Урок окружающий мир 3 класс Тема: Жизнь экосистемы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мухаметханова Елена Анатольевна

Цельурока 

1)        понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.

2)        уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

3)        приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

4)        называть, из чего состоит экосистема;

5)        развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей;

6)        развивать грамотную речь, коммуникативные способности.

7)       работать в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_ekosistemy_otkr_urok_mukhametkhanovoy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                Жизнь экосистемы.

Тип урока:        открытие нового знания.

Цель:

  1. понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.
  2. уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
  3. приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  4. называть, из чего состоит экосистема;
  5. развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей;
  6. развивать грамотную речь, коммуникативные способности.

Оборудование:  ПК, проектор, экран, иллюстрации различных экосистем.

Ход урока:

I этап. Создание эмоционального настроя.

- Отгадайте загадку:

                Ни начала, ни конца,

                Ни затылка, ни лица.

                Знают все: и млад, и стар,

                Что она – большущий шар.

                                        (Земля).

- Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

II этап. Актуализация знаний.

- На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью.

- Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Слайд 2)

- Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера?

- Все организмы играют какую-то роль или имеют «профессию»  Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (производители, потребители, разрушители).

- Как еще называют производителей? («кормильцы»).

- Что к ним относится? (растения).

- Как еще называют потребителей? («едоки»). Кто к ним относится? (животные).

- Почему их так называют?

- А разрушителей называют как? («мусорщиками»). –Почему?

- Кого мы относим к мусорщикам? (бактерии, микроорганизмы, грибы).

Назовите экосистемы изображённые на доске. (лес, сад, огород, поле, водоём) (Слайды  3-7)

Из каких частей состоит экосистема?

- Рассмотрите рисунок. Вы видите пустые прямоугольники, в которые вам надо вписать части экосистемы.

- Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (воздух, почва, горные породы, вода)

  На Слайд  9-10

- Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

  Над группами на слайде появляются заголовки:

Экосистема – Слайд 11

это такое содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома

Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.

Физкультминутка

А теперь мы — ручейки

А теперь мы — ручейки,

Побежали вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

С рыбками поплаваем

 С  белками попрыгаем,

 С бобрами поиграем

Вернёмся к папе с мамой –

 Став учениками.(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом

- Какой у вас возникает вопрос? (можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?)

- В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (все обитатели приспособились жить совместно).

- Вспомните, как называются цепочки, где одни живые организмы поедают других? (цепи питания). ).(Слаид12-16 )

  Работа по учебнику с. 42.

- Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут)

Фиксация выводов:

- Давайте сделаем вывод: Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ).

- А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? (её обитатели).

- Проверьте себя, дайте правильное определение, что такое экосистема.

  На доске слайд: после ответа детей:

  Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.

V. Самостоятельное применение знаний.

- Работа в парах:

1) подпиши представителей «профессий» (1 вариант)

2) подпиши название «профессий» (2 вариант)

3) составить цепи питания (3)

VI. Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что помогло вам сегодня узнать новое?

- Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы?

- Какие пожелания можете сказать себе?

Лист самооценки учащегося

Оценка ученика

Оценка учителя

Давал правильное объяснение словам

В паре помог правильно составить цепь питания.

Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания.

Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы.

Итого

Своей работой на уроке я доволен -

Не совсем доволен -

-я недоволен, потому что...

VII. Домашнее задание. (Слайд10)

  1. составить свой кроссворд по теме «экосистема»;
  2. прочитать материал в учебнике с. 40-43, выполнить задания № 5, 6 на с. 43.
  3. тетрадь с. 20 задание № 4,5.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь тундры" ОС "Школа 2100" 2 класс

Эта презентация полностью соответствует материалам учебника по теме "Жизнь тундры"....

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Урок окружающего мира по теме "Жизнь луга" 4 класс УМК "Школа Росии"

Тема: «Жизнь луга»Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.Задачи:Актуализировать знания о природных сообществах (лес).Ввести понятие «луг», компонент...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....