Окружающий мир. 1 класс. "Зима"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
: Обобщить знания детей о неживой природе зимы, углубить знания о жизни растений и животных, прививать любовь к природе, знакомить с литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zima_1kl.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок . Окружающий мир
Тема: Зима
Цель: Обобщить знания детей о неживой природе зимы, углубить знания о жизни растений и животных, прививать любовь к природе, знакомить с литературой.
- Сообщение темы. – Урок природоведения. Мы с вами закончили тему «Зима».
- Вбегает сорока – Телеграмма! Телеграмма!
- Угадайте! Я пушиста и бела, позволяю им кататься и на горке и на льду, я отсюда не уйду! Снега белого несу, все деревья разодену. В рощах парках и лесу.
- Кто же это послал нам телеграмму? (зима).
- А где ты, сорока, встретила Зиму!
- Я, сорока, летаю далеко, вижу хорошо, люблю послушать чужие разговоры. И вот сегодня на одной поляне я увидела четырёх волшебников – живописцев; Зиму, Весну, Лето и Осень. Сошлись они да и заспорили: Кто из них лучше нарисует? Спорили – спорили и решили выбрать судью Красное Солнышко. Первой вызвалась написать картину Зимушка – Зима! Какую она написала картину? Ой, какую красивую! Слов у меня нет, чтобы описать её. Жаль, что вы не видели!
-Подожди, сорока, не стрекочи. Мы с ребятами тоже умеем рисовать. И надеюсь, нарисуем картину не хуже той. А ты лучше садись с Красным – Солнышком и внимательно смотрите.
- Ну, что ребята, начнём рисовать картину Зиме!
- А вы ведь не знаете, что там было нарисовано! Давайте я вам помогу. Я читаю загадку, а вы отгадывайте, да рассказывайте нам, с Красным – Солнышком, о том, что будите рисовать.
- Хорошо, сорока, мы согласны!
3) Рисование картины. Слушаем загадки.
На тарелке – колобок золотой румяный бок. А тарелка голубая не видать конца и края! (небо и солнце).
- Ребята, а каким небо и солнце бывают зимой?
- Без рук, без ног по свету рыщет, поёт да свищет! (ветер).
(-Кто зимой в трубе гудит)
- Пошла девушка «Белянка» побелела вся полянка! (снег).
- Не в темницу, а в светлицу запирает он девицу. До весны девице не открыть светлицы! (река)
- Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели ( дерево ).
- Ну вот, картина и готова!
- Полюбуемся ей! Можно её и солнышку показать.
- Здравствуйте ребята! Ой, какая красивая у вас картина. Молодцы! Спасибо вам! Вы хорошо потрудились! Смотрю я на ребят, и мне встречаются знакомые лица. Да, да. Это я их в лесу видела. А что же они там делали!
- Да, Зима, ты права, ребята выполнили особое задание в зимнем лесу. Они были лесными корреспондентами. Брали интервью в лесу. Желаешь послушать их? Тогда садись, будь гостем у нас.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Говорит корреспондент « Лесной газеты» Сегодня мы устраиваем радиоперекличку из разных уголков зимнего леса.
СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! Я взяла интервью у берёзки. В лесу берёзка стояла в белом платьице, низко опустила свои тонкие длинные ветви. И мне, её стало очень, жаль. Я спросила её: А может ли мороз заморозить тебя, маленькая берёзка. Конечно, может. Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины – оно погибнет. Особенно в суровые, малоснежные зимы. Погибает немало молодых деревьев. Пропали бы все деревья, если бы каждое дерево не хитрило.
К Зиме мы отказываемся от еды, перестаём питаться и расти, погружаемся в глубокий сон. Сбрасываем листья, сброшенные листья на землю предохраняют корни от промерзания. На каждом дереве есть панцирь – это под кожицей ствола есть пробковая ткань. Чем старше дерево, тем этот слой толще. Вот почему старые деревья лучше переносят мороз.
Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Поэтому заботливые люди молодые деревца пригибают к земле и забрасывают снегом. Под таким одеялом никакой мороз не страшен.
- А я в лесу увидела красивую ёлочку, потрогала её колючие иголочки и подумала, сбрасывают, ли ёлки и сосны иголки? Конечно, сбрасываем, вы ведь сами видели в лесу много опавших иголок. Но я не видела голых ёлок. Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно, так? Но, всё-таки было – бы заметно на ветвях, но мы не замечаем. Потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.
- В одной сказке злая женщина посылает зимой в лес маленькую девочку и приказывает ей принести свежих ягод. Добрый волшебник помогает девочке. Он совершает чудо, и девочка из- под снега достаёт свежие красные ягоды. И я сама решила совершить такое же чудо! Пошла в лес, раскопала снег в одном месте, потом в другом и вдруг увидела небольшое растение с маленькими жёсткими блестящими листочками и ярко – красной ягодой. Вот она! Кто же ты, милая ягодка?
КЛЮКВА: Я красна, я кисла
На болоте я росла
Дозревала под снежком
Ну-ка кто со мной знаком? (клюква)
Правильно, я клюква вечно зелёное растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом останется зелёным. И ягодки под стать листочкам, такие красные, как осенью, и такие же вкусные. Летом заметь в лесу место, где растёт клюква, а зимой раскопай снег и найдёшь ярко – красные ягодки.
Конечно, в лес приятно ходить по грибы, по ягоды, на охоту. А можно ходить по загадки.
Загадки в лесу повсюду. Над головой, под ногами, по сторонам. Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти, глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять. Послушайте лесные разговоры и подумайте, что можно узнать о жизни этих животных. Послушайте разговор Волка и Сороки. ( Медовый дождь стр. 14 Сладков.)
А вот разговор дятла и тетерева. ( Медовый дождь стр. 15.)
Молодцы, ребята. Что-то Зима ты хотела сказать?
Мне очень понравилось, что ребята много знают, но я сюда пришла к вам с просьбой от лесных обитателей и принесла Лесную книгу жалоб. Посмотрите и сделайте вывод: о чём вы забываете иногда зимой, находясь в лесу, на реке, в поле «Просмотр диафильма Лесная книга жалоб» (Г.М.)
1 кадр: Берёзы, изрезанные Коля, Женя.
- Кто же, я в конце концов Коля, Женя или берёза.
2 кадр: Спасите, по головам ходят ,- молодые деревца и кустарники (Дети катаются на лыжах по молодым ёлочкам).
3 кадр: А ещё думают, что доброе дело делают. А что нам зимой есть, где от мороза прятаться, летним птицам (дети выпускают из клетки жаворонка).
4 кадр: (кормушка) Беспорядки в столовой! Меню однообразное. Корм то снегом заметёт, то ветром сдует. ( синицы, снегири, поползни).
5 кадр: Задыхаемся. Не сделаете проруби – будете летом без улова.
Рыбы. Предлагаем дружбу Вам, ребята:
- Не разоряйте наших гнёзд и нор.
- Не стреляйте в нас из рогаток.
- Подкармливайте нас зимой. Мы будем вам петь песни, охранять ваши сады и огороды от вредителей.
Загадать вам интересные загадки?
Ну, как ребята, запомнили, о чём просят нас лесные обитатели. Надеюсь, вы обязательно примите их жалобы и выполните их условия. Спасибо тебе, Зима.
- Ну, я ребята пошла к себе. Хорошо у вас, да очень жарко. До свидания. Итог урока. Ушла Зима. Ей было очень жарко около Красного Солнышка, ведь оно скоро будет ещё ярче светить, и приведёт к нам нового волшебника, Весну. А мы с вами будем изучать новое время года – Весна. Много интересного в жизни обитателей лесов, полей, рек весной. Об этом вы можете узнать, если будете внимательными в лесу, в поле, на реке. Но, а если кому ещё не удаётся увидеть, услышать необыкновенное в природе, почитайте книги известных писателей.
г. Оханск 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литературное чтение+изо) 2 класс "Зима в лесу"
Конспект урока+ презентация по УМК "Школа 21 века".Тема урока "Зима в лесу". Авторская разработка учителя начальных классов Ерохиной Е.В. и учителя изо Кавериной И.А....
урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....
Урок-исследование в 1 классе "Зимующие птицы"
Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Урок построен в игровой форме, прилагается сценка из жизни птиц "Доживем до весны"...
Урок коми языка в 3 классе "Зима.Правописание суффиксов. (Тöв. Суффиксъяс)".
Обобщающий урок по коми языку как государственному проведён в 3 классе, основываясь на стихи, загадки, кроссворды, пословицы о зиме....
Урок литературного чтения в 1 классе "Зима. И.З.Суриков"
На уроке проходит знакомство с творчеством Сурикова И.З., формирование навыков чтения, навыков работы с текстом....
урок-конспект в четвертом классе "Зима!"
Основная цель урока - освоить грамматический материал: прошедшее время глаголов 3 группы. проводится по учебнику 4 класса, автор Береговская....
урок внеклассного чтения в 3 классе "Зима глазами поэтов"
на уроке рассматриваются стихи озиме разных авторов, используется читательский опыт детей в разных формах работы...