Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе "Царство льда и снега"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный урок разработан с использованием ИКТ, что позволило наиболее полно показать и разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, и несколько видов северного сияния. Это первая пробная самостоятельная работа двух педагогов применить на практике новые знания и умения в сфере компьютерной грамотности. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ledyanaya_zona.rar | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация |
Тема урока | «Царство льда и снега» |
Предмет | окружающий мир ( Учебник А.А.Плешаков) |
Класс | 4-ый класс |
Автор урока (ФИО, должность) | Соколова Надежда Михайловна, учитель начальных классов, Шабалина Светлана Владимировна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | «Средняя общеобразовательная школа» № 19 с углубленным изучением предметов. |
Республика/край, город/поселение | Республика Татарстан, город Набережные Челны |
Методическая информация |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Цели урока | 1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь. 2. Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование, учить определять существенные признаки зоны. 3. Развить познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал. 4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться картой, энциклопедиями. |
Задачи урока | -Открытие новых знаний с опорой на предложенный алгоритм действий. -Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде. -Развитие интереса к познанию окружающего мира, формирование целостной картины мира. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | В ходе урока дети актуализируют следующие компетенции: коммуникативную (навык работы в парах, умение задавать вопрос, вести беседу), информационную ( самостоятельный поиск и анализ информации), ценностно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем), учебно-познавтельную (планирование, рефлексия, самооценка и добывание знаний), компетенция личностного самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, внутренняя экологическая внутренняя экологическая культура, эмоциональная саморегуляция). |
Необходимое оборудование и материалы | Карта «Природные зоны России», компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, карточки для учащихся, учебники Плешаков А.А. Природоведение, 4 класс, Москва, «Просвещение». 2005 г. |
Подробный конспект урока |
Мотивация учащихся | Слайды № 2, 3, 4, 5, Слайды появляются автоматически с отрывками из « Песни про медведей» из к/ф «Кавказская пленница», Учитель: Где-то на белом свете Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря . Трутся об ось медведи- Вертится Земля. Мы отправляемся туда, Где царство холода, снега и льда. -Мы сегодня начинаем путешествие к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана и его островам Слайд № 6 На экране появляется тема урока, автоматически Слайд № 7 Слайд появляется по щелчку (АРКТИКА, картинки природных зон) -Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с природными зонами нашей родины. Догадайтесь, какие это природные зоны? ( степь, пустыня, субтропики, лес) –А в какой природной зоне находится наша республика? Учитель: -А что же такое Арктика? Выяснять мы будем по плану: (план написан на ватмане, а у детей на партах отдельные листочки) Месторасположение зоны Природные условия Особенности растений Животный мир Занятия населения Охрана природной зоны |
Ход и содержание урока | Учитель. Так чем же мы будем заниматься на уроке? (дети озвучивают цели урока) -Прочитайте в учебнике о месторасположении Арктики, запишите в карточку ключевые слова Слайд № 8 Слайд появляется по щелчку, последовательно появляются записи (Ледяная зона, природные условия (-Выяснение природных условий данной зоны, по учебнику с записью в карточку и сравнение с экраном) Слайд №19 Слайд появляется последовательно по щелчку (Ученик рассказывает информацию о северном сиянии, найденную в энциклопедии) ученик Северное сияние. «В полярную ночь северное сияние воспринимается как вознаграждение за долгую темноту. Лучше всех описал это явление Фритьоф Нансен. « Вот оно… северное сияние несравненной силы и красоты… Вдали на западном крае горизонта взвился по небу огненный змей, сверкая всё сильнее». Ученые объединяют типы сияний в три группы: ленточные, лучистые, диффузные. Ленточные могут быть в виде полос и дуг. Лучистые сияния создаются множеством узких световых пучков. Диффузные похожи на светящийся туман.» Слайд №10 По щечку появляется вопрос, о том, какие растения могли бы расти в ледяной зоне Слайд № 11 Появляется по щелчку, (названия растений) Слайд №12 Появляется по щелчку, вопрос: А вот животный мир очень богат, но только летом. Почему?, (Чтение учебника, выводы, сравнение с экраном) Слайд №13 Слайд появляется по щелчку (животные, птицы, рыбы) Слайд № 14 Слайд появляется по щелчку: Проверь себя! (морж) (Ученик рассказывает информацию о морже, найденную в энциклопедии) Морж. Морж –особый представитель ластоногих. Живет он у побережья островов Северного Ледовитого океана, но на берег выбирается лишь для выращивания и воспитания подрастающего поколения. Морж вырастает в длину до 5 метров. И весит при этом около 1, 5 тонны. Неуклюжее, валикообразное тело покрыто морщинистой кожей, которая собирается в складки. Голова небольшая с широким плоским носом и жесткими усами. Задние ласты маленькие. Грозные клыки большого животного внушают опасение. Клыками он перепахивает морское дно в поисках пищи – моллюсков. Во время своего пребывания на суше моржи собираются огромными группами. Порой они лежат так тесно, что вновь прибывающим животным просто не хватает места и они вынуждены ложиться сверху на тех, кто приплыл раньше. Физкультминутка Учитель: А живут ли люди в таких условиях? Слайд №15 Слайд появляется по щечку, последовательно- Арктика и человек, охрана Арктики Слайд №16 Слайд появляется по щелчку Блиц-опрос (дети выбирают правильный ответ) Слайд №17 Слайд появляется по щелчку Проверь себя!( Ответ учеников на вопрос почему в Арктике не растут деревья) Слайд № 18 Слайд появляется по щелчку, последовательно (Есть ли связь между водорослями и белым медведем?) Работа в парах Цепь питания водоросли---рачки----рыбы----птицы Водоросли---рачки---рыбы---тюлени ( затем дети составляют на доске) |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Самостоятельная работа с самопроверкой и самооцениванием Слайд №16 Слайд появляется по щелчку Блиц-опрос (дети выбирают правильный ответ на вопрос какой океан омывает нашу страну с севера?) Слайд №17 Слайд появляется по щелчку Проверь себя!( Ответ учеников на вопрос почему в Арктике не растут деревья) Слайд № 18 Слайд появляется по щелчку, последовательно (Есть ли связь между водорослями и белым медведем?) Белый медведь. Научное название рода белых медведей, означает «морской медведь». В самом деле, почти вся жизнь этого зверя проходит не на твердой земле, а в морях Северного Ледовитого океана. Обычно он держится поблизости от островов, но может и пуститься в далекое странствие по ледовым полям. Белый медведь- самый крупный хищник среди наземных млекопитающих. Средний вес самок около 350 кг, самцов-400 кг. Такой «мишка» способен одним рывком вытащить из проруби тюленя весом больше 100 кг, а потом бежать с этим грузом в зубах несколько км. В отличие от всех остальных медведей ,белый –прирожденный пловец, даже маленькие медвежата с удовольствием купаются в ледяной воде. Между пальцами, примерно до половины их длины, у белого медведя есть плавательные перепонки-почти такие же, как у лягушек. Кроме того, эти животные отлично ныряют, на 2-3 м, но под водой остаются больше двух минут, даже рыбу за это время успевают поймать. Любимая еда медведя- тюлени. Сейчас белый медведь считается редким видом, но запрет на охоту дал свои результаты: вымирание перестало угрожать «хозяину льдов». Работа в парах Цепь питания водоросли---рачки----рыбы----птицы Водоросли---рачки---рыбы---тюлени |
Рефлексия деятельности на уроке | Итог: Учитель: А теперь подведем итоги, что же мы узнали на уроке? (у детей заполненные карточки, оценивание ) Учитель Так что же Арктика, никудышные края, бросовые земли? Вывод: (дети делают вывод , значении Арктики) Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, солнце светит, но не греет, зимой в Арктике полярная ночь, бывает полярное сияние. Летом в Арктике-полярный день, но тепла нет. Встречаются лишайники, мхи. Животных кормит море. Это – белые медведи, тюлени, моржи. Множество птиц :гагары, кайры. В Арктике работают научные станции, Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. Задумавшись над этим, люди взяли под охрану редких животных, создали заповедники Учитель: Где испытывали затруднения? -Как с ними справились? -Какие моменты понравились? -Что нового, интересного унесете с урока? |
Домашнее задание | Слайд №19 Появляется по щелчку 1.Нарисуй, какой ты запомнил Арктику. 2 Дай характеристику природной зоны по плану данному на уроке |
Дополнительная необходимая информация | Распределение времени на уроке: Организационный момент (1 мин.) Мотивационный аспект ( 1 мин.) Актуализация знаний (« мин.) Постановка проблемы (1 мин.) Открытие детьми новых знаний (16 мин.) Самостоятельная работа и самооценивание (15 мин.) Рефлексия (3 мин.) Домашнее задание (1 мин.) |
В помощь учителю |
Использованные источники и литература (если имеются) | Долгова Т.В. «Загадочные звери»-М.; ООО «Издательство «РОСМЭН_ПРЕСС», 2003- С.200-201, С.301-305, С,194-195, «Я познаю мир: дет. энцикл., География,/Авт.-сост. В.А.Маркин;, Под общ. Ред. О.Г. Хинн, -М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 200. С. 87, интернет (картинки) |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Данную тему следует изучать с использованием ИКТ, так как появляется возможность на одном уроке показать разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, несколько видов северного сияния, экологическую роль Севера для людей. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Переход к следующим урокам: дальнейшее изучение следующих природных зон по введенному на первом уроке алгоритму (плану анализа природной зоны и сравнения их) . |
Другое | Урок проводился в классе по программе «Школа России» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"
Опытным путем учащиеся 1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"
В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед
технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...
конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед
технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...
Урок окружающего мира по теме: "Что такое снег и лёд" 2 класс
Проведённый урок составлен с требованием ФГОС, с использованием интерактивной доски....
Презентация по окружающему миру для 3 класса "Свойства снега и льда"
Познакомить учащихся со свойствами снега и льда....