Земля – наш дом родной
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Данный материал направлен на формирование доброго и непотребительского отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya-_nash_dom_rodnoy.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Земля – наш дом родной
Автор проекта: учитель начальных классов Нестерова Валентина Андреевна. МОУ – Грязновская СОШ
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Основополагающий вопрос
Люди и природа –
Друзья или недруги?
Проблемные вопросы.
- Почему необходимо защищать природу?
- Как человек охраняет природу.
Учебные предметы
Окружающий мир
Информатика
Русский язык
ИЗО
Цель: Формировать бережное отношение к природе, понимание важности заботы о природе.
Задачи
- Учить находить источники информации, подбирать материал по теме.
- Научить оформлять буклет.
- Формировать умение работать в группе.
Темы исследования.
Экологи /Защита природы. Презентация/
Защитники природы /Правила поведения в природе. Буклет/
Мастера /Фотовыставка домиков и кормушек для птиц и зверей/
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Организационный – 2 часа.
- Постановка цели и задач.
- Формирование и обсуждение плана работы групп.
2. Практический – 14 часов, 2 четверть.
- Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
- Подготовка отчётов.
3. Аналитический – 4 часа.
- Формирование выводов, оформление и защита проектов.
Защита природы
Исполнители: учащиеся 3 класса МОУ – Грязновская СОШ
Гипотеза: «Природа и люди – одно целое».
Цель:
- Доказать, что люди и природа должны дружить.
Задачи:
- Собрать материал о природе, которая является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни, отдыха и трудовой деятельности.
- Составить свод правил поведения в природе.
- Сделать выводы о бережном и ответственном отношении человека к природе.
- Оформить фотовыставку.
Как мы это делали?
1 этап. Собирали материал по теме: «Природа – наш общий дом» (охрана природы).
2 этап. Прочитали книги. Просмотрели энциклопедии.
3 этап. Составили правила по охране природы.
Выводы:
- Человек – часть природы. Природа даёт всё, что необходимо для жизни человека.
- Человек в ответе за природный щедрый дом.
Тема: Земля – наш дом родной
Цели:
- Формировать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру.
- Осознание себя как части природы и бережно относиться к окружающей нас природе.
Оборудование.
1. Газета
2. Плакаты с правилами поведения в природе.
3. Эпиграф (на плакате).
4. Книги, рисунки детей.
5. Фотографии
6. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
7. Фонограмма песни «Просьба» Н.А. Заболоцкого.
Газета (две маски лица – грустная и улыбающаяся)
На одинаковом расстоянии друг от друга располагаются 5 окружностей.
В первом круге – фигура человека.
Второй круг – светло-голубого цвета, на нём аппликации, изображающие микробов различных конфигураций: они тёмно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином.
Третий круг – неокрашенный, белый, на нём прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов.
Четвёртый круг – ярко-синего цвета. В нём фигурки неопределённых форм тёмных цветов.
Пятый круг – зелёного цвета. На нём прикреплены чёрные квадраты и круги.
Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной.
Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено солнце (жёлтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю звёзды.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Цели и задачи.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Сегодня у нас интересный урок, урок – отчёт.
2-ю четверть и 3-ю четверть мы работали с вами по теме: «Земля- наш дом родной». Вы собирали материал по охране и защите природы, рисовали плакаты, фотографировали.
- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего пути. (Доказать, что люди и природа должны дружить).
- Каковы были задачи?
* Собрать материал о природе, которая является нашим общим делом.
* Составить свод правил поведения в природе.
* Сделать выводы о бережном отношении человека к природе.
* Оформить фотовыставку.
- Выдвинули гипотезу.
* Природа и люди – одно целое.
III. Презентация. Экологи
- Посмотрите на доску.
То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты - её страничка, а готовили её экологи. Они-то и расскажут, о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
- Грустный человечек.
- А почему он грустный?
- У вас оказались разные мнения.
Давайте теперь послушаем рассказы экологов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда мы и поймём, почему он грустный.
Первый эколог
- Я буду говорить вот об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чём поёдёт речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не сможем. (воздух)
- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом.
- Послушайте стихотворение о небе.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой.
- Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. В воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.
- Что же нужно делать, чтобы микробов было меньше. (Проветривать комнату, стереть пыль влажной тряпкой)
- Правильно. Сейчас я уберу микробов с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов).
- Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель:
Молодцы ребята, вы правильно объяснили, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – нам человечек будет улыбаться!
- На следующей страничке газеты какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего эколога.
Второй эколог.
- Поднимите руку те, кто любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И ещё магнитофон.
- Весело? А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей)
- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать музыку надолго и на полную мощность.
Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – редкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со страничками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки. Спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
- Что нужно сделать, чтобы дома и в школе был звуковой комфорт (Не включать громко музыку, не кричать).
- А с белого поля мы уберём стрелки и оставим красивые волны.
Третий эколог.
Учитель:
- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку.
Эколог
Не умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Это страничка о воде.
- Где больше всего воды на Земле (в океане)
- А ещё где находится вода? (в морях, в реках, в ручьях)
- Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится.
- В океане вода какая? (солёная)
А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой.
- Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь.
- А как? (ответы детей)
- Правильно. Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, во-вторых, беречь воду от загрязнения.
Посмотрите на синее поле, на нём - пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы очистить это поле и чтобы наш человечек улыбнулся. (Экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор. Не мыть в них машины).
- Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
- Уберём все грязные пятна! (Убирает)
Учитель.
- Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!
А теперь зелёная страничка нашей газеты.
Четвёртый эколог
- Она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!
- Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Они занесены в «Красную книгу».
Охраняется «Красной книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
- Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения а природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом.
Учитель.
- Представляем слово защитникам природы.
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву.
- Не рви в лесу, на лугу цветов. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Пояснения:
Правило № 2. Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
Правило № 4. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Мы запомним эти правила и можем убрать чёрные круги.
- Посмотрите, как эти растения украшают нашу страничку, так же они украшаю и природу.
- Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека.
- Как убрать чёрные квадраты?
Учитель.
И снова нам помогут защитники природы.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.(Сети пауков по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству).
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй муравейники.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не подходи близко к гнёздам птиц. (По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо).
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- В лесу старайся ходить по тропинкам. (Чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
- Уберём чёрные квадраты!
Лучше без них на зелёном поле!
(Красивый мотылёк, хищная птица /орёл или ястреб, лягушка или жаба/).
Учитель.
- Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
- Посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете.
Человечек улыбается – ему хорошо.
(Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо).
Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
Ученик. Читает стихотворение М. Сёмкиной:
Посмотри, мой юный друг.
И увидишь ты вокруг
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Травы роса умывает,
Речка, лес, цветы, поля –
Сердцу милая земля.
Ученица. Нам в любое время года
Красоту дарит природа
И земную благодать!
Без растений и животных,
Без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных
Жить не может человек!
Так давайте сбережём
Наш природный щедрый дом!
- Мы выдвинули с вами гипотезу.
Подтвердилась ли она?
- Какие выводы можно сделать.
* Человек – часть природы.
Природа даёт всё, что необходимо для жизни человека.
- Человек в ответе за природный щедрый дом.
! Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Ведётся большая работа по охране природы.
К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу.
IV. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?».
Группа 1 – те, кто набрал от 5 до 11 очков.
Если бы все были такими как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше.
Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.
Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить её вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.
Группа 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.
Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты ещё знаешь немного.
Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну.
- Закончить наш необычный урок хочу словами эпиграфа.
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
А сейчас защитники природы раздадут нашим гостям буклеты.
Песня «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море.
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье.
Люди – человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим домом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица.
Н.А. Заболоцкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земля - наш дом родной.
Воспитывать бережное отношение к природе.Убедить учащихся в необходимости охраны окружающей средыРазвивать познавательные интересыВоспитывать чувства любви к природе и ответственности за её охра...
Урок окружающего мира "Земля - наш дом родной"
clip_image002.jpgТема: Урок-путешествие «Земля – наш дом родной». Цель: Расширить и углубить знания учащихся о ...
Презентация "Земля- наш дом родной"
Презентация подготовлена для проведения обобщающего урока по литературному чтению в 3 классе по разделу "Люби живое".Конс пект урока взят из методической литературы С.В. Кутявиной к учебнику Л.Ф. Клим...
Земля - наш дом родной
На уроке используется графический планшет, проектно - исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность....
урок-конференция "Земля-наш дом родной"
Обобщить знания детей по разделу "Люби Живое"....
Воспитательная работа. "Земля -наш дом родной.Красная Книга Курганской области"
В разработке говорится о сохранении окружающей среды....
Сценарий праздника "Земля - наш дом родной"
Воспитание у детей любви к родной природе. Расширение детского кругозора....