Разработка урока "Дорожные знаки"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Комбинированный урок с использованием слайд-презентации и игры.
Оборудование:
Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению; развивать память, мышление, внимание; воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.
Задача: познакомить учащихся с группами дорожных знаков по назначению; научить выделять отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение; повторить правила пешехода; выработать навыки грамотной устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 507.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру по теме: "Дорожные знаки" (3-й класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Комбинированный урок с использованием слайд-презентации и игры.
Оборудование:
Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению; развивать память, мышление, внимание; воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.
Задача: познакомить учащихся с группами дорожных знаков по назначению; научить выделять отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение; повторить правила пешехода; выработать навыки грамотной устной речи.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Вот прозвенел звонок, пора начинать урок. Ребята, урок по какому предмету пора начинать? Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Как называется учебник, который лежит перед вами на парте?
Дети: Окружающий мир.
У.: Вам интересно узнать о мире на улицах и дорогах?
Д.: Да.
У.: Я желаю вам быть внимательными, старательными и послушать сообщение о мире на улицах и дорогах.
Ученик: (текст сообщения наизусть читает заранее подготовленный ученик). Параллельно демонстрируются слайды-презентации к сообщению.
Сообщение по теме: «Мир на улицах и дорогах».
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.
Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.
Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.
Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах , посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели.
Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог.
Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
У.: Какой вывод из сообщения можно сделать?
Д.: Вывод: Правила дорожного движения обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
2. Повторение изученного материала. (Проверка домашнего задания).
У.: Из сообщения вы узнали, что не только водители, но и пешеходы должны знать правила дорожного движения. Вспомните и назовите, пожалуйста, три главных правила пешехода. (Фронтальный опрос) ?
Дети: (ответы)
Слайд.
|
Индивидуальный опрос. (самопроверка) с ком.
Д
У.: Посмотрите на экран (слайд-презентацию), верно ли вы назвали три главных правила пешехода? (За верные ответы дети получают жетоны). Ребята, если вы знаете правила пешехода, то любая дорога для вас будет безопасной.
Физкультминутка.
У.: Давайте пойдём по этой безопасной дорожке.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём. Музыкальное сопровождение
3. Работа над новым материалом.
У.: Ребята, а могут ли водители и пешеходы выполнять правила дорожного движения без знания дорожных знаков?
Д.: Нет.
На экране высвечивается тема урока, которую озвучивает учитель. Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Слайд.
Ребята, а что вы уже знаете о дорожных знаках?
Дети: Знаки важные, дорожные
Компас взрослых и ребят
Дети! Будьте осторожны
Знайте, что нельзя, что можно
Выполняйте неотложно все, что знаки говорят.
(Сообщение цели урока.)
У.: Сегодня на уроке мы познакомимся с группами дорожных знаков по назначению и выделим отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков. Но сначала определим значение слов знак и дорожные знаки.
Работа с толковым словарём. (найти словарь)?
Об истории дорожных знаков
Рассказ учителя о дорожных знаках.
У.: Ребята, это дорожные знаки – они предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. (Учитель указкой показывает дорожные знаки).
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам.
Ребята, когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт . Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.
Дорожные знаки делятся на группы. Слайд.
Ребята может кто-то, знает, что обозначает какой ни будь из знаков?
Дети:1 знак опасный поворот
Здесь опасный поворот
Знак предупреждает
Не лети как самолет
Никто не пострадает
2уч. Неровная дорога
Неровная дорога
Подбросило немного
Хорошо, что знак стоит-
Тут шофер притормозит.
Учитель: Молодцы! А еще здесь можно увидеть знак Скользкая дорога и выброс гравия.
Предупреждающих знаков очень много. Ребята вы должны запомнить, что отличительный признак белый треугольник с красной каймой.(дети в)
Следующая группа знаков это запрещающие знаки.
Назовите из этих знаков вам знакомые.
Уч .Знак номер 4 ( остановка запрещена)
Остановка под запретом
Осенью, зимой и летом,
И весной, где знак весит
Проезжай не тормози!
Ну, а если встать захочешь,
Непременно штраф схлопочешь.
Уч.2 (вьезд запрещен)
Тормози водитель. Стой!
Знак-запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не вьехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
Под кирпич не заезжать.
А кто знает как называются два оставшихся знака.
Обгон запрещен. Подача звукового сигнала запрещена.
Отличительный признак этих знаков белые или синие круги с красной каймой.
А вот следующая группа знаков.
Может кому-то знакомы эти знаки
Уч. Первый знак говорит нам , что двигаться можно только влево
Уч2 Второй знак движение прямо
Едет папа на охоту-
Едет в Ниве-«Русский джип»
Вдруг за голову схватился,
Позабыл ружье-вот влип!
Указатель только прямо,
Повернуть домой нельзя,
Говорила папе-мама,
Что торопится он зря.
Уч.3 Движение направо и налево.
Ребята предписывающих знаков тоже большое количество, их отличительный признак синие круги с белым рисунком.
А следующая группа называется
Посмотрите отличительный признак этих знаков синий прямоугольник или квадрат с рисунком.
Встретились здесь вам знакомые знаки?
Уч1 знак номер 3 называется Место остановки автобуса
Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдет.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте транспорт городской в почете!
Отлично. А как называются еще два знака.
(надземный пешеходный переход, место стоянки)
И еще ребята одна группа с которой мы познакомимся
Отличительный признак этих знаков Синий прямоугольник с рисунком.
Кто знает как называются эти знаки.
Место отдыха, Гостиница, Кемпинг- палаточный лагерь) Словарный язык.
В. Под итог работы Слайд По очередности
Лексическая работа.
У.: У вас на парте карточка с заданием. Совместно совещаясь с соседом по парте, соедините стрелкой сочетание слов близких по значению. ( Работа в паре).
Карточка. У.: Подумайте, какую «работу» выполняют дорожные знаки. (Чтение записи со слайда).
Предупреждающие знаки | Не позволить |
Запрещающие знаки | Заранее известить, уведомить |
Предписывающие знаки | Сообщить, осведомить. Показать, назвать для сведения |
Информационно-указательные знаки | Предложить соблюдать что-нибудь. |
Попробуй те объяснить значение слов: Предупреждающие, Запрещающие, Предписывающие, Информационно-указательные. (Работа над лексическим значением слов путём подбора слов близких по значению (синонимов)).
Дети: (подбирают слова близкие по значению и объясняют значения слов)). (За верное объяснение значения слов – жетон).
Проверка по слайду.
Предупреждающие знаки | Запрещающие знаки | Предписывающие знаки | Информационно-указательные знаки |
|
Заранее извещают, уведомляют. | Не позволяют. | Предлагают соблюдать что-нибудь. | Сообщают, осведомляют. Показывают, называют для сведения. |
Проверка
Молодцы
У.: Ещё раз почитайте название группы. Сервис – это обслуживание. Запишите в словарик, поставьте ударение.
У.: Ребята, а вы знаете, что поверхность дорожных знаков покрывают светоотражающими красками, как вы думаете для чего?
Д.: Чтобы в тёмное время суток, их чётко мог видеть водитель.
Работа с учебным материалом.
У.: Каково назначение каждой группы дорожных знаков мы узнаем из учебника. Открой те страницу 14, найдите и прочитайте эти назначения.
4. Закрепление изученного материала. (Самостоятельная работа).
У.: Посмотрите внимательно и запомните изображения дорожных знаков в учебнике на стр. 14 Попробуйте нарисовать и раскрасить их по памяти. ( Учитель раздает лист с контурами дорожных знаков).
Работа в тетради на печатной основе.
Д.: (рисуют дорожные знаки 10 мин).
Психологический тест
У.: Откройте страницу 14 учебника и проверьте, правильно ли нарисовали и раскрасили. Если каждый из вас смог запомнить 13 дорожных знаков – память отличная, если 10 – хорошая, если меньше 10 – ещё потренируйся. (10-13 знаков, получают жетон).
Работа с учебным материалом.
У.: Внимательно рассмотрите все дорожные знаки, изображенные в учебнике. Какие из них важно знать пешеходу?
Д.: (читают на стр. 16 учебника . «Внимание!»)
Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди будет пешеходный переход. Там, где установлен этот знак, переходить улицу нельзя!
А этот знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить улицу.
Итог урока.
У.: С какими знаками вы сегодня на уроке познакомились? Нужно ли знать о них водителям и пешеходам? Для чего служат дорожные знаки?
Д.: для безопасного движения на улицах и дорогах.
Оценки.( поощерение) знаки
Домашнее задание.
- Потренируй свою память: постарайся запомнить как можно больше дорожных знаков, нарисованных в учебнике. (стр.17. Задание №2)
- Творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак. (Каждый уч-ся должен называть и показывать дорожный знак, объяснять его значение, к какой группе относится.)
Предполагаемые результаты работы учащихся.
Примеры новых дорожных знаков:
- «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
- «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
- «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
- «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
- «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
- «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.
Литература:
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 /А. А .Плешаков. 8-е изд. М.: Просвещение, 2002 – (Школа России).
- Ю.Б. Орлов. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 4-6 классов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1981.
- О.Г. Муковникова. природоведение. 3 класс(Поурочные планы по учебнику А .А. Плешакова «Мир вокруг нас» Программа 1-4 класса. 2-е изд. Волгоград. «Учитель – А.С.Т.»
- Е.А. Козловская, С.А. Козловский. дорожная безопасность: учебная книжка – тетрадь для 3-го, 4-го класса. Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» /Под. Общ. Ред. В. А. Федорова – М.: Издательский дом. Третий Рим, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания"
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания". Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка по русскому языку по теме "Правописание Ъ и Ь разделительных знаков".
В данном уроке используется групповой вид работы учащихся. К уроку была подготовлена презентация....
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"
Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...
Методическая разработка.Тесты "Знак"."Имя существительное".3 класс
Тесты "Знак" помогут как молодым специалистам, так и опытным педагогам провести диагностику обучености по данной теме, выявить сложности в усвоении учебного материала, наметить пути устранен...