человека. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными) | Знать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе | Синтетические вещества. Искусственный спутник. Компьютер. Робот | С. 118–121, отвечать на вопросы | ||
30 | Как нам жить? Проверочная работа. ОБЖ Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности | Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения | Экологическое хозяйство | С. 122–126, отвечать на вопросы | |||
31 | Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
32 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа». ОБЖ Соблюдение правил дорожного движения | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности) | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | С. 127, отвечать на вопросы | |||
33 | Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
34 | Обобщение по курсу «Окружающий мир». ХКК «Все на свете друг другу нужны». О природе края, экологическом состоянии. | Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | С. 128–135, отвечать на вопросы | |||
Часть 1 Человек и человечество (34 часа) | |||||||
Раздел 3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов) | |||||||
1 | Кого можно назвать человеком? | Человек – член общества | Знать, что человек отличается Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Врожденные признаки человека. Приобретенные | С. 8–11, отвечать на вопросы | ||
2 | Посмотри ОБЖ Недисциплинированность на улице и транспорте | Человек – член общества | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | Личность. Сознание. Воля. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах | С. 12–15, отвечать на вопросы | ||
3 | Как понять, что творится | Человек – член общества | Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку | Эмоции положительные и отрицательные | С. 16–19, отвечать на вопросы | ||
4 | Переживания, испытанные временем | Человек – член общества | Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства | Чувства | С. 20–23, отвечать на вопросы | ||
5 | Как узнать человека? | Человек – член общества | Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» | Оптимист. Пессимист. Характер | С. 24–27, отвечать на вопросы | ||
6 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир» | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов) | |||||||
7 | Что такое общество | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов | Общество. Конфликт. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет | С. 28–31, отвечать на вопросы | ||
8 | Как жить в мире людей. ОБЖ Причины дорожно-транспортного травматизма | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах | Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения. Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | Совесть. Мораль. Право | С. 32–35, отвечать на вопросы | ||
9 | Мое общество | Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, | Общественные группы. Человечество | С. 36–39, отвечать на вопросы | |||
10 | Права человека | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека | Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека | Права человека | С. 40–43, отвечать на вопросы | ||
11 | Контрольная работа по теме «Человек» | Знать изученный материал по теме «Человек». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | |||||
12 | Обобщение по теме «Человек в мире людей» | Учимся решать жизненные задачи | С. 44 | ||||
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8 часов) | |||||||
13 | Первобытный мир – первые шаги человечества | Человек – член общества | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – | Эпоха. Первобытный мир | С. 45–51, отвечать на вопросы | ||
14 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – | Эпоха Древнего мира. Цивилизация | С. 52–55, отвечать на вопросы | ||
15 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | Человек – член общества | Уметь составлять короткий рассказ | С. 56–59, отвечать | |||
16 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | Человек – член общества | Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | Эпоха Средних веков | С. 60–63, отвечать | ||
17 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | Человек – член общества | Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события) | С. 64–67, отвечать | |||
18 | Новое время – торжество Европы | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | Новое время | С. 68–73, отвечать | ||
19 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | Эпоха Новейшего времени. ООН | С. 74–79, отвечать на вопросы | ||
20 | Обобщение | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов) | |||||||
21 | Короли, президенты и граждане | Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов | Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой | Право человека на участие в управлении своим государством. Свобода слова | С. 80–85, отвечать на вопросы | ||
22 | Расы и народы | Человек – член общества. Взаимоотношения человека | Знать, что человечество состоит Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе | Раса. Национальность. Равенство людей независимо от рас и национальностей | С. 86–89, отвечать | ||
23 | Кто во что верит | Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами | Верующие. Атеисты. Свобода совести. Религии мира | С. 90–96, отвечать | |||
24 | Пути духовных исканий | Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Иметь представление о мировых религиях | Буддизм. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Иудаизм. Христианство. Ислам | С. 96–97, отвечать | ||
25 | Обобщение | Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
Раздел 7. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 часов) | |||||||
26 | Мировое хозяйство | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей | Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги | Взаимосвязь всех людей в обществе. Труд. Деньги. Собственность | С. 98–101, отвечать на вопросы | ||
27 | Мировое сообщество государств | Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов | Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, Уметь рассказывать, для чего была создана ООН | Взаимосвязь всех людей в обществе. Всеобщая декларация прав человека | С. 102–105, отвечать | ||
28 | Что человечество ценит больше всего? | Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности | Общечеловеческие ценности | С. 106–109, отвечать | |||
29 | Как нам жить? | Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов | Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет» | Глобальные (всеобщие) проблемы | С. 110–115, отвечать | ||
30 | Контрольная работа по теме «Человечество» | Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||
31 | Обобщение | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | С. 116, отвечать на вопросы | |||
32 | Итоговая контрольная работа по курсу «Введение | Знать изученный материал по теме. Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||
33 | ХКК «Пройти по тропам и узнать в лицо». Экскурсия ОБЖ Определение лекарственных и опасных растений | Страны и народы мира.Общее представление о многообразии стран, народов | Знать правила поведения в музее. Уметь рассказывать об экспонатах краеведческого музея родного края | Подготовить сообщение | |||
34 | Обобщение по курсу «Введение | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | С. 117, отвечать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...