Рабочая программа по природоведению 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению для 4 класса детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr._mir_6_vid.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования, с учётом специфики деятельности учреждения (коррекционная программа VI вида).
Специфика курса «Природоведение» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В его основе лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.
Курс направлен на усвоение школьниками основных знаний о человеке, природе и обществе, они учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Курс «Природоведение» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Курс обеспечивается учебниками Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч/ Плешаков А. А., Е. А. Крючкова.- 9-е изд. – М.: Просвещение, 2011, данный УМК рекомендован МО и ВШ Российской федерации и является наиболее приемлемым для реализации в условиях начальной школы VI вида .
Изучение курса «Природоведение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества.
Задачи, решаемые при реализации программы:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
При этом используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Освоение курса «Природоведение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
6) развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Природоведение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Природоведение» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Содержание курса носит коррекционный и развивающий характер.
Методические особенности тем.
Отбор содержания учебного курса «Природоведение» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Природоведение» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Материально-техническое обеспечение программы
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы.1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Окружающий мир.Учебник.4 класс.В 2 ч. Ч.1- М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Окружающий мир.Учебник.4 класс.В 2 ч. Ч.2- М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. В 2 ч. Ч.1- М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. В 2 ч. Ч.2- М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:Тесты:4 класс. - М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А., Румянцев А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Цифровой микроскоп.
- Термометры для измерения температуры воды и воздуха.
- Программно-методический комплекс "Академия младшего школьника" 1- 4 классы(интерактивные дидактические игры для закрепления знаний и навыков).
- "Уроки Кирилла и Мефодия"(мультимедийный учебник).
- Презентации и подборки упражнений в соответствии с содержанием обучения.
Тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество | 11 |
2 | Природа России | 13 |
3 | Родной край — часть большой страны | 13 |
4 | Страницы всемирной истории | 6 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 |
6 | Современная Россия | 5 |
Всего | 68 |
I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Год |
16 часов | 16 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема урока. | Кол. час. | Стр. | Дата |
1. | Земля и человечество - 11 ч Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. |
1 | 4-8 | |
2. | Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года. | 1 | 9-15 | |
3. | Звёздное небо – великая книга природы. | 1 | 16-22 | |
4. | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | 1 | 22-29 | |
5. | Осенняя экскурсия. Растительный и животный мир родного края. | 1 | ||
6. | Пояса Земли. | 1 | 30-34 | |
7. | Мир глазами историка. | 1 | 35-41 | |
8. | Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница. | 1 | 42-46 | |
9. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | 47-53 | |
10. | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | 54-61 | |
11. | Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество Обобщение по теме. | 1 | ||
12. | Природа России - 13 ч Равнины и горы России | 1 | 64-71 | |
13. | Моря, озёра и реки России. | 1 | 72-77 | |
14. | Зона Арктических пустынь | 1 | 78-84 | |
15. | Тундра. | 1 | 87-94 | |
16. | Тундра и человек. | 1 | 56-59 | |
17. | Леса России. | 1 | 98-105 | |
18. | Лес и человек. | 1 | 106-113 | |
19. | Зона степей. | 1 | 114-118 | |
20. | Степи и человек. | 1 | 119-121 | |
21. | Пустыни. | 1 | 122-130 | |
22. | У Чёрного моря. | 1 | 132-140 | |
23. | Экологическое равновесие. | 1 | 141-142 | |
24. | Обобщающий урок –игра «По природным зонам России». | 1 | ||
25. | Родной край – часть большой стран– 13 ч. Наш край. | 1 | 146 | |
26. | Поверхность нашего края | 1 | 147-151 | |
27. | Экскурсия. Поверхность нашего края. | 1 | ||
28. | Водоёмы нашего края. | 154-158 | ||
29. | Наши подземные богатства. | 1 | 159-170 | |
30. | Земля – кормилица. | 1 | 171-175 | |
31. | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | 176-182 | |
32. | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | 183-190 | |
33. | Жизнь пресного водоёма. | 1 | 191-200 | |
34. | Растениеводство в нашем крае. | 1 | 201-207 | |
35. | Незаметные защитники урожая. | 1 | 208-213 | |
36. | Животноводство в нашем крае. | 1 | 214-222 | |
37. | Исторические достопримечательности родного края. Контрольная работа №2 по теме «Родной край - часть большой страны» | 1 | ||
38. | Страницы всемирной истории – 6 ч. Начало истории человечества. | 1 | 4-7 | |
39. | Мир древности: далёкий и близкий. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 8-14 | |
40. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | 15-21 | |
41. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | 22-27 | |
42. | Новейшее время: история продолжается .сегодня. | 1 | 28-32 | |
43. | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». | 1 | ||
44. | Страницы истории Отечества – 20 ч. Жизнь древних славян. | 1 | 34-39 | |
45. | Во времена Древней Руси. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 40-45 | |
46. | Страна городов. | 1 | 46-54 | |
47. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | 55-58 | |
48. | Трудные времена на Русской земле. | 1 | 59-64 | |
49. | Русь расправляет крылья. | 1 | 65-69 | |
50. | Куликовская битва. | 1 | 70-74 | |
51. | Иван III. | 1 | 75-81 | |
52. | Мастера печатных дел. | 1 | 82-86 | |
53. | Патриоты России. | 1 | 87-93 | |
54. | Пётр Великий. | 1 | 94-100 | |
55. | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 101-104 | |
56. | Екатерина | 1 | 105-111 | |
57. | Отечественная война 1812 года. | 1 | 112-121 | |
58. | Страницы истории X IX века. | 1 | 12-126 | |
59. | Россия вступает в XX век. | 1 | 127-135 | |
60. | Страницы истории 20-30 годов. | 1 | 136-139 | |
61. | Великая война и великая победа. | 1 | 140-146 | |
62. | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | 147-155 | |
63. | Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества». Обобщение по теме. | 1 | ||
64. | Современная Россия – 5 ч. Основной закон России и права человека. | 1 | 156-159 | |
65. | Дети имеют право на особую заботу и помощь | 1 | 160-163 | |
66. | Мы – граждане России | 1 | 164-167 | |
67. | Славные символы России | 1 | 168-174 | |
68. | Заочное путешествие по России. | 1 | 180-193 |
Содержание учебного курса
В курсе 4 класса выделяется несколько содержательных линий:
- изучение систематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение форм земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;
- формирование представления об основных периодах развития человечества, первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
- знакомство с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;
- формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта.
Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
«Земля и человечество» (11 ч)
Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце; Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года; Звёздное небо - великая книга природы; Мир глазами географа. Глобус и карта; Пояса земли; Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница; Прошлое и настоящее глазами эколога; Сокровища Земли под охраной человечества. Красная книга; Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Осенняя экскурсия. Растительный и животный мир родного края.
«Природа России» (13 ч)
Равнины и горы Росси; Моря, озёра и реки России; Зона Арктических пустынь; Тундра; Тундра и человек; Леса России; Зона степей; Пустыни; У Чёрного моря; Экологическое равновесие; Обобщающий урок –игра «По природным зонам России».
«Родной край - часть большой страны» (13 ч) Экскурсия. Поверхность нашего края; Водоёмы нашего края; Наши подземные богатства; Земля – кормилица; Жизнь леса. Лес – природное сообщество; Жизнь луга. Луг – природное сообщество; Жизнь пресного водоёма; Растениеводство в нашем крае; Незаметные защитники урожая; Животноводство в нашем крае; Растениеводство и животноводство в нашем крае; Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края».
«Страницы всемирной истории» (6 ч)
Начало истории человечества; Мир древности: далёкий и близкий; Средние века: время рыцарей и замков; Новое время: встреча Европы и Америки; Новейшее время: история продолжается сегодня; Обобщение.
«Страницы истории Отечества» (20 ч)
Жизнь древних славян; Во времена Древней Руси; Страна городов; Из книжной сокровищницы Древней Руси; Трудные времена на Русской Земле; Русь расправляет крылья; Куликовская битва; Иван III; Мастера печатных дел; Патриоты России; Пётр Великий; М. В. Ломоносов; Екатерина Великая; Отечественная война 1812 года; Страницы истории X IX века; Страницы истории 20-30 годов; Великая война, великая победа; Страна, открывшая путь в космос.
«Современная Россия» (5 ч)
Основной закон России и права человека; Дети имеют право на особую заботу и помощь; Мы - граждане России; Славные символы России; Заочное путешествие по России.
В целях контроля знаний обучающихся по предмету в течение года мною запланированы следующие контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество»
Контрольная работа №2 по теме «Родной край- часть большой страны»
Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества».
Тексты контрольных работ представлены в приложении.
Экскурсии
1. Осенняя экскурсия. Растительный и животный мир родного края.
2. Поверхность нашего края.
3. Мир древности; далёкий и близкий. Экскурсия в краеведческий музей.
4. Во времена Древней Руси. Экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы:
Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Глобус и географическая карта. Знакомство с историческими картами. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря..Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество. Древний мир, Средние века. Повое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края,
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событии;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Список литературы.
Литература для учащихся:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 4класс. – М.: просвещение, 2013.
Пособия для учителя:
- Дмитриева О. И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.(Выпуск 1 математика,природоведение): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.:Просвещение,2011.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
- Рудченко Л.И. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы по учебнику Плешакова А.А. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Школа России. Концепция и программы для начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2010.
Приложение.
Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество»
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется:
а) экология; б) астрономия; в) география; г) история.
2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:
а) глобус; б) карта.
3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:
а) полярный; б) умеренный; в) тропический.
4. Мы живем в тепловом поясе:
а) полярном; б) умеренном; в) тропическом.
5. Ценные находки старины хранятся:
а) в архивах; б) музеях;
6. «Легкими» нашей планеты называют:
а) хвойные леса; б) широколиственные леса; в) тропические леса.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XIII век; в) XVIII век;
б) XIX век; г) ХХ век.
8. Эмблему «Большая панда» имеет:
а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.
9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:
а) природное наследие России; б) культурное наследие России.
10. Озеро Байкал – это:
а) природное наследие России; б) культурное наследие России.
О т в е т ы к тесту: 1(б),2(б), 3(в), 4(б), 5(а, б), 6(в), 7(б), 8(б), 9(б), 10(а).
Контрольная работа №2 по теме «Родной край - часть большой страны»
I вариант № 1. Подчеркните, о какой почве идет речь.
Очень богата перегноем. Имеет темный или черный цвет. Преобладает в степях.
а) черноземная; б) подзолистая.
№ 2. Напишите, кто это.
Бройлер – это ________________________________________
Крупная белая – это ___________________________________
Белый амур – это _____________________________________
№3. Выберите полевые культуры.
Обведите в кружок их номера.
1. Капуста. 4. рожь.
2. Пшеница. 5. Кукуруза.
3. Тюльпан. 6. Крыжовник.
№4. Пронумеруйте в порядке смены ярусов снизу вверх.
№5. Верны ли утверждения. Обведите ответы «Да» или «Нет».
1. Колорадский жук встречается только в штате Колорадо (США).
Да. Нет.
2. Божьи коровки – хищные жуки, поедающие тлей.
Да. Нет.
3. Ядохимикаты, накапливаясь в растениях, могут попасть в продукты питания человека.
Да. Нет.
4. Яблонная плодожорка – это маленький червь.
Да. Нет.
Хищная рыба с удлиненным (иногда до 1,5 м) телом, большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. И зубы у нее страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе (Щука)
К концу лета поспевает у нас на бахче огромная ягода. В переводе с одного из тюркских наречий (диалектов) это слово переводится весело – «ослиный огурец».
Наверное, когда-то эти дикие ягоды были пищей для животных, возможно, любимым лакомством ослов (Арбуз)
Это растение – пришелец из Южной Америки. Во второй половине лета начинает цвести. Свое имя оно получило за сходство листьев с… клинком грозного оружия. Название цветка происходит от латинского «меч, шпага». У нас это слово вошло в обиход в 30-е годы ХХ века. А до этого прекрасный цветок назывался просто шпажник (Гладиолус)
Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная (Мать-и-мачеха)
Это птица насекомоядная. Очень живая, веселая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Она является хорошим подражателем: подражает чужим голосам, песням и даже человеческой речи. А своя музыка очень проста (Скворец)
Этот овощ появился в Европе не так давно. Его привезли в Италию из Южной Америки в середине XVI века. Заморская диковина росла под землей и очень напоминала хорошо знакомый европейцам гриб – трюфель. В Россию овощ попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». (Картофель)
Первое прядильное растение, которое узнал человек. Этой культуре около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками ткани из этого растения. Но больше всего эта культура прижилась в России (Лён)
Каша из зерен этой культуры дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель. Плоды похожи на трехгранные орешки и могут размалываться на муку, как пшеница. (Гречиха)
Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества»
1. Русские, украинцы и белорусы произошли:
а) от восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.
2. Одним из главных богов у славян был:
а) Зевс; б) Перун; в) Посейдон.
3. Пергамент – это материал для письма:
а) из березовой коры; б) кожи; в) папируса.
4. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал:
а) Нестор; б) Сергий Радонежский; в) Мефодий.
5. Поход на Русь в 1237 году возглавил хан:
а) Батый; б) Чингисхан; в) Ахмат.
6. Какой город татары назвали «злым»?
а) Новгород; б) Киев; в) Козельск.
7. Как прозвали князя Александра?
а) Долгоруким; б) Невским; в) Мудрым.
8. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
а) Иван III; б) Иван Калита; в) Ярослав.
9. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?
а) Кирилл и Мефодий; б) Минин и Пожарский; в) царь Федор.
10. Под каким прозвищем в истории остался царь Петр I?
а) Грозный; б) Мудрый; в) Великий.
11. Ломоносов был сыном:
а) князя; б) рыбака; в) дворянина.
12. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?
а) Ф. Ф. Ушаков; б) А. В. Суворов; в) М. И. Кутузов.
13. Бородинская битва произошла:
а) 26 мая 1812 года; б) 26 августа 1912 года; в) 26 августа 1812 года.
14. Кто был последним российским государем?
а) Иван III; б) Николай II; в) Александр II.
15. Когда к власти пришла партия большевиков?
а) 7 ноября 1914 г.; б) в феврале 1917 г.; в) 7 ноября 1917 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению .А.А. Вахрушев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
Рабочая программа по природоведению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Данная программа ориентирована для работы в школе II вида....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Программа разработана на основе программы основного общего образовательного стандарта по природоведению. Авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА
Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....
Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешакова, Н.Сонин.
Рабочая программа для учащихся 5-го класса. Авторы А.А. Плешаков, Н. Сонин....
Рабочая программа по природоведению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (Плешаков)
Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма»...