Земля – наш дом родной
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Нестерова Валентина Андреевна

      Данный материал направлен на формирование доброго и непотребительского отношения к окружающему миру.

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya-_nash_dom_rodnoy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Земля – наш дом родной

Автор проекта: учитель начальных классов Нестерова Валентина Андреевна. МОУ – Грязновская СОШ

        Я сорвал цветок,

        И он завял.

        Я поймал жука,

        И он умер у меня на ладони.

        И тогда я понял,

        Что прикоснуться к природе

        Можно только сердцем.

Основополагающий вопрос

        Люди и природа –

        Друзья или недруги?

Проблемные вопросы.

  • Почему необходимо защищать природу?
  • Как человек охраняет природу.

Учебные предметы

        Окружающий мир

        Информатика

        Русский язык

        ИЗО

Цель: Формировать бережное отношение к природе, понимание важности заботы о природе.

Задачи

  • Учить находить источники информации, подбирать материал по теме.
  • Научить оформлять буклет.
  • Формировать умение работать в группе.

Темы исследования.

        Экологи                                 /Защита природы. Презентация/

        Защитники         природы              /Правила поведения в природе. Буклет/

        Мастера                                /Фотовыставка домиков и кормушек для                                                         птиц и зверей/

Этапы и сроки проведения проекта.

1. Организационный – 2 часа.

  • Постановка цели и задач.
  • Формирование и обсуждение плана работы групп.

2. Практический – 14 часов, 2 четверть.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • Подготовка отчётов.

3. Аналитический – 4 часа.

  • Формирование выводов, оформление и защита проектов.

Защита природы

Исполнители: учащиеся 3 класса МОУ – Грязновская СОШ

Гипотеза: «Природа и люди – одно целое».

Цель:

  • Доказать, что люди и природа должны дружить.

Задачи:

  • Собрать материал о природе, которая является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни, отдыха и трудовой деятельности.
  • Составить свод правил поведения в природе.
  • Сделать выводы о бережном и ответственном отношении человека к природе.
  • Оформить фотовыставку.

Как мы это делали?

1 этап. Собирали материал по теме: «Природа – наш общий дом» (охрана природы).

2 этап. Прочитали книги. Просмотрели энциклопедии.

3 этап. Составили  правила по охране природы.

Выводы:

  • Человек – часть природы. Природа даёт всё, что необходимо для жизни человека.
  • Человек в ответе за природный щедрый дом.

Тема: Земля – наш дом родной

Цели:

  • Формировать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру.
  • Осознание себя как части природы и бережно относиться к окружающей нас природе.

Оборудование.

1. Газета

2. Плакаты с правилами поведения в природе.

3. Эпиграф (на плакате).

4. Книги, рисунки детей.

5. Фотографии

6. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

7. Фонограмма песни «Просьба» Н.А. Заболоцкого.

Газета (две маски лица – грустная и улыбающаяся)

На одинаковом расстоянии друг от друга располагаются 5 окружностей.

В первом круге – фигура человека.

Второй круг – светло-голубого цвета, на нём аппликации, изображающие микробов различных конфигураций: они тёмно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином.

Третий круг – неокрашенный, белый, на нём прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов.

Четвёртый круг – ярко-синего цвета. В нём фигурки неопределённых форм тёмных цветов.

Пятый круг – зелёного цвета. На нём прикреплены чёрные квадраты и круги.

        Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной.

        Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено солнце (жёлтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю звёзды.

I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Цели и задачи.

        Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

        - Сегодня у нас интересный урок, урок – отчёт.

2-ю четверть и 3-ю четверть мы работали с вами по теме: «Земля- наш дом родной». Вы собирали материал по охране и защите природы, рисовали плакаты, фотографировали.

        - Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего пути. (Доказать, что люди и природа должны дружить).

        - Каковы были задачи?

        * Собрать материал о природе, которая является нашим общим делом.

        * Составить свод правил поведения в природе.

        * Сделать выводы о бережном отношении человека к природе.

        * Оформить фотовыставку.

        - Выдвинули гипотезу.

        * Природа и люди – одно целое.

III. Презентация. Экологи

        - Посмотрите на доску.

        То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты -  её страничка, а готовили её экологи. Они-то и расскажут, о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

        - Грустный человечек.

        - А почему он грустный?

        - У вас оказались разные мнения.

        Давайте теперь послушаем рассказы экологов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда мы и поймём, почему он грустный.

Первый эколог

        - Я буду говорить вот об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чём поёдёт речь.

        Через нос проходит в грудь

        И обратный держит путь.

        Он невидимый, и всё же

        Без него мы жить не сможем. (воздух)

        - Правильно, речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом.

        - Послушайте стихотворение о небе.

        Выше леса, выше гор

        Расстилается ковёр.

        Он всегда, всегда раскинут

        Над тобой и надо мной,

        То он серый, то он синий,

        То он ярко голубой.

        - Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. В воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.

        - Что же нужно делать, чтобы микробов было меньше. (Проветривать комнату, стереть пыль влажной тряпкой)

        - Правильно. Сейчас я уберу микробов с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов).

        - Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель:

        Молодцы ребята, вы правильно объяснили, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – нам человечек будет улыбаться!

        - На следующей страничке газеты какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего эколога.

Второй эколог.

        - Поднимите руку те, кто любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:

                Непременно каждым утром

                Я включаю телевизор,

                И, конечно, репродуктор,

                И ещё магнитофон.

        - Весело? А почему же соседи ей говорят:

                Эй, гражданка у окна,

                Вы же в доме не одна.

                Почему же целый дом

                Должен слушать этот гром?

(Ответы детей)

        - Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать музыку надолго и на полную мощность.

Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – редкий, сильный звук может разрушить слуховой         аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со страничками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки. Спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

        - Что нужно сделать, чтобы дома и в школе был звуковой комфорт (Не включать громко музыку, не кричать).

        - А с белого поля мы уберём стрелки и оставим красивые волны.

Третий эколог.

Учитель:

        - Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку.

Эколог

        Не умыться, ни напиться без воды,

        Листику не распуститься без воды,

        Без воды прожить не могут

        Птица, зверь и человек,

        И поэтому всегда

        Всем везде нужна вода!

- Это страничка о воде.

- Где больше всего воды на Земле (в океане)

- А ещё где находится вода? (в морях, в реках, в ручьях)

- Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится.

- В океане вода какая? (солёная)

        А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой.

- Про какую воду говорится:

                Водичка, водичка,

                Умой моё личико,

                Чтоб щёчки краснели,

                Чтоб глазки блестели,

                Чтоб смеялся роток,

                Чтоб кусался зубок?

        - Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь.

        - А как? (ответы детей)

        - Правильно. Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми,  во-вторых, беречь воду от загрязнения.

        Посмотрите на синее поле, на нём  -  пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.

        - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы очистить это поле и чтобы наш человечек улыбнулся. (Экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор. Не мыть в них машины).

        - Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

        - Уберём все грязные пятна! (Убирает)

Учитель.

        - Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зелёная страничка нашей газеты.

Четвёртый эколог

        - Она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

        Жить в зелёном мире этом

        Хорошо зимой и летом.

        Жизнь летает мотыльком,

        Шустрым бегает зверьком,

        В облаках кружится птицей,

        Скачет по ветвям куницей.

        Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

        Человек природе друг!

        - Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Они занесены в «Красную книгу».

        Охраняется «Красной книгой»

        Столько редких животных и птиц,

        Чтобы выжил простор многоликий

        Ради света грядущих зарниц.

        Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

        Чтобы души не стали пусты,

        Охраняются звери,

        Охраняются змеи,

        Охраняются даже цветы.

        - Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения а природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом.

Учитель.

- Представляем слово защитникам природы.

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву.
  4. Не рви в лесу, на лугу цветов. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
  5. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
  6. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Пояснения:

Правило № 2. Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Правило № 4. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

        - Мы запомним эти правила и можем убрать чёрные круги.

        - Посмотрите, как эти растения украшают нашу страничку, так же они украшаю и природу.

        - Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека.

        - Как убрать чёрные квадраты?

Учитель.

И снова нам помогут защитники природы.

  1. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.(Сети пауков по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству).
  2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  3. Не разоряй муравейники.
  4. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  5. Не подходи близко к гнёздам птиц. (По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо).
  6. Не разоряй птичьи гнёзда.
  7. В лесу старайся ходить по тропинкам. (Чтобы не вытаптывать траву и почву. От  вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

- Уберём чёрные квадраты!

Лучше без них на зелёном поле!

(Красивый мотылёк, хищная птица /орёл или ястреб, лягушка или жаба/).

Учитель.

        - Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

        - Посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете.

Человечек улыбается – ему хорошо.

(Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо).

        Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Ученик. Читает стихотворение М. Сёмкиной:

        Посмотри, мой юный друг.

        И увидишь ты вокруг

        Небо светло-голубое

        Солнце светит золотое,

        Ветер листьями играет,

        Травы роса умывает,

        Речка, лес, цветы, поля –

        Сердцу милая земля.

Ученица. Нам в любое время года

                Красоту дарит природа

                И земную благодать!

                Без растений и животных,

                Без лугов и чистых рек,

                Без лесов, полей раздольных

                Жить не может человек!

                Так давайте сбережём

                Наш природный щедрый дом!

- Мы выдвинули с вами гипотезу.

Подтвердилась ли она?

- Какие выводы можно сделать.

* Человек – часть природы.

Природа даёт всё, что необходимо для жизни  человека.

  • Человек в ответе за природный щедрый дом.

        ! Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Ведётся большая работа по охране природы.

К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу.

IV. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?».

Группа 1 – те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа 2 – те, кто набрал от 12 до  18 очков.

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои  знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить её вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.

Группа 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.

        Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты ещё знаешь немного.

        Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну.

- Закончить наш необычный урок хочу словами эпиграфа.

                Я сорвал цветок,

                И он завял.

                Я поймал жука,

                И он умер у меня на ладони

                И тогда я понял,

                Что прикоснуться к природе

                Можно только сердцем.

А сейчас защитники природы раздадут нашим гостям буклеты.

Песня «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица.

        Птицы, рыбы и звери

        В души людям смотрят.

        Вы их жалейте, люди.

        Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море.

А земля без зверей – не земля!

        Люди – исполины, люди – великаны,

        Есть у вас винтовки, сети и капканы.

        Есть у вас бесстрашье сила есть навечно,

        И должно быть сердце. Сердце человечье.

Люди – человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим домом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица.

Н.А. Заболоцкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля - наш дом родной.

Воспитывать бережное отношение к природе.Убедить учащихся в необходимости охраны окружающей средыРазвивать познавательные интересыВоспитывать чувства любви к природе и ответственности за её охра...

Урок окружающего мира "Земля - наш дом родной"

clip_image002.jpgТема: Урок-путешествие             «Земля – наш дом родной». Цель: Расширить и углубить знания учащихся о ...

Презентация "Земля- наш дом родной"

Презентация подготовлена для проведения обобщающего урока по литературному чтению в 3 классе по разделу "Люби живое".Конс пект урока взят из методической литературы С.В. Кутявиной к учебнику Л.Ф. Клим...

Земля - наш дом родной

На уроке используется графический планшет, проектно - исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность....

урок-конференция "Земля-наш дом родной"

Обобщить знания детей по разделу "Люби Живое"....

Воспитательная работа. "Земля -наш дом родной.Красная Книга Курганской области"

В разработке говорится о сохранении окружающей среды....

Сценарий праздника "Земля - наш дом родной"

Воспитание у детей любви к родной природе. Расширение детского кругозора....