Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру и календарно - тематическое планирование в 4 классе(программа "Гармония")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 37.9 КБ |
kalendarno.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа разработана основе авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир 4 класс» 2010 года и адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Окружающий мир» и тетрадью для 4класса, автор О.Т. Поглазова.
Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане:
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 68ч, из расчета 2 часа в неделю.
Курс « Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.
Изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям:
- окружающий мир многогранен, интересен и всё время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;
- опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;
- природа жизненно необходима тебе, однако, она очень ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.
Основной целью этого курса является: cформировать у обучающихся представление об изменения, происходящих в окружающем мире: в природе, обществе и жизни людей.
При этом решаются следующие развивающие образовательные и воспитательные задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человек и общества;
- усвоение обучающимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- воспитание у обучающихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
- формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Отличительные особенности программы:
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 68 ч, из расчета 2 часа в неделю. Авторская программа к курсу «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана.
Срок реализации рабочей учебной программы - 1 год.
Методы и формы обучения:
- частично – поисковые;
- исследовательские;
- методы проблемного изложения;
- словесные;
- наглядные.
Основная форма: урок.
Технологии обучения:
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- проектная деятельность;
- уровневая дифференциация;
- информационные и коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
Виды контроля.
- текущий (анализ хода формирования знаний, умений и навыков);
- тематический (своевременное выявление причин неусвоения учебного материала);
- итоговый контроль (выявление у детей уровня знания теории и практического применения с элементами самоконтроля).
Формы контроля:
- индивидуальная и фронтальная устные проверки;
- письменные работы (контрольные и проверочные работы);
- тесты;
- практические работы.
Обоснование выбора УМК.
Реализовать данную программу помогают:
- Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 год.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 20102 год.
- Тестовые задания к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 год.
Курс «Окружающий мир» объединяет знания о природе, человеке и обществе. Содержание, структура и система развивающих заданий создают условия для ознакомления с новым материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы.
Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех обучающихся. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно или с помощью учителя, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.
Содержание учебного материала.
Рабочая учебная программа разработана на основе авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 2010года. На изучение данного предмета отводится 68часов в год, из расчета 2 часа в неделю. Никакие изменения в программу внесены не были.
Тематический план
№ | Название раздела | Кол – во часов | Практическая часть |
Четвертый год обучения | |||
Ориентирование в пространстве и во времени | 7ч | 3ч | |
Способы изображения предметов и местности | 5ч | 2ч | |
Как изображают Землю | 6ч | 3ч | |
Путешествие по поверхности и недрам | 8ч | 3ч | |
Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России | 13ч | 4ч | |
Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России | 19ч | 5ч | |
Путешествие по океанам и материкам Земли | 10ч | 3ч | |
Итого: | 68ч | 23ч |
Практическая часть
№ п\п | № урока | Название работы. | Дата |
I четверть | |||
1 | 4 | Тест №1 по теме «Счет времени» | |
2 | 5 | Экскурсия №1 на пришкольный участок. | |
3 | 7 | Практическая работа №1 «Как пользоваться компасом». | |
4 | 10 | Практическая работа №2 «План местности» | |
5 | 11 | Тест №2 по теме «Ориентирование в пространстве» | |
6 | 15 | Тест №3 по теме «Солнечная система» | |
7 | 16 | Контрольная работа№1 за 1 четверть. | |
8 | 18 | Творческая работа (аппликация )«Солнечная система» | |
2четверть | |||
9 | 22 | Практическая работа №3 «Минералы и их свойства» | |
10 | 25 | Тест №4 по теме «Полезные ископаемые» | |
11 | 26 | Контрольная работа№2 за 2 четверть. | |
3четверть | |||
12 | 33 | Тест№ 5 по теме « Природные зоны» | |
13 | 34 | Проверочная работа №1 по теме «Природные зоны России». | |
14 | 38 | Тест№ 6 по теме «Природные сообщества» | |
15 | 39 | Проверочная работа №2 по теме «Путешествие по природным сообществам». | |
16 | 48 | Тест №7 по теме «Исторические события» | |
17 | 50 | Контрольная работа№3 за 3 четверть. | |
18 | 51 | Обобщающий урок по теме «Путешествие в прошлое» | |
4четверть | |||
19 | 57 | Как образовалась Россия, в которой мы живем. Ролевая игра «Я – экскурсовод» (исторические места родного края) | |
20 | 58 | Кем и чем гордится Россия. Проверочная работа №3 по теме «Важнейшие события в истории Отечества». | |
21 | 65 | Тест №8 по теме « Материки Земли» | |
22 | 66 | Контрольная работа №4 за 4 четверть | |
23 | 68 | Краеведческая экскурсия «Что дает наш край стране?» |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню подготовки обучающихся 4 класса
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 4 классе обучающийся должен:
знать:
– смысл понятий: сутки, неделя, год, век, тысячелетие, календарь; горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план, карта, глобус; планета, естественный спутник, звезда, созвездие, Солнечная система, космонавт, космический корабль, искусственный спутник; полезное ископаемое, природная зона, природное сообщество, полярная ночь (день); исторический источник, род, племя, княжество, государство, дань, иго, революция, Гражданская война, Отечественная война, Президент, Государственная Дума, Совет Федерации; материк, океан, море, кругосветное путешествие;
– причины смены дня и ночи и изменения их длительности, смены сезонов, изменения вида Луны, смены климатических условий в природных зонах, экологических проблем, возникающих по вине человека;
– названия материков и океанов Земли, 3–4 планет Солнечной системы; 2–3 морей, омывающих Россию, крупных рек, озёр, гор, равнин на территории России и родного края, полезных ископаемых, добываемых в России и в родном крае; природных зон, расположенных на территории России; названия Российского государства, его столиц, имена правителей в разные исторические периоды, изученных исторических памятников России и родного края;
– 2–3 примера растений и животных, обитающих в разных природных зонах, природных сообществах, их взаимосвязии приспособляемость к природным условиям; растений и животных разных материков; коренных жителей природных зон и материков, наиболее многочисленных народов России и родного края; первооткрывателей новых земель; экологических проблем, возникающих по вине хозяйственной деятельности людей в природных зонах, при добыче и транспортировке полезных ископаемых, нерационального их использования; ярких событий в истории России и родного края; великих географических открытий;
– способы сохранения видового многообразия растительного и животного мира природных зон и сообществ (Краснаякнига, заповедник, заказник, национальный парк), меры по сохранению природы своего края;
– наблюдаемые свойства минералов и полезных ископаемых (цвет, блеск, прозрачность, запах, твёрдость, рыхлость, пластичность, горючесть, магнитные свойства);
– условные знаки, с помощью которых изображаются горы, равнины, возвышенности, водоёмы на физической карте, 2–3 топографических знака плана местности, 3–4 знака полезных ископаемых, 2–3 условных обозна-чения на исторической карте;
понимать:
– в окружающем нас мире «всё связано со всем»; деятельность людей может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающей среде и собственного участия в сохранении красоты и гармонии при роды;
– открытие новых земель – великий подвиг исследователей; освоение новых земель сопряжено не только с большими трудностями и опасностями, но и с экологическими проблемами планетарного масштаба; сохранение чистоты воздуха,воды, земли – важнейшая задача всего человечества;
– наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашего многонационального государства прошли вместе трудный и славный путь его создания, отстояли независимость России; россияне могут гордиться нравственным наследием своих предков, памятниками истории и культуры, поэтами, писателями, художниками, композиторами, скульпторами, полко-водцами, путешественниками, космонавтами, снискавшими мировую славу и признание народов нашей планеты;
– родной край – частица нашего великого Отечества, и он имеет свою бога-тую историю;
уметь:
– различать основные и промежуточные стороны горизонта, условные линии и точки глобуса (параллели, меридианы, полюсы, экватор), план местности и карту, географическуюи историческую, арабские и римские цифры, условные знаки местности, физической и исторической карт, полезных ископаемых;
– кратко характеризовать географическое положение изучаемых объектов; географические объекты и территории на основе учебного текста и карты; местность по плану и карте, используя их условные обозначения; условия жизни на Земле и их изменения, связанные с суточным и годовым движением Земли; особенности климатических условий в природных зонах и приспособляемость растений и животных к этим условиям; особенности жизни и хозяйственную деятельность людей в разных природных зонах; особенности природы гор, болота, озера, леса, луга, взаимосвязи между живыми организмами, обитающими в этих природных сообществах; исторические события, происходившие в нашем государстве в течение столе тий; значение Новгорода, Москвы,Санкт-Петербурга в истории государства, их основные достопримечательности; историю родного края, его достопри-мечательности;
– приводить примеры способов ориентирования на местности; использования полезных ископаемых; растений и животных, обитающих в природных зонах и сообществах, цепей питания в них; приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; негативных последствий экологически неграмотной деятельности людей; основных (судьбоносных) событий, происходивших в истории России, современных социальных явлений; правителей России, князей, полководцев, оставивших яркий след в истории России; столиц России, крупных городов и городов-героев, городов родного края; географических открытий, крупнейших государств мира, их столиц, государств, являющихся соседями России;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые географические объекты, называя их существенные признаки, сходства и различия;
– объяснять взаимосвязи неживой и живой природы в природных зонах, живых организмов в природных сообществах; роль и место человека в природе и обществе; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду;
– читать план и карту, определять по условным знакам формы рельефа, виды водоёмов, полезных ископаемых; находить и показывать на карте полушарий местоположение России и родного края, материков и океанов, рек, озёр, пустынь,городов, государств, природных зон; на исторической карте показывать места исторических событий;
– пользоваться компасом для определения сторон горизонта и объяснять его устройство; лупой для определения свойств минералов; словарём для определения значения незнакомых слов;
– соотносить арабские и римские цифры, век и дату исторического события, упорядочивать события во времени; местоположение географических объектов физической и контурной карт; текстовую информацию и её отображение на карте;
– наблюдать деятельность людей в разных сферах; природные явления, сезонные изменения в природе и систематически отражать их в дневнике наблюдений; исторические памятники, старинные дома, храмы, старинные предметы быта, посещая исторический центр родного города, исторический или краеведческий музей;
– выполнять и фиксировать результаты проведённых наблюдений, опытов и практических работ, объяснять их цели, условия проведения, полученные выводы, устройство и назначение используемых приборов;
– осуществлять поиск учебной информации, извлекая её из рассказа учителя, рисунка, учебного, научно-популярного и художественного текстов, словаря, СМИ, видеофильма, диафильма, схемы, таблицы, диаграммы, наблюдений, эксперимента;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответна вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстанавление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, диаграммы, участвуя в проектной деятельности);
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения) с использованием дополнительных источников информации;
– оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения экологической грамотности, социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, не успех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;
– ориентирования в пространстве и во времени, ориентирования на местности с помощью компаса, Солнца, местных природных признаков; чтения карт географического и исторического содержания;
– определения растений, животных, климатических условий, характерных для данной местности; принадлежности растений, грибов, животных к определённым систематическим группам (травоядные, хищники, всеядные, ядовитые, опасные для жизни); – освоения способов познания окружающего мира, изучения свойств веществ (метода наблюдения, опытно-эксперимен-тального исследования);
– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);
– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; техники безопасности во время проведения экскурсий, опытов и практических работ;
– участия в сохранении исторических памятников и в природоохранитель-ной деятельности.
Критерии оценок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
«Устные ответы»
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала.
«Письменные работы»
Контрольные, проверочные, графические и практические работы
Оценка «5» ставится ученику, если он правильно выполняет письменную работу, дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если есть единичные недочеты при выполнении работы. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он допускает фактические ошибки в выполнении письменной работы, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он не справляется с выполнением работы даже с помощью учителя.
Тестовые задания
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Список литературы:
- Программа к курсу « Окружающий мир « для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006 год.
- Окружающий мир: учебник для 4класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 год.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 год.
- Окружающий мир: методические рекомендации кучебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006год.
- Тестовые задания к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. \О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 год.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
(68 часов из расчета 2часа в неделю)
№ | Название раздела | Тема урока | Кол – во часов | Номера заданий (стр.) | Дата проведения | |||
учебник | тетрадь | тесты | план | факт | ||||
1 четверть (18 часов) | ||||||||
Ориентирование в пространстве и во времени | 7ч | 1 часть | 1 часть | |||||
1 | 1 | Путешествия – источник знаний | 1ч | 5–11 | 2-3 №1-3 | |||
2 | 2 | Природные явления и счет времени. Как человек научился считать время | 1ч | 12–17 | 3-5 №4-10 | |||
3 | 3 | Устройства для счета времени | 1ч | 18–21 | 5-7 №11-15 | |||
4 | 4 | Историческое время Тест №1 по теме «Счет времени» | 1ч | 22–25 | 8-9 №16-20 | 3-8 | ||
5 | 5 | Ориентирование на местности Экскурсия №1 на пришкольный участок. | 1ч | 26–27 | 10-11 №1-4 | 9-14 | ||
6 | 6 | Стороны горизонта. Компас | 1ч | 28–33 | 12-13 №21-25 | |||
7 | 7 | Практическая работа №1 «Как пользоваться компасом». | 1ч | 34–35 | 14 №26-29 | 15-20 | ||
Способы изображения предметов и местности | 5ч | |||||||
1 | 8 | Изображение предметов. Масштаб | 1ч | 36–37 | ||||
2 | 9 | Масштаб и его использование | 1ч | 38–39 | 15 №32-33 | |||
3 | 10 | Практическая работа №2 «План местности» | 1ч | 40–43 | 15-16 №30-31,34-40 | |||
4 | 11 | Географические и исторические карты. Условные знаки карт Тест №2 по теме «Ориентирование в пространстве» | 1ч | 44–51 | 17-19 №37-44 | 21-28 | ||
5 | 12 | Представление древних народов о Земле. Модель Земли | 1ч | 52–54 | 20 №45-47 | |||
Как изображают Землю | 6ч | |||||||
1 | 13 | Как устроен глобус | 1ч | 55–56 | 21-22 №48-51 | |||
2 | 14 | Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе | 1ч | 56–59 | 23-24 №1-5 | |||
3 | 15 | Земля – планета Солнечной системы Тест №3 по теме «Солнечная система» | 1ч | 60–64 | 29-34 | |||
4 | 16 | Контрольная работа№1 за 1 четверть. | 35-40 | |||||
5 | 17 | Освоение человеком космического пространства | 1ч | 65–67 | 25-27 №1-3 | |||
6 | 18 | Солнце и звезды. Влияние солнца на Землю Творческая работа (аппликация) «Солнечная система» | 1ч | 68–70 | 28-29 №4-8 | |||
2четверть (14 часов) | ||||||||
Путешествие по поверхности и недрам | 8ч | |||||||
1 | 19 | Россия на географической карте | 1ч | 73–75 | 30-31 №1-3 | |||
2 | 20 | Какой была первая карта России. | 1ч | 76–77 | ||||
3 | 21 | Горные породы | 1ч | 78–80 | ||||
4 | 22 | Практическая работа №3 «Минералы и их свойства» | 1ч | 81–87 | 34 №9-11 | |||
5 | 23 | Полезные ископаемые. Разведка и добыча полезных ископаемых | 1ч | 88–92 | 35 №12-15 | |||
6 | 24 | Использование металлов и горючих полезных ископаемых | 1ч | 93–98 | 36-37 №16 | |||
7 | 25 | Горючие ископаемые, их использование Тест №4 по теме «Полезные ископаемые» | 1ч | 99–102 | 38-39 №17-19 | 41-46 | ||
8 | 26 | Контрольная работа№2 за 2 четверть. | 1ч | 103–104 | 40-41 №1-8 | 47-58 | ||
Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России | 13ч | |||||||
1 | 27 | Природная зона. Суровая Арктика | 1ч | 106–116 | 42-43 №1-5 | |||
2 | 28 | Ранимая тундра | 1ч | 117–126 | 44-45 №6-10 | |||
3 | 29 | Россия – страна лесов | 1ч | 127–133 | 46-47 №11-16 | |||
4 | 30 | Россия – страна лесов. Что дает лес человеку | 1ч | 133–138 | 48-51 №17-22 | |||
5 | 31 | Степные просторы | 1ч | 139-147 | 52-54 №23-30 | |||
6 | 32 | Жаркие пустыни | 1ч | 148-156 | 55-56 №31-35 | |||
3четверть (20 часов) | ||||||||
7 | 33 | Горные районы Тест№ 5 по теме « Природные зоны» | 1ч | 2часть 4-8 | 57 №36-37 | 59-62 | ||
8 | 34 | Проверочная работа №1 по теме «Природные зоны России». | 1ч | 63-68 | ||||
9 | 35 | Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли | 1ч | 9-17 | ||||
10 | 36 | Озеро, пруд | 1ч | 18-25 | 58 №38-39 | |||
11 | 37 | Болото. Важное значение болот для рек | 1ч | 26-29 | 59 №40-42 | |||
12 | 38 | Луга. Значение лугов для человека Тест№ 6 по теме «Природные сообщества» | 1ч | 30-34 | 60 №43-45 | 69-72 | ||
13 | 39 | Проверочная работа №2 по теме «Путешествие по природным сообществам». | 1ч | 61-62 №1-7 | 73-76 | |||
Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России | 19ч | 2 часть | ||||||
1 | 40 | Откуда пошла Русь | 1ч | 36-39 | 2-9 №1-4 | |||
2 | 41 | Киевская Русь. Крещение Руси | 1ч | 40-45 | 5-7 №10-15 | |||
3 | 42 | Крещение Руси | 1ч | 46-50 | 8-10 №16-21 | 77-82 | ||
4 | 43 | Власть Золотой Орды | 1ч | 51-55 | 11,15 №22-23,29 | |||
5 | 44 | Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский Как объединяли и освобождали Русь | 1ч | 55-63 | 12-13 №24-27 17-18№33 | 83-88 | ||
6 | 45 | Расширение Московского княжества. Иван Грозный | 1ч | 64-66 | 16 №30-32 | 89-91 | ||
7 | 46 | Смутное время. Борьба за независимость России | 1ч | 67-71 | 14№28 18№34-35 | |||
8 | 47 | Петр Великий. Российская империя | 1ч | 72-77 | 22 №36-37 | |||
9 | 48 | Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства Тест №7 по теме «Исторические события» | 1ч | 78-82 | 32-33 №38-39 | 92-94 | ||
10 | 49 | Нашествие Наполеона | 1ч | 82-85 | 24-26 №40-44 | |||
11 | 50 | Россия в ХIХ веке Контрольная работа№3 за 3 четверть. | 1ч | 86-88 | 19-21 №1-6 | 95-100 | ||
12 | 51 | Обобщающий урок по теме «Путешествие в прошлое России» | 1ч | 27-29 №1-5 | ||||
13 | 52 | Октябрьская революция. Конец Российской империи | 1ч | 89-92 | 30 №45-46 | |||
4четверть (16 часов) | ||||||||
14 | 53 | Образование СССР | 1ч | 92-99 | 30-31 №47-48 | |||
15 | 54 | Великая Отечественная война | 1ч | 100-103 | 31-32 №49-51 | |||
16 | 55 | Великая Отечественная война | 1ч | 104-110 | 33 №52-53 | 101-106 | ||
17 | 56 | Послевоенные годы в Советском Союзе | 1ч | 111-114 | 34-35 №54-57 | |||
18 | 57 | Как образовалась Россия, в которой мы живем. Ролевая игра «Я – экскурсовод» ( исторические места родного края) | 1ч | 115-121 | 36 №58 | |||
19 | 58 | Кем и чем гордится Россия. Проверочная работа №3 по теме «Важнейшие события в истории Отечества». | 1ч | 122-124 | 37-39 №1-10 | 107-114 | ||
Путешествие по океанам и материкам Земли | 10ч | |||||||
1 | 59 | Россия на карте мира. Открытие Азии | 1ч | 126-129 | 40№1-3 | |||
2 | 60 | Материк Евразия | 1ч | 130-132 | 42-44 №6-11 | |||
3 | 61 | Африка | 1ч | 133-135 | 45-47 №12-14 | |||
4 | 62 | Америка | 1ч | 136-139 | 48-51 №15-18 | |||
5 | 63 | Австралия | 1ч | 140-145 | 52-53 №19-21 | |||
6 | 64 | Антарктида | 1ч | 146-151 | 54-55 №22-25 | |||
7 | 65 | Тест №8 по теме « Материки Земли» | 1ч | 56 №26 | 115-120 | |||
8 | 66 | Контрольная работа №4 за 4 четверть | 1ч | 57-59 №27-30 | 121-128 | |||
9 | 67 | Путешествие по океанам и материкам | 1ч | 152-155 | 60-61 №1-8 | |||
10 | 68 | Краеведческая экскурсия «Что дает наш край стране?» | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова
рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100" 1 класс
Программа с тематическим планированием...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Рабочая программа окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...