Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету « Окружающий мир» 3 класс.
Учитель начальных классов - Кумбатова Т.А.
Тему: «Память о прошлом».
Цели:
*подчеркнуть значение изучения прошлого;
*указать роль науки истории в жизни общества и значение
изучения истории для конкретного человека;
*обучать самостоятельному решению проблем;
Средство:
*открытие знаний вместе с детьми;
Задачи:
*сформировать у детей представления об исторических источниках;
*развивать умение элементарного анализа источников истории;
*воспитывать бережное отношение к памятникам старины;
*побуждать детей высказывать различные версии решения проблем;
*развивать творческое мышление;
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
После изучения темы «Живая связь времён»,дети готовили рассказы о своей семье и на уроке Риторики составляли генеалогическое древо и приносили семейные фотографии по которым можно было узнать об эпохе,в которую жил человек,о его характере, об одежде и даже профессии…Но можно ли по фотографии узнать о том, что было 500 или 1000 лет назад?
Проблемный вопрос: откуда мы можем узнать о жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад, когда ещё и фотоаппарата не было и живых свидетелей тех времён уже не осталось?
Дети: о прошлом можно узнать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, из старинных книг, из вещей, найденных при раскопках…
3.Введение в новую тему.
Учитель: сегодня мы познакомимся с удивительным памятником.
Когда мы входим в древний Новгородский кремль, первое, что мы видим на его территории- это великолепное и сложное сооружение Михаила Осиповича Микешина – памятник « Тысячелетие России».
Фото1.
Открытие памятника состоялось – 21 сент. 1862 г., в присутствии императора Александра II .
Общая высота памятника около 15 метров. Всего на памятнике 129 скульптурных фигур. По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собой шар, диаметр шара – державы – 4 метра, вес – 400 пудов. Высота креста на шаре – 3 метра.
Коленопреклонённая женщина олицетворяет Россию ,а осеняющий её ангел с крестом – православную церковь. Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих шесть главных эпох в истории России.
Первая группа включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.
Вторая группа изображает «введение христианства» - здесь представлен киевский князь Владимир…
Третья группа изображает начало освобождения Руси от «татарского ига» и представляет князя Дмитрия Донского, попирающего побеждённого татарина.
В четвёртой группе, олицетворяющей «основание самодержавия»,представлен великий князь Иван III …
Пятая группа представляет «начало династии Романовых».Высота гранитного пьедестала – 6 метров.
Шестая группа, которая изображает « основание Российской империи», включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север ,где была основана новая столица.
Далее рассматривается подножие памятника и дети называют известных им людей.
Здесь объединены «Просветители народа», «Государственные люди», «Военные люди и герои», « Писатели и художники»…
Первичное закрепление и получение новых знаний.
Вопрос.
Можно ли об этом памятнике сказать, что он – « живая история России» ?
Дети: а) можно;
б) нельзя, т.к. живых свидетелей уже нет.
Учитель. Как же можно достоверно узнать о прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?
Проблема урока записывается на доску.
Версии детей могут быть такими:
- о прошлом мы можем узнать по фотографиям;
- по старинным картинам;
- по находкам археологов;
- по летописям, памятникам;
-до наших дней сохранились обычаи, праздники, игры, песни, сказки т. д., созданные нашими предками.
В качестве подсказок использовать иллюстрации учебника на стр.22.
Учитель: можно ли назвать перечисленные вами предметы « историческими источниками» ?
Дети: да, потому что как река наполняется за счёт своих родников, так и историю можно изучать по «историческим источникам».
Учитель: объясните значение слова « исторический источник» ?
Дети: это вещи, предметы по которым можно изучать историю.
Учитель: а что такое « история» ?
Где можно точно узнать значение этого слова (кроме учителя) ?
Дети: лексическое значение слова « история» можно прочитать в толковом словаре ,где написано,
что « история» - это…память человечества о прошлом ,о выдающихся событиях и людях….
Работа с учебником на странице 22-23.
- Подбери подписи к иллюстрациям. Что изучают учёные – историки?
- Где можно встретить «исторические источники»?
Дети: в музее…
Учитель: исторические источники находятся в исторических музеях. Один из самых известных – Государственный исторический музей .Рассмотрим иллюстрацию. Опишите, каким вы видите это здание?
Учитель: Исторический музей основан в 1872 году в Москве. Музейные коллекции были собраны усилиями научной общественности всей России, а также за счёт даров коллекционеров. Здание музея было построено на Красной площади в
1875-1883 годах в русском стиле по проекту архитектора В.Шервуда.
Для проверки предположений и расширения знаний детей предложить прочитать вслух фрагмент текста «Родники истории».
Учитель: теперь отметьте знаком «+» те версии на доске, которые подтвердились.
-Ребята, вы согласны с тем, что памятник « Тысячелетие России» можно назвать « живой историей»?
Дети высказывают свои мысли.
Учитель: так зачем нужна наука «история», зачем нам нужно знать о прошлом?
Ученики высказывают свои предположения. После этого можно подвести итог, используя слова российского учёного-историка В.О. Ключевского: «История- это фонарь,зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»
Выражение решения проблемы.
-Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?
Дети совещаются в группах и формулируют свои выводы.
Применение новых знаний организовать с помощью вопросов 1-4 после текста.
Итог урока.
Приготовьте смайлики и оцените свою работу на уроке.
Далее спросить у учеников о том, что было непонятно, что было трудно, а что интересно.
Домашнее задание: выполнить одно задание в тетради к теме 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...