Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по ФГОС учителей начальных классов
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.
| |
Предмет, класс | Окружающий мир, 3класс |
Программа | Система Л.В.Занкова |
Тема урока | Жизнь древних людей |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 104.5 КБ |
test.docx | 14.82 КБ |
karta_mysley.docx | 13.32 КБ |
zadanie_dlya_grupp.docx | 1.65 МБ |
pervobytnyy_chelovek.ppt | 816.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая аттестационная
работа слушателя курсов
повышения квалификации по ФГОС учителей начальных классов
Ноябрь 2013
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий. | ||||
Предмет, класс | Окружающий мир, 3класс | |||
Программа | Система Л.В.Занкова | |||
Ф. И. О. преподавателя | Комарова Екатерина Витальевна | |||
Тема урока | Жизнь древних людей | |||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | |||
Актуальность использования средств ИКТ | Использование ИКТ позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, повышение мотивации. | |||
Цель урока | Дать представление о том, как выглядел, жил, эволюционировал древний человек. | |||
Задачи урока | образовательные | воспитательные | развивающие | |
Активизировать знания учащихся о зарождении жизни на земле, формировать исторические понятия; учить работать с литературой. | Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважения к наследию прошлого. | Развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу. Создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор. | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный компьютер, интерактивная доска | |||
Структура урока окружающий мир с использованием средств информационных технологий | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности | Средства ИКТ |
1. Самоопределение к деятельности | Настрой на работу, доброе пожелание | Приветствие гостей, друг друга, пожелание друг другу удачных открытий. | Готовность к совместной деятельности | - |
2. Актуализация опорных знаний | Подведение учащихся к формулированию темы урока. | Работа в группах - собрать пазлы – определение объекта исследования на уроке. | Формулировка вопросов к уроку – постановка проблемы детьми. | Моделирование ленты времени – определение исторического периода. |
3. Целеполагание | Организация подводящего диалога, фиксирование выдвинутых гипотез в виде вопросов к уроку. | Формулировка учебной задачи. | Выстраивания последовательности решения учебной задачи через вопросы | Работа в индивидуальных «картах мыслей», самопроверка средствами ИКТ |
4.Динамическая пауза | Установка на демонстрацию учащимися «живых картин» из жизни древних людей. | «Мы не скажем, мы покажем», чем занимались древние люди. Каждая группа показывает свое занятие, остальные учащиеся отгадывают его. | Обобщение совместной групповой работе. Выводы после показа динамических картин. | |
5. Первичное закрепление нового материала | Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Групповая работа, выступления – защита с выводом. Работа в группах с использованием плана организации деятельности. | Обобщение совместной работы в группах, выводы с демонстрацией работы, выполнение теста на «карте мыслей» с самопроверкой. | Интерактивная доска |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Формулировка задания по выбору правильного ответа, организация поисковой работы учащихся | Индивидуальная работа в «картах мыслей», в рабочих тетрадях по установлению причинно-следственных связей. | Коллективный вывод: Что повлияло на развитие древнего человека? | Интерактивная доска |
7. Работа в парах - индивидуальная работа | Формулировка задания по умению выбрать информацию. Работа с учебником. Организация индивидуальной работы с дополнительным источником (индивидуально, со статьей из Интернета). | Работа в парах, чтение материала из учебника, выбор информации, Индивидуальная работа с компьютером. | Обобщение знаний об условиях жизни древних людей, используя материал учебника и собственные выводы. | Интерактивная доска, учебник. |
8. Творческая работа | Формулировка заданий по редактированию текста по устранению в нем исторических ошибок. | Самостоятельное выполнение задания в «картах мыслей». | Восстановление текста, коллективная проверка | Интерактивная доска |
9. Физкультминутка для глаз | Выполнение задания по образцу вместе с учащимися. | Выполнение упражнения | Отдых | |
10. Закрепление изученного материала | Обобщение, подведение итогов. | Выполнение интерактивного теста | Самооценка | Интерактивная доска |
11. Итог урока. Рефлексия. | Обращение внимания на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. | Формулировка конечного результата своей работы на уроке. Определение основных позиций нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Продолжая незаконченное предложение, учащиеся высказывают свое мнение об уроке и свое представление о полученных знаниях. | |
12. Домашнее задание. Заключительное слово учителя. | Объяснение вариативного домашнего задания. Чтение стихотворения. | Выбор задания по интересам. | Учитель активизирует внимание учащихся на дальнейшее изучение истории древних времен, показывая ленту времени, заинтересовывая чтением художественной литературы. |
Конспект урока окружающего мира по теме «Жизнь древних людей» 3 класс (система Л. В. Занкова)
Этап урока, целеполагание | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1)Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель: Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. | - Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться «Доброе утро!» -Давайте скажем друг другу «Доброе утро!». - Поговорим? - О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего –то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим? - Мы будем делать открытия, рассуждать. | Настрой на работу, доброе пожелание | Приветствие друг друга. - О чем? - Поговорим. Нам будет интересно. | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: принимать учебную ситуацию Познавательные УУД: желать включиться в учебный процесс по предмету. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию |
2)Актуализация опорных знаний. Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | - Прочитайте словарную статью. -О ком в ней говорится? Докажите, что говорится о человеке. -Всегда ли человек обладал этими признаками? - Мы постараемся узнать, каким был человек. - На какие вопросы нам хотелось бы ответить? - Мы попробуем заглянуть в другое время. - Как мы называем время, которое было давно? - С помощью чего определяем, когда происходили события? -Что подсказывает нам, что было в прошлом? -Назовите известные вам источники исторических знаний. - Какие из них дают нам информацию о жизни других людей? - Кто в современной жизни изучает найденные источники исторических знаний? - Только мы не на раскопках. Как быть в этой ситуации? - Мы будем наблюдать, искать доказательства среди тех предметов, которые нам доступны. -Итак, отправляемся в прошлое. | Подведение учащихся к формулированию темы урока. Вывешивает вопросы по мере их появления на доску. Рисует на доске ленту времени. | Работа в группах- собрать пазлы – определение объекта исследования на уроке. -Это человек. Дети выделяют главные признаки, принадлежащие описанию человека разумного (подчеркивают маркером на доске) -Нет. В разное время люди были другие. -Где? Когда? Почему?... - Это прошлое время. Отмечаем события на ленте времени. Источники исторических знаний: устные, письменные, вещественные Археологи. Они ведут раскопки в земле. Можно заглянуть в книги по археологии, прочитать в Интернете, спросить учителя истории, сходить в музей. | Личностные УУД: учебно- познавательный интерес к новому знанию. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания. |
3)Целеполагание. Установка на изучение нового материала. Цель: Подвести к самостоятельной постановке проблемы на уроке через прием «собери пазлы». | -Работаем в группах. Возьмите конверт №1. Соберите рисунок. -Проверим работу. -Какой объект получился у каждой группы? - Чем отличаются изображения? - Вы правы. Эти первые люди жили в разное время. -Расположите картинки на ленте времени. -Почему облик человека разный? -Выдвигаем свои гипотезы. -Ученые предполагают, используя материалы раскопок, что именно так выглядел первый человек. - Опишите его внешний вид. Впервые описал облик древнего человека, изучал его Ч.Дарвин. - Какие природные условия потребовались для появления людей? -Работаем в «картах мыслей» (задание№1) -Покажите на карте место зарождения первых людей и объясните свой ответ. -Мы ответили на вопросы: КТО? ГДЕ? Возникает вопрос КОГДА? -Ученые считают, что первое человекоподобное существо появилось около 700 тысяч лет назад (отмечает на ленте времени) - Мы можем уже сказать, кого мы будем исследовать? | Организация подводящего диалога, фиксирование выдвинутых гипотез в виде | Формулировка учебной задачи. Дети работают в группе Демонстрируют полученные изображения. Заметив разницу в картинках, пытаются объяснить, что эти изображенные первые люди жили в разное время. -Возможно, влияли природные условия в природе. - Предположим, с каждым столетием человек изменялся из-за освоения им нового в труде. -Что если, человек что-то в своей жизни открыл и это помогло ему стать выше в развитии, чем обезьяна. -У человека тело покрыто шерстью, низкий лоб, хмурое лицо, челюсти выдвинуты вперед, сутулый, передвигается согнувшись, как животное… Дети отмечают в «картах мыслей» свои предположения. Ученик выходит к карте и отмечает место зарождения первых людей, объясняя природные условия. -Тема урока: Как жили древние люди. | Личностные УУД: понимание собственной успешности, работая в группе
Регулятивные УУД: учитывать правила работы в группе, планировать свои действия. Познавательные УУД: использовать рисунок для решения проблемы. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться прислушиваться к другим ученикам в группе. |
4)Динамическая пауза. Цель: Создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности. | -Мы не скажем, а покажем живые картинки. -Что объединяет все показанные действия? -Какой вопрос подходит ко всем совершенным действиям? -Мы ставим себе новую проблему. ЧЕМ? На этот вопрос мы ответим, работая группой. | Установка на демонстрацию учащимися «живых картин» из жизни древних людей. | «Мы не скажем, мы покажем», чем занимались древние люди. Каждая группа показывает свое занятие, остальные учащиеся отгадывают его. - Это то, чем занимались древние люди. -Чем занимались древние люди? | Личностные УУД: учебно- познавательный интерес к новым знаниям через учебную игру. Регулятивные УУД: учитывать правила в группе. Познавательные УУД: использовать нужные игровые символы для решение учебной задачи. Коммуникативные УУД: уметь договариваться с другими в группе. |
5)Первичное закрепление нового материала. Цель: Организовать совместный поиск информации, учить обобщать полученные знания. | -Работаем в группе. Возьмите конверт №2.Выполните задания, выберите того, кто будет отвечать. Все ребята слушают и дополняют. | Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Дети выполняют задания. Проверяют с помощью интерактивной доски по группам. | Личностные УУД: найти способ решения новой проблемы. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе по плану. Познавательные УУД: ориентироваться на разные способы решения вопроса (чтение статьи, собственная информация – догадка, прислушаться к мнению ребят) Коммуникативные УУД: контролировать выполнения себя и партнера по группе. |
6)Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: Конкретизировать полученные знания, учить устанавливать соответствия. | -Какое занятие, на ваш взгляд, помогло человеку выйти из мира животных? Докажите. -Проверим себя. | Формулировка задания по установлению соответствий между изучаемыми объектами. | Индивидуальная работа в «картах мыслей», в рабочих тетрадях по установлению причинно-следственных связей. Дети выполняют задание в рабочей тетради с.21 | Личностные УУД: ориентация на понимание успеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль за собственной учебной деятельностью. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с установлением соответствия между ними. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, объясняя свою позицию. |
7)Работа в парах. Цель: Учить выбирать информацию из учебника. | -Что узнали нового? - Какое достижение совершили древние люди, которое отличает их от животных? Работаем с учебником с.49 | Формулировка задания по умению выбрать информацию. Работа с учебником. Организация индивидуальной работы с дополнительным источником | -Древний человек получил огонь и делал орудия. Этим он стал отличаться от животных. Работа в парах, чтение материала из учебника. | Личностные УУД: ориентация на успех в учебе. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль к результату. Познавательные УУД: проводить анализ объектов в тексте, выбирать главное в тексте. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в паре. |
8) Творческая работа в группах. Цель: Учить редактировать текст. | - Мы сегодня «живем» жизнью первых людей. Исследуем текст-описания. Прочитайте, найдите неточности в тексте. -Исправляем исторические ошибки. -Прочитаем правильный текст. -Можно ли теперь сказать себе, что имеем представления о том, как жили древние люди? | Формулировка заданий по редактированию текста по устранению в нем исторических ошибок. | Самостоятельное выполнение задания в «картах мыслей». Дети читают текст в «картах мыслей», карандашом исправляют ошибки. Ученики подходят к доске и исправляют ошибки. - Мы теперь знаем, когда появились, где зародились древние поселения, как и чем они жили. | Личностные УУД: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу – к историческому тексту. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей – найти ошибки. Познавательные УУД: учить вчитываться в текст, видеть неточности в нем, редактировать, делать вывод. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться и приходить к общему решению. |
9)Физминутка для глаз. Цель: Создать комфортные условия для занятия, отдых. | Выполнение задания по образцу вместе с учащимися. | Выполнение упражнения | ||
10)Закрепление изученного материала. Цель: Проверить понимание изученного материала, его доступность, уровень сложности. | -Выполним тест. | Обобщение, подведение итогов. | Дети выполняют тест на интерактивной доске. | Личностные УУД: ориентация на успех. «Я понял на уроке все». Или «Я ничего не понял». Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения теста. Коммуникативные УУД: контролировать свои действия и действия партнера при выполнении теста. |
11)Итог урока. Рефлексия. Цель: Проверка способности самооценки как личностный результат. | - Обращая внимание на ленту времени, мы пытались ответить на поставленные нами вопросы. - Закончилось ли развитие человека? -Впереди у нас продолжение разговора и новый вопрос КАК? - Закончите предложения: -На уроке узнал….. -На уроке меня удивило….. -Меня заинтересовало… -Я бы хотел узнать… -Я хочу сказать «спасибо»… | Обращение внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | -Думаем, что человек всегда развивающееся существо. Мы тоже находимся в развитии. Формулировка конечного результата своей работы на уроке. Определение основных позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Дети выбирают предложение и отвечают. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий на уровне адекватной самооценки. Познавательные УУД: уметь обобщать изученное, делать собственный вывод. Коммуникативные УУД: владеть монологической речью. |
12)Домашнее задание. Заключительное слово учителя. Цель: ориентировать на дальнейшее изучение темы, поиск материала. | -Предлагаю выбрать домашнее задание по интересам. - Я вам желаю новых открытий в истории. - Подарю вам стихотворение для размышления. Меня это стихотворение, заинтересовало, а вас? Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла. След в глине превратил в горшки, Кувшины, чашки, плошки. А чтоб не набивать живот Корзины сплел, лукошки. Всю землю он преобразил, Везде следы оставил. Работал не жалея сил Царем Землею правил. И вот остался тигром тигр. И слон слоном остался. А человек меняя мир Сам в мире изменялся. | Объяснение вариативного домашнего задания. Чтение стихотворения. | Выбор задания по интересам. Это стихотворение о том, как человек развивается и меняет все, что его окружает. | Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты школьного урока. Регулятивные УУД: выбирать значимые для себя задания, способные выполнить самостоятельно. Познавательные УУД: осуществлять поиск значимой, доступной учебной информации. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение. |
Предварительный просмотр:
Т Е С Т
для закрепления знаний по теме:
Возникновение жизни на Земле. Древние люди.
- По мнению ученых человеческая жизнь возникла на материке:
а) Африка б) Австралия в) Антарктида
- Информацию о жизни древних людей мы получаем из исторических источников:
а) устных б) письменных в) вещественных
- Где мы можем их увидеть?
а) в краеведческом музее б) в художественном музее в) дома
- Какие достижения древнего человека отличают его от животных?
а) изобретение пушки б) строительство домов в) получение огня
Предварительный просмотр:
Карта мыслей _________________
1)Определи:
Тепловой пояс-______________________________ 3)Прочитай текст, подумай, так ли все происходило в прошлом
Природная зона –____________________________
Материк – __________________________________
2)Обведи правильный ответ:
Как у древнего человека появился огонь?
- От удара молнии
- От зажженной спички
- От трения сухих палочек
- От зажигалки
- От искры при ударе камней
- От солнца
Овладение огнем дало древнему человеку возможность:
- Отпугивать диких зверей
- Заниматься земледелием и скотоводством
- готовить вкусную и питательную пищу
- Согреваться холодной ночью
- Строить жилища
- Охотиться удачнее
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек- дальний родственник животных, а животные всех видов постоянно изменяются, приспосабливаясь к условиям существования. Одни виды вымирают, другие развиваются и совершенствуются. Этот процесс называется- эволюцией.
Человек принадлежит к приматам - отряду млекопитающих, куда входят также все обезьяны. Около 5млн. лет назад у некоторых крупных приматов размер мозга увеличился, а походка стала прямой. Так в ходе эволюции появилось семейство человекообразных приматов- гоминид, к которому принадлежим и мы. В последующие 3 млн. лет у отдельных видов гоминид мозг стал еще больше, а зубы приспособились к разжевыванию самой разнообразной пищи. Гоминид
Первые орудия Большие изменения произошли около 2 млн. лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начинали контролировать некоторые явления в окружающем их мире. Следующим шагом стало использование огня. Мозг гоминид продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн. лет назад гоминиды, жившие в Африке, стали постоянно ходить на двух ногах и начали расселяться по миру. Останки этих гоминид (Homo erectus- человек прямоходящий) были найдены в Африке, Азии и Европе.
Потомками первобытных людей были неандертальцы. Они селились в пещерах, делали одежду из шкур. У них был уже хорошо развитый мозг. Неандерталец
В процессе охоты и труда у первобытных людей возникла потребность в членораздельной речи.
Постепенно первобытные люди приобретали современный человеческий облик. Этих людей учёные назвали кроманьонцами.
В результате длительного развития постепенно человечество достигло современного уровня. Сколько времени прошло с той поры, когда появились первобытные люди, нет точного ответа. Но большинство учёных считает, что прошло не менее двух миллионов лет.
КОНЕЦ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый аттестационный тест по русскому языку за курс начальной школы
Данный материал может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении экзамена по окончании начальной школы. В тесте даны задания, рекомендации по обработке о оценке результат...
Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов...
Итоговая аттестационная работа по русскому языку в 3 классе
Итоговая аттестационная работа по русскому языку в 3 классе...
Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"...
Итоговая аттестационная работа Классный час: «Конфликты и взаимопонимание»
Итоговая аттестационная работаКлассный час: «Конфликты и взаимопонимание»...
Тема: « One big happy family!» Итоговая аттестационная работа по итогам курсов повышения квалификации.
План урока для 4 класса по учебнику "Spotlight"....
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»...