Открытый урок по Окружающему миру по теме "Полезные ископаемые", 3 класс (УМК "Школа России")
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Методические материалы включают в себя: Технологическую карту урока окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс), презентацию к уроку и самоанализ урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые» Дата: 17.03.2022 УМК: «Школа России» Тип урока: Открытие нового знания Цель: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир». Задачи урока: Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых. Развивающая: Развивать мышление, память, речь учащихся, умение выделять главное. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Планируемые результаты: Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная. Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал. | ||||||
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы контроля | Метапредметные, личностные результаты |
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (2 мин) | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований у учебной деятельности. | Прием мотивации к учебной деятельности. | (На доске карта РФ) (СЛАЙД) Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Человек и время года – Это всё вокруг …. - Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам нужно изучать предмет «Окружающий мир»? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Размышляют над стихотворением. Природа Отвечают | Внешний контроль | Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Личностные: Мотивация к обучению. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действие (5 мин) | Организация, фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Задания | - Сегодня мы опять попадем в удивительный окружающий нас мир и постараемся узнать о нем много нового. - Но сначала давайте вспомним изученный материал. - В рамках повторения мы пройдем викторину, каждый вопрос которой начинается словами «Верно ли, что…?» -За каждый правильный ответ в течении сегодняшнего урока вы будете получать алмаз! (подходят к интер доске, нажимают на любой вопрос, отвечают) 1) Верно ли, что раздел, который мы изучаем называется «Чему учит экология?» 2) Верно ли, что всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями? 3) Верно ли, что парикмахер и врач производят товары? 4) Верно ли, что труд не нужен для производства товаров? 5) Верно ли, что природные богатства не надо беречь, они бесконечны? 6) Верно ли, что трудовой успех людей зависит от образования и здоровья? 7) Верно ли, что сельское хозяйство – это часть экономики. 8) Верно ли, что растениеводство – это ухаживание за всеми растениями вокруг? 9) Верно ли, что культурные растения – это только цветы. 10) Верно ли, что для экономики полезны только сельскохозяйственные профессии людей? - Молодцы! - Посмотрите на выставку и скажите, пожалуйста, что это? - Что вы можете сказать о них? | О т в е т ы: 1. нет, «Чему учит экономика» 2. верно 3. нет, они предоставляют услуги 4. нет, труд необходим 5. не, их надо беречь 6. да 7. да 8. нет, это выращивание культурных растений 9. нет, это растения, которые специально выращивает человек 10.нет, важны все профессии Полезные ископаемые ничего | Самоконтроль | Коммуникативн: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно. Речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
3.Выявление места и причины затруднения (1 мин) | Организация анализа возникшей ситуации и осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Проблемная ситуация | -Почему возникло затруднение? -А почему мы не можем сейчас подробно рассказать? | Потому что не проходили эту тему. | Внешний контроль | Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Личностные: Интерес к освоению новых знаний и способов действий. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (2мин) | Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Подводящий диалог | - Какая тема нашего урока? (СЛАЙД) - Какие задачи перед собой мы можем поставить? 1.Узнать, что такое полезные ископаемые. 2.Познакомиться с группами полезных ископаемых. 3. Узнать, для чего и как добывают полезные ископаемые. 4. Узнать, как называются места, где залегают полезные ископаемые. 5. Познакомиться с профессией людей, которые добывают полезные ископаемые. - Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос: Можно ли обойтись без полезных ископаемых? | «Полезные ископаемые» Познакомиться с разнообразием полезных ископаемых. | Внешний контроль | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: Умение отстаивать собственную точку зрения. |
5. Реализация построенного проекта (10мин) | Построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его при решении задач | Беседа Частично-поисковый Исследовательский | 1) Итак, тема сегодняшнего урока – Полезные ископаемые. - От какого слово произошло слово «ископаемые»? -Сделаем промежуточный вывод: Значит, основной способ их добычи – выкопать, достать из земли. - Почему они полезные? - Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые – это богатства земных глубин, которые человек использует в хозяйстве. (учеб. стр. 46) 2) Перед вами разные виды полезных ископаемых (на парте у доски выставка коллекций). Они имеют разный цвет, свойства и область применения. Что вы помните о них? (демонстрация и названия разных полезных ископаемых) 3)-А сейчас представим, что мы – ученые и находимся в научной лаборатории. Нам нужно исследовать полезные ископаемые. Группа ученых, сидящих за одной партой, получают для исследования полезное ископаемое. (нужно раздать ископаемое и план изучения) Вам нужно внешне изучить и результаты исследования записать. (показать план, объяснить). -ТБ: после исследования ископаемого протереть руки влажной салфеткой! -Через 2 минуты каждая группа докладывает об исследовании! Каменный уголь Известняк Железная руда Гранит Песок (отдают карточки вместе с полезным ископаемым, которые выставляются на демонстрационную парту) - Сейчас, всей нашей научной группой мы исследуем очень важное полезное ископаемое – нефть! (ученик-лаборант записывает исследование на карточку) Цвет – темно-коричневый, Состояние – жидкое, маслянистое; - лёгкое (смешать с водой); - с резким запахом (дать нюхать) - - ГАЗ Цвет – бесцветный, Состояние – газ; - лёгкое - без запаха (специально добавляют неприятный запах, чтобы человек не умер от отравления)
-Очень плодотворно поработала наша исследовательская лаборатория!!! | От слова «копать» Приносят пользу людям. Называют Черный Твердый Плотный Тяжелый Без запаха Белый (серый) Твердый Плотный Легкий Без запаха Темно-коричневая Твердая Плотная Тяжелая Без запаха Серый-красный Твердый Плотный Тяжелый Без запаха Светло-желтый Твердый Сыпучий Тяжелый Без запаха Записывает, смотрят, нюхают | Внешний контроль Взаимоконтроль,самоконтроль | Познавательные:Формировать умение находить в учебнике необходимую информацию. Личностные: Умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи. |
Физминутка (1мин) | Создание условий для психо- эмоциональной разгрузки. | Выполнение физических упражнений под музыку. | Выполнение упражнений под музыку, повторяя за учителем. | Самоконтроль | Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия. Личностные: Установка на здоровый образ жизни. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) | Применение нового способа действия при решении типовых задач | Практический метод | 1)- В начале урока мы сказали, что ископаемые являются для человека полезными. Для чего же добывают полезные ископаемые? - Человек не может обходиться без строительных материалов, а для изготовления кирпича и бетона необходимы глина, песок, известняк. Гранит также используется в строительстве. - Для обогрева домов и работы предприятий нужно топливо, которое производят из угля, нефти и газа. (обратить внимание на карту с нефтью) - Автомобили работают на бензине, который производят из нефти. - Из железной руды производят сплавы металлов, без которых мы не представляем свою жизнь. - Добывают также драгоценные металлы и камни: золото, алмазы и др. 2) Выполняем задание в РТ стр. 29 (выполняем в РТ и на интерактивной доске) 3) Кто знает, как же добывают полезные ископаемые? - Прочитайте в учебнике текст на с. 48. как называются места, где залегают полезные ископаемые. - (СЛАЙДЫ) Кто же находит эти месторождения? (расскажет…………..) -Железную руду, гранит, песок добывают из недр Земли и на ее поверхности. Для этого роют большие котлованы (карьеры) и экскаватором вычерпывают полезное ископаемое. -Для добычи угля роют глубокие шахты, в которых устанавливают подъемные механизмы. О шахтерах… -Для добычи нефти и газа строят буровые установки и бурят скважины. О нефтяниках… | На доске и РТ выполняют задание Отвечают Месторождения Заранее готовый ученик о геологах Заранее готовый ученик о шахтерах Заранее готовый ученик о нефтяниках | Взаимоконтроль,самоконтроль. | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
7. Самостоятельная работа с проверкой (4мин) | Применение нового знания в типовых заданиях | Практический метод | Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили названия и область применения полезных ископаемых. - Перед нами Черный ящик. Желающие не глядя достают полезное ископаемое, говорят название, и где его применяют. | Достают нефть, газ, уголь, известняк, железную руду, гранит, песок | Взаимоконтроль,самоконтроль. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. Личностные: Самоконтроль и самоопределение |
8. Включение в систему знаний и повторение (3мин) | Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания | Задача | - Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? | Объемы полезных ископаемых не безграничны. Нужно бережно относиться к их использованию. | Самоконтроль | Познавательные: структурирование знаний. Личностные: Самоконтроль |
9. Рефлексия (2 мин) | Самооценка учащимися своей учебной деятельности | Беседа | В начале урока мы ставили перед собой задачи. - Мы узнали, что полез.ископ – это….. - Скажите, а можем ли мы сейчас обойтись без полезных ископаемых? - Выскажите свои мысли, начиная фразой… (СЛАЙД) - Улыбнитесь, если вы довольны своей работой на уроке! Спасибо. Урок окончен. Оценки…. | Богатства земных глубин, кот.использует человек. Нет | Самоконтроль | Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Личностные: Самооценка и самоопределение |
10. Д/З | НЕТ !!! |
Критерий исследования | Результат | Критерий исследования | Результат | ||
Название полезного ископаемого | Название полезного ископаемого | ||||
Цвет | Цвет | ||||
Состояние и плотность (твердое-жидкое, плотное-пористое, тяжелое-лёгкое, с запахом-без запаха) | Состояние и плотность (твердое-жидкое, плотное- пористое, тяжелое-лёгкое, с запахом-без запаха) | ||||
Условное обозначение на карте | Условное обозначение на карте | ||||
Где в России добывается? | Где в России добывается? |
Исследование полезного ископаемого Исследование полезного ископаемого
Геологи изучают и ищут полезные ископаемые. Работа у геологов очень интересная, но и трудная. Им долго приходиться жить вдали от дома: в тайге, в горах, в пустыне. | Шахтёры трудятся на глубине много сотен метров. Это работа очень трудная и опасная. Только здоровые, выносливые и смелые люди могут овладеть этой профессией. |
Нефтяники добывают нефть из недр земли. Чтобы стать нефтяником, нужно иметь склонность к техническим наукам. Люди этой профессии долго живут вдали от дома, обслуживая нефтяную установку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Верно ли, что….?» 14.12.2023 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14.12.2023 3
14.12.2023 4 Кто и как добывают полезные ископаемые? Геологи
14.12.2023 5 Как добывают полезные ископаемые? Для добычи песка, глины, известняка, железной руды роют большие котлованы (карьеры).
14.12.2023 6 Для добычи угля роют глубокие шахты , в которых устанавливают подъемные механизмы. Шахтёры
14.12.2023 7 Для добычи нефти и газа строят буровые установки и бурят скважины, как на суше, так и в море. Нефтяники
Я повторил запомнил узнал Подумайте и выскажите свои мысли, начиная любой фразой:
14.12.2023 9 Верно ли, что раздел, который мы изучаем называется «Чему учит экология?»
14.12.2023 10 Верно ли, что всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями?
14.12.2023 11 Верно ли, что парикмахер и врач производят товары?
14.12.2023 12 Верно ли, что труд не нужен для производства товаров?
14.12.2023 13 Верно ли, что природные богатства не надо беречь, они бесконечны?
14.12.2023 14 Верно ли, что трудовой успех людей зависит от образования и здоровья?
14.12.2023 15 Верно ли, что сельское хозяйство – это часть экономики.
14.12.2023 16 Верно ли, что растениеводство – это ухаживание за всеми растениями вокруг?
14.12.2023 17 Верно ли, что культурные растения – это только цветы.
14.12.2023 18 Верно ли, что для экономики полезны только сельскохозяйственные профессии людей?
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: "Полезные ископаемые"
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир».
Урок был направлен на решение личностных, метапредметных и предметных задач.
Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением.
Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.
Познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог.
Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; бережное отношение к природе.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
v словесные (объяснение, беседа с обучающимися, );
v наглядные (демонстрация презентации, видео );
v практические (работа с карточками,).
по виду учебной деятельности:
v проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблемы).
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, развивалось творческое мышление.
На первом этапе урока (актуализация знаний обучающихся) провели самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации. Для активизации мышления обучающихся, использовала вопросы по изученной теме и загадки. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся опре делили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На основном этапе - этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; познавательный дополнительный материал был дан в информационном листе.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Дети выполняли задания в карточках.
Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей.
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне. Особенным вниманием у обучающихся пользовался демонстрационный материал.
Не смотря на достигнутые результаты, при работе с классом есть свои трудности. 1) Низкий уровень мотивации к изучению предметов, основной вид деятельности на которых - изучение текстовых параграфов. Даже при использовании игрового метода контроля усвоения материала, таким детям тяжело выделить главное в изученном материале, запомнить основное. 2) Общее недоразвитие речи школьников осложняет живое общение на уроке. Детям очень трудно выразить словами мысль, подобрать синонимы. Это связано с отсутствием чтения вне школы. Над этой проблемой…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о режиме питания.Рассказать о значении питания для человека.Дать понятие полезная ...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...
Открытый урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс ФГОС, УМК "Школа России"
Даанный материал поможет расширить знания учеников о звёздах и созвездиях. Ребята научатся различать изученные созвездия и строить модели созвездий....
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе с использованием компьютерной презентации Тема : "Красная книга Саратовской области" УМК «Школа России»
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе с использованием компьютерной презентации Тема : "Красная книга Саратовской области" УМК «Школа России»...
Открытый урок по окружающему миру для обучающихся 2 класса Проект "Красная книга России"
Проект "Красная книга России" для обучающихся 2 класса...