Конспект урока "Путешествие по древнему Владимиру"
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Путешествие по древнему Владимиру».
-Сегодня наше занятие будет не просто уроком, а вы не просто учениками. Я предлагаю вам превратиться в путешественников, бороздящих просторы времени, и отправиться в прошлое. Согласны?
-На чём путешествуют во времени?
-И мы отправимся в путь на машине времени. А куда мы полетим, вы должны отгадать. Подсказку вы услышите в стихотворении. (Ребёнок читает стих-ние).
Есть город старинный на Клязьме – реке
Блистает шлемами соборов.
В истории длинный оставил он след,
Весь мир, удивив красотою.
-О каком городе идёт речь?
-Верно, о Древнем Владимире. К полёту готовы? Закрываем глаза, и наш корабль проникает сквозь время и пространства.
Учитель открывает доску с аркой Золотых ворот.
-Вот мы оказались в прошлом. Где это мы? (У Золотых ворот)
-А почему они так выглядят? В нашем времени они несколько другие.
-Посмотрите, к нам кто-то идёт. (Выходит ребёнок, одетый так, как ходили в старину).
Р.: Здравствуйте, дорогие гости! (с поклоном)
У.: Здравствуй, добрый человек!
Р.: Издалека, я вижу, вы к нам пожаловали? Незнакомы мне ваши лица, да и платья у вас диковинные, заморские. (Дети отвечают, что они тоже из Владимира, только из будущего).
Р.: Чудно! А с миром ли вы к нам, а ли с войной?
У.: С миром, посмотреть хотим стольный город Владимир. Дозволите?
Р.: Мирным гостям мы всегда рады. Боюсь только, как бы не заблудились вы. Ведь наш град стольный поболее соседей своих Суздаля и Москвы будет. Постойте, да ведь у меня береста есть с планом города нашего. Вот возьмите, с ним не потеряетесь. А мне пора к воротам Волжским. С матушки Волги ладьи с товаром должны прибыть. Поспешу. Прощайте, доброго пути.
У.: До свидания, добрый человек. Спасибо.
-Ребята, а что такое береста? (Это кора берёзы, на которой в древности писали).
-Ценный подарок нам оставил наш предок? А кто такие «предки»? (предок – это человек, живший до нас)
-В путь. А чтобы после путешествия у каждого из вас тоже остался план Древнего Владимира, мы свой путь будем зарисовывать в тетрадь. У вас на столах лежат шаблоны. Обведите их.
-Город располагался между двух рек: Клязьмы и Лыбеди. Покажем реки на карте. (Учитель параллельно с детьми рисует на доске).
-Мы стоим у Золотых ворот, которые открывали вход в город. Давайте отметим их.
-Почему они носят такое название?
-Какие монеты мы должны приготовить, чтобы войти в город через Золотые ворота?
-Как вы думаете, как входил в город простой люд? (Через другие ворота).
-Верно. Левее находились ворота для простых людей, они были деревянные и назывались Иринины. (Отметим).
- Вдоль чего бы мы двигались, чтобы попасть к Ирининым воротам? (Вдоль оборонительного вала с частоколом).
-Верно. Весь город был обнесён валами. Для чего? (Для обороны от врагов).
-А если мы отправимся вправо от Золотых ворот, то окажемся на пристани на реке Клязьме. От пристани в город вели Волжские ворота. Почему они так назывались? (Приплывали купцы с Волги, Оки, Каспийского моря). Отметим их.
Если же челноки, лодки, ладьи приплывали по Лыбеди, то на пути в город приезжих встречали Медные ворота. Отметим.
-Древний Владимир состоял из трёх районов. Въезжая в Золотые, Волжские, Медные или Иринины ворота, мы окажемся Новом городе. Так называлась самая молодая часть Владимира. К востоку от Золотых ворот располагались церкви Георгия и Спаса, на месте которых и сейчас стоят церкви на улице Спасской. А к западу от Золотых ворот располагался Княгинин монастырь. В современном Владимире на этом месте тоже находится женский монастырь. Покажем на плане.
-Каждый район города отделён был оборонительными стенами. Почему? ( При нападении можно было укрываться за ними и останавливать врага).
-Чтобы попасть из Нового города в следующую часть, которая называлась Город Владимира Мономаха, нужно проехать через торговые ворота. Почему так названы? (Сразу за ними располагался торг, торговое, ярмарочное место.)
-Город Владимира Мономаха – это центр, самая богатая часть города, где были дома князя и богатых горожан. Он начинался в районе Соборной площади современного Владимира, а заканчивался в районе гостиницы «Владимир».
-Самые красивые и богатые храмы, которые сохранились до наших дней, были построены здесь. Что это за храмы? (Успенский и Дмитриевский соборы).
-Расскажите, что вы знаете о них.
-Напротив соборов находилась церковь Воздвижения на торгу, которая не сохранилась до наших дней, но предположительно она находилась на месте здания банка. Отметим на плане.
Из Города Владимира Мономаха в следующую часть города вели Ивановские ворота. Как вы думаете, почему их так назвали? (Жили в последней части города бедняки, «Иваны».
-Эта часть называется Ветчаный город, то есть старый, обветшалый, бедный. Кто же здесь жил? (Простой люд в своих деревянных покосившихся избёнках).
-Выезд из города или въезд, но со стороны Нижнего Новгорода – города ещё более старого и богатого, венчали Серебряные ворота. Они были тоже белокаменные и вторые по значению после Золотых. Отсюда и название. К сожалению, Серебряные ворота, да и все остальные, кроме Золотых, не сохранились.
-Граница города проходила там, где сейчас у нас площадь Фрунзе и поворот на вокзал.
-Большой ли был Древний Владимир? (нет).
-А по тем временам Владимир считался большим, могущественным городом.
-Интересная получилась экскурсия?
-Нам пора возвращаться домой. Закрываем глаза, полетели.
-А теперь, имея план Древнего Владимира, мы можем совершить пешую прогулку по современному Владимиру, но вспоминая и находя памятники прошлого, проходя по улицам, по которым ходили наши предки.
После этого занятия проводится экскурсия по историческому ядру Владимира. По итогам экскурсии можно предложить детям написать сочинение по темам: «Я побывал на улицах Древнего Владимира», «Гордость моя – Владимир», «Я люблю свой город» и т. д.
Можно устроить выставку рисунков, поделок, докладов о памятниках архитектуры Владимира.
Викторина.
1. Сколько районов было в Древнем Владимире?
2. Какой самый богатый, красивый район?
3. Почему ворота, ведущие в Ветчаный город назывались Ивановскими?
4. Сколько ворот находилось в Древнем Владимире?
5. Между каких рек располагался Владимир? Что произошло с Лыбедью? (Пустили по трубам, пересохла).
6. Назовите, какой памятник архитектуры не изменил своего внешнего вида до наших дней? (Дмитриевский собор).
7. Что изменилось в облике Золотых ворот? Успенского собора?
8. Назовите владимирских князей.
9. Почему Боголюбово так называется?
10. Какой князь приказал возвести во Владимире Золотые ворота? Что ещё по его приказу построили во Владимире? А за его пределами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Жизнь древних славян 4 класс
Урок из раздела "Страницы всемирной истории" составлен по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4-й класс. На уроке использовался наглядно-иллюстративный и частично-поисковый методы работы с...
Конспект урока истории "древний мир"
Конспект урока истории (4 класс) "Древний мир"...
Конспект урока истории "древний мир"
Конспект урока истории (4 класс) "Древний мир"...
Конспект урока Храмы Древней Руси
Разработка (конспект+ презентация) поможет интересно провести урок ИЗО в начальной школе. ...
Учебно-методический комплект (конспект+презентация) "Архитектура Древней Эллады"
Конспект урокаПоперечной Екатерины дисциплина: изобразительное искусство Тема урока: Древняя Эллада. Архитектура клас...
конспект урока музыки "Древнейшая песнь материнства". 3-й класс
Урок музыки в третьем классе "Древнейшая песнь материнства" изучается в рамках раздела "О России петь, что стремиться в храм" (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т...
Конспект урока "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
Жизнь древних славян...