План -конспект урока окружающего мира во 2, 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тихомирова Татьяна Петровна

Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие).

 

Цели урока: (для учителя)

Образовательные:

  • закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;
  • расширение знаний учащихся об органах чувств;

Развивающие:

  • запоминание элементарных правил сохранения и укрепления органов зрения, правил бережного отношения к органам слуха;
  • обучение способам сохранения и укрепления зубов.

Воспитывающие:

  • воспитание навыков здорового образа жизни;
  • воспитание культуры общения.

 

Цели урока: (для учащихся)

  • знай об уходе за глазами, ушами, зубами;
  • применяй правила для сохранения и улучшения зрения;
  • научись бережно относиться к ушам;
  • запомни способы сохранения и укрепления зубов;
  • умей рассказывать и выслушивать своего товарища.
  •  

Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о человеке как части природы
  • Убедить учащихся о необходимости беречь глаза, слух, зубы
  • Дать детям  советы по уходу за глазами, ушами, зубами
  • Побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье органов чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_vo_2_4_klasse.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Окружающий мир» во 2,4 классе.

Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие).

Цели урока: (для учителя)

Образовательные:

  • закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;
  • расширение знаний учащихся об органах чувств;

Развивающие:

  • запоминание элементарных правил сохранения и укрепления органов зрения, правил бережного отношения к органам слуха;
  • обучение способам сохранения и укрепления зубов.

Воспитывающие:

  • воспитание навыков здорового образа жизни;
  • воспитание культуры общения.

Цели урока: (для учащихся)

  • знай об уходе за глазами, ушами, зубами;
  • применяй правила для сохранения и улучшения зрения;
  • научись бережно относиться к ушам;
  • запомни способы сохранения и укрепления зубов;
  • умей рассказывать и выслушивать своего товарища.

Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о человеке как части природы
  • Убедить учащихся о необходимости беречь глаза, слух, зубы
  • Дать детям  советы по уходу за глазами, ушами, зубами
  • Побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье органов чувств.

Оборудование: рисунок глаза человека, фотографии, несколько видов зубной пасты с различным содержанием, зубные щётки, зубочистки, жидкость для полоскания, магнитофон, записи песен, учебники, тетради.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Вид урока: урок-путешествие по необычной стране

Методы урока:

  • Игровой метод;
  • Метод практических действий;
  • Эвристическая беседа;
  • Работа с доской;
  • Релаксация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы отправимся в загадочную страну, в которой три необычных города.

Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы отправимся сначала.

«Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят» (Глаза)

  1. Путешествие по «Глазограду».

Учитель: Верно, это глаза и город называется  «Глазоград».

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Орёл, сова)

- Зачем нужны глаза человеку?  (помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму)

- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зелёные)

(Открывается рисунок глаза)

- Что можно увидеть, рассматривая глаз?

- Да, мы видим цветное колечко – радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается.

Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза.

(Выключается свет)

-Что произошло в темноте со зрачком?  (Он расширился)

- А при свете?  (Зрачок сужается)

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи. Кто знает, какие?  (Веки, ресницы, брови)

Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними.

Учитель:  Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

- Как же нужно беречь зрение?

(Ответы детей)

  1. При письме свет должен падать слева.
  2. Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.
  3. Нельзя читать книги в транспорте.
  4. Нельзя читать лёжа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
  5. Расстояние до телевизора 2-3 м и ещё телевизор нельзя долго смотреть.
  6. Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  7. Глазам нужен отдых.
  8. Если нужно, то не стесняться носить очки.
  9. По утрам и вечерам надо умывать глаза.
  10.  Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.

  1. Физминутка для глаз.

Учитель: Глазам как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она «Гимнастика для глаз». Давайте, выполним её все вместе. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте.

(Включается музыка для релаксации)

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5-ти. Повторить 405 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3-х ), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5-ти). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 1-2 раза.

ту гимнастику нужно повторять каждый день.

  1. Сообщение детей по теме «Зрение» (выступление 4 класса).

Больше всего информации (9/10) человек получает через зрение. Благодаря этому чувству мы узнаём о размерах и форме предметов, об их расположении в пространстве, о движении и цвете. Орган зрения – это глаза. Они воспринимают солнечный, а также искусственный         свет, который отражается от предметов и, попадая в глаза, даёт нам представление о ни х. когда рядом нет источника света, человек видеть не может. Не нужно смотреть на солнце и электрические лампы прямо – это вредно для глаз! У человека два глаза – благодаря этому он может видеть мир объёмным, а не плоским, определять расстояния до предметов.

        Проведите опыт – закройте один глаз, а потом попросите вашего товарища показать вам два карандаша, из которых один будет чуть – чуть ближе к вам. Используя один глаз, вам будет намного труднее определить, какой карандаш ближе.

        Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаза защищены веками и ресницами.

        Веко это подвижный кожный покров глаза. Ресница – волосок на краю века. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пыли и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слёзы, которые потекут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки.

        Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму). На нём есть радужная оболочка, именно её цвет определяет цвет глаз.

        В центре радужной оболочки находится зрачок – отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, и на сетчатку. Снаружи глаз покрыт роговицей – прозрачной оболочкой.

  1. Путешествие по «Ухограду».

а) «Игра на внимание»

Учитель: А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует особого внимания. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой пригодится ваша память, внимательность, и конечно же, слух. Я предложу вам фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не сможет продолжить фразу – предложение.

Начинаем:

-Я читаю …

- Я читаю книгу …

- Я читаю интересную книгу…

- Я читаю интересную книгу вечером…

- Я читаю интересную книгу вечером брату (сестре)…

- Я читаю интересную книгу вечером маленькому брату… (и т.д.)

или

- Я рисую…

Учитель: Поиграв со мною в игру, вы, наверное, догадались, что мы с вами отправились в город Ухоград.

- О чём поведём беседу? (Об ушах)

- Верно об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга.

- Зачем нужны уши человеку? Попробуйте закрыть уши руками. Что произошло? (Плохо слышно)

- Что такое слух? (Ответы учеников)

Ученик1. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатывается там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Ученик 2. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

  1. Физминутка.  

а) Игра «Не попадись лисе».

- Выбираем «лису». Все остальные будут «зайцами» и они по очереди должны пройти мимо «лисы» в «огород»

Цель: проверить слух.

Условия игры: Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться в огород.

б) Игра «Измени звук»

- А следующую игру мы проведём наоборот громко, хотя в ней опять понадобится ваше внимание и хороший слух.  Я предлагаю вам слово «сом». Вы по очереди должны назвать слово, заменяя первый звук.

СОМ – ДОМ – КОМ – ТОМ – ЛОМ – и т.д.

  1. Гигиена слуха

Учитель: А кто скажет, что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

(Высказывания учеников)

  1. Содержать уши в чистоте.
  2. Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
  3. Нельзя слушать очень громкую музыку.
  4. Нельзя кричать в ухо.
  5. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Учитель: Что опаснее всего для слуха?

Дети: Шум.

Учитель: Верно. Запомните это и соблюдайте правила ухода за органами слуха.

  1. Сообщение детей по теме «Органы слуха».

- Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, человеческая речь. Благодаря слуху человек узнаёт об опасности, которую он не видит, например о приближающемся автомобиле.

-Орган слуха – уши. Воспринимаемые звуки – это колебания воздуха. Когда колебания достигают уха, они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, а от них – наполненной жидкостью улитке. Отсюда информация о колебаниях переходит по слуховому нерву в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение звука. Два уха необходимы человеку, чтобы определять, откуда доносятся звуки.

  1. Игра «Логическая цепочка»

- Какое из названных слов в данной «цепочке» лишнее? Почему?

  • Хищница рысь, кровожадная акула, злая собака, дождевой червь. (Дождевой червь – у него нет зубов)
  • Красавец лев, быстроногий гепард, медлительная улитка, трусливый заяц, спокойный медведь. (Медлительная улитка – у неё нет зубов)

- Если вы были внимательными, то должны догадаться, о чём пойдёт речь. (О зубах)

  1. Путешествие по городу Зубоград

- Отгадайте мою загадку:

«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми,  не отдавая этого?» (Улыбкой)

-Посмотрите, на доске висит фотография, на которой люди улыбаются. Давайте и мы улыбнемся, друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент. (Зубы)

Учитель: Человеческий  детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у детей появляется 20 зубов. Эти зубы называются молочными.

        С возраста 6-7 лет и до 12 –ти происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется (?) 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.

- Чем покрыты наши зубы? (Зубы покрыты эмалью)

- Какую роль играет эмаль для зубов?

(Высказывания учеников)

  • Придаёт зубам красивый блеск.
  • Предохраняет от повреждений и заболеваний.

Учитель: Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?

Ученики:

  • От резкой смены горячей и холодной пищи.
  • От сладостей.
  • Кто грызёт орехи, ручки, карандаши.

Учитель: А что надо делать, если заболел зуб?

Ученики: Срочно идти к врачу.

Учитель: Как нужно ухаживать за зубами?

Ученики: Чистить зубы.

Учитель: А вы чистите зубы? Покажите как?

  1. Физминутка «Почистим зубы»

- Давайте поиграем в очень полезную игру. Я несколько раз прочту вам три закона жителей Зубограда, а вы движением рук должны показать этот закон в действии.

-Приготовились:

  1. Чистить внешнюю поверхность зубов.  Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен (верхних и нижних). Движения – сверху вниз, затем снизу вверх.
  2. Чистить жевательную поверхность каждого зуба.  (Движения щётки вперёд – назад)
  3. Кончиком щётки чистить внутреннюю сторону зубов круговыми движениями.

- А если между зубами застряла пища, пользуйся зубочисткой.

  1. Сообщение детей «Полезные советы».

- Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

Ученик: Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока. В нашем возрасте надо выпивать не менее 3-4 стаканов молока в день. Если вы будете регулярно есть все эти продукты, то получите все необходимые минеральные вещества и витамины.

        Витаминов в продуктах не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет в рационе витамина «А» – ты начнёшь хуже видеть; не будет витамина «С» - станешь слабым, выпадут зубы; а когда в пище нет Витамина «В» - человек плохо спит и много плачет.

        Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки овощей и фруктов. В нашем меню обязательно должны быть салаты из овощей.

Учитель: Послушайте рассказ:

- Вот какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.

- И я так могу! – не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Ещё сильнее напрягся. Щелчка не получилось.

- Ой! Ой! Ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал … зуб.

- Что неправильно сделал мальчик?

  1. Игра «Полезные советы»

  • Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовил я частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

  • Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

  • Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет, нет!

  • Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба? Нет!

  • Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет, нет!

  • Ох, неловкая Людмила

На пол щётку уронила.

С пола щётку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда? Нет?

  • Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

  • Зубы вы почистили

И идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Нет, нет,  нет, нет!

  • Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

  • Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет, нет!

  • Вы ребята, не устали,

Пока здесь стихи читали?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что нет.

  1. Подведение итога урока.

- А сейчас заканчиваем наш урок.  Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

Первомайский филиал

МОУ Подбельской СОШ

Похвистневского района

Самарской области

План – конспект открытого урока

во 2, 4 классе

Окружающий мир

Тема урока: «Органы чувств».

Учитель: Тихомирова Т.П.

с. Первомайск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»

План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".

Урок окружающего мира в 4 классе по  теме «О правильном питании»  относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК  «Начальная  школа XXI века»...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"

Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...

Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России

План-конспект урока  окружающего мира в 4 классе по программе  А. Плешакова - УМК Школа России...