Урок окружающего мира в 4 классе: "Полезные ископаемые нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме:
"Природные ископаемые нашего края"
Цель:
Знакомство с полезными ископаемыми нашего края и их значением в жизни человека.
Задачи:
Сформировать представления у учащихся о полезных ископаемых нашего края.
Познакомить с видами, их значением и охраной.
Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.
Тип урока : Изучение нового материала.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Методы: Репродуктивные, объяснительно-ллюстративные,частично-поисковые, эвристические.
Оснащение урока: Физическая карта Самарской области, проектор.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2.Стадия Вызова.
Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?
(Родной край – часть большой страны)
Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока определим, отгадав кроссворд.
1. 2. | ж | и | г | у | л | ё | в | с | к | и | й | ||
с | т | р | е | л | ь | н | а | я | |||||
3. | и | с | т | о | к | ||||||||
4. | о | в | р | а | г | ||||||||
| 5. 6. | ч | а | п | а | е | в | с | к | ||||
р | а | ||||||||||||
7. | ш | и | р | я | е | в | с | к | и | й | |||
9. | 8. | х | о | л | м | ||||||||
с | а | м | а | р | ц | ы | |||||||
10. | к | и | н | е | л | ь | с | к | и | е |
1.Заповедник в Самарской области.
2.Самая высокая гора в области. (375 м)
3.Место, где река берет начало.
4.Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
5.Город Самарской области.
6.Древнее название реки Волга в переводе «Щедрая».
7.Самый большой овраг в Жигулевских горах.
8.Участок земной поверхности, который возвышается ниже 200 м.
9.Жители Самары.
10.Самые низкие горы Самарской области.
-Прочитайте ключевое слово и определите тему урока.
-Что такое полезные ископаемые? (слайд )
-Отгадайте полезное ископаемое : «Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей»
(песок) Слайды с загадками.
Постановка проблемы. «Проблема на ладошке». (слайд )
Вытяните правую ладонь. Закройте глаза. Вспомните тему урока. Мысленно посмотрите на ладонь и поставьте для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке.
- Узнать, какие природ.ископаемые есть в Самарской области?
- Где добывают?
- Где используют?
-Как узнать какие природ.ископаемые есть в Самарской области? (посмотреть на карте)
-Как обозначены на карте полезные ископаемые? (значками)
-Посмотрите на значки и перечислите их. Мы сегодня изучим лишь некоторые.
3.Стадия осмысления содержания. Открытие новых знаний.
Работаем в роли исследователей по группам. На экране маршрутный лист с заданиями.
Маршрутный лист
Этап | Задание | Время |
1. | Изучить свой материал о полезном ископаемом в рабочей группе | 2 мин. |
2. | Выполнить задание (заполнить таблицу и др.) | 4 мин. |
3. | Работать в экспертной группе (обсудить, дополнить, проверить) | 4 мин. |
4. | Выступить по своей теме в рабочей группе (рассказать, научить) | По 2 мин. |
5. | Задать вопрос каждому по своей теме в группе | 2 мин. |
1 экспертная группа «Известняк и мел»
Свойс-тво извест-няка | Как добыва-ют? | Как образовался? | Где используется? | Разновидность известняка | Месторожде- ние в Самаре |
Ваша информация на с.160-161
2 экспертная группа «Песок и глина»
Как образуются? | Где используют? | Свойство глины | Месторожде- ние в Самаре |
Ваша информация на с.162
3 экспертная группа «Нефть»
Свойства нефти | Как образовалась? | Как используют? | Как добывают? | Месторожде- ние в Самаре |
Ваша информация на с.165-166
4 экспертная группа «Горючие сланцы»
Описание | Из чего состоят? | Свойство | Применение | Месторожде- ние в Самаре |
5 группа «Сера»
Описание | Свойства | Применение | Месторожде- ние в Самаре |
Сера- |
1 группа «Известняк и мел»
Свойс-тво извест-няка | Как добыва-ют? | Как образовался? | Где используется? | Разновидность известняка | Месторожде- ние в Самаре |
Проч- ный ка- мень белого или серого цвета | В карьере С помо-щью экскава-тора | Морские организ- мы, погибая оседали на дно. Из их скелетов, раковин образова- лись толщи известня-ка | При строительстве зданий, дорог, делают известь для строительных растворов | Мел- пишут, делают побелку, зубной порошок | Известняк- Октябрьск, Сергиевск, в Кинельских Ярах. Мел-Шигоны |
2 группа «Песок и глина»
Как образуются? | Где используют? | Свойство глины | Месторожде- ние в Самаре |
При разрушении гранита | Песок-в строительстве, для изготовления стекла. Из глины- посуду, горшки, плитку.изделия обжигают для твердости. | пластичность | Песок- Новокуйбышевск, Чапаевск. Глина-Приволжье,Хворостянка, Богатое. |
3 группа «Нефть»
Свойства нефти | Как образовалась? | Как используют? | Как добывают? | Месторожде- ние в Самаре |
Густая маслянистая жидкость темного цвета резкого запаха, горюча | Из остатков растений и животных, живших миллионы лет назад | Из нефти получают жидкое топливо-бензин, керосин, краски, лаки, пластмассу. | Из глубоких скважин из земли выкачивают насосами. Вывозят за границу для продажи. | Много по всей области, горы Жигули, Сокольи горы. |
4 группа «Горючие сланцы»
Описание | Из чего состоят? | Свойство | Применение | Месторожде- ние в Самаре |
горные породы обычно светло-коричневого или серого цвета, | состоят из продуктов разложения водорослей и моллюсков, скелетов рыб, животных и кальцита, доломита, кварца. | Свойство – горючесть | Используют как топливное сырье и в химической промышленности: делают топливное масло, клеи, моющие средства, ихтиол | Образовались более 1 млрд лет. Средний Сырт, около Сызрани |
5 группа «Сера»
Описание | Свойства | Применение | Месторожде- ние в Самаре |
Сера- минерал лимонно-желтого цвета или коричневатого | Очень хрупкий, чувствительна к повышенным температурам, растрескивается даже от теплоты рук. От спички она легко плавится и загорается голубым пламенем | Производство серной кислоты, используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, в резиновом производстве, при изготовлении спичек, красок, пиротехники. | Сера- в Сокольих горах |
4.Применение знаний на практике.
Вы изучили полезные ископаемые в Самарской области.
Нужно обозначить их месторождения на моей карте. (по 2-3) значками, которые у вас в группах на парте.
-Где в жизни мы встречаемся с природными ископаемыми?( слайд № )
-О каких полезных ископаемых не говорили? О них дополнительно узнайте дома.
- Как нужно относиться к полезным ископаемым? (вывод на слайде)
5.Рефлексия (слайд № )
А) Оцените свою работу ну уроке и продолжите фразы….
Я узнал… Мне было интересно… Я хочу узнать…
Б) Оцените свою работу в группе
На все ваши вопросы дали ответ – зеленый
Не все дали ответ – красный
В) Посоветуйтесь и оцените работу всей группы
Дружно, без нарушений групповых правил – зеленый
Были нарушения, не дружно - красный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"
Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Животноводство в нашем крае" 4 класс
Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Крыму....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Полезные ископаемые.
Конспект урока для 3 классапо окружающему миру...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....
Урок окружающего мира 4-й класс "Водоемы нашего края "
Кейс-урок по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4-й класс. Авторы учебника Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.Урок построен с использованием исследовательской работы и групповой формы работ...