Кто такие рыбы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Бапышева Кулжемис Кадыржановна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. Программа "Школа России" ФГОС. Приложение: загадки, физкультминутка.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Кто такие рыбы?

Цели деятельности учителя

Формировать представления о  строении и отличительных признаках рыб

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему «Кто такие рыбы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1128


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-
точный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обуча-
ющихся к уроку, озвучивает
 
тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают
и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют

себя с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Разгадывание загадок и беседа по теме «Кто такие рыбы?»

Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам.



– Где водится акула?

– А где живут сом и щука?

Разгадывают загадки,
отвечают
на вопросы.

– В море.

– В реке

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах;  логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Устные ответы

III. Изучение

нового материала

Презентация на тему «Кто такие рыбы?».

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

Просматривают презентацию.

Фронтальная.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний

Устные ответы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа по материалам учебника (с. 34).









Моделирование
из пластилина и монеток «одежды» рыб.

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

– Из каких частей состоит тело рыбы?




Поясняет задания, осуществляет контроль, следит за соблюдением техники безопасности

Отвечают
на вопросы.




– Голова, туловище, хвост, жаберная крышка, плавники.

Выполняют задания.

Фронтальная.









Индивидуальная.


Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.





Познавательные: общеучебные  осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Самостоятельное задание, самопроверка.






Проверка заданий, взаимопроверка.

Физкультминутка

(Приложение 1).

Работа с атласом-определителем и материалами учебника (с. 35)

Проводит физкультминутку.


Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют упражнение.

Выполняют задание.

Работа
в парах







Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения




Устные ответы




Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя


Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание
в рабочей тетради

(с. 24)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания в рабочей тетради

Индивидуальная

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке

Проводит беседу по вопросам:

– Кто такие рыбы? Приведите примеры речных рыб. Чем покрыто тело рыб?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Приложение 1 

ЗАГАДКИ

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.    

(Сом.)

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала.

(Щука.)


В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно –

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

(Акула.)

Он колючий, но не еж,

А речная рыба … (ерш).

Приложение 2

Физкультминутка

Рыболов, рыболов,

Покажи нам свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака,

А в ведерке два малька.  

(Имитация движений рыболова.)



Предварительный просмотр:


Кто такие птицы?

Цели деятельности учителя

Формировать представления о жизни комнатных растений в природе

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану; получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему «Кто такие птицы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1129


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы
совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-точный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обуча-
ющихся к уроку, озвучивает
 
тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают
и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Разгадывание загадок и беседа по теме «Кто такие птицы?»

Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам.



– Где живут и выводят своих малышей птицы?

– Каких птиц мы называем домашними?


– А где зимуют птицы?

Разгадывают загадки,
отвечают
на вопросы.

– В гнездах.


– Куры, утки, гуси, индюки.

– Перелетные птицы улетают на юг, а зимующие остаются

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о птицах и их отличительных признаках; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение

нового материала

Презентация на тему «Кто такие птицы?»

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

Просматривают презентацию.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные  извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические  

дополнение и расширение имеющихся знаний

Устные ответы.

Работа по материалам учебника (с. 36).









Физкультминутка

(Приложение 1).


Практическая работа с атласом-определителем и материалами учебника (с. 37).






Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

– Из каких частей состоит тело птицы?




Проводит физкультминутку.

– Муравей Вопросик очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

– Давайте попробуем вместе полететь как птицы.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.



Отвечают
на вопросы.




– Голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги.

Выполняют упражнение.



Выполняют задание.








Фронтальная




Работа
в парах.













Фронтальная

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.


Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и

Самостоятельное задание, самопроверка.








Устные ответы









Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



Игра-соревнование

«Кто назовёт больше птиц»



Организовывает игру



Называют птиц

отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество

IV. Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание 1 в рабочей тетради

(с. 25)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания
в рабочей тетради

Индивидуальная, в парах

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке  

Проводит беседу по вопросам:

– Назовите основной признак птиц. Приведите примеры домашних птиц, перелетных и зимующих птиц

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке  

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Приложение 1 

ЗАГАДКИ

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днём.

(Сова.)

Кто в берете ярко-красном,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? … (Воробей.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр!»

(Ворона.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  

(Грач.)

Одежда белая, а ножки

Обуты в красные сапожки.

Из моды выйдут – вот беда!

Ему ж не снять их никогда.

    (Гусь.)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

   (Жаворонок.)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавель.)

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте – кто? ... (Индюк.)

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка.)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.    

(Курица.)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина …. (орла).

Приложение 2

Физкультминутка

(Движения повторять 3–4 раза)

Давайте мы с вами руками помашем,         Машут руками.

И что-нибудь птичье давайте мы скажем…         Произносят «Кар! Кар! Чирик-чирик!»

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем! Что мы сидим?!        

                                                    Э. Мошковская



Предварительный просмотр:


Кто такие звери?

Цели деятельности учителя

Формировать представления об отличительных признаках зверей

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; ; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы

Презентация на тему «Кто такие звери?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://festival.1september.ru/articles/532870


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-точный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обуча-
ющихся к уроку, озвучивает
 
тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают

и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Игра «Раздели

на группы».

К доске прикреплены фотографии и рисунки с различными группами животных (воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы).

Учащиеся должны сгруппировать рисунки и объяснить свой выбор

Знакомит с правилами игры, осуществляет контроль, следит за ее ходом; организует беседу.





– На какие группы можно разделить данных животных?

Активно участвуют в игре, разделяя животных на группы, отвечают на вопросы:

– Воробей
и лебедь – птицы, потому что их тело покрыто перьями
и т. д.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение

нового материала

Презентация на тему «Кто такие звери?»

Работа по материалам учебника (с. 38).








Физкультминутка

(Приложение 1).

Практическая работа «Исследование шерсти животных», работа с атласом-определителем и материалами учебника (с. 39).

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.


Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу, организует беседу

по уточнению и конкретизации первичных знаний.

– Из каких частей состоит тело зверей?



Проводит физкультминутку.


Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Просматривают презентацию.

Отвечают
на вопросы.




– Голова, шея. туловище, хвост, ноги.

Выполняют упражнение.

Выполняют задание

Фронтальная.


Фронтальная.










Работа
в парах

Познавательные: общеучебные  извлечение необходимой

информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

Устные ответы.





Самостоятельное задание, самопроверка.


Проверка заданий, взаимопроверка

IV. Первичное  осмысление и закрепление

Выполнить задания 1, 4 в рабочей тетради (с. 27–28)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания
в рабочей тетради

Индивидуальная

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке  

Проводит беседу по вопросам:

– Назовите основные признаки зверей. Приведите примеры
зверей

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Приложение

Физкультминутка

Лучшие качели – гибкие лианы                 Раскачивания,

Это с колыбели знают обезьяны.                взмахи руками,

Кто весь век качается – да-да-да,                подпрыгивания.

Тот не огорчается ни-ког-да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....