Планирование по окружающему миру 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Моторина Наталья Васильевна

Учтены возрастные особенности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_okruzhayushchemu_miru.docx92.95 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

I ТРИМЕСТР

Раздел 1. Общий взгляд на Землю – 5 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-представление о причинах успеха в учебе;

-знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания чувств других людей;

-представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

-понимания своей этнической принадлежности;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в письменной речи;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

-пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить сообщения в устной форме;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-устанавливать аналогии;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

-воспринимать смысл познавательного текста;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-принимать участие в работе парами, группами;

-допускать существование различных точек зрения;

-строить понятные для партнера высказывания;

-использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

-передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание работы

Требования к уровню подготовки учащихся

(Предметные УУД)

Вид контроля

Дата

1.

Наша Родина – Россия.

(У. – 3-7; Р.Т. - № 1)

1

Комб.

Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Отличие человека от животных и от древних людей. Семья – самое близкое окружение человека. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи друг о друге. Распределение домашних обязанностей.

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн), знать название столицы.

Понимать чувства других людей и сопереживать им. Принимать ценность семейной жизни.

Называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников.

Характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос) с позиции развития этических чувств, доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Фронт. опрос

02.09 – 06.09

2.

Настоящее и прошлое Земли.

(У. – 8-11, Р.Т. - № 2)

1

Урок получения новых знаний

Что такое история. Исторические источники. Историческая карта. Счет лет в истории. Начальные представления о культуре

Различать старинные предметы быта и транспорта.

Характеризовать предметы быта и технические изобретения с учетом их временной принадлежности (в далеком прошлом – в недавнем прошлом – в настоящем – в будущем). Знакомиться с назначением старинных предметов быта.

Устанавливать аналогии между современными и древними предметами быта человека, ныне живущими и вымершими животными

Фронт. опрос

России в разные исторические времена. Картины быта, труда, традиций людей в прошлом.

.

3.

Россия – родина космонавтики.

(У. – 12-14, Р.Т. № 6)

1

Урок получения новых знаний

Россия – родина космонавтики. Земля – планета.

Называть дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года); фамилию и имя первого космонавта Земли; фамилию и имя первой женщины-космонавта (Валентина Терешкова); космонавта, впервые вышедшего в открытый космос (Евгений Леонов); космические аппараты, созданные человеком.

Узнавать и показывать на рисунках и фотографиях Ю.А.Гагарина и других российских космонавтов. Определять качества характера, которыми должен обладать космонавт.

Фронт. опрос

09.09 – 13.09

4.

Материки и океаны.

Практическая работа №1

«Работа с контурной картой полушарий. Материки и океаны».

(У. – 14-20, Р.Т. №7, 8)

1

Комб.

Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.

Называть и находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли.

Знакомиться с техническими средствами надводного и подводного плавания.

Сравнивать океаны и моря, материки, острова  и полуострова.

Описывать качества характера, которыми должны обладать члены подводной лодки.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

5.

Северный Ледовитый океан.

Практическая работа №2

«Работа с контурной картой полушарий. Моря Северного Ледовитого океана»

(У. – 20-24, Р.Т. № 9)

1

Комб.

Материки и океаны Земли.  Понятия «океан», «море», «озеро». Моря Северного Ледовитого океана.

Называть и находить на карте Северный Ледовитый океан и 2-3 его моря (на выбор). Знать животных, обитающих на Северном полюсе (белый медведь, тюлени). Сравнивать океаны и моря. Выделять их существенные признаки. Показывать на карте территории России, омываемые Северным Ледовитым океаном.

Характеризовать особенности жизни людей на полярных станциях Северного Ледовитого океана, погодные условия Северного Ледовитого океана. Определять качества характера, требуемые полярникам для зимовки на льдине. Знакомиться с профессиями людей, работающих на Севере.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

Раздел 2. Как изучают окружающий мир – 9 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-понимание, что здоровье – главное и невосполнимое богатство каждого человека, которое необходимо беречь;

-представление о причинах успеха в учебе;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-принятия установки на здоровый образ жизни;

-чувства сопричастности и гордость за свою Родину и ее народ;

-понимания чувств других людей;

-интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-понимания нравственного содержания поступков окружающих людей;

-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-адекватно воспринимать оценку совей работы учителями;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

--адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

- Обучающийся научится:

-пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в группе и паре);

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-воспринимать смысл познавательного текста;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-использовать знаково-символические средства, в том числе простейшие модели и схемы, для решения конкретных практических задач;

-строить сообщения в устной форме; устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать информацию, представленную различными способами: в виде текста, таблицы, рисунка или простейшей схемы;

-работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и таблица;

-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

-создавать простейшие схемы к тексту;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить небольшие сообщения в устной форме;

-проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

-иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другие мнение и позицию;

-формулировать собственные мнение и позицию;

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

-использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить монологическое высказывание;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

-передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

6.

Органы чувств: зрение и слух.

Практическая работа №3

«Определение с помощью органов зрения и слуха объектов окружающего мира».

(У. – 25-29, Р.Т. № 10, 11)

1

Урок получения новых знаний

Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.

Узнавать и называть органы зрения и слуха. Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение и слух.

Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин) получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

16.09. – 20.09.

7.

Органы чувств: обоняние, вкус, осязание.

Практическая работа №4

«Определение с помощью органов обоняния, вкуса и осязания объектов окружающего мира».

(У. – 29-33; Р.Т. № 12, 13, 14)

1

Урок получения новых знаний

Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.

Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Работать с иллюстрациями. Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека. Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира.

Характеризовать органы чувств в качестве защитников организма. Устанавливать аналогии между органами и соответствующими им чувствами или информацией, поступающей из окружающего мира (свет, звук, запах, вкус, размер, форма – шероховатость и температура поверхности предмета).

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

23.09. – 27.09.

8.

Наблюдения, рассуждения, выводы.

(У. – 33-39)

1

Комб.

Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия.

Осваивать способы получения информации об окружающем мире (наблюдать и проводить опыт).

Знать номера телефонов экстренной служб помощи.

Понимать различия между источниками информации об окружающем мире.

Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?), предполагать (какие действия окажут какие изменения?), проверять предположения (проведение опыта). Делать выводы (соответствует ли цель результатам?).

Фронт. опрос

9.

Инструменты и приборы.

Практическая работа №5

«Термометр. Измерение температуры с помощью термометра»

(У. – 40 -43, Р.Т. № 17,18)

1

Урок получения новых знаний

Изучение инструментов и приборов. Температура воздуха. Правила измерения температуры тела человека.

Знакомиться с основными измерительными приборами (термометр, весы, сантиметровая лента). Изучать правила измерения температуры тела человека.

Проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности.

Узнавать и показывать на рисунках основные приборы и инструменты, которыми человек пользуется в быту и для изучения окружающего мира. Определять на школе термометра различные значения температуры.

Характеризовать назначение использования приборов и инструментов; ртутного термометра как прибора повышенной опасности для жизни человека.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

30.09.– 04.10.

10.

Книги и другие источники информации.

(У. – 43-47, Р.Т № 3, 5)

1

Комб.

Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники и правила работы с ними. Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом.

Различать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная), источники информации (объекты живой и неживой природы). Распознавать предметы, созданные человеком для хранения информации, - носители информации (книги, картины, световое табло, рекламный щит, расписание поездов, кассеты и диски ит.д.).

Определять и сравнивать достоверные факты и вымысел в различных источниках.

Использовать в практической деятельности источники информации.

Фронт. опрос

11.

Тела и вещества.

(У. – 47-49, Р.Т. № 19, 21, 23)

1

Урок получения новых знаний

Понятия «тела» и «вещества»; умение выделять тела  в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят, знать три состояния вещества в природе.

Различать твердые, жидкие и газообразные (1-2 примера) вещества. Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы.

Фронт. опрос

07.10. – 11.10.

12.

Свойства веществ.

Практическая работа №6

«Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии».

(У. – 49-52)

1

Комб.

Свойства веществ  в твердом, жидком и газообразном состояниях. Проведение демонстрационных опытов.

Называть и приводить примеры газообразных, твердых и жидких веществ.

Определять на рисунках расположение частиц в газообразном, твердом и жидком веществах. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании.

Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением)и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

13.

Наука экология.

1

Комб.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Устанавливать связь между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Использовать полученные знания для объяснения бережного отношения человека к природе.

Знакомиться с правилами природоохранного и безопасного поведения в природе.

Фронт. опрос

14.10. – 18.10.

14.

Экскурсия в природу: «Какую информацию об окружающем мире помогают получить органы чувств?»

1

Экскур-сия

Повторение фактического материала из раздела «Как изучают окружающий мир».

Знать компоненты окружающего мира; иметь представление о том, какую информацию об окружающем мире помогают получить органы чувств.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

Раздел 3.  Космос и Земля – 14 часов.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;

-понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников;

-представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-интереса к познанию окружающего мира;

-понимания нравственного содержания поступков окружающих людей;

-интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-понимания чувств других людей;

-представления о красоте природы мира, России, родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; -выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая вслух и «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме;;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

--адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

- Обучающийся научится:

-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить сообщения в устной форме;

-воспринимать смысл познавательного текста;

-владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов и наблюдений;

-анализировать объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в группе и паре);

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 -устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Обучающийся получит возможность научиться:

-создавать простейшие схемы к тексту;

-строить небольшие сообщения в устной форме;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек (знакомство с каталогами);

-выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

-осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

-понимать информацию, представленную различными способами: в виде текста, таблицы, рисунка или простейшей схемы;

-работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и текст, текст и таблица;

-проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

-иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другие мнение и позицию;

-формулировать собственные мнение и позицию;

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

-использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить монологическое высказывание;

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать другие мнения и позицию;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

-передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

-осуществлять взаимоконтроль.

15.

Главные особенности космоса.  Звезда – Солнце.

(У. – 55-60, Р.Т. № 4)

1

Комб.

Главные особенности космоса. Наука астрономия. Звезда по имени Солнце. Солнечная система. Знакомство со звездным небом.

Различать время суток, сезоны года.

Определять расположение Земли в Солнечной системе (орбита Земли).

Характеризовать Солнце как звезду (космическое тело), как источник тепла и света для Земли.

Понимать, что энергия является источником движения.

Проводить несложные наблюдения в природе. Фиксировать результаты наблюдений.

Фронт. опрос

16.

Планеты Солнечной системы.

(У. – 60-61, Р.Т. № 24)

1

Комб.

Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Общая характеристика условий жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. Земля-планета. Как найти полярную звезду. Путь указывают звезды.

Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы.

Представлять строение Солнечной системы, плпнеты, входящие в нее.

Объяснять «свечение» планет на ночном небе свойством отражения солнечного света от их поверхности.

21.10. – 25.10.

17.

Звезды и созвездия.

Практическая работа №7

«Как найти Полярную звезду»

(У. – 62-64, Р.Т. № 26, 27)

1

Комб.

Различать звезды и созвездия. Характеризовать звезды как огромные раскаленные газовые шары, находящиеся на очень далеком расстоянии от Земли.

Находить на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, являющуюся ориентиром для путешественников.

Фронт. опрос

28.10. – 01.11.

18.

Луна – спутник Земли.

(У. – 64-67, Р.Т. № 25)

1

Комб.

Луна – спутник Земли; наблюдение за Луной в течение месяца; фазы Луны; полнолуние, новолуние; зарисовывание  фаз Луны;  месяц, неделя; солнечное затмение; лунное затмение

Различать (на рисунках и ночном небе) естественный и искусственные спутники Земли. Приводить примеры искусственных спутников Земли. Различать фазы Луны. Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. Сравнивать по величине Солнце, Землю и Луну. Объяснять «свечение» Луны способностью отражать ее поверхностью свет Солнца. Знать временные отрезки месяца, недели.

Фронт. опрос

19.

Проверочный тест по теме «Космические тела» (10 минут)

Наблюдение за космическими телами. Урок-обобщение.

(У – 67-68, Р.Т. № 28, 29)

1

Урок обоб-щения знаний

Повторение фактического материала по теме «Космос».

Называть космические тела.

Характеризовать понятия «год», «Сутки», «месяц» временем обращения Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли.

Различать объекты неживой природы, находящиеся в космосе.

Характеризовать приборы для изучения космических объектов (телескоп). Иметь представление о планетарии, обсерватории.

Провероч.. тест

11.11. – 15.11.

20.

Наука о Земле.

1

Урок получения новых знаний

География – наука о Земле.

Находить на карте и глобусе моря, океаны, материки и т.д.) Описывать легенду карты. Характеризовать географию как науку, изучающую Землю.

Взаи-мокон-троль

21.

Горизонт.

(У – 71-74, Р.Т. № 31, 32, 33)

1

Урок получения новых знаний

Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта» .

Находить и указывать (на учебных рисунках, на открытой местности) горизонт и линию горизонта.

Сопоставлять научный факт и зрительное восприятие людьми. Объяснять расширение линии горизонта при подъеме.

Фронт. опрос

22.

Строение Земли.

(У – 74-77, Р.Т. № 30)

1

Урок получения новых знаний

Изучение внутреннего строения Земли, оболочек Земли и их взаимодействия.

Ознакомиться со строением Земли. Различать внутренние части (слои) Земли (ядро, мантия, земная кора), оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка – биосфера).

Приводить примеры объектов живой и неживой природы в разных оболочках Земли.

Фронт. опрос

18.11. – 22.11.

23.

Стороны горизонта.

Практическая работа №8

«Определение основных и промежуточных сторон горизонта по физической карте России».

(У – 77-80, Р.Т. №34)

1

Комб.

Умение определять своё положение на местности; уметь ориентироваться на карте; главные и промежуточные стороны горизонта.

Ориентироваться на местности относительно своего тела (вперед, назад, вправо, влево).

Определят основные стороны горизонта: юг, север, запад, восток по Солнцу и Полярной звезде.

Различать и показывать на картах основные и промежуточные направления сторон горизонта.

Знакомиться с астрономическими ориентирами сторон горизонта. Определять по схемам и картам перемещение учебного объекта по отношению к выбранным ориентирам.

Фронт. опрос

25.11. –29.11.

24.

Ориентирование по компасу.

Практическая работа №9

«Определение основных сторон горизонта по компасу».

(У – 80 -82, Р.Т, № 39)

1

Комб.

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Различать основные стороны горизонта (промежуточные направления).

Определять направление с помощью устных команд.

Знакомиться с правилами пользования компасом.

Определять основные стороны горизонта по компасу.

Ориентироваться на местности с помощью команд (вперед, назад, вправо, влево) или названия сторон горизонта.

Фронт. опрос

II ТРИМЕСТР

25.

Определение сторон горизонта по народным приметам.

(У – 82-83; Р.Т. № 35)

1

Комб.

Наблюдение за природой, определение сторон света по народным приметам.

Иметь представление об основных народных приметах определения сторон горизонта в лесу и на открытом пространстве.

Ориентироваться на местности по народным приметам.

Проверять достоверность разных информационных источников.

Фронт. опрос

02.12. – 06.12.

26.

Глобус и географическая карта.

(У – 84-86, Р.Т. № 36, 37, 38)

1

Комб.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария. Полярный круг.

Сравнивать и различать глобус и карту. Иметь представление о тепловых поясах Земли.

Находить на глобусе и картах Северное и Южное, Западное и Восточное полушария, Северный и Южный полюса Земли, экватор, линии Северного и Южного полярных кругов, тропиков.

Фронт. опрос

27.

Рельеф Земли.

Практическая работа №10

«Работа со шкалами глубин и высот  физической карты полушарий».

(У – 87-89, Р.Т. № 42) 

1

Комб.

Равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе и на рисунке).

Различать главные формы рельефа. Определять на физической карте наиболее высокие горы и наиболее глубокие участки Мирового океана. Делать устную характеристику рельефа местности своего проживания. Описывать детали рельефа Земли на определенном участке физической карты (работа со шкалами глубин и высот). Подводить анализируемые объекты под понятие «рельеф».

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

09.12. – 13.12.

28.

Контрольная работа № 1 по изученным темам I полугодия. (20 минут)

Ландшафт Земли.

(У – 90-91, Р.Т. 43, 44)

1

Конт-роль знаний

Выявить уровень сформированности  знаний, умений, навыков. Определение понятия «ландшафт». Умение отличать рельеф от ландшафта.

Сравнивать и различать ландшафты разных участков земной поверхности. Понимать и формулировать понятия «рельеф» и «ландшафт». Приводить примеры рельефа и ландшафта. Подводить объекты природы под понятия. Описывать рельеф и ландшафт своей местности, местности, изображенной на рисунке или фотографии.

Контр. тест

Раздел 4.  Взаимодействие сил природы – 22 часа.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

-понимание причин успеха в учебе;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих людей;

-представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-интереса к познанию окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-понимания чувств одноклассников, учителей;

-представления о красоте природы мира, России, родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

- Обучающийся научится:

-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-строить сообщения в устной форме;

-воспринимать смысл познавательного текста;

-анализировать объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-подводить  анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (космос, Солнце, Земля, тепловые пояса, времена года, суша, вода, воздух…);

-устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

-выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

-работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и текст, текст и таблица;

-создавать простейшие схемы к тексту;

-проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

-иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

-обобщатьб (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другие мнение и позицию;

-формулировать собственные мнение и позицию;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

-использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить монологическое высказывание;

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать другие мнения и позицию;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность, действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

-осуществлять взаимоконтроль.

29.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Тепловые пояса Земли.

(У – 92-94, Р.Т. № 45)

1

Комб.

Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса.

Знакомиться с тепловыми поясами Земли.

Определять линии, ограничивающие тепловые пояса Земли.

Показывать на глобусе и картах тепловые пояса Земли.

Характеризовать Солнце как источник тепла на Земле.

Устанавливать и объяснять причины изменения природы в зависимости от тепловых поясов.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

30.

Смена времен года.

(У– 94-98, Р.Т. № 46, 47,)

1

Комб.

Особенности времён года (на основе наблюдений). Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего и летнего  солнцестояния.

Различать времена года, месяцы.

Определять причины смены времен года на Земле (вращение Земли вокруг Солнца, наклонная ось Земли).

Характеризовать признаки различных сезонов года в своей местности. Моделировать обращение Земли вокруг Солнца.

Сравнивать и определять времена года в разных поясах Земли.

Знакомиться с датами зимнего и летнего солнцестояния, датами весеннего и осеннего равноденствия. Объяснять продолжительность дня и ночи в  эти дни в Северном и Южном полушариях. Иметь представление о полярном дне и полярной ночи.

Фронт. опрос

  16.12.– 20.12.

31.

Солнце – властелин времен года.

(У – 94-98, Р.Т. № 40, 41

1

Комб.

Называть времена года, месяцы; приборы, измеряющие время; причины смены времен года.

Описывать особенности каждого времени года.

Характеризовать Солнце как источник сезонных изменений в природе, как астрономический счетчик времени на Земле.

Объяснять значение календаря и уметь им пользоваться.

Фронт. опрос

23.12. – 27.12.

32.

Особенности Земли как планеты. Урок-обобщение.

(У – 98-99, Р.Т. № 48, 49)

1

Урок обоб-щения знаний

Повторение фактического материала.

Называть условия жизни на планете Земля: наличие воды, воздуха, света,пла и живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе.

Определять стороны горизонта по Солнцу и Полярной звезде.

Ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года». Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. Сравнивать, опираясь на свой жизненный опыт, различные материалы по их способности нагреваться (камень, вода, трава),

Фронт. опрос, прове-роч-ный тест

33.

Энергия (тепло) Солнца.

(У – 99-101)

1

Урок получения новых знаний

Изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца.

Характеризовать Солнце как звезду, основной источник энергии на Земле.

Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться (камень, вода). Делать на основе наблюдений выводы.

Определять причины разрушения гор. Объяснять, почему Солнце неравномерно прогревает различные участки поверхности Земли; как рельеф Земли меняется под воздействием Солнца, воды и ветра; как человек может использовать солнечную энергию.

Фронт. опрос

13.01. – 17.01.

34.

Внутренняя сила Земли.

(У – 102 -104).

1

Урок получения новых знаний

Ознакомление с землетрясениями и вулканами, с изменением рельефа Земли под их воздействием; Тихий океан и его вулканы.

Различать и характеризовать стихийные бедствия: землетрясение, извержение вулканов, цунами. Объяснять причины возникновения землетрясений и вулканических извержений. Осваивать правила поведения во время землетрясений и цунами. Обобщать изученный материал. Подводить явления природы под понятия. Классифицировать стихийные бедствия на основе заданных учителем или отобранных самостоятельно критериев. Осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Фронт. опрос

35.

Значение и свойства воды.

Практическая работа №11

«Свойства воды»

У – 3-7, Р.Т. № 50, 51)

1

Комб.

Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Форма воды. Общие свойства для всех жидкостей. Свойство горячей воды медленно отдавать тепло. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные—пруд, водохранилище, канал.

Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы.

Характеризовать основные свойства воды (без цвета, вкуса и запаха, прозрачность, текучесть, не имеет формы, способность удерживать большое количество тепла: медленно нагреваться и медленно отдавать тепло).

Проводить простейшие опыты по определению свойств воды. Соблюдать правила техники безопасности.

Определять количественное соотношение воды и суши  на Земле.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

20.01. – 24.01.

36.

Три состояния воды.

Практическая работа №12

«Переход из одного состояния воды в другое»

(У – 7-10, Р.Т. № 51, 52, 53)

1

Комб.

Определять состояния веществ в природе. Опыты о состоянии воды.

Определять три состояния воды. Пазличать и сравнивать их особенности.

Понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояние в другое: воды в пар (испарение), воды в лед (замерзание), льда в воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация). Анализировать природные явления, при которых происходит переход одного состояния воды в другое. Сравнивать температуры замерзания и закипания воды.

Характеризовать последовательность перехода одного состояния воды в другое и воздействие на данные процессы температуры.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

37.

Снег и лед.

Практическая работа №13

«Сравнительные свойства снега и льда».

(У – 10-11,  Р.Т. № 54, 56, 57)

1

Комб.

Изучение свойств льда, что такое снег; значение льда и снега в природе; айсберги.

Проводить простейшие опыты по определению различных свойств воды. Приводить примеры твердого состояния воды в природе (снег, лед). Соотносить природные явления и виды осадков. Обсуждать зимние виды спорта.

Наблюдать в природе и на иллюстрациях формы снежинок. Составлять рассказы о народных традициях, связанных с зимой и зимними праздниками. Объяснять опасность плавающих айсбергов для моряков; причины скрипа снега под ногами.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

27.01. – 31.01.

38.

Жизнь животных и растений зимой.

(У – 12-18, Р.Т. № 62)

1

Комб.

Определять температуру замерзания воды и таяния снега. Характеризовать способности льда и снега удерживать под своей толщей тепло. Описывать на основе предложенного плана особенности состояния природы в зимнее время года. Обсуждать условия зимовки различных животных. Знакомиться со способами защиты от мороза различных животных.

Выявлять причины необходимости лунки во льду для жизни водных обитателей зимой.

Фронт. опрос

39.

Вода – растворитель.

Практическая работа №14

«Вода – растворитель. Очистка воды фильтрованием».

(У – 18-20, Р.Т. № 58-61)

1

Урок получения новых знаний

Исследование свойства воды растворять жидкие и твёрдые вещества. Очистка воды от примесей. Охрана водоемов.

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнений.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

40.

Подземные воды Земли.

(У – 21-23)

1

Урок получения новых знаний

Грунтовые воды, родники; минеральные источники; гейзеры.

Различать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев, источников. Объяснять причины существования на Земле горячих (гейзер) и минеральных источников. Определять на карте их местонахождение.

Устанавливать связи между живой и неживой природой. Обсуждать значение подземных источников для живых организмов. Знакомиться с полезными свойствами минеральной воды. Анализировать человека, приводящую к загрязнению подводных вод.

Фронт. опрос

03.02. – 07.02.

41.

Экскурсия в природу: «Наблюдение за водоемом зимой. Правила поведения у водоема»

1

Экскур-сия

Экскурсия на берег реки Упы.

Называть природные источники воды в Туле и области.

Знать наиболее известные и крупные водоемы. Распознавать виды местных животных, обитающих в водоемах. Описывать внешний вид животных и растений водоема.

Объяснять на основе изученного материала необходимость охранять местные водоемы и их обитателей. Обсуждать использование воды человеком в хозяйственной деятельности.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

10.02. – 14.02.

42.

Проверочный тест по теме «Вода в природе» (10 минут).

Атмосфера Земли: состав и значение воздуха.

(У – 24-26)

1

Конт-роль знаний

Воздух – смесь газообразных веществ. Значение воздуха для живой природы. Отличие воздуха в городе и в лесу.

Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Анализировать диаграмму состава воздуха. Выявлять значение кислорода в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ);  для живых организмов земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). Объяснять причины подъема воздушного шара. Определять понятие «атмосфера».

Прове-роч-

ный тест

43.

Свойства воздуха.

Практическая работа №15

«Свойства воздуха».

(У – 26-30, Р.Т, № 64, 65)

1

Комб.

Значение воздуха на Земле. Свойства воздуха. Сжимаемость и упругость, проводимость звука.

Определять свойства воздуха (прозрачен, не имеет запаха, не имеет постоянной формы, сжимается, проводит звук, переносит запахи). Измерять температуру воздуха. Определять, в каких предметах человек использует сжатый воздух. Характеризовать устройство для сжатия воздуха (насос). Объяснять, каким образом мы можем узнать, что вокруг нас находится воздух; почему перя и шерсть защищают животных от мороза; почему появляются туман, радуга или мираж.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

17.02. – 21.02.

44.

Движение воздуха.

Практическая работа №16 «Определение направления ветра с помощью флюгера»

(У – 30-33, Р.Т. № 66)

1

Урок получения новых знаний

Ветер. Как образуются ветры.

Определять основные стороны горизонта. Определять с помощью флюгера направление ветра. Характеризовать причины возникновения ветра. Знать устройства, работающие за счет силы (энергии) ветра. Анализировать значение ветра для живой природы, использование энергии ветра человеком.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

45.

Грозные ветры.

(У – 33-35, Р.Т. № 67)

1

Урок получения новых знаний

Разрушительная сила ветров:  ураган, смерч, пассаты, муссоны, бриз.

Подводить природные явления под понятие «стихийные бедствия». Различать разновидности разрушительных ветров.

Осваивать правила поведения человека во время стихийных бедствий. Характеризовать проявления урагана и смерча. Обсуждать значение ветра в природе.

Фронт. опрос

24.02. – 28.02.

III ТРИМЕСТР

46.

Сила воды, ветра и Солнца на Земле. Урок-обобщение.

1

Урок обоб-щения знаний

Повторение фактического материала.

Характеризовать значение воды, ветра и Солнца в природе и для человека.

Знакомиться с природными источниками энергии, которые может использовать человек (энергия воды, ветра и Солнца); установками, преобразующими энергию воды (гидроэлектростанция), ветра (ветродвигатели), Солнца (солнечная батарея) в электричество.

Объяснять основные правила безопасного использования электроприборов.

Фронт. опрос, прове-роч-ный тест

03.03.

-

 07.03.

47.

Круговорот воды в природе.

(У – 35-38, Р.Т. № 69)

1

Урок получения новых знаний

Воздействие Солнца на воды океанов, морей, рек, озер. Взаимодействие воздуха и нагретой воды. Схема маршрута воды при ее круговороте в природе.

Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). Составлять простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. Применять эту схему к объектам природы своей местности. Определять значение круговорота воды для живой и неживой природы Земли.

Фронт. опрос

48.

Загрязнение вод человеком.

(У – 38-39, Р.Т. № 70)

1

Урок получения новых знаний

Круговорот загрязненной воды. Свалки мусора и их влияние на водоемы.

Иметь представление о веществах, загрязняющих водоемы планеты: удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые металлы (например ртуть).

Составлять простейшую схему круговорота воды в природе при условии попадания в воду опасных веществ. Уметь приспосабливать эту схему к условиям своей местности.

Объяснять способы и причины попадания ядовитых веществ в водоемы.

Фронт. опрос

10.03. – 14.03.

49.

Вода, ветер и рельеф. Урок-обобщение.

(У – 39-40)

1

Урок обоб-щения знаний

Повторение фактического материала.

Определять причины разрушения рельефа местности. Приводить примеры изменения рельефа местности в течение времени. Характеризовать различные природные явления Земли; известные стихийные бедствия. Знать телефоны экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. Классифицировать различные природные явления.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

50.

Человек и неживая природа.

(У – 40-41, Р.Т. № 68, 71, 72)

1

Комб.

Использование человеком объектов неживой природы.

Классифицировать природные явления, протекающие на Земле, на основании заданных или самостоятельно выявленных критериев. Характеризовать использование человеком различных природных объектов. Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Объяснять зависимость безопасности жизни и благополучия человека от разумного использования им природных ресурсов. Знать правила безопасного поведения в природе.

Фронт. опрос

Раздел 5.  Живая природа – 18 часов.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

-понимание причин успеха в учебе;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих людей;

-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России и о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-интереса к познанию окружающего мира;

-ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-понимания чувств одноклассников, учителей;

-представления о красоте природы мира, России, родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

- Обучающийся научится:

-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-анализировать объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

-воспринимать смысл познавательного текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

-выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-строить сообщения в устной форме;

-производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

-подводить  анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения

(природа, природа живая/неживая, группы животных – группы растений и прочее);

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

-понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

-обобщать  (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другие мнение и позицию;

-формулировать собственные мнение и позицию;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

-использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить монологическое высказывание;

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать другие мнения и позицию;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность, действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

-осуществлять взаимоконтроль.

51.

Жизнь – уникальная особенность Земли.

(У – 42-44, Р.Т. № 73)

1

Комб.

Представление о многообразии живой природы и условиях жизни.

Различать основные группы живой природы (царства растений, животных, грибов, бактерий).

Определять особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни.

Устанавливать аналогии между живой и неживой природой, между растениями и животными.

Подводить объекты природы под понятие «растение».

Фронт. опрос

17.03. – 21.03.

52.

Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.

(У – 45-52, Р.Т. № 74)

1

Урок получения новых знаний

Освоение царством растений суши Земли; классы растений; водоросли, мхи, лишайники, папоротники.

Классифицировать на основе выделенных критериев основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Описывать разные формы растений. Определять части растений.  Различать водоросли, мхи, папоротники. Сравнивать их признаки. Анализировать типичные группы растений и лишайники. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Фронт. опрос

53.

Хвойные и цветковые растения.

Практическая работа №17 «Работа с гербарием. Изучение особенностей внешнего строения растений».

(У – 52-57, Р.Т. № 75)

1

Урок получения новых знаний

Растения и их разнообразие; различия между цветковыми и хвойными растениями; многообразие растений.

Классифицировать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) по заданным учителем или самостоятельно выбранным критериям. Сравнивать, характеризовать и приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Узнавать растения, описывать их внешний мир с использованием гербарного материала.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

01.04. – 04.04.

54.

Дикорастущие и культурные растения.

(У – 57-60)

1

Урок получения новых знаний

Сравнение культурных растений с дикорастущими представителями; разнообразие культурных растений.

Различать культурные и дикорастущие растения. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений (в природе родного края).

Характеризовать растения, выращиваемые в саду, поле, огороде (в местных условиях).

Выделять существенные признаки культурных и дикорастущих растений одного и того же вида.

Классифицировать растения по самостоятельно выделенным основаниям.

Фронт. опрос

07.04. – 11.04.

55.

Условия для прорастания и роста растений.

Практическая работа №18 «Проращивание семян. Наблюдение за развитием растений в разных условиях».

(У – 60-62, Р.Т. № 76, 77, 78)

1

Урок получения новых знаний

Определение опытным путем условий, необходимых для пророста и роста растений. Длительные наблюдения.

Определять условия, необходимые для прорастания семян (вода, тепло, воздух) и роста растений (вода, тепло, воздух, свет). Проводить простейшие опыты и наблюдения. Фиксировать результаты в таблице. Объяснять правила ухода за растениями. Осваивать основные действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление, уничтожение вредных насекомых).

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

56.

Что мы едим.

(У – 62-66, Р.Т. № 79)

1

Комб.

Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Определение растений: корнеплоды, зерновые культуры, овощи и фрукты.

Характеризовать фрукты и овощи, произрастающие на местной территории, приводить примеры. Распознавать съедобные части культурных растений.

Подводить растения со съедобными корнями под понятие «корнеплод». Сравнивать по величине плода дикорастущих и культурных растений (яблоня, клубника). Объяснять причины их изменений.

Различать понятия «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ».

Фронт. опрос

14.04. – 18.04.

57.

Растения-путешественники.

Практическая работа №19

«Наблюдение и уход за комнатными растениями».

(У – 67-69, Р.Т. № 80)

1

Комб.

История появления культурных растений в России.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге.

Характеризовать культурные и комнатные растения своей местности. Приводить 3-4 примера названий комнатных растений. Осваивать правила ухода за комнатными растениями. Определять связи условий выращивания комнатных растений с природными условиями их родины. Использовать полученные знания в уходе за комнатными растениями. Приводить примеры 1-2 местных растений, занесенных в Красную книгу. Различать (на рисунках, в природе) редкие и охраняемые местные растения.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

58.

Проверочный тест по теме «Растения» (10 минут).

Грибы: съедобные и ядовитые.

Практическая работа №20

«Выращивание плесени».

(У – 70-73, Р.Т. №82, 83, 84)

1

Комб.

Съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие грибов. Наблюдение за хлебной плесенью и условия для ее появления.

Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов, растущих в данной местности.

Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Проводить простейшие опыты. Объяснять причины появления плесени на продуктах действием плесневых грибов.

Фронт. опрос, прове-роч-ный тест

21.04. – 25.04.

59.

Значение растений и животных на Земле. Урок-обобщение.

(У – 73-74, Р.Т. № 81)

1

Урок обоб-щения знаний

Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.

Характеризовать признаки растений и животных.

Определять условия, необходимые для жизни растений и животных. Устанавливать взаимоотношения растений и животных в природе.

Обсуждать мероприятия, направленные на охрану живой природы. Распознавать на рисунках, в природе основные группы растений и животных, грибов и растений.

Выявлять значение растений и животных в природе; воздействие человека на мир растений и животных.

Объяснять необходимость охраны объектов живой и неживой природы.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

60.

Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

(У – 75-78, Р.Т. № 85, 86, 87)

1

Урок получения новых знаний

Распределение животных по группам. Определение по рисункам насекомых и паукообразных. Описание внешнего строения животных, их сравнение.

Различать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Приводить примеры (по3-4 названия) местных животных, относящихся к этим группам (на выбор ученика). Распознавать по рисункам, в природе представителей моллюсков, насекомых и паукообразных. Сравнивать по внешнему строению насекомых и паукообразных. Характеризовать особенности внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных. Обсуждать значение насекомых в природе.

Фронт. опрос

28.04. – 30.04.

61.

Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

(У – 78-81, Р.Т. № 88)

1

Урок получения новых знаний

Сравнение, анализ; выделение существенных признаков каждой группы; внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши.

Различать представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся. Приводить примеры этих животных местной фауны.

Распознавать на рисунках, в природе различных представителей рыб, земноводных и пресмыкающихся; ядовитых змей. Описывать и сравнивать их внешнее строение. Определять значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. Осваивать правила ухода за рыбами в аквариуме.

Фронт. опрос

62.

Группы животных: птицы и млекопитающие.

(У – 81-83, Р.Т. № 89)

1

Урок получения новых знаний

Различать группы млекопитающих (зверей) и птиц. Приводить соответствующие примеры.

Называть представителей охраняемых птиц и зверей местной фауны (1-2 вида).

Сравнивать внешнее строение и размножение птиц и млекопитающих. Характеризовать значение птиц и млекопитающих в жизни человека, в природе. Знакомиться с правилами ухода за птицами и животными дома. Классифицировать млекопитающих и птиц по выделенным самостоятельно или заданным учителем основаниям.

Фронт. опрос

05.05. – 8.05.

63.

Особенности размножения разных животных.

(У – 84-86)

1

Урок получения новых знаний

Ознакомление с особенностями размножения разных групп животных.

Различать стадии развития и взросления животных основных групп (насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). Указывать (на рисунках, в природе) взрослых особей, детенышей (или личинок). Объяснять значение разного количества детенышей у животных в природе.

Фронт. опрос

64.

Животные и среда их обитания. Урок-обобщение.

(У – 86-89, Р.Т. № 90, 95)

1

Урок обоб-щения знаний

Определение среды обитания для различных групп животных, их приспособление к месту обитания.

Различать основные среды обитания животных. Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой обитания. Описывать  любое животное по плану. Выделять его существенные признаки, связанные со средой обитания. Объяснять значение смены окраски у некоторых животных. Определять зависимость внешнего строения животного от необходимости приспосабливаться к жизни в определенных условиях среды.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

12.05. – 16.05.

65.

Питание животных.

(У – 89-91, Р.Т. № 91. 92, 96)

1

Комб.

Особенности питания разных животных. Цепь питания.

Приводить примеры (по 2-3 вида) растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных. Иметь представление о принципе построения пищевой цепи. Составлять простейшие цепи питания (обитателей водоема, леса, степи). Выявлять (на рисунках, схемах) пропущенные звенья (организмы) в цепи питания. Классифицировать группы животных по характеру питания.

Фронт. опрос

66.

Контрольная работа № 2 по изученным темам II полугодия. (20 минут)

Дикие и домашние животные.

(У – 92-95, Р.Т. № 93, 94)

1

Конт-роль знаний

Выявить уровень сформированности  знаний, умений, навыков. Различие диких и домашних животных.

Различать диких и домашних животных (в том числе своего края, области); продукты животноводства (мясо, молоко, шерсть) и птицеводства (мясо, яйца). Знакомиться с основными правилами ухода за домашними животными. Приводить примеры (2-3 вида) птиц и зверей, обитающих в родном крае.

Сравнивать и выделять существенные признаки домашних и диких животных.

Классифицировать животных по выделенным учителем или самостоятельно основаниям.

Контр. тест

19.05. – 23.05.

67.

Анализ контрольной работы.

Бактерии: невидимые организмы. Гигиена – наука о чистоте и здоровье.

(У – 96-100, Р.Т.№ 97, 98)

1

Комб.

Ознакомление с царством бактерий, микроорганизмов; личная гигиена.

Характеризовать царства бактерий как мельчайшие организмы. Определять значение бактерий для человека. Понимать, что кисломолочные продукты (кефир, творог, йогурт и др.) производятся при участии полезных молочных бактерий. Понимать назначение микроскопа. Объяснять причины порчи пищевых продуктов, возникновения кишечных заболеваний. Обсуждать пути заражения человека вредными бактериями. Выявлять опасность попадания бактерий в открытые раны. Понимать и проявлять нацеленность на постоянное соблюдение правил гигиены.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

68.

Экскурсия в природу: «Растительный и животный мир Тульского парка».

1

Экскур-сия

Повторение фактического материала из раздела «Живая природа».

Обобщить и систематизировать полученные знания.

Фронт. опрос взаи-мокон-троль

26.05 – 30.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков окружающего мира 3 класс

Планирование уроков окружающего мира 3 класс ОС 2100, автор Вахрушев, по триместрам...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...