Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения (2009г.), Примерной программы по окружающему миру для основной школы, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, авторской программы курса «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.), с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, основной образовательной программы начального общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый, Самойловского района, Саратовской области».
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
Цель обучения - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе
примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений и программы для общеобразовательных учреждений авторы проф. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир. 1-4 классы» (2008г) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по окружающему миру.
Основные задачи:
-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Общая характеристика курса
Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
- Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события про изошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений.
- Биоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностно развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Особенность программы: предмет «Окружающий мир» изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».
Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического,
Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;
В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми;
Формы организации занятий:
-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);
-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;
-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Описание места учебного курса
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ пос. Садовый»;
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011);
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей
Планируемые результаты обучения 2класс
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Личностные результаты
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
метапредметные результаты Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Универсальные учебные действия:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
- описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
- ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
- характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
- различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
- составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Содержание программы
Введение. Что окружает человека (1 час).
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (11 часов).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (8 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно классники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (13 часов).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз никло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли (35часов).
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и ох рана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.
Составление семейного «древа».
Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии.
В лесополосу, поле, на луг, водоем; в школьный музей, места сельскохозяйственного труда.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ урока | Тема урока | Планир. дата | Фактич. дата | Цели урока | Результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
Введение. Что тебя окружает | |||||||
1. | Что тебя окружает. | Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа». | Называние объектов «живой», «неживой» природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
Кто ты такой | |||||||
2. | Я, ты, он, она... Все мы люди… | Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества». | Рассказ о себе, составление словесного портрета. | Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | ||
3. | Наши помощники – органы чувств. | Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)». | Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». | Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
4. | Что такое здоровье? | Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня. | Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня. Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». | Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
5. | Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных». | Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха. | Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его. | Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
6. | Физическая культура. | Создание условий для знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека. | Понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
7. | Почему нужно правильно питаться. Урок-проект. | Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
8. | Здоровье и питание. | Создание условий для углубленного знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)». | Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | ||
9. | Умеешь ли ты есть? Урок-проект. | Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
10. | Почему нужно быть осторожным. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы). | Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения. | Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
11. | Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». | Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце. | Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
12. | Можно ли изменить себя. | Создание условий для обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодо-левать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. | Понимание, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
Кто живёт рядом с тобой | |||||||
13. | Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа». | Создание условий для знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». | Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье. | Воспитание любви к своей семье. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
14. | Труд в семье. Как семья отдыхает? Урок-проект. | Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции». | Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви к своей семье. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | ||
15. | Проверочная Работа по теме «Здоровый образ жизни» | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. | Достижение необходимых результатов обучения по программе. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | ||
16. | Твои друзья – взрослые и дети. | Создание условий для знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. | Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения. | Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
17. | Твои друзья – взрослые и дети. | Создание условий для объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
18. | О правилах поведения. Урок-проект. | Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
19. | О дружбе. | Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. | Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | ||
20. | О дружбе. Настроение. | Создание условий для знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы». | Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
21. | Родина – что это значит? | Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к Родине. | Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
22. | Родной край – частица Родины. | Создание условий для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство. | Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование основ российской гражданской идентичности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
23. | Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей. | Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. | Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
24. | Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей. | Создание условий для знакомства с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне. | Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Понимание особой роли России в мировой истории. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
25. | Зачем человек трудится? | Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни. | Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме. | Понимание роли человека в обществе. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | ||
26. | Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. | Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца. | Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
27. | Как работают в пекарне (на хлебозаводе). Экскурсия на предприятие. | Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб. | Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
28. | Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта. | Обобщение знаний о значении труда в жизни человека. | Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
29. | О труде фермера и экономиста, программиста. | Создание условий для знакомства с профессиями фермера, экономиста, программиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Умение называть несколько профессий. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
30. | Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей. | Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком. | Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
31. | Древние города России. Урок-проект. | Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
32. | Мы – граждане России. Народы России. Виртуальная экскурсия в музей народов России. | Создание условий для знакомства с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России. | Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
33. | Проверочная Работа по теме: «Кто живёт рядом с тобой» | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. | Достижение запланированных результатов обучения. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
Мы — жители Земли | |||||||
34. | Солнечная система. | Создание условий для знакомства с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет. | Понимание понятия «Солнечная система». Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
35. | Земля – планета Солнечной системы. | Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле. | Воспроизведение. Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
36. | Глобус – модель Земли. | Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше. | Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
37. | Царства живой природы. Бактерии. | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях. | Понимание, что в природе есть большие разделы – царства. Умение называть некоторые из царств природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
38. | Грибы. | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о грибах. | Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
39. | Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. | Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | ||
40. | Как животные воспринимают мир. Урок-проект. | Создание условий для систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни. | Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
41. | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | Создание условий для знакомства с питанием и жизненными условиями животных. | Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
42. | Как животные воспитывают потомство. Урок-проект. | Создание условий для знакомства с особенностями воспитания животными своих детенышей и играми с потомством. | Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
43. | Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности). | Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. | Осознание разнообразия растительного мира. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
44. | Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений). | Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды). | Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
45. | Что такое лес? Экскурсия. . | Обобщение знаний учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | ||
46. | Как развиваются растения. | Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием. | Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
47. | Деревья леса. | Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями. | Понимание, что такое «паспорт» дерева. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
48. | Кустарники леса. | Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках). | Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
49. | Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. | Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Понимание, что такое травянистые растения. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
50. | Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса). | Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. | Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
51. | Звери леса. | Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками. | Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | ||
52. | Проверочная Работа по теме: «Мы – жители Земли» | Оценить результаты освоения программы. | Достижение необходимых результатов освоения программы. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | |||
53. | Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. | Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками. | Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
54. | Насекомые леса. | Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. | Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
55. | Мы пришли в лес. Экскурсия. | Создание условий для знакомства с правилами поведения в лесу | Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
56. | Путешествие капельки. | Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. | Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | ||
57. | Свойства воды. | Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. | Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
58. | Рыбы – обитатели водоёмов. Урок-проект | Создание условий для знакомства с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. | Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
59. | Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. Экскурсия на водоем. | Создание условий для знакомства с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных. | Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема. | Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
60. | Болото – естественный водоём. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема). | Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот. | Узнавание и называние нескольких обитателей болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира болот. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
61. | Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга). | Создание условий для знакомства с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. | Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
62. | Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). | Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром полей. | Узнавание и называние нескольких обитателей поля, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира поля. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | ||
63. | Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада). | Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром сада. | Узнавание и называние нескольких обитателей сада, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира сада. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. | ||
64. | Будем беречь природу. Урок – защита проектов. | Создание условий для знакомства с представителями Красной книги. | Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | ||
65. | Проверочная работа по теме «Материал, изученный во 2 классе» | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. | Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами получения, анализа и обработки информации. | ||
66. | Будем беречь нашу Землю. | Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. | Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе. | Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
67-68 | Резерв |
Материально-техническое обеспечение программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием обучения, в классе желательно иметь:
- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
- рельефные модели равнины, холма, оврага;
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- модель торса человека с внутренними органами;
- муляжи грибов, фруктов и овощей;
- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- живые объекты (комнатные растения).
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Литература основная:
- Окружающий мир. 2 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2011.
- Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.
- Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2012г
Литература дополнительная:
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
- Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. (+CD). – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
- Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Замечания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...