Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" учебник под редакцией А.А.Плешаков. Программа содержит пояснитедьную записку, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 68.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА кафедрой учителей начальной школы Протокол № от « » сентября 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ ___________________Т.В.Гордеева директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Приказ № от «___»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: окружающий мир, автор А.А.Плешаков
Абрамовой Татьяной Анатольевной
(ФИО полностью)
Оха
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу А.А. Плешакова нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Уроки в классе
Уроки в природе
Экскурсии
Практикумы
Домашние задания
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- обобщающие уроки по теме и разделу,
- практические работы,
- проверочные работы,
- тесты.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Мир вокруг нас», автор А. А. Плешаков.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Проекты | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | Где мы живем | 4 | 1 | - | - |
1.1 | Родная страна | 2 | 1 | - | - |
1.2 | Природа и рукотворный мир | 1 | - | - | - |
1.3 | Проверим и оценим свои достижения по разделу | 1 | - | - | - |
2 | Природа | 20 | 1 | 5 | 1 |
2.1 | Природа | 2 | - | 1 | - |
2.2 | Погода | 1 | - | - | - |
2.3 | В гости к осени | 2 | - | - | 1 |
2.4 | Небо, земля, воздух, вода | 4 | - | 1 | - |
2.5 | Растения и животные | 10 | 1 | 3 | - |
2.6 | Проверим и оценим свои достижения по разделу | 1 | - | - | - |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | 2 | 1 |
3.1 | Экономика | 1 | - | - | - |
3.2 | Что из чего сделано | 2 | - | 1 | - |
3.3 | Транспорт | 1 | - | 1 | - |
3.4 | Культура и образование | 2 | 1 | - | - |
3.5 | В гости к весне | 2 | - | - | 1 |
3.6 | Проверим и оценим свои достижения по разделу | 1 | - | - | - |
3.7 | Защита проектов | 1 | - | - | - |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | - | 3 | - |
4.1 | Здоровье | 2 | - | 1 | - |
4.2 | Безопасность | 6 | - | 2 | - |
4.3 | Проверим и оценим свои достижения по разделу | 1 | - | - | - |
5 | Общение | 7 | 1 | 1 | - |
5.1 | Семья | 2 | 1 | - | - |
5.2 | Правила поведения в обществе | 4 | - | 1 | - |
5.4 | Проверим и оценим свои достижения по разделу | ||||
6 | Путешествия | 18 | 2 | 4 | 1 |
6.1 | Поверхность Земли | 5 | - | 2 | - |
6.2 | В гости к весне | 2 | - | - | 1 |
6.3 | Города России | 5 | 1 | 1 | - |
6.4 | Путешествие по планете и материкам | 3 | 1 | 1 | - |
6.5 | Скоро лето | 1 | - | - | - |
6.6 | Проверим и оценим свои достижения по разделу | 1 | - | - | - |
6.7 | Защита проектов | 1 | - | - | - |
Итого | 68 час | 6 | 15 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (68 ч.)
1. ГДЕ МЫ ЖИВЁМ
1.1 – 1.4
Родная страна: имя родной страны. Символы Российской Федерации. Государственный язык.
Город и село: характерные особенности городских и сельских поселений. Наш город (село). Природа и рукотворный мир: объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Наш адрес в мире (до 2011 г.): Вселенная, Звёзды и планеты. Разнообразие городов и сёл России.
2. ПРИРОДА
2.1 – 2.20
Неживая и живая природа: признаки живых существ. Связи между неживой и живой природой.
Явления природы: явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Термометр.
Что такое погода: погодные явления. Условные метеорологические знаки. Предсказания погоды.
В гости к осени: осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
Звездное небо: созвездия. Зодиак.
Заглянем в кладовые земли: горные породы и минералы. Гранит и его состав.
Про воздух и про воду: значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение и охрана воздуха. Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение и охрана воды.
Какие бывают растения: многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека.
Какие бывают животные: многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни.
Невидимые нити: связи в природе, между природой и человеком. Сохранение невидимых нитей.
Дикорастущие и культурные растения: разнообразие культурных растений.
Дикие и домашние животные: разнообразие домашних животных. Значение для человека диких и домашних животных.
Комнатные растения: роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями.
Животные живого уголка: особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных для физического и психологического здоровья человека.
Про кошек и собак: роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Красная книга: необходимость создания Красной книги.
3. ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА
3.1 – 3.10
Что такое экономика: экономика и её составные части. Связи между составными частями экономики. Деньги.
Из чего что сделано: использование природных материалов для изготовления предметов. Уважение к труду людей.
Как построить дом: представление о технологии строительства домов. Строительные машины и материалы.
Какой бывает: виды транспорта. История развития транспорта.
Культура и образование: транспорт учреждения культуры, их роль в жизни человека и общества.
В гости к зиме: зимние явления в живой и неживой природе.
4. ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
4.1 – 4.9
Строение тела человека: внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важных органов и их работа.
Если хочешь быть здоров: режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи.
Берегись автомобиля: правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Домашние опасности: правила безопасного поведения в быту.
Пожар: правила противопожарной безопасности.
На воде и в лесу: правила безопасности на воде и в лесу.
Опасные незнакомцы: опасные ситуации, действия при опасности.
5. ОБЩЕНИЕ
5.1 – 5.7
Наша дружная семья: нравственные аспекты взаимоотношения в семье.
В школе: классный и школьный коллектив. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.
Правила вежливости: правила этикета в общении. Правила поведения в общественном месте. Ты и твои друзья: правила поведения в гостях.
Мы – зрители и пассажиры: правила поведения в транспорте.
6. ПУТЕШЕСТВИЯ
6.1 – 6.18
Посмотри вокруг: горизонт. Линия, стороны горизонта. Форма Земли.
Ориентирование на местности: ориентиры и ориентирование. Компас.
Формы земной поверхности: равнины и горы. Холмы и овраги. Водные богатства: части реки. Водные богатства родного края.
В гости к весне: весенние явления в живой и неживой природе.
Россия на карте: изображение территории России на карте. Настенная карта, правила показа объектов.
Путешествие по Москве: история основания города – столицы России. Герб Москвы. Достопримечательности столицы.
Московский Кремль: символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.
Город на Неве: Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.
Путешествие по Оке (до 2012 г.): старинные русские города.
Путешествие по планете: карта мира. Океаны и материки. Части света.
Страны мира: физические и политические карты. Знакомства с некоторыми странами. Впереди лето: летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Практические работы:
№ 1 «Измерение температуры воздуха, воды и тела человека»
№ 2 «Звездное небо»
№ 3 «Нивидимые нити»
№ 4 «Уход за комнатными растениями»
№ 5 «Предметы ухода за животными в зависимости от их назначения»
№ 6 «Из чего что сделано»
№ 7 «Какой бывает транспорт»
№ 8 «Строение тела человека»
№ 9 «Освоение правил безопасности пешехода»
№ 10 «Правила поведения при пожаре»
№ 11 «В школе»
№ 12 «Ориентирование по компасу»
№ 13 «Водные пространства»
№ 14 «Россия на карте»
№ 15 «Путешествие по планете»
Проекты:
№ 1 «Родной город »
№ 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту»
№ 3 «Профессии».
№ 4 «Родословная»
№ 5 «Города России»
№ 6 «Страны мира»
Экскурсии:
№ 1 «В гости к осени»
№ 2 «В гости к зиме»:
№ 3 «В гости к весне»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
Особенности организации контроля по «Окружающему миру»
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Учебник «Окружающий мир», 2 класс. Автор А.А. Плешеков. Изд. М. :«Просвещение»
- Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова для 2 класса Изд. М. «Просвещение»
Для учителя:
1. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс, автор Т.Н. Максимова.-
М.: ВАКО, 2012 г.
2. Тесты по предмету «Окружающий мир» в 2-х частях, 2 класс.
Автор Е.М. Тихомирова. Изд.»ЭКЗАМЕН», 2012 г.
3. Тировые тестовые задания, 2 класс ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, автор О.Н. Крылова.
Изд. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | |
план | факт | |||||
Где мы живём (4 часа) | ||||||
1 | Родная страна. Россия. Государственные символы. | 1 | 05.09 | 02.09 день знаний | ||
2 | Город и село. Проект № 1 «Родной город». | 1 | 09.09 | |||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 12.09 | |||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 1 | 16.09 | |||
Природа (20 часов) | ||||||
5 | Неживая и живая природа. Признаки и связи живой и неживой природы. | 1 | 19.09 | |||
6 | Явления природы. Термометр. Практическая работа № 1 | 1 | 23.09 | |||
7 | Что такое погода. Условные метеорологические знаки. | 1 | 26.09 | |||
8 | В гости к осени. Экскурсия № 1 | 1 | 30.09 | |||
9 | В гости к осени. Взаимосвязь явлений в живой и неживой природе. | 1 | 03.10 | |||
10 | Звёздное небо. Созвездия. Зодиак. Практическая работа « 2 | 1 | 07.10 | |||
11 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | 10.10 | |||
12 13 | Про воздух и про воду. Значение воздуха и воды для растений, животных и человека. | 2 | 14.10 17.10 | |||
14 | Какие бывают растения. Многообразие растений. | 1 | 21.10 | |||
15 | Какие бывают животные. Многообразие животных. | 1 | 24.10 | |||
16 | Невидимые нити. Связи в природе, между природой и животными. Практическая работа № 3 | 1 | 28.10 | |||
17 | Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие растений. | 1 | 31.10 | Каникулы с 01.11 по 07.11 | ||
18 | Дикие и домашние животные. Сходство и различие. Разнообразие животных. | 1 | 11.11 | |||
19 | Комнатные растения. Их роль в жизни человека. Практическая работа № 4 | 1 | 14.11 | |||
20 | Животные живого уголка. Практическая работа № 5 | 1 | 18.11 | |||
21 | Про кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. | 1 | 21.11 | |||
22 | Красная книга. Необходимость создания Красной книги. | 1 | 25.11 | |||
23 | Будь природе другом! Проект № 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | 28.11 | |||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 02.12 | |||
Жизнь города и села (10 часов) | ||||||
25 | Что такое экономика. Составные части экономики. Деньги. | 1 | 05.12 | |||
26 | Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Практическая работа № 6 | 1 | 09.12 | |||
27 | Как построить дом. Строительные машины и материалы. | 1 | 12.12 | |||
28 | Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Практическая работа № 7 | 1 | 16.12 | |||
29 | Культура и образование. Учреждения культуры и образования. | 1 | 19.12 | |||
30 | Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в жизни людей. Проект № 3 «Профессии» | 1 | 23.12 | |||
31 | В гости к зиме. Экскурсия № 2 | 1 | 26.12 | Каникулы с 29.12 по 12.01 | ||
32 | В гости к зиме. Зимние явления в живой и неживой природе. | 1 | 13.01 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 16.01 | |||
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | 20.01 | |||
Здоровье и безопасность (9 часов) | ||||||
35 | Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение человека. Практическая работа № 8 | 1 | 23.01 | |||
36 | Если хочешь быть здоров. Режим дня, режим питания. | 1 | 27.01 | |||
37 | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | 30.01 | |||
38 | Школа пешехода. Практическая работа № 9 | 1 | 03.02 | |||
39 | Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. | 1 | 06.02 | |||
40 | Пожар. Правила противопожарной безопасности. Практическая работа № 10 | 1 | 10.02 | |||
41 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | 1 | 13.02 | |||
42 | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации. Действия в ситуациях. | 1 | 17.02 | |||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 20.02 | |||
Общение (7 часов) | ||||||
44 | Наша дружная семья. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | 1 | 24.02 | |||
45 | Проект № 4 «Родословная» | 1 | 27.02 | |||
46 | В школе. Классный и школьный коллектив. Этика общения. Практическая работа № 11 | 1 | 03.03 | |||
47 | Правила вежливости. Правила этикета в общении. | 1 | 06.03 | |||
48 | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | 1 | 13.0317.03 | 10.03 праздничный день | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах. | 1 | 20.03 | |||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | 31.03 | Каникулы с 21.03 по 30.03 | ||
Путешествия (18 часов) | ||||||
51 | Посмотри вокруг. Горизонт. Линия и стороны горизонта. | 1 | 03.04 | |||
52 53 | Ориентирование на местности. Практическая работа № 12 | 2 | 07.04 10.04 | |||
54 | Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. | 1 | 14.04 | |||
55 | Водные богатства. Водные богатства нашей планеты. Практическая работа № 13 | 1 | 17.04 | |||
56 | В гости к весне. Экскурсия № 3 | 1 | 21.04 | |||
57 | В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе. | 1 | 24.04 | |||
58 | Россия на карте. Изображение территорий на карте. Как читать карту. Практическая работа № 14 | 1 | 28.04 | 01.05 праздничный день | ||
59 | Проект № 5 «Города России» | 1 | 05.05 | |||
60 | Путешествие по Москве. История основания города. Достопримечательности. | 1 | 08.05 | |||
61 | Московский Кремль. Достопримечательности Кремля и Красной площади | 1 | 12.05 | |||
62 | Город на Неве. Санкт – Петербург. Архитектурные памятники. | 1 | 15.05 | |||
63 | Путешествие по планете. Старинные русские города. Практическая работа № 15 | 1 | 19.05 | |||
64 | Путешествие по материкам. Карта мира. Океаны и материки. | 1 | 22.05 | |||
65 | Страны мира. Проект №6 «Страны мира» | 1 | 26.05 | |||
66 | Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе. | 1 | 29.05 | |||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | ||||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...