Урок Окружающий мир "Природные зоны"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Данный урок разработан с применением презентации.  Урок обобщения 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 29.49 КБ
Файл презентация2.79 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект на тему «Обобщение по теме «Природные зоны Росси»»

Тема:

Природные зоны России;

Цель:

Обобщить знания о природных зонах России;

Задачи:

1)Повторить пройденный раннее материал о природных зонах России;

2) воспитывать  эмоционально-положительное отношение к объектам природы;             

 3) развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте,  умение работать с дополнительной литературой.

Планируемые результаты:

Обобщить полученные знания о климатических зонах. Понять причины различия климата на земле. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира, работать в группах и парах, самооценка и взаимооценка; постановка целей и задач, которые необходимо достич.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры.

Расширение кругозора.

Оборудование: учебник АА Плешакова « Мир вокруг нас» часть первая; мультимедиа, презентация, электронный учебник, обучающие программы.

Форма организации урока: обобщающий;

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Вы любите путешествовать?

Я предлагаю совершить сегодня интересное путешествие.

 Но для начала выясним, что нужно узнать, прежде чем отправляться в путь?

(погода)

Гидрометцентр

- Совершенно верно, нужна метеосводка. Кто сегодня дежурный по Гидрометцентру?(Желающему ставится на парту табличка    

он рассказывает о погоде, используя свой дневник наблюдений, по плану:

День недели, число, месяц, время года.

Состояние небосвода.

Температура.

Осадки.

Ветер, сила ветра.

Погодные явления.

Сезонные изменения в растительном и животном мире)..

  1. Актуализация знаний:

Вспомните, о чем мы узнали на прошлом уроке?

(О природных зонах) (слайд 1)

- Какие природные зоны вы знаете?

(ответы детей)

        А сегодня у нас будет необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие и нам понадобятся все те знания, которые были приобретены вами ранее, что бы справиться со всеми трудностями, с которыми вы встретитесь на своем пути. А, что бы не заблудиться и вернуться домой, нам необходима карта, которую нам принесли сегодня вот в этом письме.

 (слайд 2 письмо)

Упражнение «Волшебное окошко»

- Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.

- У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.

(квадрат голубого цвета)

- Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели?

(ответы нескольких детей)

Слайд 3 – карта

  1. Самоопределение к деятельности

Мы основательно подготовились к путешествию. Дорога предстоит долгая, поэтому отправимся мы сначала на  самолете. (звучит музыка «Пилоты»)

Цель нашего путешествия – облететь вокруг света, нам нужно рассказать об особенностях каждой зоны.

Точка отправления г.Воронеж, найдите его на карте.

Ну, что отправляемся в путешествие?

Да.

Ну, тогда счастливого пути.

  1. Работа по теме урока (слайд 3, станция «Размышляй-ка» )

«Размышляй-ка»(слайд 3)

- Наш путь начинается со станции «Размышляй-ка». Вам необходимо из предложенного набора слов, отгадать природную зону, которая в них зашифрована.

(слайд 4 )

  • Северное сияние;
  • Арктические пустыни;
  • Тюлень;
  • Гагарка;
  • Белый медведь;
  • Ледяная зона,

- Арктика.

(слайд 5)

  • Избыточная влажность;
  • Северный олень;
  • Полярная ночь;
  • Голубика;
  • Вечная мерзлота;
  • Много болот.

(слайд 6)

- Тундра.

  • Легкие планеты;
  • Бурый медведь;
  • Много тепла, света, и влаги;
  • Кладовая природы;
  • Березы, сосны, дубы;
  • Источник древесины.

- Лес.

(слайд 7)

  • Суховеи;
  • Ковыль;
  • Дрофа;
  • Засушливое, продолжительное лето;
  • Плодородные почвы;
  • Суслик.

- Степь.

(слайд 8)

  • Жаркое солнце;
  • Верблюд;
  • Не бывает дождей;
  • Верблюжья колючка;
  • Тушканчик;
  • Сайгак;
  • Ящерицы.

- Пустыня.

(Возврат на слайд 3 –карта; выбираем станцию отгадай-ка)

Ну дальше нам нужно двигаться на машине (Звучит музыка)

 «Отгадай-ка» (слайд 9 )

  • Молодцы. Вы справились с этим заданием, и мы можем отправиться к следующей станции, которая называется «Отгадай-ка». Здесь нас встречает кроссворд, а вот его тематику вы назовете сами, после того, как ответите на загадку

  • Дыши, растет, а ходить не может. (Растение).
  • Правильно, именно о растениях и пойдет речь.

2) Из-под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает. (Подснежник).

  1. Основная пища для северных олений? (Ягель).
  2. Это растение приспособлено к степным условиям, переносит сильную засуху, благодаря очень узким листьям? (Ковыль).
  3. Есть у родственницы елки

           Неколючие иголки, Но в отличии от елки

           Опадают те иголки. (Лиственница).

  1. Растут на камнях, похож на накипь? (Лишайник).
  2. Растение очень ценно в пустыни: его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра? (Колосняк).
  3. Рассыпает солнце стрелы, землю освещая.

           Что за ягодка созрела, синяя такая?

На кусточки под листочки кто-то бусы бросил. (Голубика)

  1. Я из крошки-бочки вылез,

           Корешки пустил и вырос.

           Стал высок я и могуч.

           Крона – больше черных туч.

           Я кормлю свиней и белок.

           Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

  1. Она одетая по моде,

Красива при любой погоде.

         На белом сарафанчике

         Есть черные карманчики.

         Весною кудри завивает,

         Свои сережки надевает. (Береза)

  1. растение пустынь и саван? (Акация)

(Возврат на слайд 3)

  1. Физкультминутка

 

Звучит музыка «Паровозик Букашка» дети выполняют движения поезда

  1. Продолжение работы по теме урока (слайд 3, выбираем станцию «Выбирай-ка»)

«Выбирай-ка» (слайд10 )

  • Верно, вы с этим заданием справились на отлично и теперь мы можем дальше продолжать свое путешествие на станцию «Выбирай-ка» сдесь случилась беда животные вышли погулять и заблудились. Они просят вас помочь им вернуться домой. Для этого нужно определить где живет данное животное.
  • Чайка, верблюд, волк, суслик, сайгак, тюлень, олень, лось, дрофа, кедровка, морж, корсак, кабан, кречет, песец, хомяк.
  • (Возврат на слайд 3)

«Подумай-ка»(слайд 11)(плывем на корабле звучит музыка)

  • Все животные сказали вам спасибо и пожелали счастливого пути и удачи на следующей станции под названием «Подумай-ка». На этой станции вам необходимо завершить цепь питания, а подсказками будут мои вопросы.
  1. водоросли – рачки – рыба – белый медведь.

Под мостиком виляет хвостиком? (рыба).

Летом гуляет, зимой отдыхает? (белый медведь).

  1. голубика – северный олень – волк.

На болоте травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь-

Кисло-сладких ягод горсть. (голубика)

  1. осина – заяц – лисица.

Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

  1. ковыль – мышь – змея – орел.

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, остренькие зубки. (мышь).

По земле ползет, а к себе не подпускает? (змея).

Хорошо летаю, кого вижу, всех забиваю? (орел).

(Возврат на слайд 3)

«Соображай-ка»(слайд 12 )

Продолжаем наше путешествие на воздушном шаре.

  •  Мы и это испытание преодолели, осталось сделать последний рывок и мы у цели, мы отправляемся на станцию «Соображай-ка». Вам необходимо дать ответы на вопросы.
  1. Северное сияние – это...

- разноцветный, переливающийся занавес колышется в небе.

  1. Суховеи – это...

- горячие сухие ветры, иногда переходят в пыльные бури.

  1. Смешанный лес – это...

- лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья.

  1. Назовите виды пустынь...

- песчаные и глинистые.

  1. Почему образуются болота в тундре?

- многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

  1. Растения тундры низкорослые, потому что...

- так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов.

  1. Назовите этажи леса...

- 5 этажей: 5-й: это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов; 4-й: кроны деревьев пониже: клены, березы, осины; 3-й: кусты и молоденькие деревья; 2-й и 1-й: травы, цветы, мхи.

  1. Положительные и отрицательные стороны разных климатических зон?

- положительные: разнообразен растительный и животный мир; много полезных природных ресурсов для человека;

- отрицательные: неблагоприятные климатические условия.

  1. Рефлексия

Ну что мои юные путешественники, помните в начале урока мы с вами смотрели в голубое окошко, у вас на партах лежат окошки бесцветные. Вам необходимо закрасить соответствующим цветом

Зеленый- я все задания выполнял отлично

Желтый – я допускал незначительные ошибки

Красный – я не смог справиться с заданиями

  1. Подведение итогов урока

Молодцы (слайд 12)

Молодцы, ребята, мы с вами справились со всеми заданиями и теперь можем вернуться домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные зоны России

Слайд 3

Отправляемся в путешествие… Размышляй-ка Отгадай-ка Выбирай-ка Подумай-ка Соображай-ка

Слайд 4

Размышляй-ка Северное сияние Арктическая пустыня Тюлень Гагарка Белый медведь Ледяная зона Арктика

Слайд 5

Размышляй-ка Избыточная влажность Северный олень Полярная ночь Голубика Вечная мерзлота Много болот Тундра

Слайд 6

Размышляй-ка Лёгкие планеты Бурый медведь Много тепла, света и влаги Кладовая природы Берёзы, сосны, дубы Источник древесины Лес

Слайд 7

Размышляй-ка Суховеи Ковыль Дрофа Засушливое продолжительное лето Плодородные почвы Суслик Степь

Слайд 8

Размышляй-ка Жаркое солнце Верблюды Не бывает дождей Верблюжья колючка Тушканчик Сайгак Ящерицы Пустыня

Слайд 9

Отгадай-ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Р астения Под нежник овыль Яг ль Лишайн к иственница Коло няк Г лубика Ду Б рёза кация

Слайд 10

Выбирай-ка Чайка Верблюд Волк Суслик Сайгак Тюлень Олень Лось Дрофа Кедровка Морж Корсак Кабан Кречет Песец Хомяк Арктика Тундра Лес Степь Пустыня

Слайд 11

Подумай-ка Водоросли Рачки Рыба Белый медведь Г олубика Северный олень Волк Осина Заяц Лисица Ковыль Мышь Змея Орёл

Слайд 12

Соображай-ка Северное сияние это – Почему образуются болота в тундре? Суховеи это – Назовите этажи леса Смешанный лес это – Растения тундры низкорослые потому что… Назовите виды пустынь Положительные и отрицательные стороны разных климатических зон М о л о д ц ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

Урок окружающего мира "Зона степей"

Цель: Сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, еѐ особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Презентация к уроку окружающего мира "Зона степей"

Презентация к уроку окружающего мира "Зона степей"...

Презентация к уроку окружающего мира "Зона арктических пустынь" 4 класс

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной...

методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)

Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...