Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие веществ".
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Разработка урока окружающего мира по теме "Разнообразие веществ" для 3 класса составлена на основе учебника А.А Плешакова УМК "Школа России". Добавлена презентация из 25 слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponkrashina_a.v.okruzh.mir_.3_klass.rar | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с использованием компьютера.
Окружающий мир. 3 класс.
Автор: Понкрашина Анна Владимировна
Полное название образовательного учреждения: Томская область, с. Кожевниково, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2"
Предмет: Окружающий мир
Тема: Разнообразие веществ
Класс: 3
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; учить правильно пользоваться этими веществами; расширять кругозор обучающихся.
Тип урока: ознакомления с новым материалом
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование:
- Вещества: соль, сахар, крахмал, кислота (лимонная или лимон).
- Продукты для практической работы (картофель, хлеб, яблоко, груша);
- Раствор йода, пипетка;
- Компьютер, проектор, экран.
Учебно-методическое обеспечение:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2009. – 159с: ил. – (Школа России).
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. М.:Просвещение. – (Школа России).
- Целоусова Т.Ю, Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М: «ВАКО», 2004, 320 с.
Авторский медиапродукт:
- презентация 22 слайда (операционная среда редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word)
- вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
Схема взаимосвязи кадров презентации: линейная
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Недостаточное количество наглядного информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация | Слайд |
I.Организационный момент II.Повторение пройденного материала III.Проверка домашнего задания. IV.Разнообразие веществ - работа по теме урока. V.Практическая работа в группах по определению наличия крахмала в продуктах. VI.Физкультминутка VII.Кислоты — лекция учителя VIII.Итог урока. IX. Домашнее задание. | 1 минута 4 минуты 1 минута 15 минут 8 минут 3 минуты 6 минут 5 минут 2 минуты | № 2 № 3 - №13 №14 - №15 № 16 – 20 №21 № 22 |
Карта урока
Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |
I.Организационный момент | Внутренняя дисциплина, организованность | |
II.Повторение пройденного материала. Дети вспоминают значения терминов из словарика и отгадывают кроссворд, в результате высвечивается тема урока. | Память, Внимание | Активизация знаний |
III.Проверка домашнего задания. Дети отвечают на вопросы учителя. | Память, Внимание | Активность, логика |
IV.Разнообразие веществ – работа по теме урока. 1. Введение в тему урока. Разгадывание загадок. 2. Рассказ о соли заранее подготовленного ученика. 3.Рассказ о сахаре заранее подготовленного ученика. 4. Рассказ учителя о крахмале. | Внимание | Любознательность, активное слушание, четкость и вырази- тельность речи, логика |
V.Практическая работа в группах по определению наличия крахмала в продуктах. Результаты исследования дети записывают в тетради, по одному представителю от каждой группы докладывают о результатах. | Организованность | Исследовательские способности, сотрудничество, ответственность за общее дело |
VI.Физкультминутка | Двигательная активность | Интерес |
VII.Кислоты — лекция учителя Учитель рассказывает о том, в каких продукта есть кислота, предупреждает об осторожном обращении с уксусной кислотой, для некоторых животных и растений кислота является средством защиты, а из-за загрязнения атмосферы выпадают осадки в виде кислотных дождей. | Внимание | Восприимчивость к новому, активное слушанье, бережное отношение к природе |
VIII.Итог урока. Дети говорят о том, что им запомнилось и понравилось на уроке, разгадывают кроссворд в тетради и читают вывод в учебнике. | Рефлексивность | |
IX. Домашнее задание. | Внимание |
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Повторение пройденного материала
(слайд №2) Вспомните значения терминов из вашего словарика, и отгадайте кроссворд:
- Первая ступень познания. (Восприятие)
- Крошечные организмы. (Бактерии)
3.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. (Общество)
- Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)
- Как называются огромные группы, на которые делят все живое? (Царства)
- Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело)
- Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.
(Заповедник) - Население государства, жители страны. (Народ)
- Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? (ВЕЩЕСТВА.)
III. Проверка домашнего задания.
Что такое вещества? (Это то, из чего состоят тела.)
Из чего состоят вещества? (Вещества состоят из частиц - молекул и атомов.)
Что вы можете рассказать о частицах? Какие вещества бывают? (Твердые, жидкие и газообразные.)
IV. Разнообразие веществ – работа по теме урока.
Тема сегодняшнего урока «Разнообразие веществ». На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука – химия. На свете очень много веществ: сейчас их известно несколько миллионов. С некоторыми из них мы встречаемся каждый день.
(слайд №3) Давайте отправимся на кухню!
Подумайте, какие вещества есть на кухне? (Соль, сахар, вода, мука, сода и другие)
Какое первое вещество нам встретилось, узнаете из загадки:
(слайд №4) Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Рассказ о соли подготовленного ученика:
Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для соления пищи.
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые соли люди добывают и используют как удобрения для растений. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.
(слайд №5) Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемые. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы, есть и в недрах Земли, и на ее поверхности.
(слайд №6) В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом виде заняла бы около 70 миллионов кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого бы превышала 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах, примерно так же, как и каменный уголь.
(слайд №7) Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой — соляной воздух для них целебен.
(слайд №8) С солью связано много метких, красочных выражений, различных поверий:
Чтобы лучше узнать человека, надо с ним «пуд соли съесть»;
Рассыпать соль — к ссоре, к несчастью;
Вспомните старинный русский обычай встречать гостей с хлебом-солью.
(слайд №9) Есть еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. О себе оно говорит так:
Я бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)
Рассказ о сахаре подготовленного ученика:
По внешнему виду сахар можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус - главное свойство сахара.
(слайд №10) Когда-то сахар делали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и других странах, где климат постоянно теплый и влажный.
Долго искали замену сахарному тростнику. Сейчас почти половину всего сахара в мире получают из свеклы.
(слайд №11) В старину сахар был очень дорогой диковинкой. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок клена, березы, липы.
(слайд №12) Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в природе. Во фруктах содержится фруктовый сахар, в молоке — молочный сахар. Глюкоза — еще одна разновидность сахара. В природе она встречается в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок. Глюкозу еще называют виноградным сахаром.
(слайд №13) А это что за вещество, которое очень похоже по цвету на соль и сахар?
Хоть, как пудра, нежен, бел,
А не сахар и не мел.
Он в кисель из года в год
Превращает нам компот. (Крахмал)
Крахмал — одно из питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет.
V. Практическая работа
Практическая работа проводится по группам (класс делится на 6 групп). Каждая группа получает картофель, яблоко, хлеб, грушу. Также каждой группе выдается пипетка и раствор йода.
Задание:
- С помощью разбавленной настойки йода определить, есть ли крахмал в продуктах. (слайд №14)
- Результаты исследования записать и зарисовать в тетрадь. (слайд №15)
По окончании работы о результатах исследования докладывает один представитель от каждой группы.
VI. Физкультминутка
С какими телами вы работали на практической работе? Какие бывают тела? (Искусственные, естественные.)
Если я называю искусственное тело, то вы садитесь, а если естественное тело – стоите.
Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолет, солнце, звезды, медведь.
VII. Кислоты — лекция учителя
(слайд №16) Большая группа веществ, с некоторыми из которых мы можем встретиться на кухне — это кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придает содержащаяся в нем лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля — щавелевая. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота.
Какое общее свойство этих веществ? (Кислый вкус.)
Можно ли пробовать любую кислоту на вкус? (Нет.)
(слайд №17) На кухне можно встретить одну из таких кислот — это уксусная кислота. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться. Это вещество используется только в разбавленном виде.
(слайд №18) Некоторые животные и растения защищаются с помощью кислоты.
(слайд №19) Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают вместе с дождем на землю, так получаются кислотные дожди. Основная причина кислотных дождей - это загрязнение воздуха различными вредными газами и одним из их источников является автомобиль. Оксиды азота, в большом количестве выбрасываемые автомобилями, взаимодействуя с водой, становятся в итоге различными азотсодержащими кислотами.
(слайд №20) Кислотные дожди наносят огромный ущерб природе и здоровью детей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни. Огромный урон наносят кислотные дожди лесам, паркам, садам. В разгаре лета у растений вдруг желтеют и опадают листья, побеги становятся хрупкими, словно стекло. Установлено, что хвойные породы деревьев страдают от кислотных дождей в большей степени, чем лиственные. Из-за кислотных дождей становятся непригодными для обработки пахотные земли. Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает различные ответственные конструкции мостов, башен, антенн и даже самолетов.
VIII. Итог урока
(Слайд №21) С какими веществами мы сталкиваемся каждый день на кухне? (Сахар, соль, крахмал, кислоты). Что нового и интересного узнали для себя?
Дети разгадывают кроссворд в тетради (стр.17) и читают вывод в учебнике (стр. 43)
IX. Домашнее задание
(слайд №22)
- По учебнику: задание 1, 2 (стр. 43).
- Прочитать статью на стр. 39—42 учебника; подготовить ответы
на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 43).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по окружающему миру 3 класс потеме "Тела, вещества, частицы"
Тест ООМ 3 класс...
Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова
Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс "Самое главное вещество"
С применением мотивационных приёмов...
Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»
Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"
Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....
Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ
Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема урока: Разнообразие веществТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)Цель: познакомить...