Урок Окружающий мир "Природные зоны"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный урок разработан с применением презентации. Урок обобщения 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 29.49 КБ |
презентация | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект на тему «Обобщение по теме «Природные зоны Росси»»
Тема:
Природные зоны России;
Цель:
Обобщить знания о природных зонах России;
Задачи:
1)Повторить пройденный раннее материал о природных зонах России;
2) воспитывать эмоционально-положительное отношение к объектам природы;
3) развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Обобщить полученные знания о климатических зонах. Понять причины различия климата на земле. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира, работать в группах и парах, самооценка и взаимооценка; постановка целей и задач, которые необходимо достич.
Личностная значимость изучаемого для школьника
Развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Воспитание экологической культуры.
Расширение кругозора.
Оборудование: учебник АА Плешакова « Мир вокруг нас» часть первая; мультимедиа, презентация, электронный учебник, обучающие программы.
Форма организации урока: обобщающий;
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Ход урока.
- Организационный момент:
Вы любите путешествовать?
Я предлагаю совершить сегодня интересное путешествие.
Но для начала выясним, что нужно узнать, прежде чем отправляться в путь?
(погода)
Гидрометцентр
- Совершенно верно, нужна метеосводка. Кто сегодня дежурный по Гидрометцентру?(Желающему ставится на парту табличка
он рассказывает о погоде, используя свой дневник наблюдений, по плану:
День недели, число, месяц, время года.
Состояние небосвода.
Температура.
Осадки.
Ветер, сила ветра.
Погодные явления.
Сезонные изменения в растительном и животном мире)..
- Актуализация знаний:
Вспомните, о чем мы узнали на прошлом уроке?
(О природных зонах) (слайд 1)
- Какие природные зоны вы знаете?
(ответы детей)
А сегодня у нас будет необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие и нам понадобятся все те знания, которые были приобретены вами ранее, что бы справиться со всеми трудностями, с которыми вы встретитесь на своем пути. А, что бы не заблудиться и вернуться домой, нам необходима карта, которую нам принесли сегодня вот в этом письме.
(слайд 2 письмо)
Упражнение «Волшебное окошко»
- Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.
- У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.
(квадрат голубого цвета)
- Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели?
(ответы нескольких детей)
Слайд 3 – карта
- Самоопределение к деятельности
Мы основательно подготовились к путешествию. Дорога предстоит долгая, поэтому отправимся мы сначала на самолете. (звучит музыка «Пилоты»)
Цель нашего путешествия – облететь вокруг света, нам нужно рассказать об особенностях каждой зоны.
Точка отправления г.Воронеж, найдите его на карте.
Ну, что отправляемся в путешествие?
Да.
Ну, тогда счастливого пути.
- Работа по теме урока (слайд 3, станция «Размышляй-ка» )
«Размышляй-ка»(слайд 3)
- Наш путь начинается со станции «Размышляй-ка». Вам необходимо из предложенного набора слов, отгадать природную зону, которая в них зашифрована.
(слайд 4 )
- Северное сияние;
- Арктические пустыни;
- Тюлень;
- Гагарка;
- Белый медведь;
- Ледяная зона,
- Арктика.
(слайд 5)
- Избыточная влажность;
- Северный олень;
- Полярная ночь;
- Голубика;
- Вечная мерзлота;
- Много болот.
(слайд 6)
- Тундра.
- Легкие планеты;
- Бурый медведь;
- Много тепла, света, и влаги;
- Кладовая природы;
- Березы, сосны, дубы;
- Источник древесины.
- Лес.
(слайд 7)
- Суховеи;
- Ковыль;
- Дрофа;
- Засушливое, продолжительное лето;
- Плодородные почвы;
- Суслик.
- Степь.
(слайд 8)
- Жаркое солнце;
- Верблюд;
- Не бывает дождей;
- Верблюжья колючка;
- Тушканчик;
- Сайгак;
- Ящерицы.
- Пустыня.
(Возврат на слайд 3 –карта; выбираем станцию отгадай-ка)
Ну дальше нам нужно двигаться на машине (Звучит музыка)
«Отгадай-ка» (слайд 9 )
- Молодцы. Вы справились с этим заданием, и мы можем отправиться к следующей станции, которая называется «Отгадай-ка». Здесь нас встречает кроссворд, а вот его тематику вы назовете сами, после того, как ответите на загадку
- Дыши, растет, а ходить не может. (Растение).
- Правильно, именно о растениях и пойдет речь.
2) Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник).
- Основная пища для северных олений? (Ягель).
- Это растение приспособлено к степным условиям, переносит сильную засуху, благодаря очень узким листьям? (Ковыль).
- Есть у родственницы елки
Неколючие иголки, Но в отличии от елки
Опадают те иголки. (Лиственница).
- Растут на камнях, похож на накипь? (Лишайник).
- Растение очень ценно в пустыни: его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра? (Колосняк).
- Рассыпает солнце стрелы, землю освещая.
Что за ягодка созрела, синяя такая?
На кусточки под листочки кто-то бусы бросил. (Голубика)
- Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Крона – больше черных туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
- Она одетая по моде,
Красива при любой погоде.
На белом сарафанчике
Есть черные карманчики.
Весною кудри завивает,
Свои сережки надевает. (Береза)
- растение пустынь и саван? (Акация)
(Возврат на слайд 3)
- Физкультминутка
Звучит музыка «Паровозик Букашка» дети выполняют движения поезда
- Продолжение работы по теме урока (слайд 3, выбираем станцию «Выбирай-ка»)
«Выбирай-ка» (слайд10 )
- Верно, вы с этим заданием справились на отлично и теперь мы можем дальше продолжать свое путешествие на станцию «Выбирай-ка» сдесь случилась беда животные вышли погулять и заблудились. Они просят вас помочь им вернуться домой. Для этого нужно определить где живет данное животное.
- Чайка, верблюд, волк, суслик, сайгак, тюлень, олень, лось, дрофа, кедровка, морж, корсак, кабан, кречет, песец, хомяк.
- (Возврат на слайд 3)
«Подумай-ка»(слайд 11)(плывем на корабле звучит музыка)
- Все животные сказали вам спасибо и пожелали счастливого пути и удачи на следующей станции под названием «Подумай-ка». На этой станции вам необходимо завершить цепь питания, а подсказками будут мои вопросы.
- водоросли – рачки – рыба – белый медведь.
Под мостиком виляет хвостиком? (рыба).
Летом гуляет, зимой отдыхает? (белый медведь).
- голубика – северный олень – волк.
На болоте травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь-
Кисло-сладких ягод горсть. (голубика)
- осина – заяц – лисица.
Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
- ковыль – мышь – змея – орел.
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, остренькие зубки. (мышь).
По земле ползет, а к себе не подпускает? (змея).
Хорошо летаю, кого вижу, всех забиваю? (орел).
(Возврат на слайд 3)
«Соображай-ка»(слайд 12 )
Продолжаем наше путешествие на воздушном шаре.
- Мы и это испытание преодолели, осталось сделать последний рывок и мы у цели, мы отправляемся на станцию «Соображай-ка». Вам необходимо дать ответы на вопросы.
- Северное сияние – это...
- разноцветный, переливающийся занавес колышется в небе.
- Суховеи – это...
- горячие сухие ветры, иногда переходят в пыльные бури.
- Смешанный лес – это...
- лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья.
- Назовите виды пустынь...
- песчаные и глинистые.
- Почему образуются болота в тундре?
- многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину.
- Растения тундры низкорослые, потому что...
- так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов.
- Назовите этажи леса...
- 5 этажей: 5-й: это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов; 4-й: кроны деревьев пониже: клены, березы, осины; 3-й: кусты и молоденькие деревья; 2-й и 1-й: травы, цветы, мхи.
- Положительные и отрицательные стороны разных климатических зон?
- положительные: разнообразен растительный и животный мир; много полезных природных ресурсов для человека;
- отрицательные: неблагоприятные климатические условия.
- Рефлексия
Ну что мои юные путешественники, помните в начале урока мы с вами смотрели в голубое окошко, у вас на партах лежат окошки бесцветные. Вам необходимо закрасить соответствующим цветом
Зеленый- я все задания выполнял отлично
Желтый – я допускал незначительные ошибки
Красный – я не смог справиться с заданиями
- – Подведение итогов урока
Молодцы (слайд 12)
Молодцы, ребята, мы с вами справились со всеми заданиями и теперь можем вернуться домой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отправляемся в путешествие… Размышляй-ка Отгадай-ка Выбирай-ка Подумай-ка Соображай-ка
Размышляй-ка Северное сияние Арктическая пустыня Тюлень Гагарка Белый медведь Ледяная зона Арктика
Размышляй-ка Избыточная влажность Северный олень Полярная ночь Голубика Вечная мерзлота Много болот Тундра
Размышляй-ка Лёгкие планеты Бурый медведь Много тепла, света и влаги Кладовая природы Берёзы, сосны, дубы Источник древесины Лес
Размышляй-ка Суховеи Ковыль Дрофа Засушливое продолжительное лето Плодородные почвы Суслик Степь
Размышляй-ка Жаркое солнце Верблюды Не бывает дождей Верблюжья колючка Тушканчик Сайгак Ящерицы Пустыня
Отгадай-ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Р астения Под нежник овыль Яг ль Лишайн к иственница Коло няк Г лубика Ду Б рёза кация
Выбирай-ка Чайка Верблюд Волк Суслик Сайгак Тюлень Олень Лось Дрофа Кедровка Морж Корсак Кабан Кречет Песец Хомяк Арктика Тундра Лес Степь Пустыня
Подумай-ка Водоросли Рачки Рыба Белый медведь Г олубика Северный олень Волк Осина Заяц Лисица Ковыль Мышь Змея Орёл
Соображай-ка Северное сияние это – Почему образуются болота в тундре? Суховеи это – Назовите этажи леса Смешанный лес это – Растения тундры низкорослые потому что… Назовите виды пустынь Положительные и отрицательные стороны разных климатических зон М о л о д ц ы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира 4 класс, УМК "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...
Урок окружающего мира "Зона степей"
Цель: Сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, еѐ особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"
Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...
Презентация к уроку окружающего мира "Зона степей"
Презентация к уроку окружающего мира "Зона степей"...
Презентация к уроку окружающего мира "Зона арктических пустынь" 4 класс
Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной...
методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс
методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)
Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...