Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок по окружающему миру.
Учитель начальных классов
Хорошилова Наталья Александровна
г. Саяногорск.
Тема: Сохраним богатства природы!
1 класс по программе «Школа 2000 – 2100».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру.
Учитель начальных классов
Хорошилова Наталья Александровна
МОУ СШ №5, г. Саяногорск.
Тема: Сохраним богатства природы!
1 класс по программе «Школа 2000 – 2100».
Цели:
1. Обучающая. Раскрыть значение природы в жизни человека, его место в природе и обществе.
2. Развивающая. Развивать умение наблюдать, рассуждать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира.
3. Воспитательная. Воспитывать позитивное, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологическую и духовно-нравственную культуру.
Оборудование:
- Учебник «Я и мир вокруг» (А.Вахрушев).
- Рисунки с изображением обычной квартиры и природы.
- Экологический светофор.
- Кружки красного, жёлтого, зелёного цвета.
- Эпиграф: «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня в ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем!».
- Мультимедиа установка.
- Маски для Совы, Мыши. Коровы, Шмеля, Клевера, Молока.
- Талый снег, 2 стакана, фильтр, воронка.
- Таблички со словами: живая, неживая, силы природы, воздух, солнце, вода, полезные ископаемые, земля, растения, животные, человек, ветер, солнечный свет, течение рек, !, пить, дышать, есть, потребности.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
(слайд № 1)
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали в ввысь.
Ведь небо-это их стихия!
Ведь небо-это их свобода!
Ведь небо-это вся их жизнь!
А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
(слайд № 2)
Тогда бы мёртвым стало небо.
И - Тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
(слайд № 3)
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, всё уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
(слайд № 4)
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Так о чём мы будем сегодня говорить? (о нашей природе, о том, что она в большой опасности и, что мы должны её сберечь).
Работа по теме урока.
Каждый из вас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе.
(слайд № 5)
Перед вами лежат два рисунка. На одном изображена обычная квартира, может быть похожая на вашу, а на другом – дом-природа. Обсудите в парах что общего вы видите на этих рисунках? Чем различаются эти рисунки?
Отчего в нашем доме бывает светло? (лампы).
А что можно сравнить с лампой в природе? (солнце)
Но солнце не только светит, но и греет. Что в квартире выполняет эту роль? (обогреватель, плита, батарея отопления)
В природе идёт дождь. Где его можно встретить в вашем доме?
В природе ветер – а дома? (вентилятор)
В комнате есть пол, где пол в природном доме? (земля, почва)
В обычном доме есть каменные или деревянные стены. (В доме-природе – горы и деревья).
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. (В обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.
В природе дикие животные. (В обычном – домашние).
Какой можно сделать вывод? Что должно быть в каждом доме?
Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.
Ребята, кто построил дома? (строители)
Кто построил природу? (никто не строил)
Где чище: дома или на природе?
Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может).
Так что такое природа?
Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. Всё это находится на нашей планете, вокруг нас.
(слайд № 6)
Наш город стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля…
Всё это вместе – наша ЗЕМЛЯ!
Значит, наш дом – Земля. Мы должны беречь всё это, наводить порядок. (слайд № 7)
И эта Земля делится с нами своими богатствами.
Работа по учебнику.
Вы уже познакомились с разными богатствами природы, которые помогают жить нам и всему живому на земле. Давайте ещё раз вспомним богатства природы. Откройте учебники на 33 странице. Все богатства мы разделим на три группы. Какие? (живая, неживая, силы природы). Составляется таблица. Неживая: воздух, солнце, вода, полезные ископаемые, земля. Живая: растения, животные, человек. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.
Кто наносит самый большой вред этим богатствам? Да, человек. (поместить восклицательный знак)
А, ведь человек, это тоже часть природы, а поэтому главные потребности для жизни у него такие же, как и у животных. Какие это потребности? (пить, дышать, есть) (Провести стрелочки).вода – пить, чистый воздух – дышать, пища – есть.
Правильно, и человек должен учиться у животных – брать у природы только столько богатства, сколько требуется для нормальной жизни.
Практическая работа.
А теперь проведём опыт и посмотрим, что же происходит с богатствами природы?
Опыт с водой из талого снега.
- Какого снега был снег? (белого)
- Что с ним произошло? (растаял)
- Как вы думаете, чистая ли вода?
Дети переливают снеговую воду в стакан.
- Каким стал фильтр? (Грязным)
- Откуда на нём появилась грязь? (из снежков)
- А откуда в снежках грязь?
(слайд № 8)
Появляется Злючка-Грязючка.
Везде, где грязь, появляется Злючка-Грязючка. Она – в дыме заводов, выхлопных газах автомобилей. Любит, когда люди загрязняют всё вокруг!
- Ребята, нравится вам Злючка-Грязючка? Как нам прогнать её?
(ответы детей)
Игра «Экологический светофор».
С этой неприятной дамой нам поможет справиться Волшебный светофор.
Как вы думаете, для чего на улицах устанавливают светофоры? У нас сегодня в гостях особенный светофор – экологический. Он поможет нам навести порядок в природе. Я буду вам показывать ситуации, а вы показывать светофору сигнал. Красный – если так делать нельзя, жёлтый – если нужно остановиться и подумать, а зелёный – если поступки правильные. Начнём?
(слайды с № 9 по 16)
Физкультминутка.
Вывод.
Так что же вы поняли? Что можно делать, а что нельзя?
Жалобная книга природы.
Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слёзы? Когда это бывает? Но ведь природа живая. Когда ей обидно и больно, она тоже плачет.
Нам пришло звуковое письмо от одного животного, давайте его прослушаем.
(звучит запись «Сова»)
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу, ночью лесным жителям спать мешаю. (Сова).
(слайд № 17)
Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1000 кг зерна, разорить много гнёзд шмелей и других насекомых.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру. Для этого мне нужны помощники. Вы будете выполнять роли животных и предметов. Я расскажу вам удивительную историю, а вы, услышав себя, сделаете шаг вперёд встанете в том порядке, котором я буду вас называть.
(Сова, мышь, шмель, клевер, корова, молоко).
Случилась однажды такая история. Обидел человек сову, ни за что. Перестала сова на луг летать, мышей ловить. Мыши повылазили из нор и разорили все шмелиные гнёзда – пропали шмели. Некому стало клевер опылять. Перестал расти клевер. Нечего стало есть коровам, перестали коровы молоко человеку давать. Опомнился человек, попросил прощения у совы, вернулась она на луг. И вдоволь стало молока, да такого вкусного, полезного.
Если вы захотите узнать подробнее эту историю – прочитайте книжку В.Бианки. здесь есть ещё много удивительных и поучительных историй о том, что всё, ребята, в природе взаимосвязано. Разорвёшь цепочку в одном месте – плохо будет всем живым существам!
(слайд № 18)
Теперь я хочу провести у вас экологический экзамен. Каждая группа получает билет. Прочитайте предложение, обсудите его и найдите в классе ответ на свой вопрос.
- Увеличится количество грибов будут…(слайд № 19) (сытыми и здоровыми животные).
- Больше птиц – меньше…(слайд № 20) (вредителей-насекомых)
- Сохраняется больше деревьев, травы… (слайд № 21) (значит станет больше кислорода, тени от солнца и просто красоты(.
- Чистое озеро – это.. (слайд № 22) (много рыбы, достаток на столе, отдых людей).
- Знать, любить и помогать природе… (слайд № 23) (значит, будет красивая и здоровая жизнь на Земле!)
Ребята, вы молодцы! И, я думаю, вы никогда не забудете, что природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры. (слайд № 24)
Итог урока.
Давайте подведём итог нашего урока.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу природу? (чтение плаката) (слайд № 25)
Кто хочет сохранить природу – поднимите жёлтый кружок, а кто будет это делать – красный кружок.
(слайды № 26 – 30)
Любите родную природу – озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе мы к ней относится добрей.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб вас любили и зверь и птица.
И доверяли повсюду нам,Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?.. И. Мазнин.
Приложение:
Злючка-закорючка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...