Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса, Школа-2100.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Овечкина Светлана Юрьевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего  образования на основе учебной программы Вахрушева А. А., Данилова Д. Д.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая  программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ.

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100).  Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.

В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh._mir_progr.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающий мир

4 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего  образования на основе учебной программы Вахрушева А. А., Данилова Д. Д.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая  программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ.

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100).  Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.

В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Учебный курс  «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:

  • на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
  • в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
  • обучать безопасному поведению в природе и обществе;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Цели обучения

  Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  Целевое назначение курса «Окружающий мир» - формирование у обучающихся широкой целостной картины мира.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  В процессе освоения содержания окружающего мира обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения 

  Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

 название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

 государственную символику России; государственные праздники;

  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

 общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 правила сохранения и укрепления здоровья;

           основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

           историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

            историю возникновения и развития дорожных знаков;

              дорожную разметку и её предназначение;

           общие требования  по ПДД к водителям и велосипедистам;

 правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;

уметь:

 определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

 различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

 приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

 показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

 описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

           применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

           пользоваться  велосипедом как транспортным средством на дорогах;

  различать предупредительные сигналы  транспортных средств;

  пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

 ориентирования на местности с помощью компаса;

 определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

 установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

 ухода за растениями (животными);

 выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

 оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

 удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Как работает организм человека

17

1

1

3

Рукотворная природа

17

1

2

4

Человек и его внутренний мир

6

1

5

Человек в мире людей

6

1

1

6

Человек и прошлое человечества

8

1

7

Человек и многоликое человечество

5

1

8

Человек и единое человечество

7

1

2

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (66 час)

Как работает организм человека (17 ч)

Общее  представление  о  строении  тела  человека.  Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.

Повторение пройденного за 3 год обучения в Школе светофорных знаний.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: 

- органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;

 - правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах;

уметь: 

 - определять температуру тела человека с помощью термометра;

 - распознавать органы человека;

использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах.

Рукотворная природа.

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Правила  поведения  в  природе.  Оценка  своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Организация и развитие отрядов юных инспекторов движения. История развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

 - что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;

 - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

 - состояния и  свойства веществ; связи живой и  неживой природы;

- значение бережного отношения к воде и живой природе;  

 - историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

уметь:

 - различать неживую и живую природу;

 - давать краткую характеристику неживой и живой природы;

 - отличать объекты природы от изделий труда человека;

 - различать разные состояния воды;

 - применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

- оценки воздействия человека на природу;

-  выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Человек и его внутренний мир.

Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка. Отношения с другими и к другим. Общение и его виды. Мимика, пантомимика. Правила приличия. Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы  транспортных средств.

 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: 

 - понятия биологической и общественной природы человека;

  - факторы, определяющие формирование личности человека;

 - понятия: черты характера, оптимист, пессимист, эмоции;

 - дорожные знаки и их группы, историю возникновения и развития дорожных знаков;

уметь: 

 - объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки;

 - слушать других участников диалога;

 - объяснить разные сигналы светофора и регулировщика;

 -  различать предупредительные сигналы  транспортных средств.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и     участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о характере человека.  

 Человек в мире людей..

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка. Дорожная разметка и её предназначение. Устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: 

 - существование неотъемлемых личных прав человека;

 - основные законы, регулирующие права человека, и их соблюдение;

 - дорожную разметку и её предназначение;

уметь:

 - уважительно относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях:

 - пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

 Картина всемирной истории человечества . 

Всемирная история человечества – возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир – время  возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.

Общие требования к водителям и велосипедистам.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество»   – М.: Баласс, 2012.

4.–Родыгина, О. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа») : методические рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 2010.

5. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество») : методические рекомендации для учителя / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. – М. : Баласс, 2010.

окружающий мир

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

икт

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов)

Как устроен организм человека

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.

Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.

Уметь называть системы органов
у человека

Фронтальный опрос

С. 6–11,

отвечать на вопросы

2

Кожа – «пограничник» организма

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека

Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания.

Уметь составлять правила ухода
за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании

Задания

по группам

С. 12–15,

отвечать на вопросы


 

3

Как человек двигается

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера  телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах

Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для  того чтобы избежать переломов и вывихов

Фронтальный и индивидуальный опрос

С. 16–19,

отвечать на вопросы

4

Путешествие бутерброда

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника

Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.

Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы

Беседа

по вопросам

С. 20–25,

отвечать
на вопросы

5

Как удаляются ненужные вещества

1

Комбинированный

Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

Самостоятельная работа

С. 26–27,

отвечать
на вопросы

6

Для чего и как мы дышим

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.

Устный  опрос

С. 28–31, отвечать на вопросы


 

Измерение температуры тела человека

Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя
во время болезни

7

Волшебная восьмерка

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.

Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

Фронтальный и индивидуальный опрос

С. 32–35,

отвечать
на вопросы

8

Что такое кровь?

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела

Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

Фронтальный опрос

С. 36–37,

отвечать
на вопросы

9

Почему наш организм работает слаженно

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма.

Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам

Работа
в парах

.  

С. 38–41,

отвечать


 

Гигиена систем органов

совершать сознательные действия на основе своего опыта. 

Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека

на вопросы

10

Окна в окружающий мир

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Системы органов чувств, их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию
об окружающем мире на расстоянии.

Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения

Индивидуальный опрос

С. 42–45, отвечать на вопросы

11

Многогранный мир чувств

1

Комбинированный

Общее представление о строе-нии тела человека. Системы органов чувств, их роль в жиз-недеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.

Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

Фронтальный

опрос

С. 46–49,

отвечать
на вопросы


 

12

Родители
и дети

1

Комбинированный

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.

Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

Работа
в парах

С. 50–53,

отвечать
на вопросы

13

Отчего мы иногда болеем

1

Комбинированный

Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать
(избегать) болезни

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.

Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок  в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

Беседа

по вопросам

С. 54–57,

отвечать на вопросы

14

Наши пред-
ки – древесные жители

1

Комбинированный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению

Знать, что люди отличаются
от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются  люди с помощью речи.

Самостоятельная  работа

С. 58–61,

отвечать на вопросы


 

Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека
от животных

15

На заре человечества

1

Комбинированный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
от природы

Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главнымусловием развития человека.

Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете

Устный  опрос

16

Контрольная работа по теме «Как работает организм человека»

1

Контроль ЗУН

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа

(20 мин)

17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение
по теме «Как работает организм человека»

1

Обобщение знаний

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать
на вопросы; решать жизненные задачи

Работа
в парах

С. 66,

отвечать на вопросы


 

18

Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов)

Рукотворная жизнь

1

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений
в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных
в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».

Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном

Беседа

по вопросам

С. 67–71,

отвечать на вопросы

19

На службе
у человека

1

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений
в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных
в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства.

Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства

Самостоятельная  работа

С. 72–77, отвечать на вопросы

20

Покорение силы

1

Комбинированный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
от природы

Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость.

Устный  опрос

С. 78–81,


 

Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.

Иметь представление об изобретении первых часов с маятником

отвечать на вопросы

21

Как человек использует свойства воды

1

Комбинированный

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных
в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада

Самостоятельная  работа

С. 82–86, отвечать на вопросы

22

Как человек использует свойства воды

1

Комбинированный

Вода. Свойства воды. Различные состояния воды. Вода
в природе. Изобретение паровой машины

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ.

Иметь представление об изобретении паровой машины

Устный  опрос

С. 87, отвечать
на вопросы

23

Как человек использует свойства воздуха

1

Комбинированный

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.  Значение воздуха для растений, животных, человека

Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

Фронтальный

опрос

С. 88–91, отвечать


 

Уметь называть свойства воздуха
(расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода

на вопросы

24

Горные породы и минералы

1

Комбинированный

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)

Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.

Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются  в строительстве; называть различия горных пород
и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях

Беседа

по вопросам

С. 92–97,

отвечать
на вопросы

25

Металлы

1

Комбинированный

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами.

Самостоятельная  работа

С. 98–103,

отвечать


 

Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)

Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).

Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства

на вопросы

26

Приручение огня

1

Комбинированный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе

Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия.

Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру

Устный  опрос

С. 104–106,

отвечать на вопросы

27

Ракетный двигатель. Невидимая сила

1

Комбинированный

Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве.

Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся  туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм»

Устный  опрос

С. 107–111,

отвечать на вопросы


 

28

Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц

1

Комбинированный

Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали.

Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук

Беседа

по вопросам

С. 112–117,

отвечать на вопросы

29

Человек проникает в тайны природы

1

Комбинированный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от при-роды. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России,

Знать, что человек  осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека.

Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе

Самостоятельная  работа

С. 118–121,

отвечать на вопросы


 

30

Как нам жить?

1

Комбинированный

ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.

Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

Устный  опрос

С. 122–126,

отвечать на вопросы

31

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа»

1

Контрольный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа

(20 мин)

32

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа»

1

Обобщение знаний

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Работа
в парах

С. 127,

отвечать на вопросы

33

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

1

Контрольный

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа

(20 мин)

34

Обобщение по курсу «Окружающий мир»

1

Обобщение знаний

Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать
на вопросы

Беседа

по вопросам

С. 128–135,

отвечать на вопросы

35

Раздел 3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов)

Кого можно назвать человеком?

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что человек отличается
от всех живых существ тем, что
в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.

Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

Индивидуальный опрос

С. 8–11,

отвечать на вопросы

36

Посмотри
в свое «зеркало»

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.

Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

Устный

опрос

С. 12–15,

отвечать на вопросы

37

Как понять, что творится
у друга
на душе?

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком
и в окружающем его мире.

Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций;

Работа
в парах

С. 16–19,

отвечать на вопросы


35

Раздел 3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов)

Кого можно назвать человеком?

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что человек отличается
от всех живых существ тем, что
в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.

Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

Индивидуальный опрос

С. 8–11,

отвечать на вопросы

36

Посмотри
в свое «зеркало»

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.

Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

Устный

опрос

С. 12–15,

отвечать на вопросы

37

Как понять, что творится
у друга
на душе?

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком
и в окружающем его мире.

Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций;

Работа
в парах

С. 16–19,

отвечать на вопросы


определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку
в жизни

38

Переживания, испытанные временем

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.

Уметь называть отличия чувства
от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

Беседа

по вопросам

С. 20–23,

отвечать на вопросы

39

Как узнать человека?

1

Комбинированный

Человек – член общества

Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в об-щении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера.

Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»

Работа
в парах

С. 24–27,

отвечать на вопросы

40

Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир»

1

Обобщение знаний

Человек – член общества

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Беседа

по вопросам


41

Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов)

Что такое общество

1

Комбинированный

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

Индивидуальный опрос

С. 28–31,

отвечать на вопросы

42

Как жить
в мире людей

1

Комбинированный

Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения.

Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть;  сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)

Индивидуальный опрос

С. 32–35,

отвечать на вопросы

43

Мое общество

1

Комбинированный

Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.

Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком;

Устный

опрос

С. 36–39,

отвечать на вопросы


называть общественные группы,
в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

44

Права человека

1

Комбинированный

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества.

Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения

Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека
в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

Беседа

по вопросам

С. 40–43,

отвечать на вопросы

45

Контрольная работа по теме «Человек»

1

Контроль ЗУН

Знать изученный материал по теме «Человек».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать
на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа

(20 мин)

46

Обобщение
по теме «Человек в мире людей»

1

Обобщение знаний

Учимся решать жизненные задачи

Устный

опрос

С. 44

47

Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8 часов)

Первобытный мир – первые шаги человечества

1

Комбинированный

Человек – член общества

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад –
5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

Устный

опрос

С. 45–51,

отвечать на вопросы


48

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

Комбинированный

Человек – член общества

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад –
V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры

Индивидуальный опрос

С. 52–55,

отвечать

на вопросы

49

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

Комбинированный

Человек – член общества

Уметь составлять короткий рассказ
о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры,  известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

Устный

опрос

С. 56–59,

отвечать
на вопросы

50

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

1

Комбинированный

Человек – член общества

Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими

Работа
в парах

С. 60–63,

отвечать
на вопросы

51

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

1

Комбинированный

Человек – член общества

Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры,  господствующая религия, известные исторические события)

Беседа

по воп-росам

С. 64–67,

отвечать
на вопросы


52

Новое время – торжество Европы

1

Комбинированный

Человек – член общества

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

Индивидуальный опрос

С. 68–73,

отвечать
на вопросы

53

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

1

Комбинированный

Человек – член общества

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

Индивидуальный опрос

С. 74–79,

отвечать на вопросы

54

Обобщение
по теме «Человек и прошлое человечества»

1

Обобщение знаний

Человек – член общества

Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Устный

опрос

55

Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов)

Короли, президенты и граждане

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов
на Земле

Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств.

Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой

Беседа

по вопросам

С. 80–85,

отвечать на вопросы


56

Расы и народы

1

Комбинированный

Человек – член общества. Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Знать, что человечество состоит
из разных рас и разных народов Земли.

Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе

Устный

опрос

С. 86–89,

отвечать
на вопросы

57

Кто во что верит

1

Комбинированный

Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов.

Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами

Устный

опрос

С. 90–96,

отвечать
на вопросы

58

Пути духовных исканий

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Иметь представление о мировых религиях

Работа
в парах

С. 96–97,

отвечать
на вопросы

59

Обобщение
по теме «Человек и многоликое человечество»

1

Обобщение знаний

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно;  рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Беседа

по вопросам


60

Раздел 7. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 часов)

Мировое хозяйство

1

Комбинированный

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги

Устный

опрос

С. 98–101,

отвечать на вопросы

61

Мировое сообщество государств

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов
на Земле.
 Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций,
в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.

Уметь рассказывать, для чего была создана ООН

Работа
в парах

С. 102–105,

отвечать
на вопросы

62

Что человечество ценит больше всего?

1

Комбинированный

Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.

Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

Беседа

по вопросам

С. 106–109,

отвечать
на вопросы

63

Как нам жить?

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов
на Земле.
 Человек – член об-щества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.

Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

Беседа

по вопросам

С. 110–115,

отвечать
на вопросы


64

Контрольная работа по теме «Человечество»

1

Контрольный

Человек – создатель и носитель культуры

Знать изученный материал по теме «Человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа

(20 мин)

65

Итоговая контрольная работа по курсу «Введение
в историю»

1

Контрольный

Учимся решать жизненные задачи

Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа

(20 мин)

С. 116,

отвечать на вопросы

66

Обобщение
по теме «Человек и единое человечество

1

Обобщение знаний

Знать изученный материал по теме.

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Беседа

по вопросам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"...