Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Открытый урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии полезных ископаемых. На уроке перед учащимися, ставится какая - либо проблема, вопрос, ответ на который находится в процессе совместной работы учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»
Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование:
- Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
- Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
- Какие виды топлива ты знаешь?
- Как получают металлы? Где их используют?
- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.
- Тема урока: «Полезные ископаемые».
II. Проверка домашнего задания
В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:
- Назовите три кита экономики.
- Расскажите о значении природных богатств для экономики.
- Что такое капитал? Приведите примеры.
- Для чего необходим труд?
- От чего зависит успех труда людей в экономике?
- Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
III. Работа по теме
- Работа по учебнику.
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с.48).
- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе
подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.
2. Практическая работа.
По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2
На доске таблица:
Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.
- рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48, определите его название.
- Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
- Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.
Полезные ископаемые
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | Зернистый, твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) | Строительство, мел, мрамор |
Глина | Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов | Кирпич, посуда |
Каменный уголь | Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч | Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи |
Нефть | Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт |
Железная руда | Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы |
Песок | В виде крупинок, сыпучий | Дороги, стекло |
- Работа по учебнику (с.49)
- Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с.50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с.51)
Беседа по прочитанному:
- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)
4. Работа в рабочей тетради.
с.25 №1
- Прочитайте.
- Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
с. 26 №3
- Прочитайте первое предложение.
- Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)
- Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
- Продолжите задание.
Проверка.
(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)
с. 27 №4
- Прочитайте.
- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
- Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)
- Ставим знак «+» в этой графе.
- А где используется известняк? (Тоже в строительстве)
- Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.
Проверка.
с. 28 №5
- Прочитайте.
- Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.
- Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.
Взаимопроверка.
с. 28 №6
- Прочитайте.
- Что такое шахта? Для чего их строят?
- Отыщите дорогу к кладу.
Проверка.
IV. Физкультминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
V. Фронтальный письменный опрос
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
- Горючее; 10. Сыпучее;
- Твердое; 11. Легче воды;
- Жидкость; 12. Газообразное;
- Тяжелее воды; 13. Белого цвета;
- Черного цвета; 14. Способно плавиться;
- Желтого цвета; 15. Пластичное;
- Хрупкое; 16. Плохо пропускает воду;
- Имеет запах; 17. Коричневого или белого цвета.
- Хорошо пропускает воду;
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.
Выполненная работа имеет следующий вид:
Вариант I
Каменный уголь: 1, 4, 5, 7
Песок: 2, 4, 6, 10
Вариант II
Нефть: 1, 3, 8, 11
Глина: 4, 15, 16, 17
Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.
VI. Повторение изученного. Кроссворд (см. приложение 1)
Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
VII. Итог урока
- Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?
- Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
- А как отвечает нам природа?
VIII. Домашнее задание
- Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :
- Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?
2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:
- большинство полезных ископаемых – жидкие;
- места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.
3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"
На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...
Урок – презентация по окружающему миру (3 класс) Тема: «Полезные ископаемые»
На уроке показана работа в тетрадях "Проверочные работы". Работа над материалом урока ведётся с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ технологии.Учащиеся на уроке выполняют практическую...
Урок по окружающему миру 4 класс программа ПНШ по теме "Полезные ископаемые нашего края".
Урок направлен на формирование умения работать с картой, коллекционным материалом. Знакомство с полезными ископаемыми своего края, свойствами, применением, охраной....
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"
1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра...
Конспект урока – игры по окружающему миру. 3 класс. Тема: «Почва, полезные ископаемые» (УМК «Планета знаний»)
Урок-игра поможет обобщить и закрепить знания о почве, ее составе и значении, о полезных ископаемых, их составе, использовании....
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Полезные ископаемые"
УМК " Школа России"...
Презентация к уроку по окружающем миру (3 класс) на тему: Полезные ископаемые
Полезные ископаемые...