Занятие по внеурочной деятельности "Что за дерево такое?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Листопадова Галина Вячеславовна

Материалы о растениях донского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_derevo_takoe.doc47 КБ
Файл vesna_prishla.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Что за дерево такое?»

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

- Дать представление о большом разнообразии мира растений донского края;

- Расширить кругозор учеников об удивительном мире растений;

- Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи;

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и научить заботиться о растениях;

- Научить ценить дружбу и взаимопомощь.

ОБОРУДОВАНИЕ:   портрет Октябринки, макет дерева, рисунки листьев деревьев, кроссворд « Лесные ягоды», ребусы, фонограммы, схема лабиринта, клубок.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:  Октябинка, Лесовушка, Ромашка, Подорожник, Мята, Мать-и-мачеха, Крапива, Калина.

Ход мероприятия.

Октябринка: Здравствуйте, ребята!

                                     Здравствуйте, друзья!

                                     В день весенний рада

                                     Вас увидеть я.

 Рада я приветствовать дорогих гостей,

 С вами познакомиться хочу я поскорей.

 Королевой растений меня зовут.

 В моем царстве деревья, кустарники и цветы живут. Пригласить на игру «Удивительный мир растений»

Хочу я, друзья.

И клубочек волшебный бросаю уж я. 

Ведущий: Спасибо, Октябринка. Присядь и посмотри как дружно и ловко справятся ребята с заданиями в твоем лабиринте.

Октябринка: Ну что ж, друзья, не подкачайте!

                   Быть смелыми и добрыми обещайте.

Ведущий: Я рада приветствовать вас в игровом лабиринте «Удивительный мир растений». Надеюсь, вы сегодня хорошо отдохнете, проявите находчивость, ловкость и знания. А вот и первое препятствие. Называется оно «Дерево загадок».

Препятствие № 1.

   На сцене – макет дерева. На нем прикреплены разноцветные листья с тех деревьев, о которых ученики загадывают загадки. Как только ученики отгадают загадку, они должны найти на дереве листок с этого дерева.

1.  Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

                                            Листья – звезды яркие,

                                            Золотые, жаркие.  (Клен)

2.     Русская красавица

Всем нам очень нравится:

Бела она, стройна,

Одеждой зелена.   ( Береза)

3.       Летом знойным зацветет,

Сразу пчел к себе зовет.

                                        Круглые листочки.

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто то дерево узнал?   ( Липа)

4.    Не береза, не сосна –

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. ( Осина)

5.  Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. ( Рябина)

6.    Что за дерево растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает. ( Тополь)

Препятствие № 2.

  Ведущий:  А вот и второе препятствие. Называется оно « Овощи и фрукты – ценные продукты». На доске вы видите волшебный кузовок. Нужно отгадать, что за в ценные ягоды собрались в этом волшебном кузовке.

( земляника, голубика, ежевика, брусника, черника, костяника)

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами — не шиповник,

Как зовется он? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина.

Что это? (Смородина)

В красных платьицах сестрички

Прицепились за косички.

Летом в сад зайдите здешний —

Созревают там... (черешни)

Ягоды на тонкой ветке —

Все лозы родные детки.

Съешь всю гроздь и будешь рад.

Это — сладкий... (виноград)

Он тяжелый и пузатый,

Толстокожий, полосатый,

Сладкий, словно мед, на вкус.

Как зовут его? (Арбуз)

    Арбуз- наш гость.  Пришел к нам из Африки. Он растет на окраинах пустыни Калахари. Дикий арбуз называют « господином пустыни». Это любимое кушанье слонов, носорогов, антилоп.

    Самый большой арбуз вырастили в Китае. Он весил 70 кг.

Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

   Молодцы, отлично справились с заданием.

    И опять встречайте гостей. Хотя в нашей стране они давно считаются своими.

Ученик 3.. Меня, единственного в мире,

                    Не просто варят, а в мундире.

                    Честь мундира берегу –

                  Служу людям, как могу.( картофель).

  Картофель пришел к нам из Южной Америки. Южноамериканские индейцы его ели. А вот  в Европе очень долго картофель выращивали в садах, как цветы. Во Франции дамы украшали картофельными цветами свои наряды.

  В России велел выращивать картофель Петр I. Потому что многие картошку называли « чертовым яблоком» и отказывали его сажать.

Препятствие 3.

Ведущий: На нашем третьем препятствии, « Зеленая аптека», нас ждет сюрприз. ( звучит музыка и заходит девочка в костюмеЛесовичка.).

Лесовушка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Лесовичок!–

Кто я, сразу не поймешь.

На неведомых дорожках

Ты в лесу меня найдешь!

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Я могу вас научить.

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведущий: На доске вы видите картинки. Давайте скажем волшебные слова    « Крибля, кробля, Бумбарут! Пусть картинки оживут!».

Стоят в поле сестрички:

 Желтый глазок, белые реснички.

Ромашки

Злая, как волчица,

 Жжется, как горчица!

 Что это за диво?

 Это же…

Крапива

Путник часто ранит ноги.

 Вот и лекарь у дороги!

Подорожник

 Есть один такой цветок,

 Не вплетешь его в венок,

 На него подуй слегка,

 Был цветок и нет цветка.

Одуванчик

В жвачке, в пасте и в конфетах

 Вы найдёте травку эту.

 Холодит приятно рот,

 Запах чаю придаёт.

 (мята)

Сказка про мяту

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

 – Что случилось? – перепугалась жена.

 – Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

 – Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

 Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

 Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого  цветочка

Временно листочков нет

 (Мать-и-мачеха)

В сенокос — горька,

 А в мороз — сладка,

 Что за ягодка?

Калина.

Ученик 5:Мы растенья эти знаем,

                 Бережем и охраняем.

                 В книгу Красную они

                 Уж давно занесены.

                 Мы их рвем не на потеху,

                 Отнесем мы их в аптеку.

                 Из даров лесного царства

                 Люди делают лекарства.

Молодцы, вы с честью выдержали все испытания и прошли препятствия. Узнали много нового из мира растений. Но у природы еще много загадок и интересных фактов, поэтому Королеве растений мы скажем « Спасибо» и до новых встреч!

Литература.

  1. Газета « Педсовет», № 4, апрель 2007
  2. Газета « Педсовет», №6, июнь 2006
  3. « Внеклассные мероприятия, 2 класс. Москва « Вако» 2006
  4. Энциклопедия « Я познаю мир. Удивительные растения». АСТ  « Астрель» 20



Предварительный просмотр:

Тема  «Весна пришла. Приметы весны»

-Угадайте, какое время года наступило?

 Рыхлый снег

 На солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

 Звонче птичьи голоса

 Значит,

 К нам пришла ... (Весна)

- Почему? По каким признакам вы догадались, что пришла весна?

Осенью идут дожди,

Осенью тепла не жди.

Летом жуткая жара,

Душ спасет тебя едва.

В декабре снега идут,

А весною ливни льют.

У любого время года

Характерная... (погода)

Шар воздушный золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся.

(Солнце)

Я думал, это леденец,

Ее я полизал,

Потом с температурой

Неделю пролежал.

Ледышки эти по весне

На крышах вырастают.

Скорее отвечайте мне,

Как все их называют? (Сосульки)

Пришла весна, мы ждем грачей,

А вдоль двора потек... (ручей)

Ватные хлопья по небу плывут,

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут... (облака)

Это облако темного цвета,

Зимой может быть и летом.

Когда оно в небе явится,

Что-нибудь да случается.

Может снег вдруг пойти, град.

Отчего? Кто же в том виноват?

Погода без облака лучше,

Ведь темное облако — ... (туча)

Вот по небу мчится конь,

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело ежит,

Что внизу земля дрожит. ( Гром)

С неба льет поток воды,

Мокнут люди и сады,

Мокнут все дома и двор,

Мокнет пес цепной Дозор.

Что такое? Что случилось?

Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди,

Просто третий день... (дожди)

Дождь все утро моросил,

Только стих, я поспешил

На прогулку поскорей,

Чтоб увидеть всех друзей.

Ничего, что по дороге

Сразу промочил я ноги.

Во дворе с друзьями дружно

Вместе мерили мы... (лужи)

Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

- Какие весенние месяцы вы знаете?

В тёплых солнечных сапожках,

 С огонёчком на застёжках,

 По снегам бежит мальчишка

 - Снег пугает, шалунишка:

 Только ступит - стаял снег,

 Раскололся лёд у рек.

 Охватил его азарт.

 А мальчишка этот - ... (Март)

Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришел? (апрель)

В лапотках бежит малыш.

 Ты шаги его услышь.

 Он бежит, и всё цветёт,

 Он смеётся - всё поёт.

 Спрятал счастье в лепестках

 У сирени на кустах.

 "Ландыш мой, благоухай!"

 - Повелел весёлый ... (Май)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...