Методическая разработка. Урок-проект "Ох, уж эти зайцы!"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Содержит план мероприятий для подготовки к уроку, вопросы викторины, стихи, игры, сказку о зайцах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок- проект | 233.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Владимира
Урок- проект
Тема урока: «Ох, уж эти зайцы!»
Программа «Школа 2100», 4 класс,
Учитель: Володина Татьяна Валентиновна
г.Владимир
2012г.
Цель урока:
формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1класса в предметной области окружающий мир.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметныхрезультатов обучения:
(регулятивные УУД)
- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
(познавательные УУД)
- формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации (учебником, планом, иллюстрациями, статьями);
- развитие операционного мышления;
(коммуникативные УУД)
-формирование умения слушать и слышать;
-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбордополнительной информации;
-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Закрепить и расширить знания о зайцах.
- Познакомить детей с особенностями приспособлении зайцев.
- Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.
- Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Виды подготовительной работы
Рассказ о жизни зайца (продолжительность жизни, питание, образ жизни, )
Виды зайцев
Викторина «Чем интересны зайцы» ( см. в приложении)
Сказки о зайцах
Зайцы в мультфильмах и фильмах
Сувениры с зайцами ( купленные и сделанные своими руками (лепка, аппликация, оригами) на уроках технологии
Сочинение сказки про зайца
Заячья эстафета (конкурсы)
Оборудование:
Картинки и фотографии зайца, игрушечный плюшевый заяц, карточки белого, зеленого, красного и желтого цвета по количеству детей, наборы фигур для игры «Танграм» по количеству детей.
Ход урока:
Мы отправляемся в лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Заяц.
Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).
Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».
Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).
А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу. (Дети выполняют задание).
В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.
Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему крымскому зайцу полностью белеть, смысла нет. Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Крыму снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было. Но наши крымские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, -- наверное размышляет заяц, -- снег растает, и крутись потом на темной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомек». А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать по лесу.
В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.
Давайте немного поиграем (Динамическая пауза).
Игра «Зайцы и одуванчики».
Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:
Скачут среди травки зайцы быстроногие,
сбили одуванчики лапками у дороги
дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:
Закружились, будто снег в воздухе пушинки,
А зайчата скачут быстро по лесной тропинке.
(Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»).
Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? Ответы детей).
А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава. В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся. Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.
Поиграем в игру «Времена года».
У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый. Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).
К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.
Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.
Раньше в Крыму зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за крымскую землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.
Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца (конструирование из бумаги).
Приложение
- Почему у зайца маленький хвост?
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата?
- Куда зайцу легче бежать с горы или в гору?
- Почему у зайца шкурка тонкая?
- Правда ли, что заяц зимой в валенках ходит и не проваливается?
- Косой ли заяц?
- Сколько раз в году рождаются зайчата и как их называют?
- Все ли зайцы зимой белые?
- «Труслив как заяц» - так утверждает народная мудрость. А трусливый ли заяц?
- Если зайцы рано стали белеть, то зима наступит раньше или позже?
- Верно ли, что у зайца каждый день растут зубы?
Стихи про зайцев. Детские стишки о зайцах.
У пенька
Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
- Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе - капкан,
Ершу - крючок,
А поросёнку - пятачок!
Г.Ладонщиков
* * *
А что внутри?
Вот сугроб.
-А что внутри?
-Если хочешь,
Посмотри! -
Посмотрел зайчишка,
А в сугробе - мишка!
Не хватило б
зайке ног,
Если б ветер
Не помог.
Зайка - прыг
На край метели.
И они в овраг
Влетели.
Г.Новицкая
* * *
Заяц
Спят усталые ветра,
Спит лесник в своей избушке,
А у ЗАЙЦА до утра
Спят по очереди ушки.
В.Орлов
* * *
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке.
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
* * *
Про зайца
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой-
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
И ещё, наверно, долго,
Притаившись в тишине,
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого...
Н.Рубцов
* * *
На полянке
На полянке у пенька
Зайцы пляшут трепака,
Пляшут, веселятся,
Топать не боятся.
Рады ясному деньку,
Рады старому пеньку,
Клёнам и ромашкам,
Птицам и букашкам.
Что им не резвиться,
Коль полно кислицы,
Если нет поблизости
Волка и Лисицы.
Г.Ладонщиков
* * *
Зайчик
Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.
М. Клокова
* * *
КТО ЭТО?
Чьи-то лапки на белом снегу наследили,
Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал,
У березы кору обглодал.
Корешок чьи-то зубки точили.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
И, зачуяв стрелка, полетел
Через голову с белой горушки.
Куцый хвостик, глаза с косиной
И пушистая белая шубка, ^
Рост не мал и не очень большой,
И раздвоена верхняя губка.
О.А.Беляевская
* * *
Стой, зайчонок, не беги
По тpопинке yзенькой.
Лyчше ты побеpеги
Хвостик свой кypгyзенький.
Лис кpадется вдоль тpопы.
Вpяд ли ищет он гpибы!
Ирина Токмакова
Зайцы по природе способны развивать почти мгновенно скорость до 80 километров в час и бежать со скорость 60 км/час несколько километров, оставляя большие , растянутые следы через 3-4 метра Особой резвостью отличается заяц-русак, его движения быстры, ловки, уверенны. Огромный заряд энергии, изящная подвижность и красота движения просто завораживают. Из внешних чувств у зайца сильно развит слух, слабо зрение, хорошо обоняние.
Беляк и русак довольно хорошо плавают. Спасаясь от погони, могут переплыть реку, при этом держат уши отогнутыми назад. Во время паводка много зайцев гибнет из-за переохлаждения.
Возраст зайца можно определить по внешним признакам. Старый русак имеет на голове много волос с сединой, когти стертые и тупые. У молодого зайца на лбу, словно звездочка, несколько белых волосков, а щетинки глазной впадины выражены слабо, как бы прилегают к голове. Когти свежие и острые.
Сказка
ОТЧАЯННЫЙ ЗАЯЦ
Вылиняли у зайца-беляка задние ноги. Снега еще нет, а у него ноги белые стали. Будто белые штаны надел. раньше серого зайца никто и на поляне не замечал, а теперь он и за кустом сквозит. Всем как бельмо на глазу! В ельник забился — синицы увидели. Окружили и давай пищать:
— Заяц в штанах, заяц в штанах!
Того и гляди, лиса услышит.
Заковылял заяц в осинник.
Только под осинкой залег — сороки увидели! Как затрещат:
— Заяц в штанах, заяц в штанах!
Того и гляди, волк услышит.
Замелькал заяц в густель. Там елку вихрь повалил. Легла елка вершиной на пень. Как шалашиком, пень накрыла. Вспрыгнул беляк на пень и притих. "Вот, — думает, — теперь от всех спрятался!"
Шел по лесу охотник и видит: в самой густели будто глазок на небо сквозит. А какое там небо, если позади лес черный! Заглянул охотник в лесной глазок — заяц! Да близко — ружьем ткнуть можно. Ахнул охотник шепотком. А заяц — некуда податься — шасть прямо на охотника!
Отшатнулся охотник, запутался ногами в валежнике и упал. А когда вскочил — только белые штаны заячьи мелькали вдали.
Опять увидели зайца синицы, запищали:
— Заяц в штанах, заяц в штанах!
Сороки увидели, затрещали:
— Заяц в штанах, заяц в штанах!
И охотник кричит:
— Заяц в штанах!
Вот штаны — ни спрятать, ни переменить, ни сбросить! Хоть бы уж снег скорей — беспокойству конец.
Н. Сладков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка про храброго зайца..."
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. На данном уроке обучающиеся закрепляют знания о сказке, как жанре литературы. Находят сходства и различия у с...
Методическая разработка к учебнику Английский язык 2 класс Верещагина И.В., Притыкина Т.А. Сказка "Почему у зайцев уши длинные"..
Сказка "Почему у зайцев уши длинные". Сценарий сценки на основе лексики и текстов уроков №№61-66 для использования как вариант работы с текстом на уроке, так и во внеурочной деятельности....
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока " Дедушка Мазай и зайцы"
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Дедушка Мазай и зайцы»...
Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....