Урок по окружающему миру в 1 классе.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок открытия нового знания. Урок - исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 609 КБ |
soedini_strelochkoy_kartinki_predmetov_i_organy_chuvstv.doc | 59.5 КБ |
prezentatsiya_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.ppt | 540.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века" в 1-м классе по теме "Органы чувств"
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок-исследование
Время проведения: ноябрь
Урок провела: Кивалина С.Н. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12
Тема урока: Органы чувств – верные помощники в познании мира
Тип: урок открытия нового знания.
Вид: урок-исследование
Цели урока: узнать, какие органы чувств есть у человека, и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.
Задачи:
- Открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
- Продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации.
- Развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, речь.
- Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Оборудование:
- Для проведения исследований:
геометрический материал одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; книга, журналы, репродукции картин; игрушка; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматизаторов; стаканы с солёной, сладкой и простой водой; корзина, помидор, апельсин, клубок, яблоко, рукавички.
- На доске плакат с изображением фигуры человека; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот, уши; табличка со знаком вопроса, рисунки органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган слуха, орган осязания).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые |
| ||
Приветствие. - Долгожданный дан звонок Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением. | Дети смотрят друг на друга, улыбаются. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
| ||
1.Актуализация. Как вы понимаете слово «ЗДОРОВЬЕ»? О чем оно нам говорит? Кого мы называем «здоровый человек»? Сравним рисунки (на стр. 56). Кто из ребят меньше будет болеть? Выберите карточку (у учащихся карточки с именами Антон, Нина )
Почему вы выбрали имя Антон ? Что еще вредит нашему здоровью? Ответь что полезно, а что вредит нашему здоровью? (слайд 2) (дети объясняют свой выбор) – Ребята, вы нарисовали такие замечательные портреты. Посмотрите на экран. (слайд 3) – Я тоже захотела нарисовать портрет своей знакомой девочки. – Вот что у меня получилось. Но мне кажется она какая-то странная. Что в ней странного? -А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (После ответов детей, учитель показывает рисунок глаз, носа, ушей, рта, рук) (слайд 5) | Рассматривают изображение человека и приходят к выводу, что у девочки нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта. | Познавательные: умение извлекать информацию из рисунка. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
2.Постановка проблемы. - Ребята, что у всех этих частей организма общего? - Можем ли мы назвать их одним словом? -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Прикрепляется на доску знак вопроса) | Отвечают на вопросы, которые выводят на определение проблемы «Какие помощники помогают нам узнать окружающий нас мир?» | Познавательные: Регулятивные: |
| ||
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Вспомните, кто такие исследователи? -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? - Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию. | Отвечают на вопросы. С помощью рисунка человечка без органов чувств учащиеся приходят к выводу, что такой человечек познать мир не сможет! Дети создают план «помощи» странному человечку… | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
| ||
У человека есть очень важный орган. А вот какой вы узнаете, выполнив мое задание -Ребята, закройте глаза. (Достает игрушку) -С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках? Почему вы не ответили на мой вопрос? (Не увидели.) – Какой орган нам помогает видеть? (Глаз.) Продолжаем наше исследование. 1.Что общего и в чём различие предметов? (Конверт с геометрическим материалом одинакового размера, но различных цветов) 2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (Конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.) 3.Рассмотри книги, журналы, может быть успеете почитать. (Книга, журналы, репродукции картин) - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? -При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза - это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Глаза- это орган зрения. Слайд 6 – Найдите среди карточек этот орган и обведите его по пунктирным линиям.
– Глаза – очень важный орган для человека. Через них больше всего узнаем о том, что происходит вокруг. – Благодаря глазам мы видим и различаем предметы. – Мы должны подобрать определение этому органу? – Кто догадался. Глаза – это орган ….? – Орган зрения (на доске картинки органов и определения: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)– найдите определение и прикрепите к органу на доске(слайд 7) – Зрение необходимо беречь. – Какие правила охраны зрения вы знаете? – Что видите на картинках? Слайд 8. – Что дети делают неправильно? – Какие правила можно составить?
4. Не тереть глаза грязными руками. Физминутка. | Разбиваются на пары и выполняют задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание. Дети вместе с учителем формируют выводы: Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. | Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. Личностные: умение сотрудничать. Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Познавательные: умение делать выводы. |
Зарядка для глаз Упражнение 1
Упражнение 2
| ||
| ||
-Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу: 5, 8. В нашем классе тишина. -Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? -Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши - это орган слуха (наклеиваю рисунок ушей на изображение человека) Слайд 9 – На карточке по пунктирным линиям обведите этот орган. – Давайте, определим: уши – это орган…… слуха. – Найдите определение и прикрепите на доску.(слайд 10) – Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь. – Как вы думаете какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели? Слайд 11 – Дети формулируют правила. – В холодную погоду носи шапку. – Чисти уши каждый день. – Громкие звуки могут ослабить слух. | Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание. (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны, чтобы слышать.) | Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
Физминутка
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга) | ||
| ||
(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой) -Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? -Откройте носики, понюхайте. (Показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества) -Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах) Слайд12 Проведем второй опыт. -Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (закрывают глаза, даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи) -Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. – Обведите по пунктирным линиям этот орган на карточке.
– В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека определять запахи получило название “обоняние” – Найдите определение и прикрепите на доску. Слайд 13 – Скажите, необходимо ли беречь нос? – А как это можно сделать? Слайд 14
- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре
| Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание. | Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха) | ||
3.4. Исследование органа вкуса. | ||
– Что вы видите на экране? (Лимон, малина, мальчики.) Слайд 15 – Чем мальчики отличаются друг от друга? – Кто может ответить, кто из детей съел лимон, а кто малину – Почему вы так думаете? (Малина сладкая, лимон – кислый.) – Как вы думаете какой орган определяет какой продукт сладкий, а какой кислый? (язык) Слайд 16 – Давайте проверим. (Раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой) -Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? -Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? -Научное определение: язык - орган вкуса. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Слайд 17 – На карточках обведите язык.
– Найдите название этого органа. – Язык – это орган вкуса. – Язычок находится в ротовой полости. – Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ротик был здоров? – Посмотрите на экран? Слайд 18 – Какие правила можно составить?
| Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, соленая, простая. | Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
Физминутка Упражнения для язычка. Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной.
| ||
4.Закрепление | ||
1.Работа по учебнику (стр57-58) 2. Тест. Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать.(Приложение) Взаимопроверка. | Выполняют задания в учебнике и на карточках, работая с рисунками как с источниками информации. | Познавательные: |
5.Итог урока. Рефлексия | ||
-Что нового мы узнали? -Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом. Выводы: -Органы чувств - наши верные помощники. -Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире. -Они показывают нам разные признаки и свойства. Оцените свою работу на уроке при помощи светофора. | Учащиеся делают выводы и доказывают примерами, какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные: умение оценивать результат. |
Домашнее задание | ||
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами. |
Предварительный просмотр:
Приложение
Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глаз – орган зрения .
Уши – орган слуха
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...