Календарно-тематическое планирование урок окружающего мира 4 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование к учебнику 4 класса автор Виноградова программа "Начальная школа 21 века"
С учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно тематическое планирование | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование таблица2
№ | Название блока Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Дидактический материал | Дата | ||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УДД) | Основное содержание деятельности | |||||||||||||||||||
Первая четверть 18 часов | |||||||||||||||||||||
Строение организма человека – 16 часов. | |||||||||||||||||||||
1. | Организм человека. Нервная система. | Урок открытия нового знания | Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Имеет представление о нервной системе. Осознает необходимость здорового образа жизни. | Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. | Вести учебный диалог: Характеризовать функции разных систем органов. Читать рисунок-схему, обсуждать тексты | Эл/презентация Т 6, 7 | |||||||||||||||
2. | Двигательная система нашего организма. | Урок открытия нового знания | Сравнивает свои выводы с текстом. Выполняет самоконтроль осанки. Анализирует деятельность отдельных мышц на примере разных движений. Работает с листами оценивания: самооценка работы в парах. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивает новый статус ученика и школьника. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. | Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Работать в парах: готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это делать?» Характеризовать функции разных систем органов. | Эл/презентация | |||||||||||||||
3. | Пищеварительная система. Дыхательная система. | Урок открытия нового знания | Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Составляет памятку по здоровому питанию. Понимает необходимость гигиены полости рта. Называет органы дыхательной системы. Понимает необходимость здорового образа жизни. | Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением.. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.). | Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Характеризовать функции разных систем органов. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» | Эл/презентация Т 8 | |||||||||||||||
4. | Кровь. Кровеносная система. | Урок открытия нового знания | Характеризует функции разных систем органов. Моделирует схему кровеносной системы. Наблюдает капли крови в микроскоп. Понимает значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Умеет оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. | Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. Успешно осуществляет учебную деятельность. | Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» Строить рассказ-рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: «Моё участие в диалоге». | Эл/презентация | |||||||||||||||
5. | Как организм удаляет ненужные ему вещества. | Урок открытия нового знания | Обнаруживает взаимосвязи между системами органов. Осознает необходимость физических упражнений. Называет органы выделительной системы организма человека. | Сравнивает, анализирует, обобщает, формулирует выводы, решает логические задачи. Читает, наблюдает, рассуждает. | Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов | Эл/презентация | |||||||||||||||
6. | Кожа. | Урок открытия нового знания | Характеризует значение кожи. Использует знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Читать текст, формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов. | Эл/презентация | |||||||||||||||
7. | Зрение. | Урок открытия нового знания | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре, читает. | Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях | Эл/презентация | |||||||||||||||
8. | Слух. Обоняние. | Урок открытия нового знания | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. | Участвовать в дидактической игре: «Угадай, откуда звук». Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы — почему нужно выполнять правила охраны слуха. Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. | Эл/презентация | |||||||||||||||
9. | Вкус. Осязание. | Урок открытия нового знания | Характеризует строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выполняет рефлексивные действия. | Принимать участие в беседе «Что такое обоняние» (Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов. | Эл/презентация | |||||||||||||||
10. | Мир чувств. Эмоции. | Урок наблюдение | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ-повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно | ||||||||||||||||
11. | Внимание. Память. | Урок открытия нового знания | Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации. Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти | Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы; выделение главной мысли текста. | Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?» | Эл/презентация | |||||||||||||||
12. | Режим дня школьника. Здоровый человек – здоровый сон. | Урок практикум | Понимает, что главное богатство человека – его здоровье. Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку с правилами здорового сна. | Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. | Вести учебный диалог: обсуждать ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового сна. | ||||||||||||||||
13. | О правильном питании. | Урок практикум | Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. | ||||||||||||||||
14. | Закаливание организма. Можно ли снять усталость. Поговорим о вредных привычках. | Урок практикум | Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания.. | Выполняет интеллектуальные действия: анализ, построение логических связей, обобщение. Пересказывает текст. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания | Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | ||||||||||||||||
15. | Проект «Чтобы быть здоровым» | Урок дискуссия | Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?». Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. | ||||||||||||||||
16. | Обобщение по теме. Тест. | Урок развивающего контроля | |||||||||||||||||||
Основы безопасной жизнедеятельности – 8 часов | |||||||||||||||||||||
17. | Когда дом становится опасным. | Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре». | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. | Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах. | |||||||||||||||||
18. | Какие опасности подстерегают детей на дороге. | Выполнять игровое упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?». | |||||||||||||||||||
Вторая четверть -14 ч. | |||||||||||||||||||||
1. | Если случилась беда. | Урок практикум | Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. | Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль | Эл/презентация | |||||||||||||||
2. | Бывают ли животные опасными? | Урок дискуссия | Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
3. | Ядовитые грибы. | Урок открытия нового знания | Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения». Читать информацию, представленную в видеофильмах. Осознавать необход беречь здоровье. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
4. | Что нужно знать о болезнях. Твоя домашняя аптечка. | Урок открытнового знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
5. | Проект «Внимание всем!» | Урок практикум | Защита проекта. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
6. | Урок обобщения. Тест. | Урок рефлексии | Тестирование. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
7. | Чем человек отличается от животных. | Урок поиск | Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника). | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Выполняет интеллектуальные действия: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, сравнение. Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Читает информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. Осознает необходимость внимательного отношения к окружающим людям. | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить». | Эл/презентация | |||||||||||||||
8. | От рождения до старости. | Урок наблюдения | Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках. | Строить рассказ-рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему. Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. | Эл/презентация | ||||||||||||||||
9. | Поговорим о доброте. | Урок дискуссия | Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
10. | Что такое справедливость. | Урок дискуссия | Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации.Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности). | Эл/презентация | |||||||||||||||||
11. | Умеешь ли ты общаться? | Урок дискуссия | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
12. | Просто ли написать письмо? | Урок практикум | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
13. | Избегай общения с незнакомыми людьми. | Урок дискуссия | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
14. | Урок обобщения. Тест. | Урок рефлек | Тестирование | ||||||||||||||||||
Третья четверть -20 часов | |||||||||||||||||||||
Природные зоны России. Почва. Рельеф. – 9 часов | |||||||||||||||||||||
1. | Природные зоны России. Арктика. | Урок открытия нового знания | Характеризует природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температура воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. | Выполняет интеллектуальные действия: анализ, классификация, обобщение. Выполняет познавательные действия: работа с картой. Объясняет значения устаревших слов; составляет план-пересказ. Анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Представляет информацию в табличном виде. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме. Работать в группах: готовить вывод «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»). Оценивать участие в совместной деятельности. Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках (по желанию — с презентацией). | Эл/презентация | |||||||||||||||
2. | Тундра. | Урок открытия нового знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
3. | Тайга. | Урок открытия нового знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
4. | Смешанные леса. | Урок открытия нового знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
5. | Степь. | Урок открытия нов знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
6. | Пустыня. | Урок открытия нов знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
7. | Влажные субтропики. | Урок открытия нов знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
8. | Почвы России. Почва – среда обитания. | Урок открытия нов знания | Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Характеризует понятия; составляет рассказ-описание. Читает информацию, представленную в графическом виде (карта). | Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). | Эл/презентация | |||||||||||||||
9. | Рельеф России. Тест. | Урок наблюдения | Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина». | Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина» | Эл/презентация | ||||||||||||||||
Россия и ее соседи – 3 часа. | |||||||||||||||||||||
10. | Как возникали и строились города. | Урок дискуссия | Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. Проводит виртуальную экскурсию по Дании.. | Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Успешно осуществляет учебную деятельность. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, характеристика, обобщение, оформление вывода. Составляет рассказ-описание, находит информацию в словарях. Работает с воображаемой ситуацией. | Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца». Смотреть и анализировать видеоматериалы. Читать и пересказывать текст «Япония – Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). | Эл/презентация | |||||||||||||||
11. | Россия и её соседи. Япония. Китай. | Урок открытия нов знания | Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай — страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы. Составлять план рассказа-рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
12. | Россия и её соседи. Финляндия. Дания. | Урок открытия нов знания | Составлять рассказ на одну из предложенных тем («Дания — островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании — Х. К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформлять вывод по теме. Анализировать шмуцтитул: что мы узнали, чему научились. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
Человек – творец культурных ценностей – 5 часов | Человек – творец культурных ценностей | ||||||||||||||||||||
13. | Что такое культура. | Урок открытия нов знания | Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа «Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовит вопросы для одноклассников по теме урока. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-рассуждение, готовит пересказ. | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ «Чем я люблю заниматься?». Читать информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде. | Эл/презентация | |||||||||||||||
14. | Как возникла письменность. | Урок открытия нов знания | Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись — рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). | Эл/презентация | |||||||||||||||||
15. | Образование – часть культуры общества. | Урок открытия нов знания | Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию. | Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука». | Эл/презентация | ||||||||||||||||
16. | Как развивалось образование после Петра 1 | Урок открытия нов знания | Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». | Эл/презентация | |||||||||||||||||
17. | Школа 19 века. | Урок открытия нов знания | Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке». | Эл/презентация | |||||||||||||||||
Искусство России – 7 часов | |||||||||||||||||||||
18. | Русское искусство | Урок открытия нов знания | Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах. Проявляет интерес и уважение к произведениям искусства. | Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства?» | Эл/презентация | |||||||||||||||
19. | Искусство России 18 века. | Урок открытия нов знания | Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеров XVIII века. | Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»). | Эл/презентация | ||||||||||||||||
20. | Поэты и писатели 19 века. | Урок открытия нов знания | Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение, справедливы ли слова «Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке? | Эл/презентация | |||||||||||||||||
Четвертая четверть – 16 часов | |||||||||||||||||||||
1. | Композиторы 19 века. | Урок открытия нов знания | Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность: всё ли удалось, какие получили результаты. | Проявляет интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознает свою принадлежность к великой русской культуре. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями, работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание. | Эл/презентация | |||||||||||||||
2. | Художники 19 века. Общение. | Урок открытия нов знания | Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). | Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждать текст «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». | Эл/презентация | ||||||||||||||||
3. | Искусство России 20 века Проект «Знаменитые люди России 19-20 веков» | Урок открытия нов знания | Работает в группах: готовит сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформляет вывод по теме. Оценивает свое отношение к литературе и искусству. | Вести учебный диалог: обсуждать предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памятники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). | Эл/презентация | ||||||||||||||||
Человек – защитник своего Отечества –13 часов | Эл/презентация | ||||||||||||||||||||
4. | Как Русь боролась с половцами. Как русские воины победили шведских захватчиков. | Урок открытия нов знания | Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Выполняет интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Анализировать текст «Как Русь боролась с половцами». | Эл/презентация | |||||||||||||||
5. | Битва на Чудском озере. | Урок открытия нов знания | Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Анализирует тактику ведения боя. Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве. | Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы). Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов). | Эл/презентация | ||||||||||||||||
6. | Куликовская битва. | Урок открытия нов знания | Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
7. | Отечественная война 1812 года. | Урок открытия нов знания | Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек» (учебник, ч. 2, с. 128). Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова). | Эл/презентация | |||||||||||||||||
8. | Великая Отечественная война 1941- | Урок открытия нов знания | Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. | ||||||||||||||||||
9. | 1945 годов. Битва под Москвой. | Урок открытия нов знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
10. | Сталинградская битва. | Урок открытия нов знания | Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов). | Эл/презентация | |||||||||||||||||
11. | «Всё – для фронта, всё – для победы!». Берлин взят! | Урок открытия нов знания | Эл/презентация | ||||||||||||||||||
12. | Проект «Защитники Земли Русской» | ||||||||||||||||||||
13. | Мы живём в Российском государстве. Символы государства | Урок открытия нов знания | Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России, об их традициях. Объясняет, что такое «закон». Называет несколько законов нашего государства. Работает в группах, иллюстрирует с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России. | Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе).Слушать рассказ учителя: «Права граждан России». Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание. | Эл/презентация | ||||||||||||||||
14. | Права и обязанности граждан России. | Урок открытия нов знания | Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России. | Эл/презентация | |||||||||||||||||
15. | Итоговая проверочная работа | Урок развивающего контроля | Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. | Тестирование | |||||||||||||||||
16. | По родным просторам | Урок экскурсия | Экскурсия по просторам родного края. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе по ФГОС
Данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" 2 класс, УМК "Школа России"....
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру По ФГОС с УУД (начальная школа) Плешаков 2 класс
КалендаКалендарно тематическое планирование по окружающему миру создано на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Ок...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру По ФГОС с УУД (начальная школа) Плешаков 4 класс
Калическое планирование по окружающему миру создано на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» А.А.Пл...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе УМК Школа России ФГОС
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру для второго класса составлено на 2014-2015 учебный год и рассчитано на 34 рабочие недели, 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.Планирование ...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе ( Плешаков, УМК "Школа России) ФГОС
Подробное планирование....
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Окружающего мира" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира" во 2 классе, ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...