План -конспект урока окружающего мира во 2, 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие).
Цели урока: (для учителя)
Образовательные:
- закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;
- расширение знаний учащихся об органах чувств;
Развивающие:
- запоминание элементарных правил сохранения и укрепления органов зрения, правил бережного отношения к органам слуха;
- обучение способам сохранения и укрепления зубов.
Воспитывающие:
- воспитание навыков здорового образа жизни;
- воспитание культуры общения.
Цели урока: (для учащихся)
- знай об уходе за глазами, ушами, зубами;
- применяй правила для сохранения и улучшения зрения;
- научись бережно относиться к ушам;
- запомни способы сохранения и укрепления зубов;
- умей рассказывать и выслушивать своего товарища.
Задачи урока:
- Углубить знания учащихся о человеке как части природы
- Убедить учащихся о необходимости беречь глаза, слух, зубы
- Дать детям советы по уходу за глазами, ушами, зубами
- Побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_vo_2_4_klasse.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Окружающий мир» во 2,4 классе.
Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие).
Цели урока: (для учителя)
Образовательные:
- закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;
- расширение знаний учащихся об органах чувств;
Развивающие:
- запоминание элементарных правил сохранения и укрепления органов зрения, правил бережного отношения к органам слуха;
- обучение способам сохранения и укрепления зубов.
Воспитывающие:
- воспитание навыков здорового образа жизни;
- воспитание культуры общения.
Цели урока: (для учащихся)
- знай об уходе за глазами, ушами, зубами;
- применяй правила для сохранения и улучшения зрения;
- научись бережно относиться к ушам;
- запомни способы сохранения и укрепления зубов;
- умей рассказывать и выслушивать своего товарища.
Задачи урока:
- Углубить знания учащихся о человеке как части природы
- Убедить учащихся о необходимости беречь глаза, слух, зубы
- Дать детям советы по уходу за глазами, ушами, зубами
- Побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье органов чувств.
Оборудование: рисунок глаза человека, фотографии, несколько видов зубной пасты с различным содержанием, зубные щётки, зубочистки, жидкость для полоскания, магнитофон, записи песен, учебники, тетради.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Вид урока: урок-путешествие по необычной стране
Методы урока:
- Игровой метод;
- Метод практических действий;
- Эвристическая беседа;
- Работа с доской;
- Релаксация
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы отправимся в загадочную страну, в которой три необычных города.
Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы отправимся сначала.
«Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят» (Глаза)
- Путешествие по «Глазограду».
Учитель: Верно, это глаза и город называется «Глазоград».
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Орёл, сова)
- Зачем нужны глаза человеку? (помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму)
- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зелёные)
(Открывается рисунок глаза)
- Что можно увидеть, рассматривая глаз?
- Да, мы видим цветное колечко – радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается.
Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза.
(Выключается свет)
-Что произошло в темноте со зрачком? (Он расширился)
- А при свете? (Зрачок сужается)
Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи. Кто знает, какие? (Веки, ресницы, брови)
Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними.
Учитель: Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.
- Как же нужно беречь зрение?
(Ответы детей)
- При письме свет должен падать слева.
- Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.
- Нельзя читать книги в транспорте.
- Нельзя читать лёжа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
- Расстояние до телевизора 2-3 м и ещё телевизор нельзя долго смотреть.
- Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
- Глазам нужен отдых.
- Если нужно, то не стесняться носить очки.
- По утрам и вечерам надо умывать глаза.
- Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
- Физминутка для глаз.
Учитель: Глазам как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она «Гимнастика для глаз». Давайте, выполним её все вместе. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте.
(Включается музыка для релаксации)
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5-ти. Повторить 405 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3-х ), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5-ти). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 1-2 раза.
-Эту гимнастику нужно повторять каждый день.
- Сообщение детей по теме «Зрение» (выступление 4 класса).
Больше всего информации (9/10) человек получает через зрение. Благодаря этому чувству мы узнаём о размерах и форме предметов, об их расположении в пространстве, о движении и цвете. Орган зрения – это глаза. Они воспринимают солнечный, а также искусственный свет, который отражается от предметов и, попадая в глаза, даёт нам представление о ни х. когда рядом нет источника света, человек видеть не может. Не нужно смотреть на солнце и электрические лампы прямо – это вредно для глаз! У человека два глаза – благодаря этому он может видеть мир объёмным, а не плоским, определять расстояния до предметов.
Проведите опыт – закройте один глаз, а потом попросите вашего товарища показать вам два карандаша, из которых один будет чуть – чуть ближе к вам. Используя один глаз, вам будет намного труднее определить, какой карандаш ближе.
Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаза защищены веками и ресницами.
Веко это подвижный кожный покров глаза. Ресница – волосок на краю века. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пыли и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слёзы, которые потекут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки.
Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму). На нём есть радужная оболочка, именно её цвет определяет цвет глаз.
В центре радужной оболочки находится зрачок – отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, и на сетчатку. Снаружи глаз покрыт роговицей – прозрачной оболочкой.
- Путешествие по «Ухограду».
а) «Игра на внимание»
Учитель: А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует особого внимания. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой пригодится ваша память, внимательность, и конечно же, слух. Я предложу вам фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не сможет продолжить фразу – предложение.
Начинаем:
-Я читаю …
- Я читаю книгу …
- Я читаю интересную книгу…
- Я читаю интересную книгу вечером…
- Я читаю интересную книгу вечером брату (сестре)…
- Я читаю интересную книгу вечером маленькому брату… (и т.д.)
или
- Я рисую…
Учитель: Поиграв со мною в игру, вы, наверное, догадались, что мы с вами отправились в город Ухоград.
- О чём поведём беседу? (Об ушах)
- Верно об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга.
- Зачем нужны уши человеку? Попробуйте закрыть уши руками. Что произошло? (Плохо слышно)
- Что такое слух? (Ответы учеников)
Ученик1. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатывается там таким образом: мы слышим и понимаем слова.
Ученик 2. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
- Физминутка.
а) Игра «Не попадись лисе».
- Выбираем «лису». Все остальные будут «зайцами» и они по очереди должны пройти мимо «лисы» в «огород»
Цель: проверить слух.
Условия игры: Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться в огород.
б) Игра «Измени звук»
- А следующую игру мы проведём наоборот громко, хотя в ней опять понадобится ваше внимание и хороший слух. Я предлагаю вам слово «сом». Вы по очереди должны назвать слово, заменяя первый звук.
СОМ – ДОМ – КОМ – ТОМ – ЛОМ – и т.д.
- Гигиена слуха
Учитель: А кто скажет, что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
(Высказывания учеников)
- Содержать уши в чистоте.
- Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
- Нельзя слушать очень громкую музыку.
- Нельзя кричать в ухо.
- Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.
Учитель: Что опаснее всего для слуха?
Дети: Шум.
Учитель: Верно. Запомните это и соблюдайте правила ухода за органами слуха.
- Сообщение детей по теме «Органы слуха».
- Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, человеческая речь. Благодаря слуху человек узнаёт об опасности, которую он не видит, например о приближающемся автомобиле.
-Орган слуха – уши. Воспринимаемые звуки – это колебания воздуха. Когда колебания достигают уха, они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, а от них – наполненной жидкостью улитке. Отсюда информация о колебаниях переходит по слуховому нерву в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение звука. Два уха необходимы человеку, чтобы определять, откуда доносятся звуки.
- Игра «Логическая цепочка»
- Какое из названных слов в данной «цепочке» лишнее? Почему?
- Хищница рысь, кровожадная акула, злая собака, дождевой червь. (Дождевой червь – у него нет зубов)
- Красавец лев, быстроногий гепард, медлительная улитка, трусливый заяц, спокойный медведь. (Медлительная улитка – у неё нет зубов)
- Если вы были внимательными, то должны догадаться, о чём пойдёт речь. (О зубах)
- Путешествие по городу Зубоград
- Отгадайте мою загадку:
«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбкой)
-Посмотрите, на доске висит фотография, на которой люди улыбаются. Давайте и мы улыбнемся, друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент. (Зубы)
Учитель: Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у детей появляется 20 зубов. Эти зубы называются молочными.
С возраста 6-7 лет и до 12 –ти происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется (?) 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.
- Чем покрыты наши зубы? (Зубы покрыты эмалью)
- Какую роль играет эмаль для зубов?
(Высказывания учеников)
- Придаёт зубам красивый блеск.
- Предохраняет от повреждений и заболеваний.
Учитель: Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?
Ученики:
- От резкой смены горячей и холодной пищи.
- От сладостей.
- Кто грызёт орехи, ручки, карандаши.
Учитель: А что надо делать, если заболел зуб?
Ученики: Срочно идти к врачу.
Учитель: Как нужно ухаживать за зубами?
Ученики: Чистить зубы.
Учитель: А вы чистите зубы? Покажите как?
- Физминутка «Почистим зубы»
- Давайте поиграем в очень полезную игру. Я несколько раз прочту вам три закона жителей Зубограда, а вы движением рук должны показать этот закон в действии.
-Приготовились:
- Чистить внешнюю поверхность зубов. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен (верхних и нижних). Движения – сверху вниз, затем снизу вверх.
- Чистить жевательную поверхность каждого зуба. (Движения щётки вперёд – назад)
- Кончиком щётки чистить внутреннюю сторону зубов круговыми движениями.
- А если между зубами застряла пища, пользуйся зубочисткой.
- Сообщение детей «Полезные советы».
- Что нужно делать, чтобы зубы не болели?
Ученик: Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока. В нашем возрасте надо выпивать не менее 3-4 стаканов молока в день. Если вы будете регулярно есть все эти продукты, то получите все необходимые минеральные вещества и витамины.
Витаминов в продуктах не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет в рационе витамина «А» – ты начнёшь хуже видеть; не будет витамина «С» - станешь слабым, выпадут зубы; а когда в пище нет Витамина «В» - человек плохо спит и много плачет.
Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки овощей и фруктов. В нашем меню обязательно должны быть салаты из овощей.
Учитель: Послушайте рассказ:
- Вот какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.
- И я так могу! – не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Ещё сильнее напрягся. Щелчка не получилось.
- Ой! Ой! Ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал … зуб.
- Что неправильно сделал мальчик?
- Игра «Полезные советы»
- Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовил я частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
- Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
- Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
- Говорила маме Люба:
-Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
- Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
- Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет?
- Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
- Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
- Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
- Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
- Вы ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что нет.
- Подведение итога урока.
- А сейчас заканчиваем наш урок. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.
Первомайский филиал
МОУ Подбельской СОШ
Похвистневского района
Самарской области
План – конспект открытого урока
во 2, 4 классе
Окружающий мир
Тема урока: «Органы чувств».
Учитель: Тихомирова Т.П.
с. Первомайск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Что у нас над головой?"
Классическая разработка урока...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»
План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «О правильном питании» относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК «Начальная школа XXI века»...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"
Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...
Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России...