"Чудо под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок по окружающему миру, 3 класс, УМК «Перспектива», разработка урока представлена в форме технологической карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру, 3 класс, УМК «Перспектива», разработка урока представлена в ф | 67.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода
Тема | Чудо под ногами | ||
Цель темы | Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Представление о почве, её составе. Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
- проявлять бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву | Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: - определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | -характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; -знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли; | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Литературное чтение «Великие русские ученые» Русский язык «Слово и его значение» Технология Разделы «Человек и земля» Изобразительное искусств «Картины родной природы». Музыка Музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие» (музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана). | Фронтальная; парная групповая индивидуальная работа | Информационный материал: Учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь № 1, атлас определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне». - Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2012. Демонстрационный материал: - Оборудование для практической работы |
Этап урока | Содержание урока . Учебные задания и на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Характеристика деятельности учащихся и учителя | УУД |
I этап. Мотивация к деятельности Цель – мотивировать учащихся на изучение темы « Чудо под ногами» | Организационная минутка Проблемная ситуация Звучит музыка – первый куплет музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие»( музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана). - Какое значение в этой песне имеет слово «земля»? (Страна) -Как называется на русском языке наша планета? (Земля) -А как называется почва у нас под ногами?( Земля) Страна Планета Почва
– Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле? (предположения детей) -Работа в группе. На ваших партах лежат несколько пословиц и стихотворений. Ваша задача: прочитать свою группу пословиц. Объясните, почему именно так я их объединила. К какой из этих трёх табличек можно отнести ваши пословицы. Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку. Дети работают в группах. Затем каждая группа делает отчёт о своих пословицах. 1группа Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Дорогой товар из земли растёт. Земля кормит людей, как мать детей. 2 группа Кто наступит на землю русскую - оступится.Береги землю родимую,как мат любимую. Родная земля – мать, чужая – мачеха. - Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей) - Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней и будем разбираться сегодня на уроке. | Учитель настраивает детей на нужную волну урока. Учащиеся путём предположе-ния, работы в группе, отгадывания ребуса формулируют тему урока. | Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность Цель – формирование у учащихся представления о почве, её составе | Задание 1 (З) Учебник, с. 74—75 - А кто знает, что такое почва? (предположения детей) - Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст, отмечаем на полях учебника галочкой то, чего вы не знали раньше. -Встаньте те, которые всё знали из этого текста. - Встаньте те, которые что-то узнали из этого текста. - Встаньте те, которые чего-то не поняли в тексте. -Объясните значение слова «почва». -Объясните значение слова «плодородие». -Расскажите о значении почвы для растений и животных. -Объясните значение слова «почвоведение» -Расскажите о русском учёном В. В. Докучаеве. Задание 2 (П) Учебник, с. 74—75. Верно ли, что, обрабатывая почву, человек нарушает её плодородие и наносит невосполнимый ущерб природе? Обоснуйте своё мнение. .Физкультминутка | Дети читают текст, находят в нём определение почвы, главного свойства почвы, термин «почвоведение». | Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре; |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи | Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 50—51 - Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы) - Работаем в парах. Открываем рабочую тетрадь на с.50. - Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы) - Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы) - Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Посоветовавшись со своим соседом, в тетради соедините стрелочкой рисунок оборудования и его название. Практическая работа «Исследование состава почвы». О п ы т 1 (выполняют ученики). - Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? ( Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем) - Что интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух) - Молодцы! Фиксируем вывод в тетради. О п ы т 2 (выполняют ученики). - Внимательно прочитайте инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт? ( Насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель, равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй держим холодное стекло) - Что наблюдаете? (Стекло стало влажным – значит в почве есть вода) - Молодцы! Фиксируем вывод в тетради. О п ы т 3 (проводит учитель). Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах). Поместим на металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах). Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя. Вывод - в почве есть перегной. О п ы т 4 (проводит учитель). Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться (песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина, вода стала светлее). Вывод - в почве есть глина и песок. О п ы т 5 (проводит учитель). 1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину). 2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт). Вывод- в почве есть минеральные соли. Каждый вывод фиксируется в тетради. - На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 89. - Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её. Физкультминутка Задание 4 (З) Учебник, с. 74—75. - Ребята, вы сказали мне , что почва оказывается служит домом для многих животных. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве. (лесная мышь, крот, медведка, черви , многоножка,..) - Что общего у животных разных групп, насекомых и зверей, живущих в почве? ( сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй). - Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей) Задание 5(З) Учебник, с. 76. - Выскажите свои предположения, почему почву называют «чудесной кладовой?» (ответы детей) - Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прочитав по учебнику рассказ «Почва и жизнь» на с.76. -Расскажите о значении почвы в жизни растений. -Расскажите о животных, которые влияют на плодородие почвы. -Расскажите о значении почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Задание 6 (П) Учебник, с. 76. Верно ли, что плодородие почвы зависит только от перегноя? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что почва является предметом только живой природы? Обоснуйте своё мнение. | Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы. Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения. Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве. Ребята слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов Проверяют свою схему по данному образцу. | Регулятивные: - работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Предметные умения: -выполнять исследование и оформлять вывод; характеризовать состав почвы Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные: -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные: - проявлять бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву Предметные умения: -рассказать о роли живых организмов в образовании почвы; Познавательные умения: -определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение |
IV этап. Рефлексия деятельности Цель - самооценка результатов деятельности,осознание границ применения новых знаний | - Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы измерения. Поставьте свои смайлики к нужной для вас шкале. Доска: -не всё получилось, буду стараться –справился не со всем, надо доработать - всё получилось замечательно, смогу сам -Что нового вы узнали на нашем уроке? - Что было самым интересным? -Какое значение для живой природы имеет почва? -Какое значение для хозяйственной жизни людей вой природы имеет почва? -Какой вид работы на уроке вам понравился? - О чем бы вы рассказали сегодня дома? -Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания? | Дети проводят самооценку по шкале, приводят примеры применения полученных знаний в жизни. | Общеучебные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
V этап. Контроль деятельности ученика . Домашнее задание Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | - Итак, домашнее задание. Учебник с. 77, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам. Синяя карточка- в атласе-определителе или другом источнике найти информацию о животных почвы – кроте и медведке. Составить о них небольшой рассказ. Красная карточка – в приложении учебника »Странички Умного Совёнка» (с.133) прочитайте статью о русском учёном В.В.Докучаеве. Ответьте на проблемный вопрос: «В 60-е годы XX века в Казахстане были распаханы огромные площади земли, и в первый год был получен очень большой урожай, но был нарушен один из заветов В.В.Докучаева. Как ты думаешь, что случилось в Казахстане весной следующего года? Зелёная карточка – Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги А. А. Плешакова и А. А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» и определите роль дождевого червя в формировании плодородия почвы. Сформулируйте вывод о значении дождевого червя для формирования плодородия почвы. | Учитель даёт инструктаж по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор, наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома. | Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир, 3 класс. Тест по теме "Чудо под ногами (почва)" УМК "Перспектива".
Тест по теме "Почва", 3 класс....
Урок по окружающему миру по теме "Чудо под ногами" в 3 классе УМК Перспектива
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Чудо под ногами" М.Ю. Новицкая, А.А. Плешакова...
Тест по теме "Чудо под ногами" Окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива"
Тест составлен на основе материала учебника "Окружающий мир" А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой...
Конспект урока "Чудо под ногами. Почвы." 3 класс
3 класс. Перспектива...
Тест " Чудо под ногами" 3 класс
Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Перспектива" А.А. плешакова, М.Ю. Новицкой, к теме "Чудо под ногами" Тест содержит 7 вопросов.Все вопросы и задания разделены на...
Конспект урока окружающего мира. Чудо под ногами.
Тема: «Чудо под ногами»Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Изучить понятие почва и её свойства.УМК: "Школа России"План урока:1. Организационн...
Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"
Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...