Уроки - экскурсии
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Пряхина Лариса Николаевна

Разработки уроков - сезонных экскурсий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx140.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.  1  класс

Обобщение по результатам наблюдений на осенней и зимней экскурсиях.

(сравнительный анализ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Автор материала

Пряхина Лариса Николаевна

  1. Место работы, должность

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8", учитель начальных классов

  1. Предмет

Окружающий мир

  1. Класс

1 класс (6,6-7 лет)

  1. Название материла

Урок с мультимедийным приложением

  1. Вид ресурса

Разработка урока по материалам экскурсий

  1. Название темы

Обобщение по результатам наблюдений на осенней и зимней экскурсиях (сравнительный анализ)

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК "Школа России", автор программы - А.А.Плешаков

  1. Цель, задачи авторского материала

Цель:

-научить  отличать объекты и явления живой и неживой природы на экскурсиях; выделять их существенные признаки.

Задачи:

- познакомить обучающихся  с явлениями окружающей среды;

-учить сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;  -проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- развивать  наблюдательность, речь, операции логического мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение;

-воспитывать бережное отношение к природе.

  1.  Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office Word 2007

Microsoft Office Power Point 2007

  1. Необходимое оборудование и материалы для урока

Мультимедийная установка для показа презентации, выставка книг, конверты с практическими заданиями, веточки различных пород деревьев и кустарников, цветные фишки, простой карандаш

  1. Как реализуется на уроке время и место, форма использования

Компьютер используется на всех этапах урока: как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала; как источник информации

  1. Комплектация работы

Текстовый документ

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Данный ресурс представляет собой урок с мультимедийным приложением. Он проводится в форме урока-обобщения.

  1. Список используемых источников
  1. Плешаков А.А. Учебник "Мир вокруг нас" для 1 класса
  2. Рабочая тетрадь № 1 и № 2 к учебнику "Мир вокруг нас" для 1 класса
  3. Запартович Б.Б. "С любовью к природе".

М.:  "Педагогика", 1978

  1. Фотографии с экскурсий
  2. Фотографии с сайтов:

bigoutlook.ruzima-v-kartinkax-priroda-zimoj/

bestgif.ruphoto/zima_v_kartinkakh_gif/23

kartinki.mindmix.ru166-856-kartinki-osen

nude-celeb.ucoz.ru

Ход урока:

Структура урока, время

Деятельность учителя

Характеристика

деятельности обучающихся

УУД

I.Мотивационно-ориентировочный этап

(1 мин)

- Ребята, начинаем урок окружающего мира.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой ты дорожи.

Готовность обучающихся к началу урока

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающему миру.

II. Актуализация знаний (2 мин)

Словарная работа

(1 мин)

Загадки о временах года

(1 мин)

Сообщение темы и целей урока

(1 мин)

Повторение знаний о живой и неживой природе.

(1 мин)

Игра "Угадай-ка"

(1 мин)

Физкультминутка

(2 мин)

Самоопределение к деятельности

(5 мин)

Самостоятельная практическая работа

(2 мин)

Взаимопроверка

(2 мин)

Систематизация знаний, полученных на экскурсиях.

(2 мин)

Игра "Доскажи словечко"

(1 мин)

Представление творческих работ обучающихся.

(2 мин)

"Знаете ли вы?" -

беседа по наблюдениям

(2 мин)

Физкультминутка

(1 мин)

Раздел

"Знаете ли вы?"

(1 мин)

Беседа о птицах.

(1 мин)

Самостоятельная работа.

(4 мин)

Проверка с помощью компьютера

(Слайд  14)

Творческое задание

(4 мин)

Стихотворение "Покормите птиц зимой"

(2 мин)

Подведение итогов урока. Обобщение.

(3 мин)

Выставка книг

Рефлексия

(3 мин)

- Ребята, сегодня урок мне хочется начать со следующих строк:

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- О чём это стихотворение?

-Как вы понимаете слово "родина"?

-В толковом словаре С.И.Ожегова прочту вам лексическое значение этого слова.

-Парк,  в котором вы были на экскурсии, является тоже  частицей вашей малой Родины?

-В какое время года вы были на экскурсии?

-Послушайте внимательно загадки и отгадайте, о каком времени года говорится:

Золотые, тихие

Рощи и сады.

Нивы урожайные,

Спелые плоды,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила

-Вспомните,  за какими предметами в природе на экскурсии вы наблюдали.

-Сегодня вы расскажите о своих наблюдениях и о тех изменениях, которые происходили в природе осенью и зимой.

-Вы помните, что мы относим к живой и неживой природе?

-Муравьишка, решил проверить, как вы это знаете и предлагает вам поиграть в игру.

-Слушайте внимательно, если вы предмет относите к живой природе, вы хлопаете в ладоши, а если к неживой – приседаете.

(Солнце, бабочка, воздух, воробей, берёза, земля, белка, снег)

-Кто убедительно расскажет, как вам удалось отличить объекты живой природы от объектов неживой?

-Какие изменения в неживой природе произошли осенью?

- А зимой были изменения в неживой природе? Какие?

-А с приходом осени и зимы изменится жизнь растений?

-Мы на экскурсиях наблюдали за растениями. Скажите, на какие группы вы делили все растения.

-Мудрой Черепахе интересно, умеете ли вы определять группы растений, и предлагает вам задание.

-Прочитайте.  

-Выполняйте

-Поменяйтесь  друг с другом работой и проверьте у соседа по парте. Если вы с чем-то не согласны, исправьте.

-Верните работу соседу.

-Что нам подскажет компьютер? Проверьте у себя.

-Что помогло вам так быстро выполнить задание?

-За какими деревьями вы вели наблюдения осенью и зимой?

-Как вы различали деревья в природе?

- Предлагаю игру. Я буду читать  стихотворение, а вы договаривайте, отвечая на вопросы.

Ветер листики считал

Вот какой? показываем

Вот какой?

Вот какой?

Резной.

Вот  с чего?

Какой?

Вот последний лист (с чего?)  

Ветер сбросил на тропинку.

-Недолго радует нас красота осенних листьев, у деревьев начинается листопад.

В парке осенью вы собрали листочки, и своими умелыми ручками на уроке технологии сделали такие замечательные поделки. (Демонстрация поделок на стенде)

- Ребята, а сейчас есть листья на деревьях?

Посмотрите, сто у вас лежит на партах.

-Возьмите в руки веточки. Потрогайте их, рассмотрите, что вы заметили?

- В почке живёт будущий листочек, который к весне наберёт сил, прорастёт, ему будет тесно, почка лопнет и оттуда весной появится маленький зелёный листочек.

- А что, ребята, происходит с травянистыми растениями?

Какое удивительное открытие вы сделали на последней экскурсии?

 Идёт рассказ учителя о значении снега в жизни травянистых растений.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо стать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустить,

Всем улыбки подарить.

-На экскурсии ваше внимание привлекло ещё одно растение, какое?

- Как вы думаете, для чего боярышник посадили в парке?

-Когда птиц меньше осенью или зимой? Почему?

- Как называют таких птиц?

-Каких перелётных птиц вы знаете?

-Проверим.

Прочитайте задание № 2.

-Каких птиц мы видели на экскурсии зимой?

-Кто попробует сам составить загадку про пернатого.

-Что страшнее всего для птиц зимой?

-Мы можем помочь им? Как?

- Каким кормом вы порадуете птиц?

Учитель читает стихотворение

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

-Кому автор посвятил своё стихотворение?  Для чего автор написал эти строки?

- Ребята, надеюсь вы ходите со взрослыми в свободное от учёбы время в парк и подкармливаете птиц, подсыпая корм в наши кормушки.

-Добрые и умные поступки помогают защитить природу.

-Как живут живая и неживая природа?

-Оказывается, в природе нет ничего лишнего. Все её компоненты существуют во взаимосвязи. Исчезновение одного из них ведёт незамедлительно к исчезновению другого. Нарушение этих связей ведёт к беде. И в этом нам предстоит разобраться в следующем учебном году на уроках окружающего мира.

2013 год  объявлен годом Охраны окружающей среды.

-Что мы можем с вами сделать, ребята, чтобы сберечь окружающую природу?

-Мы должны любить нашу природу, а любить природу, значит любить  Родину.

-А чтобы вы ещё больше узнали о тайнах природы, Мудрая Черепаха предлагает познакомиться с новыми книгами, которые вы можете взять в нашей школьной библиотеке. А свой выбор можете сделать на перемене, подойдя к выставке книг в классе.

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Вы делали открытия сами или спрашивали у меня?

-Как интереснее. спросить у взрослых или сделать открытие самостоятельно?

-Кто на уроке был активным?

-Спасибо. Урок окончен.

Дети слушают стихотворение

Родиной мы зовём Россию, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное.

Родину мы называем матерью-Отчизной

-Да,- мы в нём отдыхаем, ходим на экскурсии

-Осенью, зимой

- Осень

-

- Зима

-За неживой и живой природой осенью и зимой

Объекты живой природы дышат, питаются. растут, приносят потомство и умирают.

Солнце поднимается невысоко, дни стали заметно короче, на улице похолодало, часто идут дожди.

Солнце зимой занимает самое низкое положение, дни стали короткие, ночи длинные, идёт снег, стало холодно.

-Да

Деревья, кустарники, травянистые растения

Выполняют задание

Знания, которые мы получили во время экскурсии. Мы узнали отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений.

Дуб, клён, рябина, берёза, осина

Высказывания детей.

Дети хором договаривают слова-отгадки.

(ответ: дубовый)

(кленовый)

(рябиновый)

(с берёзки)

(золотой)

(с осинки)

Веточки

Нет

Увидели на веточке почки

Под снегом увидели зелёную травку

Выполняют движения

Боярышник

Украшает парк, является кормом для птиц. Это лекарственное растение.

Птицы улетают в тёплые края.

Это перелётные птицы

ответы детей

Выполнение практической работы

Дети фишками  оранжевого цвета накрывают перелётных птиц, и фишками синего цвета – зимующих.

Ворона, воробей, галка, синица. сорока

Сочиняют загадки про дятла и синичку

Голод.

Подкармливать, делать кормушки

Крошки чёрного хлеба, семечки, зёрна, несолёное сало и т.д.

Внимательное прослушивание

Высказывания детей о птицах в зимний период

В природе всё взаимосвязано

Выводы детей об охране природы

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

-учиться высказывать своё мнение, строить устные высказывания.

Коммуникативные УУД:

-формирование вербальных способов коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю).

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке.

Личностные УУД:

-установка на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД:

-учиться высказывать своё мнение, строить устные высказывания.

Познавательные УУД:

-различать  методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение опыт);

-выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Регулятивные УУД:

-учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

Регулятивные  УУД:

-приводить убедительные доказательства.

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснить свой выбор.

Познавательные УУД:

-способность и умение производить простые логические заключения.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию;

-сравнивать и группировать предметы и их образы.

Познавательные УУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания;

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Личностные УУД:

-формировать личное позитивное отношение к окружающему миру.

Личностные УУД:

-установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владение монологической речью.

Регулятивные УУД:

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

-намечать способы их устранения.

Познавательные УУД:

-выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Личностные УУД:

-формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в системе знаний;

- делать предварительный отбор источников информации, перерабатывать полученную информацию;

- добывать новые знания.

Личностные УУД:

-ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....