- Постановка проблемы.
Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах, вы знаете.
-Какие герои противостоят друг другу в этих сказках?
-Чем похожи друг на друга Иван-царевич, Золушка и Али-баба?
-Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники?
Работа в парах. (Карточки на столах у учащихся - ассоциации к словам добро и зло) (любовь, радость детей, смерть, война, вражда, друг, убийство, ненависть, обман, мир, счастье и т.д.) - Расположить в две колонки. Объясните свой выбор.
-А кто из героев всегда побеждает в сказках?
- Что можете сказать обо всех сказках? Что их объединяет?
(На экране появляется следующая запись: «Сказки во многом похожи- добро побеждает зло».)
-Посмотрите на экран. Какой хочется вам задать вопрос?
3. Работа в парах. - Расставьте буквы в нужной последовательности, и вы получите понятия, без с которыми мы хорошо знакомы, без которых мы не можем решить поставленную проблему. В Е С О С Т Ь - СОВЕСТЬ Р А М О Л Ь - МОРАЛЬ Учитель: Раскройте каждое понятие. (Ученики пользуются словарём в конце учебника)
3.Актуализация знаний. -Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло? -Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество?
-Мы знаем, что мораль существует в любом обществе.
- А какие общественные группы человек может назвать своим сообществом?
(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы(семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники, болельщики) и задание: какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение.
-Человечество является общественной группой?
-У всех жителей планеты могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль?
-Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.
-Проверим наши предположения по учебнику стр.106. -Что общего у всего человечества?
4.Поиск решения проблемы(открытие нового знания). А.Общечеловеческие ценности: мораль и культура.
(На экране проявляется высказывание (2 слайд) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.» -Именно это общечеловеческое правило позволяет понимать не только наши народные сказки, но и других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки.
- Какой можем сделать вывод?
( На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-А вам хотелось бы отправиться по миру? -В каких странах хотели бы побывать, что увидеть? -Рассмотрите памятники архитектуры. (показывает слайды) -Чем они отличаются?
-Какие вам понравились больше всего, какие бы хотели увидеть в своём путешествии? -Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока? -Что объединяет все памятники культуры? -Значит, представление людей о красоте сходно? (на доску прикрепляется карточка: «стремление к красоте».)
Б. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования.
Прослушивание музыкального произведения И. Дунаевского “Чтобы тело и душа были молоды” - К чему призывает эта музыка? (Ответы учащихся). - А вы любите заниматься спортом? Кто из ребят нашего класса посещает спортивные секции? -Какие спортивные международные соревнования знаете? -Почему люди разных стран, культур с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях? -Проверим наши предположения по учебнику стр.108
(на доску прикрепляем карточку: «спорт, дружба, справедливость».)
6. Выражение решения проблемы.
- Мы сегодня отвечали на многие вопросы, я хочу обратить ваше внимание на вопрос, который записан на доске. - Это главный вопрос нашего урока. - Сможете ответить на этот вопрос?
8. Работа с рабочей тетрадью. Страница72 №1. -Соотнесите общечеловеческие ценности с предметом их выражения.
9. Подведение итогов. У вас на партах карточки. Продолжите фразу: Общечеловеческие ценности – это __________________
10. Рефлексия деятельности.
Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - Как вы в целом оцениваете работу класса, покажите знак. - Как вы оцениваете работу учителя? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите свои карточки настроения.
11. Домашнее задание. - Учебник. Стр.109. выполнить 3-4 задание. -Рабочая тетрадь. Тема 20. Задание 2-4.
|
(ученики перечисляют сказки). «Золушка», «Али-Баба и сорок разбойников», «Иван Царевич» и другие.
-Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.
-Они добрые…
-Они злые.
-Добрые герои.
(Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?» Проблема урока появляется на экране.
Совестью называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла. Мораль – это правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. В них говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими.
3. -С помощью совести человек может отделять добро от зла.
-Мораль.
-Семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники.
(Ученики совещаются в группах, один из группы выходит к доске, прикрепляет карточку с названием общественной группы к доске и отвечает. Ответы могут быть такими: В семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.д. -Да.
-Наверно, могут.
(Ученики предлагают разные варианты: злоба и ненависть- это плохо, а добро и любовь- это хорошо. (дети находят материал и читают).
-Моральные ценности.
4.
-Да.
-(дети отвечают).
-Созданы в разное время, в разных городах и странах, совершенно не похожи друг на друга.
-Здания такие разные, а увидеть хочется всё!
-Красивы, памятники культуры.
-Каждый красив по-своему. -Да.
-Олимпийские игры, Чемпионат мира, Европы. -Дружить с различными народами, побеждает сильнейший. -(дети работают с учебником). -Спорт- такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле. -Именно спорт способствует установлению мирных дружеских отношений между странами.
6.
- Да.
8.
(дети выполняют задание в тетради, а затем проверяют).
9. - спорт, дружба, справедливость, памятники истории, достижения культуры
|