Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. "Лесные новости".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок построен так, что дети во время урока мысленно совершают прогулку по лесу, встречаются с его обитателями, узнают о них что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - прогулка в лес. Знакомство с обитателями леса. | 53.5 КБ |
konspekt_uroka._okruzhayushchiy_mir_1_kl.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Окружающий мир». 1 класс.
По программе « Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учитель Кретова Л.Н.
Тема урока: « Лесные новости».
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с изменениями в
жизни диких животных с наступлением
весны.
2.Развивать мышление, воображение, речь.
3.Воспитывать бережное отношение к природе,
ко всему живому.
Оборудование: учебник, тетрадь, на доске картинки с изображением животных с детенышами, в середине плакат со стрелкой, костюм сороки – почтальона, конверты с вестями из леса, запись музыки П. И. Чайковского «Март».
Ход урока.
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Ребята, посмотрите, как хорошо на улице.
- Чему мы радуемся? ( Приходу весны, теплу.)
Сейчас я буду читать стихотворение, а вы мне
помогайте:
«Уж тает___( снег), бегут_____( ручьи),
В окно повеяло_____ ( весною).
Засвищут скоро______( соловьи)
И лес оденется_______ (листвою)!»
- А что еще изменилось с приходом весны?
( День стал длиннее, появляются первые
весенние цветы, распускаются листья, прилетают
птицы, просыпаются звери).
Помогите мне прочитать еще один отрывок :
«По полям бегут______ (ручьи),
На дорогах ______ (лужи).
Скоро выйдут ______ (муравьи)
После зимней ______ (стужи).
Пробирается _______ (медведь)
Сквозь густой валежник.
Стали _____ (птицы) песни петь,
И расцвел ______ ( подснежник).
Как много вы уже знаете об изменениях в природе
весной.
2.Вступление к теме урока.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в лес к
лесным жителям и посмотреть, кто и как весну
встречает.
Раздается стук в дверь. Учитель разрешает войти. В класс входит ученица в костюме сороки.
Сорока. Здравствуйте! Я слышала, что вы хотите узнать
лесные новости. Много летала я по лесу и
принесла вам новости от многих зверей. Эта
новость от медведицы, эта – от ежа, эта - от
белки, эта – от лисы, эта - от волка, эта - от
лося. (Под картинками на доске сорока
раскладывает конверты с весточками из леса).
Ну, ладно, у меня мало времени. Вы читайте
новости, а я полетела дальше. Мне еще надо во
многие места заглянуть. До свидания!
Звучит музыка П. И. Чайковского « Март» (тихо).
Учитель. Отправляемся в путь. Закройте глаза и
представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую
гущу леса. Снег еще лежит. Кое-где появились
проталины. С каждым днем в лесу все больше
проталин, все меньше снега. С каждым часом
все оживает и радуется весне. Кое-где
проглядывают голубые глазки подснежников.
Вот здесь мы остановимся. Откройте глаза.
Посмотрите на рисунки животных.
3.Знакомство с новым материалом.
Учитель. - К кому же в гости мы отправимся сначала,
посмотрим на стрелочку (стрелка показывает на
картинку с медведем).
Дети. Мы идем в гости к медведю.
( Один ученик достает из конверта письмо от
медведя и читает его вслух. Текст взят из учебника
« Окружающий мир»).
Учитель. В конце марта МЕДВЕДИ просыпаются от
зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за
зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он
так зол, что может напасть даже на человека,
иногда нападает на крупный рогатый скот. А
вообще-то медведь - всеядное животное. Как вы
думаете, что значит всеядное?
Дети. Значит, он питается всем: ягодами, медом, травой,
корнями, грибами. Ест рыбу, раков, насекомых,
птиц и птичьи яйца.
Учитель. Как вы уже знаете, в феврале, в конце зимы, в
самую стужу, у медведицы родились
медвежата. Родились они слепыми и весят всего
полкилограмма. Греются малыши возле матери
и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А
весной, когда пригреет солнце и растает снег,
медведица выводит своих детенышей из
берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.
Пойдем дальше. Интересно, о ком мы теперь узнаем?
Вот под деревом куча листьев. Кто натаскал их сюда? На кого указывает стрелка?
Дети. На ежика.
( Дети открывают конверт с письмом от ежика и
читают.)
Рано весной просыпаются ежи. У них появляется потомство. У самки рождается от 3 до 8 ежат. Она кормит их своим молоком.
Учитель. За время зимней спячки ежи сильно худеют.
Весной они кормятся насекомыми: кузнечиками,
сверчками, тараканами, разными жучками. Ежи
поедают также дождевых червей, птичьи яйца,
иногда лесных и полевых мышей. Ежиха
подготовила с осени для своих будущих
детенышей хорошо выстланное травой гнездо,
где потом рождаются ежата. Когда ежата
перестают сосать молоко, мать приносит в
гнездо дождевых червей, опавшие плоды.
Вскоре она начинает брать ежат на охоту.
Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя
и ежа?
Дети. И медведи и ежи впадают в спячку. Они кормят
своих детенышей молоком.
Учитель. А как вы понимаете выражение «выводят
потомство»?
Дети. Значит, у животных рождаются детеныши.
Учитель. Чей это хвост мелькнул на дереве?
Дети. Это белка.
Учитель. Верно. Теперь мы с вами поговорим о белке.
Узнаем новости из леса. ( Повернем стрелку.)
Прочитаем то, что написано в письме.
Целыми днями белка перепрыгивает с ветки на ветку, с верхушки на верхушку, с одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство. У нее рождаются от3 до 6 бельчат.
Учитель. Поэтому не видно детенышей.
А чем питаются белки?
Дети. Ягодами, грибами, почками, желудями.
Учитель. А иногда они таскают яйца и даже птенцов из
птичьих гнезд.
А какая у нее окраска?
Дети. Летом рыжая, а зимой серая.
Учитель. Почему она меняется? Что происходит?
Дети. Происходит линька. Окраска меняется для того,
чтобы скрываться и быть незаметной.
Учитель. А кто еще из зверей меняет окраску, линяет?
Дети. Заяц. ( Повернем стрелку – указатель.)
4.Физкультминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
(Дети выполняют движения).
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
( Дети прыгают на одной ноге, на другой и на двух сразу).
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Дети бегут на месте).
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
( Дети садятся за парты).
Учитель. Хотя мы вернулись в класс, знакомство с новостями из леса еще не закончилось.
5.Знакомство с новым материалом (продолжение).
Учитель. Заглянем в конверт. Узнаем новости о зайце.
( В конверте на листе написан текст из учебника.
Один из учеников читает письмо ).
Еще снег не сошел, а у зайчихи уже родились
зайчата (4-5 штук). Они рождаются зрячими,
« в теплых шубках». Наевшись материнского
молока, они разбегаются и прячутся под кустами,
кочками. Лежат тихонько, не пищат. Проходит
день, другой, третий. Зайчиха по всем полям
скачет. Давно про них уже забыла. А зайчата все
лежат. Вот чужая зайчиха бежит мимо зайчат,
остановилась, накормила их и дальше побежала.
Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими
считать. А молоко у зайчих такое сладкое и
густое, что зайчонок раз насосется, потом
несколько дней сыт. А на восьмой – девятый день
зайчата начнут есть траву.
Что же помогает зайчатам выжить?
Дети. Теплая шуба и питательное молоко.
Учитель. Ребята, зайца называют трусишкой. А кого он
побаивается? Посмотрим на стрелку.
Дети. Волка.
Учитель. Познакомимся с новостями от волка.
(Дети читают письмо).
Волчица обычно приносит от 2 до 8 волчат. Они слепые и глухие. Мать больше месяца кормит малышей молоком, но дает и мясо.
Учитель. Живут волки парами или семьями. Зимой
несколько семей могут объединиться в стаю.
Весной стаи распадаются. Семейные пары спешат
благоустроить логово. Охотятся оба родителя.
Главная добыча волков: олени, лоси, кабаны,
зайцы, но иногда и мыши, саранча.
-А кого же еще боятся зайцы да и не дружат волки
с ними?
Дети. Лисы.
Учитель. Как ее легко узнать?
(Повернем стрелку).
Откроем письмо.
( В письме указано, что новости можно узнать в
учебнике на нужной странице ).
Работа по учебнику. Чтение статьи учащимися.
Учитель. Зимой лисы норами не пользуются, а спят,
свернувшись калачиком, прямо на снегу, прикрыв
хвостом нос от мороза. У них отличный мех и
мороз им не страшен. А весной семейная пара
оборудует нору для жилья и для рождения
детенышей.
Посмотрите в учебник.
-О каком животном мы новостей не получили?
Дети. О лосе.
Учитель. (Переведем стрелку). Прочитаем о них статью
в учебнике.
Учитель. У лосихи рождается 1-2 лосенка, которых мать
кормит очень жирным молоком. Лосиха оберегает
детенышей от врагов ( волков и медведей). Эти
животные – травоядные, едят траву, ветки, а зимой
любят полакомиться ветками молодых сосен, корой
осин. Эти животные легко приручаются.
Весной на этих животных запрещена охота. Как вы
думаете, почему?
Дети. У большинства животных в это время года рождаются
детеныши. Если убьют родителей, то многие
детеныши погибнут, т.к. они еще не могут сами
добывать себе пищу.
6. Работа по учебнику. Чтение смешинки. Что не так?
7. Работа в тетради.
8. Закрепление нового материала.
Детям предлагается кроссворд.
Учитель. Проверим, что вы запомнили о животных.
По вертикали:
- Рыжая птичница всех кур пересчитала и с собой унесла (Лиса).
- Под снежной шубой спит живая шуба меховая. (Медведь).
5.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
По горизонтали.
3.Как по этажам по веткам прыгает, руля хвостом. (Белка).
4.Брат собаки этот серый,
А разбойник самый первый. (Волк).
9. Подведение итогов.
- Понравился ли вам урок? Чем?
-Что нового вы узнали? Что запомнили?
МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Окружающий мир». 1 класс.
По программе « Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учитель Кретова Л.Н.
Тема урока: « Лесные новости».
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с изменениями в
жизни диких животных с наступлением
весны.
2.Развивать мышление, воображение, речь.
3.Воспитывать бережное отношение к природе,
ко всему живому.
Оборудование: учебник, тетрадь, на доске картинки с изображением животных с детенышами, в середине плакат со стрелкой, костюм сороки – почтальона, конверты с вестями из леса, запись музыки П. И. Чайковского «Март».
Ход урока.
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Ребята, посмотрите, как хорошо на улице.
- Чему мы радуемся? ( Приходу весны, теплу.)
Сейчас я буду читать стихотворение, а вы мне
помогайте:
«Уж тает___( снег), бегут_____( ручьи),
В окно повеяло_____ ( весною).
Засвищут скоро______( соловьи)
И лес оденется_______ (листвою)!»
- А что еще изменилось с приходом весны?
( День стал длиннее, появляются первые
весенние цветы, распускаются листья, прилетают
птицы, просыпаются звери).
Помогите мне прочитать еще один отрывок :
«По полям бегут______ (ручьи),
На дорогах ______ (лужи).
Скоро выйдут ______ (муравьи)
После зимней ______ (стужи).
Пробирается _______ (медведь)
Сквозь густой валежник.
Стали _____ (птицы) песни петь,
И расцвел ______ ( подснежник).
Как много вы уже знаете об изменениях в природе
весной.
2.Вступление к теме урока.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в лес к
лесным жителям и посмотреть, кто и как весну
встречает.
Раздается стук в дверь. Учитель разрешает войти. В класс входит ученица в костюме сороки.
Сорока. Здравствуйте! Я слышала, что вы хотите узнать
лесные новости. Много летала я по лесу и
принесла вам новости от многих зверей. Эта
новость от медведицы, эта – от ежа, эта - от
белки, эта – от лисы, эта - от волка, эта - от
лося. (Под картинками на доске сорока
раскладывает конверты с весточками из леса).
Ну, ладно, у меня мало времени. Вы читайте
новости, а я полетела дальше. Мне еще надо во
многие места заглянуть. До свидания!
Звучит музыка П. И. Чайковского « Март» (тихо).
Учитель. Отправляемся в путь. Закройте глаза и
представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую
гущу леса. Снег еще лежит. Кое-где появились
проталины. С каждым днем в лесу все больше
проталин, все меньше снега. С каждым часом
все оживает и радуется весне. Кое-где
проглядывают голубые глазки подснежников.
Вот здесь мы остановимся. Откройте глаза.
Посмотрите на рисунки животных.
3.Знакомство с новым материалом.
Учитель. - К кому же в гости мы отправимся сначала,
посмотрим на стрелочку (стрелка показывает на
картинку с медведем).
Дети. Мы идем в гости к медведю.
( Один ученик достает из конверта письмо от
медведя и читает его вслух. Текст взят из учебника
« Окружающий мир»).
Учитель. В конце марта МЕДВЕДИ просыпаются от
зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за
зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он
так зол, что может напасть даже на человека,
иногда нападает на крупный рогатый скот. А
вообще-то медведь - всеядное животное. Как вы
думаете, что значит всеядное?
Дети. Значит, он питается всем: ягодами, медом, травой,
корнями, грибами. Ест рыбу, раков, насекомых,
птиц и птичьи яйца.
Учитель. Как вы уже знаете, в феврале, в конце зимы, в
самую стужу, у медведицы родились
медвежата. Родились они слепыми и весят всего
полкилограмма. Греются малыши возле матери
и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А
весной, когда пригреет солнце и растает снег,
медведица выводит своих детенышей из
берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.
Пойдем дальше. Интересно, о ком мы теперь узнаем?
Вот под деревом куча листьев. Кто натаскал их сюда? На кого указывает стрелка?
Дети. На ежика.
( Дети открывают конверт с письмом от ежика и
читают.)
Рано весной просыпаются ежи. У них появляется потомство. У самки рождается от 3 до 8 ежат. Она кормит их своим молоком.
Учитель. За время зимней спячки ежи сильно худеют.
Весной они кормятся насекомыми: кузнечиками,
сверчками, тараканами, разными жучками. Ежи
поедают также дождевых червей, птичьи яйца,
иногда лесных и полевых мышей. Ежиха
подготовила с осени для своих будущих
детенышей хорошо выстланное травой гнездо,
где потом рождаются ежата. Когда ежата
перестают сосать молоко, мать приносит в
гнездо дождевых червей, опавшие плоды.
Вскоре она начинает брать ежат на охоту.
Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя
и ежа?
Дети. И медведи и ежи впадают в спячку. Они кормят
своих детенышей молоком.
Учитель. А как вы понимаете выражение «выводят
потомство»?
Дети. Значит, у животных рождаются детеныши.
Учитель. Чей это хвост мелькнул на дереве?
Дети. Это белка.
Учитель. Верно. Теперь мы с вами поговорим о белке.
Узнаем новости из леса. ( Повернем стрелку.)
Прочитаем то, что написано в письме.
Целыми днями белка перепрыгивает с ветки на ветку, с верхушки на верхушку, с одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство. У нее рождаются от3 до 6 бельчат.
Учитель. Поэтому не видно детенышей.
А чем питаются белки?
Дети. Ягодами, грибами, почками, желудями.
Учитель. А иногда они таскают яйца и даже птенцов из
птичьих гнезд.
А какая у нее окраска?
Дети. Летом рыжая, а зимой серая.
Учитель. Почему она меняется? Что происходит?
Дети. Происходит линька. Окраска меняется для того,
чтобы скрываться и быть незаметной.
Учитель. А кто еще из зверей меняет окраску, линяет?
Дети. Заяц. ( Повернем стрелку – указатель.)
4.Физкультминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
(Дети выполняют движения).
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
( Дети прыгают на одной ноге, на другой и на двух сразу).
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Дети бегут на месте).
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
( Дети садятся за парты).
Учитель. Хотя мы вернулись в класс, знакомство с новостями из леса еще не закончилось.
5.Знакомство с новым материалом (продолжение).
Учитель. Заглянем в конверт. Узнаем новости о зайце.
( В конверте на листе написан текст из учебника.
Один из учеников читает письмо ).
Еще снег не сошел, а у зайчихи уже родились
зайчата (4-5 штук). Они рождаются зрячими,
« в теплых шубках». Наевшись материнского
молока, они разбегаются и прячутся под кустами,
кочками. Лежат тихонько, не пищат. Проходит
день, другой, третий. Зайчиха по всем полям
скачет. Давно про них уже забыла. А зайчата все
лежат. Вот чужая зайчиха бежит мимо зайчат,
остановилась, накормила их и дальше побежала.
Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими
считать. А молоко у зайчих такое сладкое и
густое, что зайчонок раз насосется, потом
несколько дней сыт. А на восьмой – девятый день
зайчата начнут есть траву.
Что же помогает зайчатам выжить?
Дети. Теплая шуба и питательное молоко.
Учитель. Ребята, зайца называют трусишкой. А кого он
побаивается? Посмотрим на стрелку.
Дети. Волка.
Учитель. Познакомимся с новостями от волка.
(Дети читают письмо).
Волчица обычно приносит от 2 до 8 волчат. Они слепые и глухие. Мать больше месяца кормит малышей молоком, но дает и мясо.
Учитель. Живут волки парами или семьями. Зимой
несколько семей могут объединиться в стаю.
Весной стаи распадаются. Семейные пары спешат
благоустроить логово. Охотятся оба родителя.
Главная добыча волков: олени, лоси, кабаны,
зайцы, но иногда и мыши, саранча.
-А кого же еще боятся зайцы да и не дружат волки
с ними?
Дети. Лисы.
Учитель. Как ее легко узнать?
(Повернем стрелку).
Откроем письмо.
( В письме указано, что новости можно узнать в
учебнике на нужной странице ).
Работа по учебнику. Чтение статьи учащимися.
Учитель. Зимой лисы норами не пользуются, а спят,
свернувшись калачиком, прямо на снегу, прикрыв
хвостом нос от мороза. У них отличный мех и
мороз им не страшен. А весной семейная пара
оборудует нору для жилья и для рождения
детенышей.
Посмотрите в учебник.
-О каком животном мы новостей не получили?
Дети. О лосе.
Учитель. (Переведем стрелку). Прочитаем о них статью
в учебнике.
Учитель. У лосихи рождается 1-2 лосенка, которых мать
кормит очень жирным молоком. Лосиха оберегает
детенышей от врагов ( волков и медведей). Эти
животные – травоядные, едят траву, ветки, а зимой
любят полакомиться ветками молодых сосен, корой
осин. Эти животные легко приручаются.
Весной на этих животных запрещена охота. Как вы
думаете, почему?
Дети. У большинства животных в это время года рождаются
детеныши. Если убьют родителей, то многие
детеныши погибнут, т.к. они еще не могут сами
добывать себе пищу.
6. Работа по учебнику. Чтение смешинки. Что не так?
7. Работа в тетради.
8. Закрепление нового материала.
Детям предлагается кроссворд.
Учитель. Проверим, что вы запомнили о животных.
По вертикали:
- Рыжая птичница всех кур пересчитала и с собой унесла (Лиса).
- Под снежной шубой спит живая шуба меховая. (Медведь).
5.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
По горизонтали.
3.Как по этажам по веткам прыгает, руля хвостом. (Белка).
4.Брат собаки этот серый,
А разбойник самый первый. (Волк).
9. Подведение итогов.
- Понравился ли вам урок? Чем?
-Что нового вы узнали? Что запомнили?
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...