Календарно-тематическое планирование урок окружающего мира 4 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

Календарно-тематическое планирование к учебнику 4 класса автор Виноградова  программа "Начальная школа 21 века"

С учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Тематическое планирование                                                               таблица2

Название блока

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты обучения

Дидактический материал

Дата

план

факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УДД)

Основное содержание деятельности

Первая четверть 18 часов

Строение организма человека – 16 часов.

1.

Организм человека.

Нервная система.

Урок открытия нового знания

Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Имеет представление о нервной системе. Осознает необходимость здорового образа жизни.

Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Применяет правила ведения  учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе.

Вести  учебный диалог:  Характеризовать функции разных систем органов. Читать  рисунок-схему,

обсуждать тексты

Эл/презентация

Т 6, 7

2.

Двигательная система нашего организма.

Урок открытия нового знания

Сравнивает свои выводы с текстом. Выполняет самоконтроль осанки. Анализирует деятельность отдельных  мышц на примере разных движений. Работает с листами оценивания: самооценка работы в парах. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивает новый статус ученика и школьника. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.

Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Работать в парах: готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это делать?» Характеризовать функции разных систем органов.

Эл/презентация

3.

Пищеварительная система. Дыхательная  система.

Урок открытия нового знания

Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Составляет памятку по здоровому питанию.  Понимает необходимость гигиены полости рта. Называет органы  дыхательной системы. Понимает необходимость здорового образа жизни.

Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением.. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.).

Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Характеризовать функции разных систем органов. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе»

Эл/презентация

Т 8

4.

Кровь. Кровеносная система.

Урок открытия нового знания

Характеризует функции разных систем органов. Моделирует схему кровеносной системы. Наблюдает капли крови в микроскоп. Понимает значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Умеет оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи.

Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. Успешно осуществляет учебную деятельность.

Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» Строить рассказ-рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: «Моё участие в диалоге».

Эл/презентация

5.

Как организм удаляет ненужные ему вещества.

Урок открытия нового знания

Обнаруживает взаимосвязи между системами органов. Осознает необходимость физических упражнений.  

Называет органы выделительной системы организма человека.

Сравнивает, анализирует, обобщает, формулирует выводы, решает логические задачи. Читает, наблюдает, рассуждает.

Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов

Эл/презентация

6.

Кожа.

Урок открытия нового знания

Характеризует значение кожи. Использует знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Читать текст,  формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов.

Эл/презентация

7.

Зрение.

Урок открытия нового знания

Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. 

Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре, читает.

Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Выполнять  рефлексивные действия:  самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях

Эл/презентация

8.

Слух. Обоняние.

Урок открытия нового знания

Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает.

Участвовать в дидактической игре: «Угадай, откуда звук». Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы — почему нужно выполнять  правила охраны слуха. Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах.

Эл/презентация

9.

Вкус. Осязание.

Урок открытия нового знания

Характеризует строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выполняет  рефлексивные действия.

Принимать участие в  беседе «Что такое обоняние» (Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и  «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов.

Эл/презентация

10.

Мир чувств. Эмоции.

Урок наблюдение

Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ-повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно

11.

Внимание. Память.

Урок открытия нового знания

Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации. Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти

Выполняет  интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы; выделение главной мысли текста.

Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?»

Эл/презентация

12.

Режим дня школьника.

Здоровый человек – здоровый сон.

Урок практикум

Понимает, что главное богатство человека – его здоровье.  Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку  с правилами здорового сна.

Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.

Вести учебный диалог: обсуждать  ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового сна.

13.

О правильном питании.

Урок практикум

Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений  для систематической и оптимальной физической нагрузки.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника.

14.

Закаливание организма.

Можно ли снять усталость. Поговорим о вредных привычках.

Урок практикум

Соблюдает  правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания..

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, построение логических связей, обобщение. Пересказывает текст.  Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания

Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

15.

Проект «Чтобы быть здоровым»

Урок дискуссия

Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?».  Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

16.

Обобщение по теме. Тест.

Урок развивающего контроля

Основы безопасной жизнедеятельности – 8 часов

17.

Когда дом становится опасным.

Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре».

Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Выполняет  интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.

Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах.

18.

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

Выполнять игровое упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?».

Вторая четверть -14 ч.

1.

Если случилась беда.  

Урок практикум

Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль

Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи».

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Выполняет  интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста.

Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль

Эл/презентация

2.

Бывают ли животные опасными?

Урок дискуссия

Обсуждать правила поведения на улице,  важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий  с детьми.

Эл/презентация

3.

Ядовитые грибы.

Урок открытия нового знания

Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения». Читать информацию, представленную в видеофильмах. Осознавать необход беречь здоровье.

Эл/презентация

4.

Что нужно знать о болезнях. Твоя домашняя аптечка.

Урок открытнового знания

Эл/презентация

5.

Проект «Внимание всем!»

Урок практикум

Защита проекта.

Эл/презентация

6.

Урок обобщения. Тест.

Урок рефлексии

Тестирование.

Эл/презентация

7.

 Чем человек отличается от животных.

Урок поиск

Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит  работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Выполняет  интеллектуальные действия: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, сравнение. Выполняет  рефлексивные действия:  самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Читает  информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. Осознает необходимость внимательного отношения к окружающим людям.

Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить».

Эл/презентация

8.

 От рождения до старости.

Урок наблюдения

Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью.  Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках.

Строить рассказ-рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему. Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

Эл/презентация

9.

Поговорим о доброте.

Урок дискуссия

Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений.

Эл/презентация

10.

 Что такое справедливость.

Урок дискуссия

Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации.Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности).

Эл/презентация

11.

Умеешь ли ты общаться?

Урок дискуссия

Эл/презентация

12.

Просто ли написать письмо?

Урок практикум

Эл/презентация

13.

Избегай общения с незнакомыми людьми.

Урок дискуссия

Эл/презентация

14.

Урок обобщения.        Тест.

Урок рефлек

Тестирование

Третья четверть -20 часов

Природные зоны России. Почва. Рельеф. – 9 часов

1.

Природные зоны России.

Арктика.

Урок открытия нового знания

Характеризует природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температура воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира.

Выполняет  интеллектуальные действия: анализ, классификация, обобщение. Выполняет познавательные действия: работа с картой. Объясняет значения устаревших слов; составляет план-пересказ. Анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Представляет информацию в табличном виде. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме.

Работать в группах: готовить вывод  «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»).

Оценивать участие в совместной деятельности. Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках (по желанию — с презентацией).

Эл/презентация

2.

Тундра.

Урок открытия нового знания

Эл/презентация

3.

Тайга.

Урок открытия нового знания

Эл/презентация

4.

Смешанные леса.

Урок открытия нового знания

Эл/презентация

5.

Степь.

Урок открытия нов знания

Эл/презентация

6.

Пустыня.

Урок открытия нов знания

Эл/презентация

7.

Влажные субтропики.

Урок открытия нов знания

Эл/презентация

8.

Почвы России. Почва – среда обитания.

Урок открытия нов знания

Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Характеризует понятия; составляет рассказ-описание. Читает  информацию, представленную в графическом виде (карта).

Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»).

Эл/презентация

9.

Рельеф России. Тест.

Урок наблюдения

Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России.  Характеризует понятия «рельеф», «равнина».

Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина»

Эл/презентация

Россия и ее соседи – 3 часа.

10.

Как возникали и строились города.

Урок дискуссия

Проводит виртуальную экскурсию  по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране.

Проводит виртуальную экскурсию  по Дании..

Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.  Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Успешно осуществляет учебную деятельность. Выполняет  интеллектуальные действия: анализ, характеристика, обобщение, оформление вывода. Составляет рассказ-описание, находит  информацию в словарях.

Работает с воображаемой ситуацией.

Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца». Смотреть и анализировать  видеоматериалы. Читать и пересказывать текст «Япония – Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал).

Эл/презентация

11.

Россия и её соседи. Япония. Китай.

Урок открытия нов знания

Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай — страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы. Составлять план рассказа-рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии.

Эл/презентация

12.

Россия и её соседи. Финляндия. Дания.

Урок открытия нов знания

Составлять рассказ  на одну из предложенных тем («Дания — островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании — Х. К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформлять вывод по теме. Анализировать  шмуцтитул: что мы узнали, чему научились.

Эл/презентация

Человек – творец культурных ценностей – 5 часов

Человек – творец культурных ценностей

13.

Что такое культура.

Урок открытия нов знания

Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа «Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках.  Готовит вопросы для одноклассников по теме урока.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-рассуждение,  готовит пересказ.

Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ «Чем я люблю заниматься?». Читать  информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде.

Эл/презентация

14.

Как возникла письменность.

Урок открытия нов знания

Сравнивать собственные высказывания с текстом  учебника «Летопись — рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы).

Эл/презентация

15.

Образование – часть культуры общества.

Урок открытия нов знания

Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию.

Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука».

Эл/презентация

16.

Как развивалось образование после Петра 1

Урок открытия нов знания

Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать  и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков».

Эл/презентация

17.

Школа 19 века.

Урок открытия нов знания

Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке».

Эл/презентация

Искусство России – 7 часов

18.

Русское искусство

Урок открытия нов знания

Рассказывает  о русской архитектуре.  Называет  сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет».

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Читает  информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах. Проявляет  интерес и уважение к произведениям искусства.

Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства?»

Эл/презентация

19.

Искусство России 18 века.

Урок открытия нов знания

Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает  картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеров XVIII века.

Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»).

Эл/презентация

20.

Поэты и писатели 19 века.

Урок открытия нов знания

Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение, справедливы ли слова «Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке?

Эл/презентация

Четвертая четверть – 16 часов

1.

Композиторы 19 века.

Урок открытия нов знания

Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность: всё ли удалось, какие получили результаты.

Проявляет интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознает свою принадлежность к великой русской культуре. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями, работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание.

Эл/презентация

2.

Художники 19 века.

Общение.

Урок открытия нов знания

Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией).

Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждать текст «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

Эл/презентация

3.

Искусство России 20 века

Проект «Знаменитые люди России 19-20 веков»

Урок открытия нов знания

Работает в группах: готовит сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформляет вывод по теме. Оценивает свое  отношение к литературе и искусству.

Вести учебный диалог: обсуждать  предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру  «Архитектурные памятники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника).

Эл/презентация

Человек – защитник своего Отечества –13 часов

Эл/презентация

4.

Как Русь боролась с половцами. Как русские воины победили шведских захватчиков.

Урок открытия нов знания

Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Выполняет  интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение.

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Анализировать текст «Как Русь боролась с половцами».

Эл/презентация

5.

Битва на Чудском озере.

Урок открытия нов знания

Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради.  Анализирует тактику ведения боя.  Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве.

Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы). Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов).

Эл/презентация

6.

Куликовская битва.

Урок открытия нов знания

Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала.

Эл/презентация

7.

Отечественная война 1812 года.

Урок открытия нов знания

Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек» (учебник, ч. 2, с. 128). Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова).

Эл/презентация

8.

Великая Отечественная война 1941-

Урок открытия нов знания

Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала.

9.

1945 годов. Битва под Москвой.

Урок открытия нов знания

Эл/презентация

10.

Сталинградская битва.

Урок открытия нов знания

Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов).

Эл/презентация

11.

«Всё – для фронта, всё – для победы!».

Берлин взят!  

Урок открытия нов знания

Эл/презентация

12.

Проект «Защитники Земли Русской»

13.

Мы живём в Российском государстве.  Символы государства

Урок открытия нов знания

Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России,  об их традициях. Объясняет, что такое «закон». Называет несколько законов  нашего государства.  Работает в группах, иллюстрирует с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России.

Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе).Слушать рассказ учителя: «Права граждан России».

Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание.

Эл/презентация

14.

Права и обязанности граждан России.

Урок открытия нов знания

Обсуждать  проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России.

Эл/презентация

15.

Итоговая проверочная работа

Урок развивающего контроля

Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района.  

Тестирование

16.

По родным просторам

Урок экскурсия

Экскурсия  по просторам родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе по ФГОС

Данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" 2 класс, УМК "Школа России"....

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру По ФГОС с УУД (начальная школа) Плешаков 2 класс

КалендаКалендарно тематическое планирование по окружающему миру создано на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Ок...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру По ФГОС с УУД (начальная школа) Плешаков 4 класс

Калическое планирование по окружающему миру создано на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» А.А.Пл...

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе УМК Школа России ФГОС

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру для второго класса составлено на 2014-2015 учебный год и рассчитано на 34 рабочие недели, 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.Планирование ...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Окружающего мира" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира" во 2 классе, ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...