Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Босенко Светлана Витальевна

учебник Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса, в двух частях  – Самара: Корпорация «Федоров, 2009 г. и рабочей тетрадью Н. Я. Дмитриева, Н. А. Казаков. Рабочая тетрадь для 1 класса - Самара: Корпорация «Федоров, 2009   г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_okruzhayushchemu_miru.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе:

-  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования;

-    примерной программы по окружающему миру начального общего образования; авторской программы, разработанной Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казаковым, по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, система Л. В. Занкова (Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008) и обеспечена учебником (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса, в двух частях  – Самара: Корпорация «Федоров, 20   г.) и рабочей тетрадью (Н. Я. Дмитриева, Н. А. Казаков. Рабочая тетрадь для 1 класса - Самара: Корпорация «Федоров, 20   г.)

Количество часов: на год – 66, в неделю - 2

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Цели по ФГОС

1.Формирование целостной картины мира.  

2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Содержание учебного предмета

1-й класс. (66 ч)

 Авторы: Н.Я.Дмитриева .А.Н.Казаков.

Окружающий  мир: природа, общество, труд.

  • Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе,правила поведения на дороге.
  • Природа осенью. Природа – источник познания.
  • Экскурсии.

Природа.

  •  Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
  • Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
  • Природа и человек. Красота природы, народные праздники.
  • Практические работы и экскурсии.

Планета Земля.

  •  Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            

Становление человека.

  • Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
  • Экскурсии.

Кто  такие  «Мы»

  • Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах.
  • Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.
  • Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.
  • Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.
  • Экскурсии.

                                       Календарно - тематическое планирование

по  окружающему миру (Л. В. Занков) в 1 классе на 2013 – 2014 уч.г.

2 часа в неделю – 66 часов в год по программе. Фактически – 65ч.

учебник Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса, в двух частях  – Самара: Корпорация «Федоров, 2009 г. и рабочей тетрадью Н. Я. Дмитриева, Н. А. Казаков. Рабочая тетрадь для 1 класса - Самара: Корпорация «Федоров, 2009   г.

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Примечание

1 четверть -  по программе - 16 ч. Фактически – 16ч.

1

03.09

Вводный инструктаж по ТБ. Что такое окружающий мир. Где мы живем.

Урок – экскурсия

2

05.09

Природа и её изменчивость. Родной город, страна-Россия, столица-Москва.

Урок – экскурсия

3

10.09

Природа – источник познания.

Урок – экскурсия

4

12.09

Я изучаю природу. Деревья нашего двора.

5

17.09

Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками, учителями и работниками школы.

6

19.09

Маршрут от дома к школе, правила поведения во дворе

7

24.09

Занятия родителей

8

26.09

Вселенная, или космос.

Урок – путешествие

9

01.10

Земля - планета. Луна – спутник Земли.

Комбинированный

10-11

03.10

08.10

Свет, тепло, вода, воздух – условия необходимые для жизни на Земле.

Комбинированный

12

10.10

Разнообразие природы Земли, её изменчивость.

Комбинированный

13

15.10

Неживая, живая природа. Признаки объектов(цвет, форма, размер и т.д.)

Комбинированный

14

17.10

Царства живой природы

15

22.10

Растения, части растения.

Урок – исследования.

16

24.10

Зависимость растений от природных условий

комбинированный

                 2 четверть – по программе – 16часов. Фактически – 15ч.

17

05.11

Деревья, кустарники, травы.

Урок – творчества

17

07.11

Растения и человек.

Урок - игра

18

12.11

Животные

Комбинированный

19

14.11

Разнообразие растений и животных

Комбинированный

20

19.11

Бережное отношение к природе

Комбинированный

21

21.11

Земная поверхность.

Комбинированный

22

26.11

Труд человека

Комбинированный

23

28.11

Общие представления об этапах развития планеты Земля.

Комбинированный

24

03.12

Модели и изображения Земли.

Глобус и карта

Комбинированный

25

05.12

Азбука географии

Комбинированный

26

10.12

Тепловые пояса

Урок – путешествие

27

12.12

Облик Земли постоянно меняется

28

17.12

Экватор, Северное и Южное, Западное и Восточное полушария, полюсы.

Комбинированный

29

19.12

Ориентирование в пространстве и времени

Комбинированный

30

24.12

Как открывали новые земли

Комбинированный

31

26.12

История одной местности

             3 четверть – по программе – 16 часов. Фактически -17ч.

32-33

14.0116.01

Повторный инструктаж по ТБ.  Появление и развитие жизни на Земле.

Комбинированный

34-35

21.01

23.01

Древние и современные растения и животные

Урок - игра

36

28.01

Растительноядные и хищные животные.

Экскурсия.

37

30.01

Становление человека .

Комбинированный.

38

04.02

Предки человека

Комбинированный

39 -40

06.02

11.02

Человек  становится охотником.

Комбинированный

41

13.02

Человек прямоходящий.

Комбинированный

42

25.02

Орудия труда.

Комбинированный

43

27.02

Родовой строй.

Комбинированный

44-45

04.03

06.03

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Начало оседлой жизни.  

Комбинированный

46

11.03

Кто такие «МЫ»?

47

13.03

Мы разные по возрасту и внешнему виду

Комбинированный

48

18.03

Мы живем в разных природных условиях

Комбинированный

49

20.03

Мы живем в разных странах

Комбинированный

4 четверть – по программе – 16 ч. Фактически – 15 ч.

50-51

01.0403.04

Обычаи разных народов

 Экскурсия

52

08.04

Мы живем в разное время суток природе.

Комбинированный

53

10.04

Мы занимаемся разным делом

54-55

15.0417.04

Мы должны охранять окружающую среду

Урок – путешествие

56

22.04

Россия-любимая наша срана

Комбинированный

57

24.04

Транспорт и связь

Комбинированный

58

29.04

Что мы знаем о своей стране

Комбинированный

59-60

06.0513.05

Как жили наших предки

Комбинированный

61-62

15.0520.05

Жизнь современного человека

Урок – путешествие

63-64

22.0527.05

Законы современной жизни

Урок – путешествие

65

29.05

Обобщение изученного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс

Календарно-тематическое планирование в 4 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК ПНШ

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК "Перспективная начальная школа"...

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...