Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_konkurs_eor.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст работы: Конспект урока с презентацией.
Окружающий мир. Мое отечество
3 класс.
«Слово о погибели Русской земли». Тема №8.
Тема урока: «Слово о погибели Русской земли».
Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «История» по теме: «Слово о погибели Русской земли»
Учебные задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-воспитание любви к истории родного края;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);
-формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение ,классификация, выделение лишнего (познавательные УУД);
-формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять роли в паре и группе и выполнять соответствующие ролям функции;
-формирование умения работать в подготовленной информационно-образовательной среде (личностных УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников со временами нашествия на Древнюю Русь монголов, образования ими государства Золотая Орда.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать эмоционально насыщенный образ Древней Руси периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия, вызвать сочувствие к судьбе родной страны.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь к учебнику, цветные карандаши; экран, мульти -проектор, ПК
Технологическая карта урока.
Слайд презентации | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
Организационный момент | ||
Слайд №1 время экспозиции:00:10 | Объявление темы урока учащимся. | |
Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала. | ||
Слайд №2 Время работы по слайду:00:20 | Вопросы на слайде- по очереди. -Когда и как начались времена Древней Руси? -Что такое государство? -Как на карте отличить одно государство от другого? | Ответы учащихся на вопрос. Возможно использование учебника (тема 5) Ответы учащихся , при затруднении можно обратить ребят к словарю. Ответы учащихся.( Цвет территории государства, граница –линия) |
Слайд №3 Время работы по слайду: 00:10 | -Вспомните, чем отличался внешний вид древнерусского города от села, деревни? | |
Слайд №4 Время работы по слайду: 00:15 | -Картины изображения древних русских городов вам помогут ответить на вопрос. | |
Слайд №5 Время работы по слайду: 00:20 | Надпись на слайде. -Город окружен стенами, каменные храмы, много домов, плотная застройка деревянными домами. | -Городские стены, храмы каменные, много домов, плотная застройка, деревянные дома… |
Создание проблемной ситуации. | ||
Слайд №6 Время работы со слайдом:00:25 | -Какие памятники культуры могли остаться от времен Древней Руси? После ответов детей показать рисунки на слайде. При затруднении в ответе-показать до ответов детей. | -Посуда, оружие, книги, украшения, иконы… |
Слайд №7 Время работы по слайду: 00:15 | Первая запись на слайде: От времен древней Руси могло остаться много памятников культуры -Осматривая сегодня Муром, Рязань, Владимир и другие древние города , мы не увидим в них ни одного старинного жилого дома, лишь кое-где сохранившиеся храмы и остатки крепостных стен. До нас также почти не дошло ни ремесленных изделий, ни книг, ни дорогих украшений той поры. Вторая запись на слайде: От времен Древней Руси памятников культуры осталось очень мало. | |
Слайд №8 Время работы со слайдом: 00:20 | -Какое вы заметили противоречие? На слайде:?! -Какой возникает вопрос? Запись на слайде: Почему так мало памятников культуры дошло до нас со времен Древней Руси? | --Памятников культуры должно было остаться много, а осталось мало. |
Актуализация знаний, версии детей для решения проблемы. | ||
Слайд №9 Время работы со слайдом: 00:25 | - Давайте заполним таблицу: « Исчезновение памятников древней культуры» Записи на слайде возникают поэтапно. | Ученики предлагают свои версии ответов. Возможно, кто-то из них скажет, многие постройки выгорели во время пожаров, так как были деревянными. Возможны ответы: сгорели от молнии, захватчики.. |
Слайд №10 Время работы со слайдом: 00:15 | -Наш урок называется «Слово о погибели русской земли». Можно ли набеги половцев и события на северо-западе Руси назвать «погибелью»? -Посмотрите на «реку времени». Что случилось с Древней Русью?Какое событие произошло в 13 веке? -Русь не справилась с Батыевом нашествием, это видно по тому, как круто изменила «река» направление, хотя до этого Русь успешно справлялась с другими врагами. | -Скорее всего, нет, так как завоевания государства не было. -Батыево нашествие. |
Слайд №11 Время работы со слайдом: 00:25 | -Возможно, какие-то беды ослабили Русь? Заполнение таблицы на слайде. | |
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. | ||
Слайд №12 Время работы со слайдом: 00:10 | Организация работы в парах постоянного состава. - Поработайте в парах. Первый в паре открывает учебник на странице 30, второй- на странице 43. Задание: докажите, что Русь была государством. | Учащиеся работают в парах над заданием. - Мы видим единую территорию, закрашенную одним цветом, есть границы, столица. - Государство разделилось на несколько разных. Много цветов, значит много государств. |
Слайд №13 Время работы со слайдом: 00:15 | Учитель еще раз обращает внимание детей на разницу на картах. | |
Слайд №14 Время работы со слайдом: 00:15 | - Единое государство распалось на несколько отдельных княжеств. У каждого княжества своя столица, свое правительство, своя армия. | |
Слайд №15 Время работы со слайдом: 00:10 | - Это время в 1185 году описал неизвестный автор. Назвал он свой труд «Слово о полку Игореве». Вы видите страницу из этой книги. | |
Слайд №16 Время работы со слайдом: 00:25 | - Послушайте как начинается она. | |
Слайд №17 Время работы со слайдом: 00:10 | - Таким художники увидели героя этого произведения. Князя Игоря Святославича. | |
Слайд №18 Время работы со слайдом: 00:10 | Заполнение таблицы на слайде. | Ответы детей на вопрос таблицы. |
Слайд №19 Время работы со слайдом: 00:05 | Индивидуальная работа в рабочих тетрадях. | |
Слайд №20 Время работы со слайдом: 00:20 | -Посмотрите на карту. Что обозначают стрелки на карте? Какое государство образовали монголы к востоку от русских земель? -Проверьте свое предположение по тексту учебника с.45-47. | -Нападение монголов. -Золотая Орда. Ученики читают текст. Подтверждают, что на землях России образовалось государство Золотая Орда. |
Слайд №21 Время работы со слайдом: 00:30 | Рассказ учителя о Чингисхане. | |
Слайд №22 Время работы со слайдом: 00:20 | Рассказ об армии Чингисхана. | |
Слайд №23 Время работы со слайдом: 00:05 | Рассказ об армии Чингисхана. | |
Слайд №24 Время работы со слайдом: 00:20 | Рассказ о внуке Чингисхана – хане Батые. | |
Слайд №25 Время работы со слайдом: 00:15 | Рассказ о завоевании Русской земли. | |
Слайд №26 Время работы со слайдом: 00:15 | Рассказ о штурме Владимира. | |
Слайд №27 Время работы со слайдом: 00:30 | -Как вы думаете, что в виде дани поступало в Орду. | -Продукты питания, изделия ремесленников и ювелиров, добыча охотников, рыболовов. |
Слайд №28 Время работы со слайдом: 00:15 | Заполнение таблицы на слайде. | |
Слайд №29 Время работы со слайдом: 00:15 | -Куда пропали лучшие ткани, изделия ремесленников и ювелиров? Заполнение таблицы на слайде. Подведение итога заполнения таблицы. | |
Выражение решения проблемы. | ||
Слайд №30 Время работы со слайдом: 00:15 | -Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Прочитайте его еще раз. Обсудите в группах ответ на этот вопрос. | Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. |
Слайд №31 Время работы со слайдом: 00:15 | - Вывод, ответ на наш вопрос. | |
Применение нового знания. | ||
Слайд №32 Время работы со слайдом: 00:05 | -Выполните задание в рабочей тетради. С.16, №3. | |
Слайд №33 Время работы со слайдом: 00:50 | -Проверьте себя. | Самостоятельное выполнение задания. |
Итог урока. | ||
- Вот список использованных источников | ||
Слайд №35 Время работы со слайдом: 00:05 | -Оцените свою работу на уроке. Что вам показалось трудным, непонятным? Что, на ваш взгляд, было интересным? | |
Домашнее задание. | ||
-Выполните любое задание в рабочей тетради к теме 8. |
Суммарное время просмотра слайдов - 09:50.
Список литературы и использованных источников:
Данилов Д.Д., Вахрушев А.А., Сизова Е.В. Окружающий мир: Мое Отечество. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Баласс, 2010. -144 с.
Данилов Д.Д., Вахрушев А.А., Сизова Е.В. Окружающий мир: Мое Отечество. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Баласс, 2010. -80 с.
Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Окружающий мир: Мое Отечество. Методические рекомендации к учебнику .- М.: Баласс, 2009. – 240 с.
«История России с древнейших времен до начала ХХ века» Под ред. Игоря Фроянова.
СПб. , 1999
Шефов Н. Битвы России. М., 2004.
Васнецов А.М. Медведчики. Старая Москва. Репродукция картины.
Васнецов А.М. Выход боярыни. Репродукция картины.
Васнецов А.М. Гонцы ранним утром в Кремле. Репродукция картины.
Васнецов А.М. Двор удельного князя. Репродукция картины.
Средневековый китайский рисунок. Автор неизвестен.
«Сказ про Игорев поход». Реж. Нина Василенко. Союзмультфильм, 1972.-25 мин.
«Тайна Чингис Хаана». Кадры из фильма. Реж. Андрей Борисов. Brown Wolf Production, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОР "Слово о погибели земли русской"
Презентация по истории к уроку Окружающий мир 3 класс (ОС "Школа 2100") Презентация разбита на 6 частей....
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
Урок - исследование по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира по теме "Мы - жители Земли" (2 класс)
I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере удаления от Солнца.3.Показать учащимся место Земли во В...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс
Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Сокровища Земли под охраной"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия; формирование знаний о красоте и неповторимости этих достопримечательностей.Планируемые результаты...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"
Конспект урока по ФГОС. Цели урока:1.Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества;2.Развивать умение работать с картой;3.Вос...