Окружающего мира на тему" Воздух и его охрана"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Материал урока опирается на ранее полученные знания  обучающихся о воздухе. При подготовке к уроку учитывается работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход.  Использовала проблемные технологии, работу в паре. Урок строится, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Воздух и его охрана.

Класс: 3

Форма проведения: урок введения нового знания

Цели и задачи:

1. дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;

2. развивать умение наблюдать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру, проводить исследования;

3. воспитывать бережное  отношение  к природе, окружающей среде. Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Оборудование: ИКТ, презентация, учебник, рабочая тетрадь, тест.

Методическая литература : окружающий мир.Учеб. Для 3 кл. нач. шк. 1 часть/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012;

Самоанализ:

 По типу – это урок изучения нового материала по теме: «Воздух и его охрана». Урок состоит из следующих этапов: оргмомент, создание проблемной ситуации, называние темы и задач урока учащимися, актуализации знаний учащихся по данной теме, выражением решения, поиск решения проблемы учениками, физминутки, применения знаний учащимися, самооценки и рефлексии. Материал урока опирается на ранее полученные знания  обучающихся о воздухе. При подготовке к уроку учитывается работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход.  Использовала проблемные технологии, работу в паре. Урок строится, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Ставятся  такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникает необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа. Этапы урока взаимосвязаны между собой, способствуют повышению работоспособности учащихся. В ходе урока осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой ( жанры : пословица), с психологией ( ступени познания мира). Урок соответствует основным дидактическим принципам. Носит научный характер, доступен младшему школьному возрасту, содержание отвечает возрастным особенностям, осуществляется связь теории с практикой. Используются следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские. Рационально используются на уроке наглядность и компьютерная технология.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, начинаем урок окружающего мира. Прочитайте, пожалуйста, пословицу и попробуйте связать её с нашим уроком.

Бороться, искать, найти и не сдаваться!

( 2 слайд)

Бороться – мы будем бороться за знания, стараться работать на уроке, слушать и отвечать на вопросы.

Искать – будем учиться искать ответы на вопросы, решения.

Найти – не только искать ответы и решения, но и находить вместе.

Не сдаваться – не всё у нас получается сразу, но не надо сдаваться ,бросать работу, надо искать и находить решения.

- Молодцы, ребята! Обладая именно такими качествами, мы с вами добьёмся хороших результатов в работе.

Итак, за работу! Сейчас вам предстоит попробовать сформулировать тему урока.

( 3 слайд)

Работа в парах

Вспомните важнейшие ценности природы для людей.

Свяжите свои знания с предметом, который вы видите на экране.

Обсудите это в паре и попробуйте сформулировать тему урока.

Воздух и его охрана 

( 4 слайд)

- Ребята, а что вы знаете о воздухе?

(5 слайд)

- Газ, неживая природа, ценность природы, воздух есть везде

А что хотели бы узнать о воздухе?

( 6 слайд)

- Что такое воздух?

- Из чего состоит воздух?

- Зачем нужен воздух?

- Какими свойствами обладает воздух?

- Как охранять воздух?

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, ещё раз на те вопросы, которые вы сформулировали и скажите, что мы составили с вами?

- Мы составили план урока.

- Верно, мы спланировали нашу деятельность.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Ребята, сколько много вопросов вы поставили перед собой. А как же нам ответить на них? Где и как мы будем искать ответы на наши вопросы?

- Можно спросить у взрослых.

- Прочитать в учебнике.

- Поискать в интернете.

- Сходить в библиотеку.

- Абсолютно верно! А ещё, ребята, мы с вами попробуем немаловажные сведения получить из схем, таблиц. Посмотрите, пожалуйста, на схему, обсудите в паре и расскажите, что вы узнали о воздухе из схемы?

( 7 слайд)

- Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входят углекислый и другие газы ( 1%), кислород

( 21%), азот ( 78%).

- Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста. А какие ступени познания мира нам помогают в исследовании окружающего мира?

- Восприятие, память, мышление, воображение, наблюдение.

- Благодаря этим ступеням мы продолжим работать над изучением.

- Ребята, возьмите учебник, скажите прозрачен ли он? Посмотрите на дверь, прозрачна ли она? Видны ли через эти предметы другие? А почему мы видим дверь, учебник, доску, парту? Обсудите и выскажите свои предположения.

- Мы знаем, что воздух везде. Сейчас воздух и в классе. Но мы его не видим, мы через него видим предметы, которые находятся в классной комнате. А значит воздух прозрачен.

- Ребята, посмотрите на стены. Какого они цвета? Доска какого цвета? Шкаф? Комнатные растения? Воздух?

- Так как воздух прозрачен, то и цвета он не имеет.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас был в парикмахерской, в столовой, в поликлинике? Представьте, что вам с закрытыми глазами предложили узнать, где вы находитесь? Возможно ли это? Как? Обсудите и выскажите свои предположения.

- Определить, где мы можем находиться можно по запаху. Мы знаем, что частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. Благодаря этому мы ощущаем запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.

- Итак, ребята, мы с вами выдвинули несколько предположений о свойствах воздуха.

( 8 слайд)

- Давайте откроем учебник на странице 46 и прочитаем текст, который предлагают нам авторы и сравним наши выводы. ( Наши предположения верны).

- Ребята, скажите, какими ещё свойствами обладает воздух?

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сжимается.

( 8 слайд)

- Об этих свойствах подробнее мы узнаем на следующем уроке.

- Ребята,  почему воздух называют важнейшей ценностью природы?

(9 слайд)

- Благодаря воздуху мы дышим, видим и даже слышим.

- Какой воздух нужен для дыхания?

- Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух.

- Как вы думаете, отвечает ли этому требованию воздух, которым дышим мы?

- Человек может прожить без воды 5 – 7 суток, без пищи – больше. А вот без воздуха – всего 5 – 7 минут.

( 10 слайд)
С появлением крупных заводов возникла необходимость сохранения чистого воздуха. Содержание в нем пыли, вредных веществ вызывает различные заболевания у людей и животных. Ядовитая пыль, попадая в лёгкие человека, приводят к ухудшению здоровья. Многие предприятия постоянно загрязняют воздух.
С каждым годом в населённых пунктах увеличивается число автомашин. Выхлопные газы, попадая воздух, тоже загрязняют его. Мусор и сжигание его тоже загрязняют воздух.
Для того, чтобы воздух был чистым, на предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха. И, конечно, надо сажать как можно больше деревьев и кустарников. Ведь они – легкие нашей планеты

Итак, давайте ещё раз вспомним, что нового мы узнали о воздухе?

( 11 слайд)

- Воздух – это смесь газов.

- Прозрачен.

- Бесцветен.

- Не имеет запаха.

- При нагревании воздух расширяется.

- При охлаждении воздух сжимается.

- Ребята, а где и как человек может применить свои знания о воздухе?

( 12 слайд)

( Ветряные мельницы, дирижабли, воздушные шары, летательные аппараты и мн.др.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Тест по теме « Воздух и его охрана».

1.Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ и прочие газы;
в) хлор, фтор, йод

2.Какой газ воздуха необходим для дыхания? 

а) азот; 
б) кислород;
в) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

4.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы. Прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным, В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

( Проверка коллективная)

( 13 слайд)

– Что нужно было сделать?

– Кому удалось выполнить задание полностью?

– Какие  были недочёты?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.

( 14 слайд)

- Кто получил удовольствие от своей работы?

- Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Стр. 46 – 50, вопрос 3

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему учились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Красная книга. Охрана растенией и животных"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга. Охрана растений и животных" для учащихся в 3 классе. На данном уроке учащиеся знакомяться с понятием "Красная книга", узнают какие бывают ст...

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Проектно - исследовательская работа по окружающему миру и презентация к ней....

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Консект к презентации проектно - исследовательской работы "Вторая жизнь мусора"....

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : «Охрана животных»

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний.         В ходе урока была обеспечена компле...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК России"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и  его охрана»Цели деятельности учителя:  знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...