по теме:" Край льда и снегов ".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Начальная школа 21 век Н.Ф.Виноградова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе "Зона арктических пустынь»
Цели урока:
- Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;
- Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.
Оборудование:
у учителя
- персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,
- карта “Природные зоны России”,
- карточки с новыми словами,
- выставка книг по теме,
- презентация учителя.
- гербарии мхов и лишайников,
- атлас “Мир и человек”,
учебник Н,Ф. Виноградова Окружающий мир.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Я предлагаю вам совершить путешествие от края и до края нашей необъятной Родины. Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг , то сможем понаблюдать , как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами. Учёные-географы сказали бы, что мы пересекли природные зоны.
Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные зоны бывают? Как они обозначаются?
– Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.
Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.
(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева” жила в арктической зоне.)
– Попробуйте сами сформулировать тему урока.
Что такое Арктика, арктическая зона будем изучать по плану :
- Месторасположение зоны
- Природные условия
- Растения
- Животный мир
- Занятия населения
- Охрана природной зоны
III. Изучение нового материала.
1. Работа по карте “Природные зоны России” (слайд 3)
– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?
(Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли).
Выберите правильное высказывание:
- Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.
- Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.
Ответы учащихся.
– В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.
Работа в парах( в печатных тетрадях. С.8-9)
Арктическая зона (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины).
– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
Географическое положение | Арктика занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и Остров Врангеля. |
Освещение | Полярный день, полярная ночь, северное сияние. |
Растительный и животный мир. | Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи. |
(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)
– Назовите и покажите на карте северные моря.
(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).
– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.
(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)
– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?
(Ответы учащихся.)
Работа в группах. Самостоятельная работа.
1 группа.Климатические условия.( Освещение. Полярный день, полярная ночь, северное сияние)
2 группа . Животный и растительный мир.
3. группа Занятия населения
4группа. Охрана природной зоны
Разгадывание кроссворда (слайд)
IV.Физкультминутка
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
V.Закрепление изученного материала.
Тест «Арктика»
1.Природная зона арктических пустынь расположена:
1) на островах Тихого океана
2) на островах Индийского океана
3) На островах Северного Ледовитого океана
2. В Арктике для растений и животных сложились ..
1) суровые условия
2) комфортные условия
3. В ледяной зоне растут…
1) кедры, берёзы, черёмуха
2) лишайники, мхи, полярный мак
3) бузина, орешник, айва
4. В Арктике обитают животные:
1) бобры, нутрии, хомяки
2) волки, белые медведи, рыси
3) моржи, тюлени, белые медведи
5. Найди верную цепь питания:
1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь
2) водоросли – рачки – сайки – тюлени
VI. Подведение итога урока. Рефлексия.
– С какой природной зоной познакомились на уроке?
Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?
Ответы детей.
– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами? Мнения детей.
– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.
VII. Домашнее задание. 1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь. Учебник с.6-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арктика - царство льда и снега.
Наглядно проиллюстрирует учащимся природу Арктики...
Конспект урока "Царства льда и снега" с презентацией
Конспект урока "Царства льда и снега", к учебнику Плешакова, 4 класс...
Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе "Царство льда и снега"
Данный урок разработан с использованием ИКТ, что позволило наиболее полно показать и разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, и несколько видов северного сияния. Это первая пробная...
Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"
Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....
В царстве льда и снегов
Конспект комбинированного занятия с детьми младшего и среднего школьного возраста на факультативе "Ажурные чудеса" по освоению направления декоративно-прикладного искусства - вытынанка....
Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.
Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...
Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс
Целью данного урока было создать условия для формирования у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...