Урок - экскурсия
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Пряхина Лариса Николаевна

Проведение урока - сезонной экскурсии во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass_.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.2 класс.

В гости к зиме

Пояснительная записка

  1. Автор

Пряхина Лариса Николаевна

  1. Место работы, должность

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени К.К. Рокоссовского»

г. Курска, учитель начальных классов

  1. Предмет

Окружающий мир

     4.Класс

2 класс (8-9 лет)

     5.Название материала

Урок с мультимедийным приложением

     6.Вид ресурса

Разработка  урока

     7.Название темы или раздела учебного курса

Урок по теме: «В гости к зиме».

     8.УМК, авторы образовательных программ

УМК «Школа России», автор программы А.А.Плешаков

     9.Цель, задачи авторского проекта

Цель: сформировать у обучающихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи: познакомить с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой;

-формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице в зимнее время года;

-развивать оперативное логическое мышление, наблюдательность, память, речь обучающихся;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

     10.Прогнозируемые результаты

Обучающиеся приобретут навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, научатся анализировать и обобщать.

      11.Необходимое оборудование и материалы для занятия

Экран, презентация, ноутбук, мультимедийная установка, для показа презентации, «Экран настроения», снежинки трёх цветов, фишки с номерами от1 до 5, раздаточный материал для работы в парах и индивидуальной работы, песочные часы, учебник « Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, 2 класс.

       12.Как реализуется на уроке (время, место, форма использования)

Ноутбук и мультимедийная установка используются на всех этапах урока.

       13.Комплектация работы

Текстовый документ

       14.Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»,2 класс, УМК «Школа России».На уроке применяются технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Презентация к уроку содержит:

-иллюстрации;

-видеосюжеты;

-интерактивные схемы и задания.

         15.Список используемых источников

1.А.А..Плешаков Учебник «Мир вокруг нас».2 класс. -Москва: Просвещение, 2011

2.Электронное  учебное пособие              для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе «Вентана-Граф», 2004

3.Казакова О.В.,Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. «Поурочные разработки по окружающему миру».2 класс.-Москва: «Вако», 2012

4.Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». –Москва: Просвещение, 2011

        16.Ссылки на интернет-источники

1.http//school-collection.edu.ru

2.http//www.fioranimal.ru/index.php

3.http//www.rbcu.ru/index.html

 

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

1мин

  1. Актуализация знаний.

4 мин

III.Сообщение темы и целей урока.

1мин

IV.Обобщение материала.

6 мин

1.Неживая природа зимой.

2.Зимние явления природы.

6мин

3.Игра «Хлопки».

1мин

4.Гимнастика для глаз.

1мин

5.Жизнь растений зимой.

3мин

6.Физкультминутка.

2 мин

7.Секреты животного мира.

11мин

8. Жизнь птиц зимой.

3мин

V.Закрепление изученного.

           3мин

VI.Итог урока.

1мин

VII.Рефлексия.

1мин

VIII.Домашнее задание.

1мин

-Здравствуйте, юные исследователи природы. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А теперь скажем наши волшебные слова: «Я хочу много знать».

- Садитесь.

- Ребята на прошлом уроке мы с вами были на экскурсии в парке и наблюдали за зимними изменениями в природе.

-Давайте вспомним некоторые эпизоды нашей экскурсии.

Просмотр видеосюжета об экскурсии.

-А как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

- Да, сегодня мы снова отправимся в гости к зиме. Мы обобщим и углубим знания о зимних изменениях в природе.

- Вспомните, какая бывает природа?

-Какие изменения в неживой природе вы наблюдали на экскурсии?

- Я полагаю, что зима наступает, когда идет снег.

- Как вы думаете, я права?

- По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается над горизонтом, а день самый короткий в году.

А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые заморозки - это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег выпадает и тает. Зима начинается тогда, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 С0, замерзают водоемы и почва, земля покрывается снегом. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

-Из чего состоит снег?

Рассмотрим разнообразные снежинки.

- На что они похожи?

- Какой был снег во время экскурсии? Что вы наблюдали?

- Как образуется снег, расскажет  Ксюша А..

-Более подробно познакомиться с зимними явлениями в природе нам поможет текст учебника. Откройте учебник по закладке на с.132-133.  Прочитаем текст «Неживая природа зимой».

-О каких явлениях природы вы узнали из текста?

Беседа о том, какие опасности возникают во время гололеда, во время оттепели.

- А теперь давайте поработаем в группах. Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой:

1-я группа - во время оттепели;

2-я группа – во время похолодания;

3-я группа – во время зимних игр;

4-я группа – на водоемах.

- Хлопните в ладоши, если услышите названия зимних явлений природы: листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, гололедица, оттепель.

Упражнение «Метёлки».

- А теперь перейдём к изменениям в живой природе. На какие группы делятся все растения?

- Какие бывают деревья?

- А какие деревья вы видели на экскурсии?

Сделайте вывод, как они зимуют.

- А где вы видели зеленые травянистые растения?

- Какую роль выполняет снег для этих растений?

- Верно. Ученые измерили температуру воздуха под снегом и над снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 0С.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

- Поговорим о секретах животного мира. К сожалению, никого из зверей мы не увидели.

- Поэтому о том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

- Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

- У зверюшки нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода - кора.

- Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела достигает 70 см. Русак летом и зимой - серый, зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, что и определяет его название. Слайд 12.

Волки ищут пищу зимой. В поисках пищи им приходиться пробегать большие расстояния. Они могут близко подходить к жилью человека. Голодные волки очень опасны.

-Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Рассели животных по домикам».

-  Договоритесь в паре, кто из вас будет читать название животного, а кто соединять стрелкой с нужным домиком.

-Проверим, как вы справились с работой.

- Хотите стать следопытами? Выполним интересное задание: «Догадайтесь, чьи следы на снегу».

- Откройте учебник на с. 135.Достаньте фишки из конвертов. Наложите фишку с номером того животного, чей след нарисован.

-  Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием.

- А чьи следы мы видели на экскурсии?

- Вспомните, как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Назовите зимующих птиц.

-  Каких из них вы видели на экскурсии? Какая птица вам особенно запомнилась? Чем? Как узнали её название?

- Чем питаются птицы зимой?

- И все же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

-А вы вешали кормушки на экскурсии? Не забывайте с родителями подсыпать корм в кормушки. Ведь 2013 год объявлен  годом  охраны окружающей среды.

В качестве закрепления изученного материала я предлагаю вам тест «Проверь себя».

- О каких секретах животного мира узнали на уроке?

- Что вас удивило?

- Что порадовало?

- Если вы полностью довольны своей работой на уроке, считаете, что отлично поняли тему, поднимите снежинку синего цвета.

- Если вы довольны своей работой, но можете работать активнее, поднимите снежинку голубого цвета.

- Если вы ничего не поняли, и вам понадобится помощь учителя, поднимите снежинку белого цвета.

- А теперь устроим заснеженную полянку в классе.

-Выберите себе любое задание на дом.

1) Подготовить сообщение о жизни зверей и птиц зимой.

2) Сделать рисунок «Красота зимы».

3) Найти пословицы, поговорки, народные приметы о зиме.

Обучающиеся стоят возле парт, хором говорят строчки и занимают свои места

Дети смотрят видеосюжет и вспоминают эпизоды экскурсии.

Обучающиеся высказывают предположения.

- Живая и неживая.

Перечисляют.

 

Высказывают предположения.

- Из снежинок.

 

Смотрят на экран.

Дети делятся наблюдениями.

Ученица рассказывает.

Обучающиеся читают текст учебника.

Дети отвечают.

Дети работают в группах. Обсуждают и формулируют правила безопасного поведения.

Хлопают в ладоши.

Моргают глазами, считая до5 (3раза).

-Деревья, кустарники, травы.

-Лиственные и хвойные.

-Берёзу, липу, иву, клён, ель.

-Под снегом.

-Снег для них как одеяло. Он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

Дети выполняют различные движения .

 

-Белка.

Прослушивание сообщения о белке.

-Медведь.

Прослушивание сообщения о медведе

- Лиса.

Прослушивание сообщения  о лисе.

- Заяц.

Сообщение  о зайце.

Дети слушают.

Работа в парах, с использованием раздаточного материала.

Называют животное и домик, в который его поселили.

-Да.

Индивидуальная работа по учебнику (с. 135).Использование фишек с №1-5.

Называют номера фишек.

Говорят, кому принадлежат следы.

-Перелётные.

-Зимующие.

 

- Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона, пищуха.

- Синица, ворона, дятел, пищуха.

-Пищуха. Громко пищит. По атласу-определителю.

- Семенами, плодами деревьев и кустарников, личинками насекомых.

- Надо сделать кормушки и подкармливать их.

-Да.

Дети выполняют тест на листочках. По истечении времени сдают учителю.

 

Дети отвечают.

Обучающиеся поднимают снежинки.

Наклеивание снежинок на экран настроения на доске.

Записывают задание на дом.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне отношения к окружающему миру, людям, животным.

Регулятивные УУД:

- осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий.

Коммуникативные УУД:

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- описание объекта, передав его внешние характеристики, владение монологической речью.

Общеучебные УУД:

- читать текст учебника.

Коммуникативные УУД:

- сравнение разных точек зрения,

- инициативное сотрудничество, формирование умения работать в группе.

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме.

Личностные УДД:

- формулировка правил безопасного поведения на улице зимой.

Познавательные УУД:

- способность и умение производить простые логические действия.

Личностные УУД:

-установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- формирование умения объяснять свой выбор,

-  владение монологической и диалогической речью.

Личностные УДД:

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Личностные УУД:

- формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру.

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической речью.

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической речью.

Коммуникативные УУД:

- умение сотрудничать с учителем.

Коммуникативные УУД:

- характеристика существующих признаков деления на группы (классификация).

Познавательные УУД:

- высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов,

- формирование умения работать в маленьких группах.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической речью.

- характеристика, качества, признаки объекта, относящегося к определенному виду.

Коммуникативные УУД:

- описать объект, передавать его внешние характеристики, использовать образные средства языка.

Коммуникативные УУД:

- формирование вербальных способов коммуникации.

Личностные УУД:

- формирование личного позитивного  отношения к окружающему миру

Регулятивные УУД:

- удерживать цель деятельности до получения ее результатов

Общеучебные УУД:

-самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.

Личностные УУД:

- ориентировка на понимание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....