Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная рабочая программа и КТП поможет учителям в работе по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir_2_kl.doc | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Согласовано» Руководитель МО 1 ступени обучения __________ /Гаученова Н.Н./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _______________/Журова А.Н./ ФИО «___» _________ 2013 г. | «Согласовано» Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» _____ ____________/Ехлакова Е.В./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2013 г. |
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
(учебный предмет)
2 «В» класс
(класс)
_2013 – 2014 учебный год
Разработчик программы:
Мунгалова Анна Маратовна
(Ф.И.О. учителя)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
II. Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учетом особенностей УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011).
Программа рассчитана на 69 часов в год (2 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- развитие умений понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
- освоение знаний об окружающем мире, способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;
- формирование способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;
- создание условий для формирования и развития у школьников:
- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
III. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы Проверочные работы | Вид контроля |
Введение | 4 | - практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии; | |||
1 | Земля и Солнце | 16 | - определение времени по Солнцу; - определение сторон горизонта по компасу; Практическая работа с глобусом - опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов; - прочитать текст и дописать недостающие фразы; - опыт, показывающий закон всемирного тяготения; - раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени; - по рисунку определить время суток; - практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды; -деление слов на группы; -нахождение правила среди предложений; -составление режима дня; -составление рассказа по рисункам; -практическая работа с теллурием; -найди и подчеркни правильный ответ; -реши кроссворд; -раскрашивание рисунка; -сделай подписи под рисунком; - определение температуры с помощью термометра; -закончить схем аттическое изображение глобуса; - составь прогноз погоды на завтра; -заполни таблицу; | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический |
2 | Глобус и карта | 8 | -соедини линией предметы с их изображением на столе; -составь план своего стола; -практическая работа с картой; -реши кроссворд; - соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария; - сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте; -раскрась схематическую контурную карту; -вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту; | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Тематический Тематический Тематический |
3 | Формы земной поверхности | 7 | - подпиши рисунки; -раскрась схематическую контурную карту; -выбери и подчеркни правильный ответ; - вставь в текст нужные слова; -подпиши времена года; -вырежи детали из картона и склей макет местности; -покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира; -раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе; - рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное); - опыт, показывающий испарение воды; -реши кроссворд; - выбери слова, необходимые для рассказа; -впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий; -подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах; -допиши фразы в текст; На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам; -покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания; -с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки; -выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены; -раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов; -обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей — черной, раскрась рисунок; -распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов; | Тематический Тематический | |
4 | Земля — наш общий дом | 11 | -подпиши местообитания растений и животных; -разгадай зашифрованные слова; -вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке; -покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме; -обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку; -реши кроссворд; -вставь в текст пропущенные слова; -вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком; - по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат; -покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме; -нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4 -определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству; -подпиши, что общего у деревьев каждого ряда; -прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки; -выбери и обведи особенности климата лесной зоны; -соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу; - составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны; -сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются; -восстанови пищевые цепи в степной экосистеме; -найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных; - найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название; -выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах; -рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный; -покажи стрелками, где живут эти звери и птицы; -нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение; -нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы; - правильно придумай и расставь значки на рисунке; | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Тематический Тематический |
5 | Части света | 10 | -определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности; -подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы; -подчеркни, где удобнее распихивать поля; -напиши, где что выращивают; -размести на плане новые объекты; -составь рассказ о своей стране; -раскрась рисунок; - нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек; - проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания; -используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны; - работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы; -игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой – турист; -найди родину этих автомобилей на политической карте; -с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири; -заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова; -раскрась предметы; -проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка; -заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана; -реши кроссворд; -используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены? -соедини высказывания с изображениями ребят; -напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта; -обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают; -нарисуй план зоопарки с загонами для животных; - используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают; -выполни задание, пользуясь физической картой Африки; -обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде; -дополни рассказ, вставив нужные слова; -пройди лабиринт, допиши предложения о при родных условиях в районе реки амазонки; -выполни задания и впиши ответы в рамки; | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Тематический Тематический Тематический Тематический |
-обведи обитателей Австралии; -напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии; - сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ; -подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима; - раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают; -определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России; -найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России; -напиши рассказ о природе своей местности; -раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности; - раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности; -напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны; -помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации; -напиши правила поведения на пляже; | |||||
7 | Наша маленькая планета Земля | 3 | -раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно; -сформулируй правила бережного отношения к природе; -проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет; -заполни таблицу; -соедини явления стрелками от причины к следствию; -сделай опыт; -реши кроссворд; -нанеси на карту географические названия России; | ||
Повторение пройденного материала | 4 | Контрольная работа №5 | итоговый итоговый | ||
Резервные часы | 5 | ||||
Итого | 69 |
Контроль уровня обученности обучающихся
№ | Раздел Тема | Вид контроля | Формы контроля | Приложение |
1 | Введение | |||
2 | Земля и Солнце | Тематический Тематический Итоговый Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10 |
3 4 | Глобус и карта Формы земной поверхности | Тематический Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Проверочные и контрольные работы Стр.11-38 |
5 | Земля наш общий дом | Тематический Тематический | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Проверочные и контрольные работы Стр.39-42 |
6 7 | Части света Наша маленькая планета Земля | Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Проверочные и контрольные работы Стр.43-48 |
8 | Повторение пройденного материала | Итоговый Итоговый | Контрольная работа №5 | Проверочные и контрольные работы Дидактический материал |
9 | Часы по усмотрению учителя |
Учебно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир»
предмет
Класс 2 «В»
Учитель Мунгалова Анна Маратовна
Количество часов
Всего 69 часов; в неделю 2 часа.
Итоговых контрольных уроков 5, проверочных работ- 13, опытов -2, словарных диктантов 2 , экскурсий – 3, итоговых контрольных работ-3.
Административных контрольно – измерительных работ 4ч.
Планирование составлено на основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011).
Учебник
«Окружающий мир» учебник для 2 класса (1,2 часть) А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан – М.: Баласс, 2012.
Дополнительная литература:
Вахрушев А. А.Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» М.:Баласс.2012.
Вахрушев А. А.. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» М.:Баласс.2012.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 430 с.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Практическая работа/опыт | Словарный диктант | Итоговая контрольная работа | Экскурсии | Проверочная работа | |
1 четверть | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 четверть | 1 | 1 | 1 | - | 3 |
3 четверть | - | 1 | 2 | - | 4 |
4 четверть | - | 1 | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 2 | 4 | 5 | 3 | 13 |
Учебно-тематический план
№ | кол-во часов по теме | тема урока (тип урока) | целеполагание урока | требования к уровню подготовки учащихся / Характеристика деятельности учащихся (УУД)(основные) | вид контроля, измерители | понятия/ словарная работа | элементы дополнительного содержания | дата |
1четверть –18 часов | ||||||||
1 | 1 | Как мы будем учиться. УИПЗЗ | - создать условия для ознакомления учащихся с новым предметом, учебником и рабочей тетрадью «Окружающий мир»; - способстововать накоплению сведений и уточнению понятий об окружающей действительности; - содействовать воспитанию культуры общения | - Познакомиться с учителем и одноклассниками; - познакомить учащихся с новым предметом и учебником; - научить правильно пользоваться учебником; - развивать внимание, память, мышление; - воспитывать интерес к предмету | текущий | школа школьник | учебник ч.1 с.3-6 | 03.09 |
Раздел 1. Наша планета – 37 часов | ||||||||
2 | 1 | Общие слова – понятия. УИПЗЗ | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы) | Личностные УУД: - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окр. мира при изучении данной темы; - ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя; - умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом; - умение контролировать свою деятельность; - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям. Познавательные УУД: Общеучебные:- осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме; - уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»; - пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Логические: - уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их; - уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой; - формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении материала; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах. | текущий | понятия, вещи | учебник ч.1 с.7-11 тетрадь с.2 | 05.09 |
3 | 2 | Из чего состоят все предметы. УИПЗЗ | Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества | Уметь: рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства. | текущий | вещество, свойства, твердое тело, жидкость, газ | учебник ч.1 с.12-15 тетрадь с.3-5 | 10.09 |
4 | 3 | Из чего состоят все предметы. Проверочная работа № 1по теме «Общие слова-понятия», «Из чего состоят все предеметы». УЗПЗ | Проверочная работа № 1 | учебник ч.1 с.12-15 тетрадь с.3-5 тетрадь для проверочных работ с.3-4 | 12.09 | |||
5 | 4 | Природные часы. Календарь и компас. УИПЗЗ | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | Уметь: проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Уметь пользоваться компасом. Определять по нему стороны света. | текущий | Стороны света, компас | учебник ч.1 с.20-22 тетрадь с.6 | 17.09 |
6 | 5 | Природные часы. Календарь и компас. Практическая работа с компасом. УОСЗ | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | Практическая работа | учебник ч.1 с.20-23 тетрадь с.7-8 тетрадь для проверочных работ с.5 | 19.09 | ||
7 | 6 | Земля имеет форму шара. УИПЗЗ | Линии горизонта, глобус – модель Земли | Уметь: использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. Знать: - что Земля имеет форму шара, что горизонт - воображаемая линия. Основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды); закон всемирного тяготения. | текущий | Горизонт, глобус | учебник ч.1 с.26-31 тетрадь с.9 | 24.09 |
8 | 7 | Глобус – модель Земли. УИПЗЗ | Земля – планета Солнечной системы; глобус | Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы | текущий | Экватор, полюсы, полушария | учебник ч.1 с.32-35 тетрадь с.10-11 | 26.09 |
9 | 8 | Повторение и проверочная работа № 2 по темам: «Природные часы, календарь, компас», «Земля имеет форму шара», «Глобус – модель земли» УЗПЗ | Закрепить знания о регулярности (закономерности) движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны, относительно Земли, закрепить знания о компасе и способах его использования, о форме Земли и глобусе как модели Земли. | Проверочная работа № 2 | тетрадь для проверочных работ с.5-6 | 01.10 | ||
10 | 9 | Контрольная работа №1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли». УКЗ | Уметь: использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Кр № 1 | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.24-25 | 03.10 | ||
11 | 10 | Земля в космосе. УИПЗЗ | Представление о звездах; затмение Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | Уметь: составлять устный рассказ. - оценивать роль науки в познании мира; - характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления; Знать: закон всемирного Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | текущий | Звезды, планеты, спутники, Вселенная | учебник ч.1 с.36-39 тетрадь с.12-13 | 08.10 |
12 | 11 | Притяжение Земли. УЗПЗ | Невесомость. Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | текущий | Земное притяжение | учебник ч.1 с.42-45 тетрадь с.14-15 | 10.10 | |
13 | 12 | Смена дня и ночи. УИПЗЗ | Связь смены дня и ночи с вращением Земли. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | Уметь: проводить наблюдения, опыты. Уметь сравнивать и различать утро, день, вечер, ночь; Пользоваться часами. | текущий | День, ночь, сутки | учебник ч.1 с.50-53 тетрадь с.16-17 | 15.10 |
14 | 13 | Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3 по темам «Земля в космосе», «Притяжение Земли», «Смена дня и ночи» УЗПЗ | Проверочная работа № 3 | учебник ч.1 с.50-53 тетрадь с.16-17 тетрадь для проверочных работ с.9 | 17.10 | |||
15 | 14 | Смена времен года. УИПЗЗ | Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. | Уметь различать времена года по основным признакам; Познавательные УУД: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: уметь в рамках совместной учебной деятельности. | текущий | Зима, лето, год | учебник ч.1 с.56-59 тетрадь с.18-19 | 22.10 |
16 | 15 | Смена времен года. УЗПЗ Словарный диктант | Словарный диктант | учебник ч.1 с.56-59 тетрадь с.18-19 | 24.10 | |||
17 | 16 | Где на Земле теплее УИПЗ | Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия | Знать: значение вращения | текущий | Полярные круги, тропики | учебник ч.1 с.64-67 тетрадь с.20-21 | 29.10 |
18 | 17 | Погода и климат УИПЗЗ | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. | Уметь: | текущий | Температура, осадки, погода, климат | учебник ч.1 с.70-73 тетрадь с.22 | 31.10 |
II четверть – 14 часов | ||||||||
19 | 1 | Погода и климат УЗПЗ | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. | Знать закон всемирного тяготения и его проявления; последовательность событий в течение суток; | текущий | учебник ч.1 с.70-74 тетрадь с.23 | 12.11 | |
20 | 2 | Урок-тренинг и проверочная работа № 4 по темам «Смена времен года», «Где на земле теплее», « Погода и климат» УЗПЗ | Тренировка способности к самооценке, выявлению и коррекции своих ошибок | Знать понятия воображаемая ось, земная ось; -значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси | Проверочная работа № 4 | 14.11 | ||
21 | 3 | Контрольная работа № 2 УКЗ | Проверка знаний учащихся. | Уметь применять полученные на уроках знания, умения в жизни. | Контр. работа | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.22,27 | 19.11 | |
22 | 4 | План и карта УИПЗЗ | Географическая карта и план. Изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Карта полушарий. Условные обозначения на карте и глобусе. Практическая работа с картой | Знать уловные обозначения на плане и карте. Отличия плана от карты. УУД: Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Знать: что глобус - модель Земли; условные обозначения на карте и глобусе; характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. | текущий | План, карта, масштаб, условные знаки | учебник ч.1 с.78-83 тетрадь с.25 | 21.11 |
23 | 5 | План и карта. Практическая работа «План класса» | Практическая работа | учебник ч.1 с.78-83 тетрадь с.26 | 26.11 | |||
24 | 6 | Глобус и карта УИПЗЗ | Условные обозначения на карте и глобусе. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Знакомство с географической номенклатурой физической карты полушарий и глобуса, карты России. | текущий | учебник ч.1 с.84-86 тетрадь с.27-28 | 28.11 | ||
25 | 7 | Повторение и проверочная работа № 5по темам «План и карта», «Глобус и карта» УЗПЗ | Закрепить знания о глобусе, карте и плане, их особенностях. | Проверочная работа № 5 | тетрадь для проверочных работ с.11 | 03.12 | ||
26 | 8 | Что изображают на карте УИПЗЗ | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений) | текущий | учебник ч.1 с.90-93 тетрадь с.29-30 | 05.12 | |
27 | 9 | Что изображают на карте УЗПЗ | текущий | учебник ч.1 с.90-93 тетрадь с.29-30 | 10.12 | |||
28 | 10 | Материки и океаны УИПЗЗ | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Климат | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света. Уметь применять полученные знания | текущий | Материки, океаны, части света | учебник ч.1 с.96-101 тетрадь с.31-32 | 12.12 |
29 | 11 | Повторение и проверочная работа № 6 по темам «Что изображают на карте», «Материки и океаны» УЗПЗ | Закрепить знания об условных обозначениях физической карты, частях света, материках и океанах. | Проверочная работа № 6 | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.13 | 17.12 | ||
30 | 12 | Реки и озера УИПЗЗ | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) | Знать: рек на карте и | Река, озеро, водосборный бассейн, долина | учебник ч.1 с.104-109 тетрадь с.33 | 19.12 | |
31 | 13 | Реки и озера УЗПЗ Словарный диктант | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) | УУД: Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности . Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | Словарный диктант | учебник ч.1 с.104-109 тетрадь с.33-35 | 24.12 | |
32 | 14 | Равнины и горы УИПЗЗ | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | текущий | Горы, равнины, низменности | учебник ч.1 с.112-115 тетрадь с.36 | 26.12 | |
III четверть – 20 часов | ||||||||
33 | 1 | Равнины и горы УЗПЗ | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | текущий | учебник ч.1 с.112-115 тетрадь с.37 | 14.01 | |
34 | 2 | Повторение и проверочная работа № 7 по темам «Реки и озера», «Равнины и горы» УЗПЗ | Закрепить знания о особенностях рек, озер с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки, озера на карте; особенностями и природой гор. | Практическая работа № 7 | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.35-36 | 16.01 | ||
35 | 3 | Моря и острова УИПЗЗ | Особенности моря. | Знать: условные обозначения морей, островов на карте и глобусе; Уметь: находить и показывать на карте моря, острова | текущий | Остров, полуостров, море | учебник ч.1 с.120-123 тетрадь с.38 | 21.01 |
36 | 4 | Моря и острова. Проверочная работа № 8 по теме «Моря и острова» УЗПЗ | Закрепить знания о особенностях морей и океанов | Практическая работа № 8 | учебник ч.1 с.120-123 тетрадь с.39 тетрадь для проверочных и контрольных работ с.37-38 | 23.01 | ||
37 | 5 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 УКЗ | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни. | Контр.работа № 3 | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.20-29 учебник ч.1 с.126 | 28.01 | ||
38 | 6 | Экологические системы УИПЗЗ | Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Иметь представление о законах экосистемы. Природные сообщества родного края | Знать понятие экосистемы. Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах). Уметь: | текущий | Экосистема, почва | учебник ч.2 с.4-7 тетрадь с.41-42 | 30.01 |
39 | 7 | Экологические системы УЗПЗ | текущий | учебник ч.2 с.4-7 тетрадь с.43 | 04.02 | |||
40 | 8 | Природная зональность УИПЗЗ | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Особенности зон холодного пояса. Территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. | Уметь: УУД: Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияния человека на природу. | текущий | Природные зоны, закон природной зональности | учебник ч.2 с.10-13 тетрадь с.44 | 06.02 |
41 | 9 | Природные зоны холодного пояса УИПЗЗ | Особенности зон холодного пояса | Уметь: – показывать по карте природные зоны; -распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; – называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; – объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них | текущий | Ледяные пустыни, тундры | учебник ч.2 с.14-17 тетрадь с.45 | 11.02 |
42 | 10 | Леса умеренного пояса УИПЗЗ | Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса | текущий | Лесная зона, тайга, лиственные леса | учебник ч.2 с.20-23 тетрадь с.46-47 | 13.02 | |
43 | 11 | Засушливые зоны умеренного пояса УИПЗЗ | Особенности климата. Животный мир. Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. | Уметь: распознавать | текущий | Зона степей, зона пустынь | учебник ч.2 с.26-29 тетрадь с.48-50 | 18.02 |
44 | 12 | Путешествие в теплые края. Самостоятельная подготовка докладов УИПЗЗ | Познакомить детей с природой жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями | текущий | Саванна, оазис, тропические леса | учебник ч.2 с.30-31 тетрадь с.48-50 | 20.02 | |
45 | 13 | Горные экосистемы УИПЗЗ | Особенности климата, животного мира. Как образовались горы. Выветривание. Горы и вулканы | Уметь показывать по карте природные зоны; распознавать УУД: Находить на карте изученные природные зоны. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. | текущий | Высотные пояса | учебник ч.2 с.42-45 тетрадь с.51-52 | 25.02 |
46 | 14 | Повторение и проверочная работа № 9 по темам «Экологические системы», «Природная зональность», «Природные зоны полярного пояса», «леса умеренного пояса», «Засушливые зоны умеренного пояса», « Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы» УЗПЗ | Закрепить знания о природных зонах | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни | Проверочная работа № 9 | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.39-40 | 27.02 | |
47 | 15 | Люди, города и страны. УИПЗЗ | Показать связь хозяйства человека с природными условиями. Познакомить детей с городами и странами, с политической картой. Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. | Иметь представление о человечестве Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города. | текущий | Страна, столица, политическая карта, расы | учебник ч.2 с.48-51 тетрадь с.53 | 04.03 |
48 | 16 | Люди, города и страны. Проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны» УЗПЗ | Проверочная работа № 10 | учебник ч.2 с.48-51 тетрадь с.54-55 тетрадь для проверочных и контрольных работ с.41-42 | 06.03 | |||
49 | 17 | Контрольная работа № 4 по теме «Люди, города и страны», «Природная зональность» УКЗ | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни. | Контр. работа № 4 | тетрадь для проверочных и контрольных работ с.18-31 | 11.03 | ||
50 | 18 | Путешествие тучки по Европе УИПЗЗ | Общее представление о многообразии стран, народов на земле. Москва - столица России. Города России (2 - 3) расположение их на карте. Родной край - моя родина. Родной город (село, регион), название, достопримечательности | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | текущий | Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина | учебник ч.2 с.52-55 тетрадь с.57-58 | 13.03 |
51 | 19 | Путешествие тучки по Европе УЗПЗ Словарный диктант | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | Словарный диктант | учебник ч.2 с.52-55 тетрадь с.59-61 | 18.03 | ||
52 | 20 | Азия УИПЗЗ | Познакомить с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми и их достижениями. Природа и страны Азии. | Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Азии | текущий | Япония, Китай, Индия | учебник ч.2 с.58-61 тетрадь с.62-63 | 20.03 |
IV четверть – 17 часов | ||||||||
53 | 1 | Путешествие в дальние страны Африка(сообщения школьников) Практическая работа № 11 по темам «Путешествия тучки по Европе», «Азия», «Путешествие в дальние страны» УИПЗЗ | Познакомить с природой и важнейшими народами Африки, их достижениями. Научить использовать карты для получения информации. | Практическая работа № 11 | Египет, саванна | учебник ч.2 с.64-69 тетрадь с.64-65 | 01.04 | |
54 | 2 | Путешествие в дальние страны Америка (сообщения школьников) УИПЗЗ | Познакомить с природой и важнейшими народами Америки, их достижениями. Научить использовать карты для получения информации. | текущий | учебник ч.2 с.70-75 тетрадь с.66-67 | 03.04 | ||
55 | 3 | Путешествие в дальние страны Австралия. Антарктида (сообщения школьников) | Познакомить с природой Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями. Научить использовать карты для получения информации. | текущий | учебник ч.2 с.76-79 тетрадь с.68 | 08.04 | ||
56 | 4 | Россия - наша Родина УИПЗЗ | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Москва – столица России | Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации. | текущий | Российская Федерация | учебник ч.2 с.82-83 тетрадь с.69-70 | 10.04 |
57 | 5 | Россия – наша Родина. Проверочная работа № 12 по теме «Россия – наша Родина» УЗПЗ Практическая работа с глобусом и картой. | Проверочная работа № 12 | учебник ч.2 с.84-87 тетрадь с.71 | 15.04 | |||
58 | 6 | Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона) | Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона | Знать формы земной поверхности и водоемы своей местности, уметь их характеризовать. Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и о способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни. УУД: Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Находить на карте России родной регион | текущий | 17.04 | ||
59 | 7 | Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона) | Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона | текущий | 22.04 | |||
60 | 8 | Наша маленькая планета Земля УИПЗЗ | Рост воздействия человека на природу: накопление мусора, изменение климата | текущий | учебник ч.2 с.88-93 тетрадь с.72 | 24.04 | ||
61 | 9 | Наша маленькая планета Земля Проверочная работа № 13 по теме «Наша маленькая планета Земля» УЗПЗ | Проверить и обобщить знания учащихся по теме «Наша маленькая планета Земля» | Проверочная работа № 13 | учебник ч.2 с.88-93 тетрадь с.73 | 29.04 | ||
62 | 10 | Урок повторения. Правила бережного отношения к природе. УЗПЗ | Повторить правила бережного отношения к природе | текущий | 06.05 | |||
63 | 11 | Учимся решать жизненные задачи. Словарный диктант | Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира | Беречь богатства природы в повседневной жизни. Уметь вести себя на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Знать правила противопожарной безопасности | Словарный диктант | учебник ч.2 с.94 тетрадь с.73 тетрадь для проверочных и контрольных работ с.18-31 | 08.05 | |
64 | 12 | Контрольная работа № 5по теме «Путешествия в дальние страны» | Проверить знания учащихся по теме ««Путешествия в дальние страны» | Контр. работа № 5 | 13.05 | |||
65 | 13 | Урок повторения Земля и солнце УЗПЗ | Повторить знания по теме «Земля и солнце» | 15.05 | ||||
66 | 14 | Урок повторения Глобус и карта УЗПЗ | Повторить знания по теме «Глобус и карта» | 20.05 | ||||
67 | 15 | Урок повторение Смена дня на ночи, Смена времен года УЗПЗ | Повторить знания по темам Смена дня на ночи, Смена времен года | 22.05 | ||||
68 | 16 | Урок повторения Части света УЗПЗ | Повторить знания по теме Части света | 27.05 | ||||
69 | 17 | Викторина «Наша планета Земля – наш общий дом» | 29.05 | |||||
ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД – 69 часов | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА/ПОНЯТИЯ Школа, школьник, понятия, вещи, стороны света, компас, земное притяжение, день,ночь, сутки, зима, лето, год, тропики, погода, условные знаки, план, карта, масштаб, океаны, части света, долина, материки, реки, озера, водосборный бассейн, горы, равнины, низменность, остров, полуостров, море, экосистема, почва, природные зоны, закон природной зональности, тундра, вещество, свойства, твердое тело, жидкость, газ ледяные пустыни, тундры, лесная зона, лиственные леса, зона степей, зона пустынь, саванна, оазис, тропические леса, высотные пояса, Страна, столица, политическая карта, расы, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина Япония, Китай, Индия Египет, саванна, Российская Федерация. |
IV. Содержание программы «Наша планета Земля» (69 ч)
Введение (1 ч) Как мы будем учиться.
Раздел I. Наша планета - 37 часов
Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов.
Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце.
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия.
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария).
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности.
Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Раздел II. Земля — наш общий дом
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала - 4 ч.
Резервные часы - 5 ч.
Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт — воображаемая линия;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус — модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки, океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь:
-использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать утро, день, вечер, ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
- показывать линию горизонта;
-определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.
Список литературы
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А.А, А.С. Раутиан. Москва: Баласс, 2012. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». | Пособие для учителя |
2 | Вахрушев А. А. Я и мир вокруг: учебник для 2 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2012. | Учебник «Я и мир вокруг» | Учебник для 2 класса |
3 | Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.: Баласс.2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
4 | Вахрушев А. А..М.:Баласс.2012 | Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» | Пособие |
5 | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 430 с. | Сборник программ |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 2 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2012. | Учебник «Я и мир вокруг» | Учебник для 2 класса |
2 | Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
3 | Вахрушев А. А..М.: Баласс, 2012 | Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» | Пособие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...