Методическая разработка урока " Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме:
«Дедушка Мазай и зайцы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._literaturnoe_chtenie._dedushka_mazay_i_zaytsy.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Дедушка Мазай и зайцы»
Тема урока: «Дедушка Мазай и зайцы»
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», расширить представление детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя с помощью системно - деятельностного метода
Планируемые результаты:
Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», аудиозапись, картинка деда Мазая с зайцами, карточки со словами
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методические примечания |
I.Организационный момент | - Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Сели правильно. Проверяют наличие учебных вещей. | |
I I.Актуализация опорных знаний. | Проверка домашнего задания. Речевая разминка. Прочитаем стихотворение Е. Евтушенко вместе, медленно. Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Прочитайте выразительно. - Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? - Пусть стихотворение Е.Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку. -Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Определение темы и цели урока. -Попробуем сформулировать тему урока. - Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока. - Сегодня мы познакомимся с произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | - Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. О любви к природе и животным, о человеческих чувствах. - Эпиграф – короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста. Эпиграф помещается перед текстом произведения. - Чтение литературного произведения о животных и бережном отношении к ним. | Чтение стихотворения про себя. Выразительное чтение. |
III. Мотивация познавательной деятельности. | -Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать приём «Корзина идей», смысл такого приема следующий: мы собираем все факты, мнения, проблемы по теме нашего урока и сбрасываем все в «корзину идей» нарисованную на доске. Затем в ходе урока все эти разрозненные факты, проблемы и мнения мы будем собирать в логическую цепь. - Рассмотрите книгу Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», определите, о чём она рассказывает. - Давайте, вспомним алгоритм работы над новым произведением. - В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения. В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы». | Рассматривают книгу Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении. - Алгоритм работы над новым произведением:
| Работа с книгой. |
IV. Изучение нового материала | - Ребята, какая задача у нас стоит первая? 1. Чтение произведения учителем. -Ребята, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что Вас больше всего удивило, тронуло, рассмешило. 2. Словарная работа.( записывают в корзину идей» -Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника? Попробуем определить значения следующих слов: Багор – (шест с металлическим крюком и острием). Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м). Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам). Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна). Силки – (петли для ловли птиц). - Это произведение богато словами, которые можно понять логически. Я предлагаю Вам поработать в парах. Соедините стрелками правильное значение слов. тягота тяжесть, груз потеха забава, веселье лопочут ушами шевелят ушами, выражая беспокойство гуторить разговаривать Анализ. Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу. - Определите тип текста. - Что лежит в основе текста-повествования? - В чем отличие стихотворение Н.А. Некрасова от других повествовательных текстов. - Кто является рассказчиком в данном стихотворном произведении, а кто героями? - Когда происходило действие? - Почему зайцы попали в трудную ситуацию? - Что такое половодье? -Обратите внимание на картину Левитана «Весна. Большая вода» и назовите признаки половодья, изображённые на этой картине. - На сколько бы частей разделили текст? Озаглавьте части. - Попробуем разобрать каждую часть произведения. 1часть – осуждение. - Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? - Как он относился к животным? Зачитайте. - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? - Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит? - Давайте посмотрим определение совести в толковом словаре. Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Обратите внимание на слайд и найдите картинку, которая соответствует первой части стихотворного произведения. Зачитайте строки, которые относятся к этой картинке. Перечитайте первую часть. - Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении? - Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки. - Найдите картинки, которые можно отнести ко второй части. Расположите их в правильном порядке по содержанию. Найдите строки, которые относятся к каждой картинке. - Как вели себя зайца при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами? - С чем Мазай сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»? - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства? - Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл? - Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него? - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? -Как прочитать эти слова? Прочитайте. - Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? - Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат? -Как себя повели зайцы, когда увидели берег? -Почему? - Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем? - Какая картинка будет заключительной к нашему произведению? Зачитайте строки. - Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать? - Что отличает Мазая от односельчан? - Что Вы можете сказать о характере Мазая? 4. Работа в группах. -Сейчас мы с Вами поработаем в группах. 1 группа: Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю. Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостливый, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый. - 2 группа: Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам Как он их назвал ласково. Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дурру, находку, плуты косые. Проверка, анализ работы в группах. - Какую задачу мы с Вами выполнили? - Какую задачу нам предстоит решить? - Нам предстоит выразительно прочитать текст. Выразительно – это как? - Ребята, удалось ли нам разобрать нашу «Корзину идей»? | Чтение произведения. Работают со словарём. - Гинуть, сажень, зипун. Работают в парах с раздаточным материалом. - Мы прочитали текст-повествование. В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои.- У Н.А.Некрасова повествование ведётся в стихотворной форме. - Весной. Деление текста на части.
Выборочное чтение. - Осуждение, жалость. Работают со словарём. - 2 часть. Выборочное чтение. Работа с интерактивной доской. (Слайд) - Дед Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая. Зайцы понимали, что утонут, у них не было другого выхода. - Жалость, любовь и желание помочь. - Чтобы всё было хорошо у зайчат и с ними больше не приключилось беды. - Характер. - Характер Мазая отражается в поступках и в словах. Работают в группах. - Проанализировали текст. - Прочитать выразительно текст.- Громко, целыми словами, передавая интонацию. - Да, удалось | Чтение произведения. Работа со словарём. Работа в парах. Работа со словарём. Работа с интерактивной доской. Выборочное чтение. Выборочное чтение. Выборочное чтение. Работа с интерактивной доской Работа в группах. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. | - Какая цель стояла перед нами? - Достигли ли мы её? - Какие чувства переполняли Вас на уроке? - Как бы Вы поступили на месте Мазая? - Случалось ли Вам спасать животных? Чему Вас научил рассказ Мазая? Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… | Вывод: Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения по теме: Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Разработан план-конспект урока по чтению в 4ом классе коррекционной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)....
Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....
Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...
Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)
Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...
Презентация к уроку ИЗО: "Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы""
Презентация поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"".В презентации содержатся иллюстрации художнико...
разработка урока литературного чтения в 3 классе "Дедушка Мазай и зайцы"
Разработка представляет собой презентацию и конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"...
Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок литературного чтения Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....