Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Наши маленькие соседи" (Насекомые. Их разнообразие.)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Журютина Елена Алексеевна

Урок-исследование соответствует образовательной программе «Гармония» и входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». В процессе работы в малых группах, проводя исследования, дети узнают о том, кто такие насекомые, как их отличить от других животных, где они обитают, как передвигаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «Наши маленькие соседи» («Насекомые. Их разнообразие.») 1 класс.

Составила урок учитель начальных классов МАОУ СОШ №61 Журютина Елена Алексеевна.

Урок соответствует образовательной программе «Гармония». Автор учебника О.Т. Поглазова.

Урок входит в раздел: «Разнообразие и красота животных».

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)
Цель: формировать представление о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
— учить отличать насекомых от других животных;

—  находить их сходства и различия;

— выделять их существенный признак.
Развивающие: 
— развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.
Воспитывающие: 
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

—воспитывать бережное отношение к животным.
Познавательные:
узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный;

—узнать среду обитания насекомых;

—узнать, как насекомые передвигаются;

—узнать, какие способы защиты от врагов они используют.

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки насекомых;
— нескольких представителей насекомых;
Уметь:
— отличать насекомых от других групп животных;
—описывать насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
—создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
—оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
— многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Опорные понятия, термины. Насекомые.
Новые понятия, термины. Насечка. Голова, грудь, брюшко. Отличие образа жизни  насекомых от изученных групп животных.
Общеучебные компетенции:
учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы)

Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки насекомых;
— повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.

УУД

Регулятивные:
самоорганизация и организация рабочего места

— целеполагание

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
— уметь работать по коллективно составленному плану;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке

— умение структурировать знания

— выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные:
самоопределение

— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
— оказание необходимой взаимопомощи.
самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные:
— планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками

— умение слушать и понимать речь других

Технологическая карта
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Программа: «Гармония»
Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир»
Учитель: Журютина Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №61 г. Узловая Тульской обл.

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа, игровая и творческая деятельность.
  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
  5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
  6. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.

Оборудование и оснащение урока
Учебно — наглядные (информационные) пособия:

  1. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год.
  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013 год.
  3. Презентация к уроку «В мире животных».
  4. Презентация к уроку «Насекомые».
  5. Иллюстрации.

Технические средства информации:

  1. Компьютер.
  2. Телевизор.
  3. Документ-камера.
  4. Планшеты iPad.
  5. Электронные микроскопы.

Атрибуты:

  1. Разрезные карточки.
  2. Карточки для групповой работы.
  3. Карточки для рефлексии.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

    Прозвенел и смолк звонок.

Собрались все на урок,

Что-то новое узнать,

Громко, четко отвечать

И друг другу помогать.

  1. Актуализация знаний
  1. - Начнём урок окружающего мира. Какой раздел мы с вами начали изучать?
  2. Презентация «В мире животных».
  3. – Сегодня мы продолжим открывать тайны животного мира. А чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки:

Прыгает пружинка – зелёненькая спинка.

С травы – на былинку, с ветки – на тропинку. ( Кузнечик.)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. ( Бабочка.)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. ( Муравьи. )

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я … ( оса ).

Не зверь, не птица –

Нос, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь прольёт. ( Комар. )

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу.

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь. ( Жук. )

Кто над нами вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? ( Муха. )

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт –

Золотистые глаза.

Кто же это? ( Стрекоза. )

- Как назвать этих животных назвать одним словом?

III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи

- Около слова «насекомые» стоит знак вопроса. Что это значит?

- Кто назовёт тему нашего урока? ( Кто такие насекомые? )

- Авторы нашего учебника придумали миру насекомых интересное название. Откроем учебник на с. 44 и прочитаем тему урока.

- Как вы понимаете эти слова?

-Что бы вы о них хотели узнать?

- Основной метод изучения насекомых – это наблюдение. Поэтому сегодня на уроке мы проведём опыты, понаблюдаем за жителями этого удивительного мира и попробуем ответить на вопросы:

Чем насекомые отличаются от других животных?

Почему их так назвали?

В чём их сходства и различия?

  1. Решение учебной задачи

- Вы готовы начать исследования?

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

1. Выявление объектов исследования.

- Исследование мы будем проводить в группах. Кого предстоит изучать вашей группе, вы узнаете, собрав пазлы. Конверт №1.

- Кто получился у 1 группы? У второй?...

2. Выделение общих признаков насекомых.

- Продолжайте работать в группах. Рассмотрите насекомых и дайте ответы на первые два вопроса. Результаты запишите в таблицу:

Сколько у насекомых ног?

Из скольких частей состоит тело?

- Что получилось у 1 группы? У второй?...

Будем ли мы это считать общим признаком?

3.Выяснение, как называются части тела насекомых. Самостоятельная работа.

- Откройте ТПО на с. 19 з. 13 и прочитайте, как называются эти части тела. Укажите цифрами их название. Проверка задания через документ-камеру.

- Что у них есть на голове? Для чего у них есть усики и глаза? ( Это органы чувств насекомых. )

- Что крепится к груди? Для чего им ноги и крылья? ( Это органы передвижения.

 - У всех ли насекомых есть крылья?

- Ещё одна часть тела насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.

- Чем насекомые отличаются от изученных групп животных?

- Как вы теперь ответите на вопрос: Кто такие насекомые?

  1. Выяснение, почему насекомые так называются.

- Теперь попробуем выяснить, почему насекомые так называются? Возьмите кусочек пластилина. Что он вам напоминает?

- Из скольких частей состоит тело насекомого?

- Сделаем надрезы стекой. Сколько надрезов будем делать?

- Делаем первый. Как назовём первую часть?

-Делаем второй. Что посередине?

-Как назовём третью часть?

- Мы наметили надрезы на теле насекомого. Слово «надрез» можно назвать другим словом «насечка». На что оно похоже?

- Так почему насекомых так назвали? ( Насекомые от слова «насечки», которыми разделено тело насекомых. )

- Мы ответили на второй вопрос урока.

5. Физминутка «Спал цветок».

 

Спал цветок,

И вдруг проснулся!

Больше спать не захотел!

Улыбнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел!

Дети присели,

Поднялись, потянулись,

Покачали головой,

Помахали руками,

Покружились и тихо сели на свои места.

- О ком была наша физминутка?

- К какой группе животных отнесём бабочек? Докажите.

  1. Распознавание насекомых среди других животных. Работа в группах.

- Сумеете ли вы теперь отличить насекомых от других животных?

- Проверим. Достаньте задание из конвертов №2. Найдите лишнее животное. Докажите правильность выбора.

- Как узнавали, что животное насекомое?

6. Исследование в малых группах. Чем насекомые отличаются друг от друга.

- Продолжим наши исследования. Каждой группе нужно подготовить небольшое сообщение по заданию в конверте №3:

1 группа – прочитать текст на с. 44 и подготовить рассказ о том, где обитают насекомые;

2 группа – прочитать текст на с. 44 и подготовить рассказ о том, как передвигаются насекомые;

3 группа прочитать текст на с. 45 и подготовить рассказ о способах защиты насекомых от врагов.

7. Физминутка с мячом. Я кидаю мяч, а вы называете насекомое и возвращаете мяч мне.

8.Обмен информацией.

- Насекомые – самая многочисленная группа животных ( 80% ). Учёные как-то подсчитали, что на одном гектаре леса (это приблизительно 2 футбольных поля) насекомых живёт больше, чем людей на всей планете.

Где же мы можем встретить насекомых? Об этом нам расскажет 1 группа.

- Что мы запишем на 3 строчку таблицы «среда обитания»? (Воздух, земля, вода.)

- Как передвигаются насекомые, расскажет 2 группа.

-Что запишем на 4 строку таблицы «способы передвижения»? (Ползают, прыгают, летают.)

_Если вы наблюдали за комарами и мухами, то наверняка замечали, как они спокойно сидят на стенах, потолке и не падают. Как же им это удаётся? Чтобы это узнать изучим под микроскопом препарат «Нога комара».

- Что вы увидели на самом кончике ноги?

- С помощью коготка насекомое цепляется за крохотные шероховатости и не сваливается, даже сидя вниз головой. А если ухватиться не за что, комары и мухи используют другую хитрость. Под коготком находится подушечка, выделяющая клейкое вещество. Нога прилипает к гладкой поверхности, и насекомое не падает.

- Задумывались ли вы, почему кузнечик зелёный, а шмель полосатый? (Опыт с моделью кузнечика.)

О способах защиты насекомых от врагов расскажет 3 группа.

IV. Включение знаний в систему

- Очень многое мы узнали сегодня о насекомых. Но это такая малая часть, что и представить себе невозможно. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. Наука о насекомых называется энтомология. Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным – энтомологом. А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий, научно – познавательных передач.  

- А сейчас я предлагаю вам поработать на планшете. С помощью приложения Drawing   нарисуйте своё любимое насекомое. Опишите его детям, не называя.

V. Контроль и оценка (рефлексия)

— Какие задачи мы ставили перед собой на уроке?

— Продолжите предложение, выбрав начало словами.
На уроке:
Я узнал…
Я удивился…
Я запомнил…

VI. Постановка задач на следующий урок.

- Давайте заглянем на страничку той темы, которую будем изучать на следующем уроке. Если у вас есть желание, вы можете узнать интересные сведения из дополнительных источников информации и рассказать нам на  уроке.

VII. Итог урока

— Ребята! Спасибо за урок!
Прекрасный день!
Урока подошел конец!
Пусть каждый скажет про себя:
«Какой я молодец!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...

Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Наша страна - Россия"

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", 1 класс...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями. Планируемые результаты:Предметные:Знать страны и их столицы, которые являются на...