Цикл уроков окружающего мира в 3 классе по требованию ФГОС
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
В данной работе описывается цикл уроков по оркужающему миру в 3 классе по требованию ФГОС, а также дается характеристика цикла уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmatkova_t.ya_._tsikl_urokov_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_po_trebovaniyu_fgos.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Средняя образовательная школа № 31
(с углубленным изучением отдельных предметов)
г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Цикл уроков окружающего мира в 3 классе по требованию ФГОС
Выполнила: Шматкова Татьяна Яковлевна
учитель начальных классов
2013 года.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Актуальность:
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта используют такие слова, как «деятельность», «учебная деятельность», «учебная задача» и т.п. В рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты фиксировали, что младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы и значительно хуже выполняют те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности. Как следствие результатов образования на выходе из начальной школы выявляется неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно – практической ситуации. Все больше дискуссий ведется относительно деятельностного подхода в образовании. В связи этим есть необходимость обратиться к отечественным истокам деятельностного подхода.
Одними из основоположников деятельностной педагогики можно назвать Д.Б.Эльконина, его соратника, единомышленника и друга В.В.Давыдова, которые задали принципиально новое понимание практики образования и способов ее построения. В данное время вводятся новые разработки в организации учебного сотрудничества и в технологии урока.
Урок перестает быть единицей планирования и анализа обучения, а остается единственной формой организации учебной деятельности учащихся. Смена приоритетов начального образования ведет не только к замене соотношений между учебными предметами в пользу специально направленных на развитие личности, но и дает основу для разработки новых типов уроков.
Проектироваться должен не отдельный урок, а цикл уроков. Этот цикл определяется логикой конкретного предмета. Проектируются цели детей, а не учителя.
Конкретный урок должен строиться в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми учебной (или какой-либо другой) задачи;
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока включены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
В учебной деятельности можно выделить пять разных по целям фрагментов (типов уроков):
- Фрагмент постановки учебной задачи. Его цель – самостоятельный выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт»;
- Фрагмент поиска и открытия нового способа действия. Его цель – сконструировать способ решения новой задачи, зафиксировать его в виде модельной схемы, изучить «в чистом виде» особенности этого способа действия;
- Фрагмент решения частных задач. Его цель – окончательное осмысление, уточнение, «наполнение нового способа действия многообразием решаемых им задач, отработка открытого способа действия при решении конкретно – практических задач;
- Фрагмент контроля и коррекции. Его цель – формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения;
- Фрагмент развернутого оценивания. Его цель – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в разных конкретно – практических ситуациях, формирование разных способов и форм действия оценки.
Их временная последовательность, конкретная комбинация в уроке определяются их смысловой зависимостью друг от друга, т.е. фактически местом, которое они занимают в цикле постановки и решения учебной задачи.
Таким образом, проектирование урока в деятельностной педагогике происходит совершенно иначе, чем в условиях традиционного обучения.
Уроки окружающего мира определяют практико – ориентированный характер, эстетическую, познавательную, глубинную нравственную ценность, исследовательскую и проектную деятельность, проблему культурного многообразия и поликонфессиональности, преемственность духовно – нравственной направленности.
Разработанные мной уроки относятся блоку «Человек и природа», цикл уроков на тему: «Вода, значение воды. Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- Показывать на карте водные объекты;
- Характеризовать свойства воды;
- Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике;
- Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах;
Познавательные УУД:
- Высказать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете;
- Различать состояния воды;
- Рассказывать о распространении воды в природе;
- Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной деятельности;
Регулятивные УУД:
- Умение классифицировать в группы состояние воды;
- Умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия;
- Умение осуществлять деятельность по плану;
Коммуникативные УУД:
- Умение высказывать предположения;
- Слушать и слышать другое «Я»;
- Умение взаимодействовать с другими «Я»;
- Умение делать выводы;
- Умение договариваться о распределении функций и ролей;
Личностные УУД:
- Осознавать значение и свойства воды для живых организмов;
- Осознавать необходимость бережного отношения к чистоте воды;
- Осознавать значение круговорота воды для живых организмов;
№ | Типы уроков: | Тема урока: | Кол-во часов: |
1 | Вводный урок (урок постановки учебной задачи): | «Самое главное вещество» | 1 |
2 | Урок открытия новых знаний: | «Круговорот воды в природе» | 1 |
3 | Урок конкретизации (урок отработки учебных действий) | Практическая работа: «Исследование свойств воды»; | 1 |
4 | Урок контроля | Диагностическая работа | 1 |
- Проект урока окружающего мира УМК «Перспектива» 3 класс
Тема урока: «Самое главное вещество».
Цель урока: создание условий для формирования УУД
Тип урока: урок постановки учебной задачи (вводный урок)
Планируемые результаты:
Познавательные УУД – умение высказать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете;
Регулятивные УУД - умение классифицировать объекты живой и неживой природы, объекты созданные руками человека; умение оценивать учебные действия; умение сформулировать учебную задачу;
Личностные УУД - Осознавать значение и свойства воды для живых организмов;
Коммуникативные УУД – умение слушать и слышать другое «Я»;
Форма организации: групповая, парная
№ | Этапы урока (содержание) | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Методические приемы | Результат |
1. | Организационный момент: - Прозвенел звонок, Начался урок! - Как настроение? - Готовы работать? | Показывают свое настроение | Организующая | Слово учителя | Готовность к уроку |
1. | Демонстрация детей владением старым способом. - Проверочная работа на тему «Объекты живой и неживой природы, объекты, созданные руками человека» (распределить по группам слова: луна, лед, дерево, молоко, цветок, пар, птица, тарелка, вода, камни, часы, шар, песок, карандаш, книга) | Выполнение самостоятельной работы | Организующая | Самостоятельная работа | - умение классифицировать объекты живой и неживой природы, объекты созданные руками человека |
2. | Самооценка детей. - Договор (Давайте, договоримся, как будем оценивать свою работу? Какой критерий оценивания выберем? Самопроверка. Взаимопроверка. Кто согласен с оценкой, кто не согласен? Почему? | Выбор критерий оценивания. Самопроверка. Взаимопроверка. | Организующая | Договор. Взаимооценка Аргументация согласия и несогласия с оценкой другого «Я». | Умение оценивать учебные действия. |
3. | Постановка учебной задачи. - Найдите объект неживой природы в трех различных состояниях, в котором он может находиться. (Групповая работа) - Правила работы в группе - Составить план работы:
- Выступление групп - Вы согласны с выводом группы? - Какие выводы получились проверим? (на слайде) -Почему воду часто называют главным веществом на планете? Вывод. Проверка по культурному аналогу. (учебник с. 62 – 63) | Высказывать предположения Определение работы. Составление плана работы. Рассуждение в группе. Защита групп своих предположений. Фиксация ответов учащихся. Определение темы урока и цели. | Организация ситуации «разрыва» | Совместное решение (обсуждение). Фиксация на доске. | Уметь высказать предположения постановка учебной задачи. Слушать и слышать другое «Я»; |
4. | Рефлексия. -Почему воду часто называют главным веществом на планете? - Для чего надо изучать эту тему? - Оцените себя с помощью слайда «Докончи предложение» | Самооценка своей деятельности и деятельности группы | Организующая | Оценка своей деятельности и деятельности группы | Оценка действий |
- Проект урока окружающего мира УМК «Перспектива» 3 класс
Тема урока: «Круговорот воды»
Цель урока: создание условий для формирования УУД
Тип урока:урок решения учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные УУД - Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике;
Коммуникативные УУД - Умение высказывать предположения; слушать и слышать другое «Я»; умение взаимодействовать с другими «Я»; умение делать выводы;
Регулятивные УУД - умение осуществлять деятельность по плану; умение высказывать предположения;
Личностные УУД - Осознавать значение круговорота воды для живых организмов;
Форма организации: групповая, парная
№ | Этапы урока (содержание) | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Методические приемы | Результат |
1. | Организационный момент. | Показывает готовность к уроку | Организующая | Слово учителя | Готовность к уроку |
2. | Решение поставленной учебной задачи.
1.Планирование практической работы 2. Выполнение действий 3. Результат 4. Вывод
- Где мы можем увидеть такой процесс? Как называется? - Как можно показать в виде схемы?
Выведение общего способа действия в виде рассказа и схематичного рисунка | Высказывание разных предположений как можно решить поставленную задачу, апробирование предложений практическими действиями. Совместное обсуждение и анализ решения в виде схемы. Сравнивает ответ с другими. Дети обсуждают и фиксируют в виде схемы. | Организующая | Практическая работа Постановка проблемного вопроса Фиксация в виде схемы Сверка с культурным аналогом | - умение осуществлять деятельность по плану; - умение высказывать предположения; - делать выводы; - умение слушать и слышать другое «Я»; - умение взаимодействовать с другими «Я»; - умение фиксировать способ действий в виде схемы; |
3. | Рефлексия. - Оцените работу группы. - Оцените свою работу | Оценка работы группы Самооценка | Организующая | Оценка работы «Выбор цвета» | Оценка действий |
- Проект урока окружающего мира УМК «Перспектива» 3 класс
Тема урока: «Свойства воды»
Цель урока: создание условий для формирования УУД
Тип урока: урока отработки учебных действий
Планируемые результаты:
Предметные УУД – характеризовать свойства воды;
Регулятивные УУД - умение классифицировать предметы поопределенным признакам; умение оценивать учебные действия; умение сформулировать учебную задачу;умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия;
Личностные УУД - Осознавать значение и свойства воды для живых организмов;
Коммуникативные УУД - Слушать и слышать другое «Я»; умение взаимодействовать с другими «Я»; умение делать выводы; умение договариваться о распределении функций и ролей;
Форма организации: практическая работа в группах
№ | Этапы урока (содержание) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методические приемы | Результат |
1. | Организационный момент | - Подготовка учащихся к уроку | Организующая | Слово учителя Инструктаж | Готовность к уроку |
2. | Демонстрация детей владением старым способом: Проверочная работа Приведите примеры твердых, жидких веществ и газов. | - Выполнение задания | Организующая | Самостоятельная работа | - умение классифицировать предметы поопределенным признакам - осознать значение для живых организмов |
3. | Самооценка детей: -Давайте договоримся, как будем оценивать свою работу? - Какой критерий оценивания выберем? - Рассказ о выполненной работе - Кто не согласен с оценкой соседа? | Договор: Оценивание | Организующая | Договор Взаимооценка Аргументация | - умение оценивать учебные действия |
4. | Постановка учебной задачи. «Свойства воды» - Как вы понимаете это выражение - Какая тема урока? - Чем будем заниматься? - Какую учебную задачу поставим? | Обсуждение Определение темы урока и цели Постановка учебной задачи | Организующая | Фиксация | - принимать и сохранять учебную задачу |
5. | Решение поставленной учебной задачи. Работа в группах. Определение цели наблюдения План проведения наблюдения Результаты наблюдения Выводы наблюдения - Как будем работать? - Вспомним правила работы в группе. - Познакомимся с нашими командирами, с ведущими записей, с хранителями времени и рассказчиками. - Каков будет план работы? (откройте Р.Т. с. 44) - Каждая команда выбирает оборудование | Поиск решения поставленной задачи Работа в группах Работа по плану | Организующая |
| - умение осуществлять деятельность по плану - умение высказывать предположения, - делать выводы, - слушать и слышать другое «Я», - умение взаимодействовать с другими «Я» |
6. | Защита работы каждой группы: - Вы согласны с выводом группы? (вывод на экране) - И так, какие выводы у нас получились? - Обратимся к учебному материалу на с.87 и проверим , правильно ли вывели вывод? - Наши выводы совпали с нашими предположениями? | Выступление групп |
Сверка с культурным аналогом | -умение осуществлять деятельность по плану -умение высказывать предположения, - делать выводы, - слушать и слышать другое «Я», - умение взаимодействовать с другими «Я» -определить свойства воды - контроль | |
7. | Рефлексия - Оцените работы группы. - Оцените свою работу | Оценка проведенной работы по алгоритму на с. 45. Самооценка | Организующая | Оценка работы Приём незаконченных фраз | Оценка действий |
- Проект урока окружающего мира УМК «Перспектива» 3 класс
Тема урока: «Самое главное вещество»
Цель урока: создание условий для формирования УУД
Тип урока:урока контроля
Планируемые результаты:
Предметные УУД - оценивать результаты выполненного задания;
Познавательные УУД - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
Регулятивные УУД – умение оценивать свою работу;
Коммуникативные УУД - контролировать свои действия, осуществлять действия самоконтроля;
Личностные УУД - ориентация на понимание границы собственного знания и незнания;
Форма организации: парная, индивидуальная
№ | Этапы урока (содержание) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методические приемы | Результат |
1. | Проведение тестовых и диагностических работ на входе: Диагностические задания:
Снег, изморозь, вода, пар, лед, сосульки, дождь, облака, град, айсберг, роса, туман, иней, наст, изморось, радуга.
| Выполнение работ | Организующая | Самостоятельная работа | — выполнять задание в соответствии с целью. - определить уровень усвоения |
2. | - Оцените свою работу по листу самооценки | Самооценка своей работы | Организующая | Оценивание | Оценивать свою работу |
Лист самооценки.
№ | Критерии оценки: | Оценка моя | Оценка учителя | Ошибки |
1. | Я знаю значение воды | |||
2. | Я знаю три состояния воды: | |||
3. | Я знаю свойства воды: | |||
4. | Я знаю природное явление связанное с водой |
Подводя итог, можно отметить, что на уроках окружающего мира при правильном планировании и построении создаются необходимые условия для формирования универсальных учебных действий.
По итогам второго и третьего классов показатель успеваемости и качества обучения повышается на 13%. Если во втором классе успеваемость 100%, качество – 59%, то в третьем классе при 100% успеваемости и качество 72%.
Данная диаграмма показывает рост участников во Всероссийской дистанционной предметной олимпиаде по окружающему миру.
Предлагаемые типы уроков в образовательном процессе меняют всю образовательную среду начальной школы.
Список использованной литературы:
- «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. (Пособие для учителей общеобразовате6льных учреждений), М. «Просвещение» 2011.
- «Проектные задачи в начальной школе». Пособие для учителя. Под редакцией А.Б. Воронцова. 3 – е издание. М. «Просвещение» 2011.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. дляобщеобразоват. учреждений. В 2 ч. М. «Просвещение». 2012.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. в 2 ч. М. «Просвещение». 2013.
- Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.Ю.Новицкая. Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. М. Просвещение. 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС (1 класс, система Л.В.Занкова)
Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З...
Урок окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" по ФГОС
Тема: Насекомые, птицы,рыбы,звери.Цель м ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, ...
Календарно-тематическое планирование урок окружающего мира 4 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование к учебнику 4 класса автор Виноградова программа "Начальная школа 21 века"С учетом ФГОС...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Окружающего мира" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Протокол заседания методической секции.Тема: «Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »
В протоколе записан ход работы районного методическогообъединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Яранского района....
Выступление на региональном семинаре Московской области. Доклад на тему: «Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС».
Выступление на региональном семинареМосковской области. Доклад на тему:«Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС»...
Технологические карты цикла уроков окружающего мира
Предметные: научатсяпонимать цели и задачи данного раздела и урока; различать государственные символы России.Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность ...