Разработка урока по теме "Звери - млекопитающие"окружающий мир 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Ингинен Елена Юрьевна

Разработка содержит конспект урока, презентацию и технологическую карту. Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока36.77 КБ
Файл презентация2.78 МБ
Файл технологическая карта46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.

(Программа «Начальная школа 21 век»)

Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.

Цель. Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).

Задачи урока:

  1. Образовательные:  дать понятие «млекопитающие», учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих (зверей).
  2. Воспитательные:  воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.
  3. Развивающие:  способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе.

Оборудование: выставка рисунков детей, компьютер, картинки  животных ,учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация  «Звери - млекопитающие», коробка (в ней молоко, шерсть и цифра 4), солнышко на доске.

Ход урока.

І Мобилизующий этап. Мотивация учебной деятельности (организационный момент)

                      Мы урок начнём с разминки.

                      Выпрямляем свои спинки.

                      Вправо, влево потянитесь,

                      И друг другу улыбнитесь

                     А теперь, друзья, садитесь (садятся)

                      Утром солнышко проснулось,

                      Всем ребятам улыбнулось.

                      Лучик тёплый, золотой

                      На урок возьмём с собой.

                      Будет он нас согревать,

                      На уроке помогать.        

- Ребята, самый первый шаг к познанию окружающего мира - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Они очень интересны и поместились    в этой коробке. Чтобы узнать, что в ней лежит, нам предстоит отправиться в удивительный мир животных.

ІІ Самоопределение учащихся на основе антиципации (повторение пройденного материала)

- Вы подготовили к уроку рисунки по теме «Дикие животные». Познакомьте класс с рисунками, кого вы нарисовали. Молодцы.

- А теперь мы проверим знания прошлого урока.

- (Слайды 1-2)Внимательно посмотрите на слайд. Найдите лишнее животное в этой группе представителей живой природы.

 - Кто остался? Как их теперь назвать одним словом? Какие отличительные признаки вам помогли?

ІІІ Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

1. Введение нового материала

- Хорошо ребята с этими группами вы разобрались. А вот с последней  группой – звери, мы будем работать сегодня.

- (Слайд 3) Давайте ёщё раз назовём их особенности:  тело покрыто шерстью и у них  4 ноги (лапы).

- Назовите зверей и их детёнышей.

- А чем кормят родители своих только что родившихся малышей?

- Кто из вас может сказать, как называют животных, которые кормят своих детёнышей молоком?

- На многих языках мира слово «молоко» звучит как «млеко»

- Мамы питают малышей молоком,    т.е. – млекопитающие (щелчок по презентации)

- Теперь мы определили  тему нашего урока.  

- Посмотрите на свои рисунки, которые вы подготовили дома. Есть ли среди ваших животных млекопитающие? -     (сон для презентации)

Творческая минутка

- Сейчас мы проведём небольшую творческую минутку. Очень хочется узнать, а как много вы знаете о зверях.

- Откройте тетрадь на с. 30 и найдите рубрику вверху «Пофантазируй». Вам предлагается план (читаю) и есть подсказка (надеваю маску волка)

 Чтение подсказки.

- Кто желает показать свои знания? (Выбирается артист. Надевает маску зверя. Представляется от имени своего героя – млекопитающего).

Речевая разминка.

Мы сейчас поиграем в игру «Угадай-ка».        Вам нужно не только угадать зверя, но и сказать, как его называют в русских народных сказках        

                    4  слайд.

 «Косолапый, неуклюжий…» (медведь)

               5 слайд.

«Хитрая, ловкая…» (лиса)

               6 слайд.

«хитёр и осторожен серый…» (волк)

              7 слайд.

«колючий шарик» (ёж)

               8 слайд.

«Длинноухий, трусливый…» (заяц)           (сон для презентации)

Физкультминутка.

Работа по учебнику с. 68

-Ребята, откройте учебник на странице 68.

-Назовите, кто изображён на картинке, и можно ли его назвать млекопитающим.

- Разделим их сначала на группы по месту обитания  - на суше:

Тигр-млекопитающее, у тигрицы бывает от 2 до 4 детёнышей. Она кормит их молоком.

Белый медведь- млекопитающее. В декабре у медведицы  рождаются детёныши. Она их вскармливает молоком.

летучая мышь? (млекопитающее), а где обитает? (в воздухе)

-А живут ли звери в воде? (Да, это дельфины и киты)

- Чтение текста учителем с. 71 «Дельфин – морской зверь»

- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками.

Вывод.

Звери-млекопитающие. Они выкармливают своих детёнышей молоком. Дикие звери  живут везде: на суше, в воздухе, в воде.

Закрепление нового материала

- А теперь мы проведём небольшую викторину «В мире животных»    (включаю презентацию)

1) Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд (медведь)
2) Догадайся, кто это? Он живёт под землёй. Очень редко выходит на поверхность. Шерсть у него чёрного цвета, короткая, густая, бархатистая. Питается дождевыми червями (крот).

3) Какое животное носят своих детёнышей в сумке?
 (Кенгуру)

4) Кого из млекопитающих называют полоскуном? (енот)

5) Рост какого африканского млекопитающего достигает пяти с половиной метров в высоту? (жираф)

(Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага).

6) Кто самый большой среди млекопитающих? (синий кит).

(Он имеет длину 33 метра и весит 190 тонн).

7) Кого в наших краях называют "санитаром леса"? (волк)
8) Какого животного можно называть зверем-строителем?
 (бобр)

ІV Итог урока Рефлексия.

- Какие открытия сделали на уроке?

  • Я запомнил, что:
  • Меня удивило, что:
  • Я впервые узнал, что:

- Какие особенности отличия млекопитающих вы знаете?

- Пора открыть нашу коробку (в ней молоко, шерсть и цифра 4) – что это значит?

(это признаки отличия млекопитающих от других животных)

– У вас на парте картинка со зверем. Возьмите картинку, подойдите к доске и разместите её на лучике солнца.

– У нас получился замечательный питомник. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать и согревать наш питомник. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. (Последний слайд)

      – Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто лишний?

Слайд 3

Звери - млекопитающие

Слайд 4

«косолапый, неуклюжий…»

Слайд 5

«хитрая, ловкая…»

Слайд 6

«хитёр и осторожен серый…»

Слайд 7

«длинноухий, трусливый…»

Слайд 8

«колючий шарик…»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов Ингинен Елена Юрьевна

МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа

имени А.А.Воскресенского

Тверской области Торжокского района

Класс  1                      Дата   28.11.2012 г.

Предмет   окружающий мир по программе «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: урок изучения нового материала на деятельной основе

Тема урока: «Звери - млекопитающие»

Цель урока

Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).

Задачи урока

Образовательные: дать понятие «млекопитающие», учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих (зверей).

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения задач; предметные -  знакомиться с представителями млекопитающих; логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь) выделять общие признаки млекопитающих, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи; знать о среде их  обитания, об особенностях жизни млекопитающих.

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы;  уважительное отношение к миру животных.

Метапредметные: 

Познавательные:

- раскрывать значение понятия “млекопитающие” и обосновывать свое мнение;

- определять особенности зверей и обосновывать свое мнение.

- применять приобретенные  знания при создании сообщения об особенностях  жизни млекопитающих  в естественной среде обитания.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

- соотносить приобретённые знания с реальной жизнью, с общественными нормами поведения.

-выполнять учебное действие в соответствии  с планом.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

-умение обосновывать, отстаивать своё мнение.

- согласовывать  позиции  с партнёром  и  находить общее решение.

-адекватно использовать речевые средства для представления  результата.

Основные понятия, используемые на уроке

Звери, млекопитающие, питомник, дикие животные, вода, воздух, суша.

Межпредметные связи

Литературное чтение – русские народные сказки, изобразительное искусство - рисунки

Ресурсы

выставка рисунков детей, компьютер, картинки  животных, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация  «Звери - млекопитающие», коробка (в ней молоко, шерсть и цифра 4), солнышко на доске.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

коллективная, фронтальная

Методы обучения

Проблемный, словесный, иллюстративный, деятельностный

Технологии работы с информацией

ИКТ технология

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мобилизующий этап
Время: 1-2 мин
Этапы:

1.Приветствие.

2.Организация внимания

Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм

Приветствие.

Организация внимания всех учащихся

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево потянитесь,

И друг другу улыбнитесь

А теперь, друзья, садитесь (садятся)

Утром солнышко проснулось,

 Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Будет он нас согревать,

На уроке помогать.        

- Ребята, самый первый шаг к познанию окружающего мира - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Они очень интересны и поместились    в этой коробке. Чтобы узнать, что в ней лежит, нам предстоит отправиться в удивительный мир животных.

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к обитателям животного мира.

Личностные:

- проявлять позитивное отношение к миру животных.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания  в  практической деятельности.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Самоопределение учащихся на основе антиципации
Время: 3 мин

Этапы:

1.Проверка выполнения д/з всем классом (рисунки).

2. Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций

Коллективное рассматривание рисунков

Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике. Рецензирование ответов учащихся

Выявление факта выполнения рисунков всем классом.

Известный фактический материал учитель предлагает  к рассмотрению в новом свете.

- Вы подготовили к уроку рисунки по теме «Дикие животные». Познакомьте класс с рисунками, кого вы нарисовали.

- (Слайды 1-2)Внимательно посмотрите на слайд. Найдите лишнее животное в этой группе представителей живой природы.

 - Кто остался? Как их теперь назвать одним словом? Какие отличительные признаки вам помогли?

- актуализировать знания о видах животных;

- научить выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- обосновывать, соотносить свою точку зрения.

- объяснять различия видов животных;

- формировать умение вести учебный диалог.

Личностные:

-проявлять интерес к жизни  диких животных.

Познавательные:

- анализировать элементы  с объектом  и обосновывать  своё мнение.

Регулятивные:

- выполнение учебных заданий в соответствии с целью.

Коммуникативные:

-выполнять учебные  задания в рамках  учебного диалога.

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Время:20 мин

Этапы:

1.Сообщение темы изучения нового материала.

2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала

3.Демонстрация практической значимости нового материала.

4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

5.Организация внимания

6. Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала

7. Обучение учащихся деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам учиться

Решение познавательной задачи с целью определения цели и задачи урока

Самостоятельное добывание знания. Самоорганизация процесса учения. 

Надевает маску зверя. Представляется от имени своего героя – млекопитающего).

Сообщение цели и задачи урока в виде познавательной задачи.

Показать практическую значимость материала.

Проведение словарной работы

Актуализировать чувственный опыт и опорные знания учеников.

- (Слайд 3) Назвать особенности зверей:  тело покрыто шерстью и у них  4 ноги (лапы).

- Назовите зверей и их детёнышей.

- А чем кормят родители своих только что родившихся малышей?

- Кто из вас может сказать, как называют животных, которые кормят своих детёнышей молоком?

- На многих языках мира слово «молоко» звучит как «млеко»

- Мамы питают малышей молоком,    т.е. – млекопитающие

- Теперь мы определили  тему нашего урока.  

- Посмотрите на свои рисунки, которые вы подготовили дома. Есть ли среди ваших животных млекопитающие?  

 Творческая минутка

- Откройте тетрадь на с. 30 и найдите рубрику вверху «Пофантазируй». Вам предлагается план (читаю) и есть подсказка

 Чтение подсказки.

- Кто желает показать свои знания?

Речевая разминка.

игра «Угадай-ка».         Нужно не только угадать зверя, но и сказать, как его называют в русских народных сказках        

                    4  слайд.

 «Косолапый, неуклюжий…» (медведь)

               5 слайд.

«Хитрая, ловкая…» (лиса)

               6 слайд.

«хитёр и осторожен серый…» (волк)

              7 слайд.

«колючий шарик» (ёж)

               8 слайд.

«Длинноухий, трусливый…» (заяц)  

 Работа по учебнику с. 68

-Назовите, кто изображён на картинке, и можно ли его назвать млекопитающим.

- Разделим их сначала на группы по месту обитания  - на суше:

Тигр-млекопитающее, у тигрицы бывает от 2 до 4 детёнышей. Она кормит их молоком.

Белый медведь- млекопитающее. В декабре у медведицы  рождаются детёныши. Она их вскармливает молоком.

летучая мышь? (млекопитающее), а где обитает? (в воздухе)

-А живут ли звери в воде? (Да, это дельфины и киты)

- Чтение текста учителем с. 71 «Дельфин – морской зверь»

- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками.

Вывод.

Звери-млекопитающие. Они выкармливают своих детёнышей молоком. Дикие звери  живут везде: на суше, в воздухе, в воде.

- Ввести понятие “млекопитающие”.

- Научить школьников:

- рассказать о жизни млекопитающих,  используя приобретённые знания.

Познавательные:

- определять значение понятия “млекопитающие” и обосновывать свое мнение.

- определять  условия необходимые для жизни зверей и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

-применять  приобретённые знания  о  жизни млекопитающих  при   выполнении  учебных заданий.

Коммуникативные:

-  формировать высказывания,  обосновывая  своё мнение.

Закрепление нового материа
 Время: 5 мин
Этапы:

1.Закрепление новых знаний и умений.

2.Творческое применение нового материала на практике.

Решение на основе новых знаний творческих и практических задач.

Использование викторины для  закрепления знаний

- викторина «В мире животных»    

1) Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд (медведь)
2) Догадайся, кто это? Он живёт под землёй. Очень редко выходит на поверхность. Шерсть у него чёрного цвета, короткая, густая, бархатистая. Питается дождевыми червями (крот).

3) Какое животное носят своих детёнышей в сумке?
 (Кенгуру)

4) Кого из млекопитающих называют полоскуном? (енот)

5) Рост какого африканского млекопитающего достигает пяти с половиной метров в высоту? (жираф)

(Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага).

6) Кто самый большой среди млекопитающих? (синий кит).

(Он имеет длину 33 метра и весит 190 тонн).

7) Кого в наших краях называют "санитаром леса"? (волк)
8) Какого животного можно называть зверем-строителем?
 (бобр)

•  Стимулировать интерес, воображение к жизни млекопитающих

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивные:

- проверить выполнение задания и вносить корректировку

Коммуникативные:

- адекватно  использовать речевые средства для представления результата.

Рефлексия
Время:5 мин

Я запомнил, что:

Меня удивило, что:

Я впервые узнал, что:

Подведение итога урока

- Какие открытия сделали на уроке?

  • Я запомнил, что:
  • Меня удивило, что:
  • Я впервые узнал, что:

- Какие особенности отличия млекопитающих вы знаете?

- Пора открыть нашу коробку (в ней молоко, шерсть и цифра 4) – что это значит?

(это признаки отличия млекопитающих от других животных)

– У вас на парте картинка со зверем. Возьмите картинку, подойдите к доске и разместите её на лучике солнца.

– У нас получился замечательный питомник. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать и согревать наш питомник. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

-оценивать результат учебной деятельности.

Ключевые умения

Познавательные:

-выделить общие признаки млекопитающих

Регулятивные:

-применять приобретенные знания при выполнении учебных заданий

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для предоставления результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 3 классе для национальных школ "Имя прилагательное"

Тема: Имя прилагательноеЦель : углубить представление учащихся о роли в нашем  языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существител...

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС

урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...

Разработка урока "Правописание глаголов" (4-й класс УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока "Правописание глаголов" Цели урока:- создать условия для закрепления знаний о правописании глаголов.- содействовать развитию умения учащихся применять изученные орфограммы.- способство...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"

Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....

Методическая разработка урока урока математики в 4 классе ( УМК «Начальная школа XXI века») по теме: «Конус».

Урок построен в технологии деятельностного  подхода, обучающего способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...