Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса, Школа-2100.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе учебной программы Вахрушева А. А., Данилова Д. Д.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ.
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100). Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh._mir_progr.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Окружающий мир
4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе учебной программы Вахрушева А. А., Данилова Д. Д.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ.
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100). Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
- в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
- обучать безопасному поведению в природе и обществе;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Целевое назначение курса «Окружающий мир» - формирование у обучающихся широкой целостной картины мира.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания окружающего мира обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
государственную символику России; государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
историю возникновения и развития дорожных знаков;
дорожную разметку и её предназначение;
общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;
различать предупредительные сигналы транспортных средств;
пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Как работает организм человека | 17 | 1 | 1 |
3 | Рукотворная природа | 17 | 1 | 2 |
4 | Человек и его внутренний мир | 6 | 1 | |
5 | Человек в мире людей | 6 | 1 | 1 |
6 | Человек и прошлое человечества | 8 | 1 | |
7 | Человек и многоликое человечество | 5 | 1 | |
8 | Человек и единое человечество | 7 | 1 | 2 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (66 час)
Как работает организм человека (17 ч)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
Повторение пройденного за 3 год обучения в Школе светофорных знаний.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;
- правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах;
уметь:
- определять температуру тела человека с помощью термометра;
- распознавать органы человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах.
Рукотворная природа.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Организация и развитие отрядов юных инспекторов движения. История развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;
- значение бережного отношения к воде и живой природе;
- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
уметь:
- различать неживую и живую природу;
- давать краткую характеристику неживой и живой природы;
- отличать объекты природы от изделий труда человека;
- различать разные состояния воды;
- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Человек и его внутренний мир.
Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка. Отношения с другими и к другим. Общение и его виды. Мимика, пантомимика. Правила приличия. Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- понятия биологической и общественной природы человека;
- факторы, определяющие формирование личности человека;
- понятия: черты характера, оптимист, пессимист, эмоции;
- дорожные знаки и их группы, историю возникновения и развития дорожных знаков;
уметь:
- объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки;
- слушать других участников диалога;
- объяснить разные сигналы светофора и регулировщика;
- различать предупредительные сигналы транспортных средств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о характере человека.
Человек в мире людей..
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка. Дорожная разметка и её предназначение. Устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- существование неотъемлемых личных прав человека;
- основные законы, регулирующие права человека, и их соблюдение;
- дорожную разметку и её предназначение;
уметь:
- уважительно относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях:
- пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Картина всемирной истории человечества .
Всемирная история человечества – возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.
Общие требования к водителям и велосипедистам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.
2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.
3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество» – М.: Баласс, 2012.
4.–Родыгина, О. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа») : методические рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 2010.
5. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество») : методические рекомендации для учителя / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. – М. : Баласс, 2010.
окружающий мир
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | икт | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) | Как устроен организм человека | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Уметь называть системы органов | Фронтальный опрос | С. 6–11, отвечать на вопросы | |||
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека | Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Уметь составлять правила ухода | Задания по группам | С. 12–15, отвечать на вопросы |
3 | Как человек двигается | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах | Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов | Фронтальный и индивидуальный опрос | С. 16–19, отвечать на вопросы | ||||
4 | Путешествие бутерброда | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника | Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы | Беседа по вопросам | С. 20–25, отвечать | ||||
5 | Как удаляются ненужные вещества | 1 | Комбинированный | Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения | Самостоятельная работа | С. 26–27, отвечать | |||||
6 | Для чего и как мы дышим | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. | Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. | Устный опрос | С. 28–31, отвечать на вопросы |
Измерение температуры тела человека | Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя | ||||||||||
7 | Волшебная восьмерка | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов | Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов | Фронтальный и индивидуальный опрос | С. 32–35, отвечать | ||||
8 | Что такое кровь? | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела | Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | Фронтальный опрос | С. 36–37, отвечать | ||||
9 | Почему наш организм работает слаженно | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. | Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам | Работа | . | С. 38–41, отвечать |
Гигиена систем органов | совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека | на вопросы | |||||||||
10 | Окна в окружающий мир | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Системы органов чувств, их роль | Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения | Индивидуальный опрос | С. 42–45, отвечать на вопросы | ||||
11 | Многогранный мир чувств | 1 | Комбинированный | Общее представление о строе-нии тела человека. Системы органов чувств, их роль в жиз-недеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. | Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств | Фронтальный опрос | С. 46–49, отвечать |
12 | Родители | 1 | Комбинированный | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья | Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье | Работа | С. 50–53, отвечать | ||||
13 | Отчего мы иногда болеем | 1 | Комбинированный | Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать | Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки | Беседа по вопросам | С. 54–57, отвечать на вопросы | ||||
14 | Наши пред- | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению | Знать, что люди отличаются | Самостоятельная работа | С. 58–61, отвечать на вопросы |
Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека | |||||||||||
15 | На заре человечества | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главнымусловием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете | Устный опрос | |||||
16 | Контрольная работа по теме «Как работает организм человека» | 1 | Контроль ЗУН | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа (20 мин) | |||||
17 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | Работа | С. 66, отвечать на вопросы |
18 | Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов) | Рукотворная жизнь | 1 | Комбинированный | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений | Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном | Беседа по вопросам | С. 67–71, отвечать на вопросы | |||
19 | На службе | 1 | Комбинированный | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений | Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства | Самостоятельная работа | С. 72–77, отвечать на вопросы | ||||
20 | Покорение силы | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. | Устный опрос | С. 78–81, |
Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником | отвечать на вопросы | ||||||||||
21 | Как человек использует свойства воды | 1 | Комбинированный | Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе | Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных | Самостоятельная работа | С. 82–86, отвечать на вопросы | ||||
22 | Как человек использует свойства воды | 1 | Комбинированный | Вода. Свойства воды. Различные состояния воды. Вода | Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ. Иметь представление об изобретении паровой машины | Устный опрос | С. 87, отвечать | ||||
23 | Как человек использует свойства воздуха | 1 | Комбинированный | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. | Фронтальный опрос | С. 88–91, отвечать |
Уметь называть свойства воздуха Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода | на вопросы | ||||||||||
24 | Горные породы и минералы | 1 | Комбинированный | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях | Беседа по вопросам | С. 92–97, отвечать | ||||
25 | Металлы | 1 | Комбинированный | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. | Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. | Самостоятельная работа | С. 98–103, отвечать |
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства | на вопросы | |||||||||
26 | Приручение огня | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия. Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру | Устный опрос | С. 104–106, отвечать на вопросы | ||||
27 | Ракетный двигатель. Невидимая сила | 1 | Комбинированный | Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм» | Устный опрос | С. 107–111, отвечать на вопросы |
28 | Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц | 1 | Комбинированный | Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали. Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук | Беседа по вопросам | С. 112–117, отвечать на вопросы | |||||
29 | Человек проникает в тайны природы | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от при-роды. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, | Знать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе | Самостоятельная работа | С. 118–121, отвечать на вопросы |
30 | Как нам жить? | 1 | Комбинированный | ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными) | Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения | Устный опрос | С. 122–126, отвечать на вопросы | |||||
31 | Контрольная работа по теме «Рукотворная природа» | 1 | Контрольный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа (20 мин) | ||||||
32 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа» | 1 | Обобщение знаний | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности) | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Работа | С. 127, отвечать на вопросы | |||||
33 | Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир» | 1 | Контрольный | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа (20 мин) | ||||||
34 | Обобщение по курсу «Окружающий мир» | 1 | Обобщение знаний | Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | Беседа по вопросам | С. 128–135, отвечать на вопросы | |||||
35 | Раздел 3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов) | Кого можно назвать человеком? | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что человек отличается Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Индивидуальный опрос | С. 8–11, отвечать на вопросы | ||||
36 | Посмотри | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | Устный опрос | С. 12–15, отвечать на вопросы | |||||
37 | Как понять, что творится | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; | Работа | С. 16–19, отвечать на вопросы |
35 | Раздел 3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов) | Кого можно назвать человеком? | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что человек отличается Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Индивидуальный опрос | С. 8–11, отвечать на вопросы | |||
36 | Посмотри | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | Устный опрос | С. 12–15, отвечать на вопросы | ||||
37 | Как понять, что творится | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; | Работа | С. 16–19, отвечать на вопросы |
определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку | |||||||||||
38 | Переживания, испытанные временем | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства | Беседа по вопросам | С. 20–23, отвечать на вопросы | ||||
39 | Как узнать человека? | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в об-щении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» | Работа | С. 24–27, отвечать на вопросы | ||||
40 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир» | 1 | Обобщение знаний | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Беседа по вопросам |
41 | Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов) | Что такое общество | 1 | Комбинированный | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов | Индивидуальный опрос | С. 28–31, отвечать на вопросы | |||
42 | Как жить | 1 | Комбинированный | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах | Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения. Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | Индивидуальный опрос | С. 32–35, отвечать на вопросы | ||||
43 | Мое общество | 1 | Комбинированный | Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; | Устный опрос | С. 36–39, отвечать на вопросы |
называть общественные группы, | |||||||||||
44 | Права человека | 1 | Комбинированный | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека | Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека | Беседа по вопросам | С. 40–43, отвечать на вопросы | ||||
45 | Контрольная работа по теме «Человек» | 1 | Контроль ЗУН | Знать изученный материал по теме «Человек». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | Контрольная работа (20 мин) | ||||||
46 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Учимся решать жизненные задачи | Устный опрос | С. 44 | |||||
47 | Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8 часов) | Первобытный мир – первые шаги человечества | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – | Устный опрос | С. 45–51, отвечать на вопросы |
48 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – | Индивидуальный опрос | С. 52–55, отвечать на вопросы | ||||
49 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Уметь составлять короткий рассказ | Устный опрос | С. 56–59, отвечать | ||||
50 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | Работа | С. 60–63, отвечать | ||||
51 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события) | Беседа по воп-росам | С. 64–67, отвечать |
52 | Новое время – торжество Европы | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | Индивидуальный опрос | С. 68–73, отвечать | ||||
53 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | Индивидуальный опрос | С. 74–79, отвечать на вопросы | ||||
54 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Устный опрос | |||||
55 | Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов) | Короли, президенты и граждане | 1 | Комбинированный | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов | Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой | Беседа по вопросам | С. 80–85, отвечать на вопросы |
56 | Расы и народы | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Взаимоотношения человека | Знать, что человечество состоит Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе | Устный опрос | С. 86–89, отвечать | ||||
57 | Кто во что верит | 1 | Комбинированный | Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами | Устный опрос | С. 90–96, отвечать | |||||
58 | Пути духовных исканий | 1 | Комбинированный | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Иметь представление о мировых религиях | Работа | С. 96–97, отвечать | ||||
59 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Беседа по вопросам |
60 | Раздел 7. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 часов) | Мировое хозяйство | 1 | Комбинированный | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей | Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги | Устный опрос | С. 98–101, отвечать на вопросы | |||
61 | Мировое сообщество государств | 1 | Комбинированный | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов | Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, Уметь рассказывать, для чего была создана ООН | Работа | С. 102–105, отвечать | ||||
62 | Что человечество ценит больше всего? | 1 | Комбинированный | Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности | Беседа по вопросам | С. 106–109, отвечать | |||||
63 | Как нам жить? | 1 | Комбинированный | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов | Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет» | Беседа по вопросам | С. 110–115, отвечать |
64 | Контрольная работа по теме «Человечество» | 1 | Контрольный | Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа (20 мин) | |||||
65 | Итоговая контрольная работа по курсу «Введение | 1 | Контрольный | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа (20 мин) | С. 116, отвечать на вопросы | ||||
66 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Знать изученный материал по теме. Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Беседа по вопросам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100
Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программ...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"...