урок по окружающему миру 1 класс по программе ПНШ
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме
: «Жизнь лесных зверей зимой»
Цели:
-уточнить и расширить представление детей о зимовке животных;
- выявить признаки сходства зверей;
- дополнить знания о том, какую помощь оказывают люди зверям зимой;
- учить анализировать, делать выводы, развивать речь, учить отвечать на вопросы;
- расширять кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 33.72 КБ |
prezentatsiya4.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Жизнь лесных зверей зимой»
Цели:
-уточнить и расширить представление детей о зимовке животных;
- выявить признаки сходства зверей;
- дополнить знания о том, какую помощь оказывают люди зверям зимой;
- учить анализировать, делать выводы, развивать речь, учить отвечать на вопросы;
- расширять кругозор.
Оборудование:
Презентация, картинки лесных зверей, грамзапись музыки волшебного леса, компьютерные распечатки ключевых слов (лес, зима, звери, голодно и холодно, теплая шерсть, помощь людей)
Ход урока:
- Организационный момент.
П. Актуализация опорных знаний.
Угадайте загадку:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
А зовут меня…
О каком времени года идет речь?
Назовите зимние явления природы. - Посмотрите на доску, прочитайте и выберите явления, наиболее характерны для зимы.
Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица–
У - Ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки?
А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Значит, что вы будете узнавать на уроке?
Д - Как живут звери зимой.
У - Представьте себе, что вы оделись тепло и отправились в путешествие на вертолете в лес. Какое время года изображено на картинке? Как вы догадались?
Тихо в лесу зимой-
Всюду царит покой.
Шепчется ель с сосной,
Словно шумит прибой.
Мягко покрыл серебром
И убаюкал лес сном
Лёгкий искристый снежок-
Белый пушистый божок.
Замер притихший ручей,
Чей звон будил средь ночей
Шумом, зверей созывал,
Жажду легко утолял.
Тихо в лесу... Благодать!
В белом убранстве поймать
Взглядом живое под час
Вряд ли возможно - окрас
Звери меняют зимой,
Не разглядишь их порой...
Изредка где-то вспорхнёт
Птица, дремавшая днём,
С шумом сучок упадёт
В толщу снегов и замрет...
Снова царицей зима
Властвовать будет одна.
I I I. Объяснение нового материала.
Совместное открытие знаний. Итогом нашего путешествия будет панно
« Жизнь зверей зимой»
Звучит музыка.
У. - Посмотрите, какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Для животных наступила суровая пора. Почему?
- Каких зверей можно увидеть с вертолета? А каких нет? Почему?
Смотрите! Вот и чьи-то следы? Какой зверь по снегу на лыжах бегает?
Не барашек и не кот, носит шубку круглый год.
Шубка серая для лета, Для зимы другого цвета.
Д - Зайцы живут небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в каком - нибудь углублении, а ночью выходят на поиски пищи. Ходит заяц неуклюже. Это из - за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение.
Ни летом, ни зимой заяц не запасает корм. Это ему и не нужно, он находит корм и зимой. Питается корой деревьев и кустарников. Заяц из серого зимой превращается в белого. На снегу белого зайца незаметно.
У зайцев много врагов – охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но больше всего он боится лесной кошки – того и гляди рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена.
У - Ответьте на вопрос: Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору?
(В гору удобнее бежать. Передние лапки у него коротенькие, задние длинные: в гору бежит, а с горы катится.)
Вывод: заяц – меняет цвет, дом не строит, припасов не делает.
У – Как красиво в лесу! Снег сверкает, словно серебро, и все деревья прикрыл от мороза. Отгадайте про кого эта загадка?
Рыжая хозяйка по лесу прошла,
Стежки – дорожки хвостом подмела.
- Меняют ли окраску лисы?
У. – Знает лисонька, лиса, в шубе вся ее краса. Давайте понаблюдаем, что эта лиса под снегом вынюхивает?
Д. – Мышей.
У. – Что ей помогает выискивать добычу?
Д. – Хороший слух и нюх.
У. – Чем еще питается лиса?
Д. – Мелкими зверюшками, птицами..
Д. – Лисица проворный и осторожный зверь. Днем лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши-полевки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Ну, уж тогда спасайтесь мыши, ведь у кумушки лисы зубы остры! Ну, а уж если очень голодно лисе, то она идет в деревню кур да уток воровать.
- А зачем лисе такой пушистый хвост?
Д. - Согревает, следы заметает.
У. – А кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней.
Физкультминутка. Игра «Лиса и зайцы»
На лесной лужайке разбегались зайки.
Вот какие зайки, зайки побегайки (Прыгают)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок.
Вот какие лапки, лапки – царапки (Сидят на корточках, делают движения руками, прячутся)
Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.
Где же, где же зайки? Зайки - побегайки? Ах, вот вы где! (Все быстро садятся).
Полетели дальше.
У – Кого еще вы видите с вертолета?
Д. – Лося.
У. – Посмотрите на лося. Большое это животное или маленькое? Расскажите про него.
Д. – Лось большой, высокий. Имеет длинные ноги, сильные копыта, рога.
Лоси умеют бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать.
У – посмотрите внимательно, а кто же помогает лосям в лесу зимой?
Работа по рисунку учебника с.36 на левой полосе разворота.
У. – Кто приходит на помощь животным?
- Каким животным зимой нужна помощь?
- Как помогают люди животным?
- В зимнюю пору дикие животные нуждаются в подкормке, Люди заботящиеся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают большие куски соли.
У – А еще кого можно увидеть на ветках деревьев?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
-Раньше белку называли «Скиурида» - Скиа –тень, аура – хвост. -
– Посмотрите, что у белки в лапках?
– Что ищет она в шишках? Зачем ей семена?
- А чем еще питается зимой белка?
Д. – Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.
У. – Какого цвета она? Почему? Какие деревья зимой?
Д. – Голые и серые.
У. – А белочку, какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего?
- Как называется жилище белок?
Д. – Дупло, гнездо.
Д. – В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная запасливая. Недаром ее в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Зачем? Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне – дупло. В дупле тепло.
- А как она от врагов защищается?
Д. – Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволе дерева.
У - А каких зверей вы не увидели с вертолета? Почему?
Д. – Не видно медведя – он в берлоге.
У.- Летом бродит без дороги, между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимний мех защищает его от самых лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира, ведь ему надо без пищи пролежать всю зиму.
С наступлением холодов медведь выбирает укромное место где – нибудь в глуши. Разыщет подходящее место, нагребет туда мху, опавшей листвы. Вход в берлогу почти всегда обращен в южную сторону. Когда падают первые снежинки, медведь обычно уже в берлоге. Снаружи метель, а в берлоге тихо и тепло, теплее, чем на воле.
Если медведь плохо ел летом, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем – шатуном очень опасна для человека.
- Что ещё любит медведь? (рыбу, мёд, орехи, насекомых)
- Какой зверь тоже спит зимой? (Барсук, еж ,змеи)
Вывод: медведь – делает берлогу, питается жиром, спит всю зиму.
- Пусть медведь спит, не будем ему мешать.
I V Первичное закрепление
У - А теперь выполним задания учебника с.37 (правая полоса).
- Работа в парах:
«Как отличить на снегу следы лося от следов кабана?»
«Как отличит на снегу следы зайца от следов лисы?»
«Как отличить след передней лапы медведя от задней?»
«Как отличить след задней лапы зайца от передней?»
- Игра «Закончи предложение».
- Белка запасает корм, а заяц нет.
- Ежик спит в норе, а медведь спит в берлоге.
- Заяц стал белый, потому что… все кругом стало белым.
- Летом зверям легко добывать корм, а зимой трудно.
V Итог.
- Возвратимся к животным на полянке? Скажите, чем они все похожи?
- Понравилось вам в лесу?
- Но к сожалению пора возвращаться обратно в школу.
V I Домашнее задание.
- Нарисовать следы домашних животных. (задание в Тетради 26, 27)
- Прочитать рассказ в хрестоматии «Почему зайцы снега ждут», «Хорошо ли зимой кабанам, когда снега много».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь диких животных зимой Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома А зовут меня… Зима
Люди помогают животным выжить в суровую зиму
1 2 3 4 5
Как животные готовятся к зиме зима морозы Нет корма снег Тёплый мех Впадают в спячку, Используют летние запасы, Перебираются ближе К жилью людей Смена окраски
Как животные леса проводят зиму?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Открытый урок по окружающему миру по адаптированной программе в начальных школе
Открытый урок по окружающему миру по адаптированной программе в 1-4 классах....
Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412
Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на дос...
Самоанализ урока Предмет: окружающий мир. Класс: 3 Программа: УМК "Школа России"
Самоанализ урокаПредмет: окружающий мир.Класс: 3Программа: УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...