Урок по окружающему миру для 3 класса «Школа России». Тема: Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Оновные цели и задачи урока:
- создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи;
- ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
- формировать представление о структуре семейного бюджета;
- формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: "Семейный бюджет" | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
для 3 класса «Школа России».
Тема: Семейный бюджет.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательные:
ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
формировать представление о структуре семейного бюджета;
повторить изученные экономические понятия;
– развивающая:
развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;
– воспитательные:
формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
формировать умение работать в группе;
воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.
Оборудование: карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, кроссворд, геометрические фигуры.
Ход урока
- Организационный момент (3 мин)
Перед уроком дети получают геометрические фигуры (круг, квадрат , треугольник, многоугольник). На каждом столе стоят карточка с одной из этих фигур.
- Ребята, перед уроком каждый из вас выбрал геометрическую фигуру. Займите место за той партой, на которой стоит такая же геометрическая фигура.
Дети рассаживаются за парты.
Урок мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” - вот тема на уроке.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься,
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.
- Вы все поделены на 4 группы. Каждая группа – это …(учитель показывает ребус 7Я) “семья”.
- Выберите “фамилию” своей семьи.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания. (5 мин)
- Прежде чем начать разбираться в вопросах темы урока, давайте дадим ответы на вопросы, которые нам прислали из “Центра Экономики”, а кто-то в “семьях” получил письма, на которые надо дать ответ.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1. Соедини линией части высказываний:
Деньги, которые попадают в бюджет, это налоги.
Деньги, которые тратятся из бюджета, это доходы.
План расходов и доходов государства – это бартер.
Платежи, выплачиваемые гражданами и
организациями в бюджет государству – это бюджет.
Прямой обмен одних товаров на другие называется расходы.
Карточка №2. Подчеркни правильный ответ.
Бартер – обмен товаров при помощи денег;
прямой обмен одних товаров на другие.
Деньги – железные или бумажные монеты;
особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Купюра – валюта;
бумажные деньги;
сбережения.
Карточка №3. Соедини линией.
Какие потребности людей выполняли следующие волшебные предметы:
а) горшочек каши; а) потребности в медицине;
б) живая вода; б) потребности в деньгах;
в) золотая антилопа; в) потребности в пище;
г) цветик-семицветик; г) исполнял любые желания.
д) золотая рыбка.
Всем классом отгадываем кроссворд.
Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
Бумажные деньги? (Купюры)
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)
Плата за работу? (Заработная плата – зарплата)
Ответить на вопросы: (Фронтальная работа.)
- Что же такое государственный бюджет? (план доходов и расходов государства)
- Что означает выражение "денежная сумка"? (бюджет)
- Как называются деньги, которые в нее кладут? (доходы)
- Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (расходы)
- Что составляет доходы государства? (налоги граждан и организаций)
- Откуда государство в основном получает доходы?
- Что такое налоги? (Государственный сбор с населения и предприятий)
- На что государство расходует деньги? (На образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели.)
- Какой бюджет вы считаете лучшим:
в котором доходы больше расходов?
в котором доходы равны расходам?
в котором доходы меньше расходов?
-Зачем нужен в каждом государстве бюджет? (Чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику)
Обобщение: государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.
III. Постановка проблемы урока (3 мин)
- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Да)
- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? (Семья)
- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)
- Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов)
- Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.)
IV. "Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)
- Давайте подумаем, как складывается бюджет семей? Посмотрите на схему бюджета государства.
На доске изображена схема:
бюджет
Доходы Расходы
- Останется ли такая схема в семье? (Учитель добавляет к схеме слово «Семейный»)
- Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составляться бюджет семьи?
- Самый удобный срок - на месяц.
- Познакомимся с доходами, которые могут быть в семье. Как вы думаете, какой основной источник доходов в семьях?
Рассказ учителя
- Это заработная плата. Она может быть постоянной, а может меняться.
- Почему?
Если у человека фиксированная сумма оплаты труда (она называется оклад), то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотек. Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше деталей, то получит больше. Такая форма оплаты труда называется сдельной. Оплата работы может быть почасовой. Тогда за каждый час работы начисляется какая-то определённая сумма. Так, например, работают охранники.
Работа с учебником
- Какие ещё виды доходов могут быть в семь вы узнаете, прочитав статью в учебнике. Откройте учебник на с. 77, второй абзац.
Пока часть учащихся работают с учебником, сильные ученики работают с дополнительным материалом.
Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся их пенсии. Что такое пенсия? Это денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определённое количество лет), по инвалидности или нетрудоспособности.
Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Стипендия постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.
Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребёнком, то она будет получать небольшое пособие - денежную помощь. Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже тpyда и ищет работу.
Если в семье есть ещё одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход будет называться рентой.
Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке, то от банка семья получает определённую сумму денег, которая называется процент.
- А теперь вспомним все виды доходов, которые могут поступать в семейный бюджет, и занесём их в таблицу. (Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар, пособие, процент, прибыль, рента)
Работают по группам
- В каждой “семье” листок с таблицей, карточки с примерами видов дохода и расхода семьи. Дети обсуждают, выбирают и вклеивают в свои таблицы карточки, какие виды дохода есть в их “семье”. Затем отвечает каждая группа.
1 группа:
папа и мама работают, получают за свой труд зарплату;
дедушка и бабушка пенсии;
дети: школьник пособие,
учащийся в институте стипендию.
2 группа:
Папа предприниматель, владелец
кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы;
мама врач получает зарплату;
бабушка пенсию;
дети: посещает детский сад пособие;
школьник;
учащийся колледжа стипендию.
3 группа:
мама работает на швейной фабрике зарплата;
папа – писатель за свои книги получает авторское вознаграждение
– гонорар;
дети: двое посещают детский сад пособие;
школьник.
4 группа:
мама – продавец в аптеке получает зарплату;
папа – водитель такси получает зарплату;
дедушка и бабушка пенсии;
двое школьников получают пособие.
Ответы по группам.
- Так что такое доход семьи? (сумма, заработанная членами семьи за месяц)
V. Физкультминутка (1 мин)
( Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают.)
– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг Цена, руб. Ваш выбор
Лекарства 5
Продукты 50
Одежда 10
Обувь 10
Бытовая химия 4
Транспорт 10
Велосипед 15
Музыкальная (спортивная) школа 10
Книги 5
Компьютер 40
Игрушки 5
Платежи и налоги 30
Диски с мультфильмами 6
Посещение цирка 6
Посещение боулинга 7
Туристическая поездка 80
Поход в кино 4
Мороженное, конфеты 5
Фрукты 8
– Выслушаем, что у вас получилось.
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.
А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 120 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
VI. Первичное закрепление нового материала. Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)
– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
Ответ: доходы могут быть равны расходам,
превышать расходы,
быть меньше расходов.
- Правильно. А какая формула будет лучшей? (Та, в которой доходы больше, чем расходы.)
– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.
Тексты карточек:
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)
– На чем можно сэкономить?
Варианты ответов:
сладости и излишества в еде;
транспорт (использование проездного билета);
коммунальные услуги (экономия электричества);
одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?
– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
VII. Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
- Ответ на этот вопрос вам поможет найти учебник с. 77. (Премия, наследство.)
– А непредвиденные расходы? (Болезнь, несчастье.)
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Готовый список советов по экономии семейного бюджета
Совет Ваш выбор
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
Бережно относитесь к своим вещам
Чаще пользуйтесь услугами такси
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (Нужно много трудиться.)
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
Варианты ответов:
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит
VIII. Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста. (4 мин)
- Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
Групповая работа учащихся.
Тест
Вопрос Вариант ответа
1. Из чего складывается а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
семейный бюджет? б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые
поступают в бюджет семьи, – это… я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это… б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся ш) доходы;
из бюджета семьи, – это… ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета е) больше расходов;
считается то, при котором доходы… и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – т) доходов;
это разные виды… п) расходов;
к) гонорара
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)
– Абсолютно верно! Молодцы!
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (5 мин)
1. Рефлексия.
– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
2. Домашнее задание.
– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
– Составьте список расходов своей семьи за 1 день.
– Благодарю вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»
Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока: знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...
презентация к уроку математики в 3 классе "Школа России". Тема урока:"Проверка деления умножением"
В презентации представлен полный ход урока с заданиями, на уроке применяются листы самооценки, в которых учащиеся отмечают свои знания и умения в ходе урока, проводится в конце урока рефлексия....
Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.
Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...
Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...