Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Овечкина Светлана Юрьевна

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:

– 132 часа в учебный год (4 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_russkiy_yazyk.docx126.39 КБ

Предварительный просмотр:

   

Русский язык
4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:

– 132 часа в учебный год (4 часа в неделю);

в том числе:

– на написание контрольных диктантов – 8 ч;

– написание проверочных диктантов – 3 ч;

– написание словарных диктантов – 5 ч;

– проведение контрольных списываний – 2 ч;

– проведение проверочных списываний – 2 ч;

– написание проверочных работ – 7 ч;

– написание свободных диктантов – 4 ч;

– написание сочинений – 9 ч;

– написание изложений – 7 ч;

– тестирование – 2 ч.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели и задачи курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка; 
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Учащиеся должны знать:

– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.

Учащиеся должны уметь:

– опознавать изученные части речи по их признакам;

– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;

– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– производить звукобуквенный анализ слов;

– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение.

17 

Обучающее изложение -1

Сочинение -1

Свободный диктант-1

 Вводный диктант-1 

К/диктант -1

Контрольное списывание -  1

2

Простое предложение.

11

Обучающее изложение - 2 

Проверочная работа – 1.

Контрольный диктант -1

3.

Сложные предложения с союзами и, а, но.

9

Обучающее сочинение – 1

Проверочная работа – 1.

Свободный диктант - 1

Контрольный диктант -1

4.

Предложения с прямой речью.

9

Обучающее сочинение – 1

Обучающее изложение – 1 

Словарный диктант-1

Контрольный диктант-1

5.

Имя существительное.

3

Обучающее сочинение – 1

6.

Изменение существительных по падежам.

10

Проверочная работа – 1.

7.

Три склонения имён существительных.

5

Обучающее сочинение – 1

8.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

6

Проверочная работа – 1.

Проверочное списывание -1

Контрольный диктант-1

9.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

9

Обучающее изложение – 1 

Сочинение -описание– 1

Проверочная работа – 1.

Словарный диктант-1

Контрольный диктант-1

10.

Что мы знаем об имени прилагательном.

3

Проверочный диктант- 1

11.

Словоизменение имён прилагательном.

2

Свободный диктант -1

12.

Правописание безударных падежных окончаний имён

 прилагательных.

9

Обучающее изложение – 1 

Обучающее сочинение – 1

Проверочная работа – 1.

Словарный  диктант-1

Контрольный диктант-1

13

Что мы знаем о глаголе.

4

Свободный диктант -1

14.

Словоизменение глаголов.

3

Проверочное списывание- 1

15.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

16

Проверочный диктант – 1

Обучающее изложение – 1 

Тест-1

16.

Разбор глагола по составу.

9

Обучающее сочинение – 2

Проверочная работа – 1.

Тест-1

Словарный диктант-1

Административный контрольный

диктант -1

Контрольное списывание -  1

17.

Повторение.

7

Проверочный диктант -1

Словарный диктант-1

Контрольное изложение -1

Содержание курса русского языка в 4 классе

Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).

В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.

Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.

В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.

В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:

– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;

– развитие устной и письменной речи;

– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:

1) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.

2) Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.

3) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

4) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

5) Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи.

6) Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.

7) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

8) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2012.

2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для
4 класса / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.

3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. К учебнику «Русский язык» / М. А. Яковлева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.

4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2 /
Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

5. Бунеев, Р. Н. Орфографическая тетрадь. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. – М. : Баласс, 2012.

6. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В., Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

7. Наглядные пособия.

8. Методические рекомендации с электронным приложением.

Русский язык (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

по учебнику «русский язык» бУНЕЕВ Р.н., бУНЕЕВА Е.в., пРОНИНА о.в..  – м.: бАЛАСС;ИЗД-ВО ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, 2012

ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.у.в.бУНЕЕВА. - м.: бАЛАСС;ИЗД-ВО ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, 2012

 4 часа в неделю ( 132часа )

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее
задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1–2

Поэты и писатели

о русском языке

2

Урок объяснения нового материала

Письмо авторов учебника; повторение фонетики

 

 

 

сочинение «Самые дорогие слова»

   

 

Раздел 1. Повторение (15 часов)

3

Повторение фонетики и графики

1

Урок повторения изученного

Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация

Знать значимые части слова, признаки изучен-ных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– находить способ проверки написания слова;

Текущий контроль (устный опрос)

Расширение словарного запаса

С.44 №1

 

 

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

Урок повторения изученного

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов

Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных)

Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках

С.44 №2

Выучить определение

С.11

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение»

1

Урок повторения. Урок контроля: входная контрольная работа

Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса

Списывание текста

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами

Знать: 

– значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

 изученные орфографические правила. Уметь:

– применять на письме изученные орфографические правила;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

Текущий контроль (устный опрос).

Контрольное списывание

с. 2–3)

 Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы)

 

с. 45, №3–

выучить определение

с.17

           

 

6

Фонетический разбор слова

1

Урок повторения изученного

Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора

Текущий контроль (письменный опрос)

Умение читать слова по транскрипции

запомнить порядок фонетического разбора;

с. 20

 

 

7

Повторение орфографии

1

Урок повторения изученного

Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки

Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой)

Тесная связь наук – орфографии и фонетики

с. 45, № 4

выучить определение

с.22

 

 

8

Повторение изученных орфограмм

и их графического обозначения

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль (устный опрос)

Систематизация знаний об орфограммах

 

 

с. 45-46,

№ 5

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

Урок развития умений

и навыков

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– выполнять фонетический разбор

Текущий контроль (устный опрос)

№ 22 с.23

10

Повторение состава слова

1

Урок повторения изученного

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок

Текущий контроль (письменный опрос)

с. 31, № 33; выучить определения, с. 30

11

Входная административная контрольная работа по теме «Повторение»

1

Урок контроля

Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме

Контрольная работа.

 

Повторить словарные слова с.46

 

 

12

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

Словарный диктант

1

Урок коррекции знаний

и умений

Контрольный словарный диктант

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Текущий контроль: словарный диктант

 

 

 

 

13

Повторение изученного о частях речи

1

Урок повторения изу-ченного

Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление

Знать графическое обозначение орфограмм.

Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу

Текущий контроль (устный опрос)

 

с. 37, № 39

выучить определения, с. 33

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14

Повторение изученного по синтаксису

1

Урок повторения изученного

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения

Знать порядок разбора предложения и образец записи.

Уметь:

– выполнять словарную работу;

– разбор предложений (главные и второстепенные члены);

– определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)

Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма

№ 41

с. 38

выучить определения, с. 37

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

Урок обобщения и систематизации материала

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Тематический контроль (письмо под диктовку предложений

с выделением знакомых орфограмм, с подчеркиванием грамматической основы предложения)

№ 43

с. 39

выучить определения, с. 38

16

Развитие речи.

Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

Урок развития связной речи

Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку

Творческая работа

 

с. 43; записать словарные слова

 

 

17

Анализ изложений

и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний

и умений

 

С.41-42 № 47


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Предложение. Текст (29 часов) 

Раздел 2. простое предложение. предложения с однородными членами (12 часов) 

18

Как отличить простое предложение

от сложного

1

Урок ознакомления

с новым материалом)

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Уметь:

– узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;

– приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;

– определять предложения по цели высказывания и интонации

Текущий контроль: составление схем предложений

Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении

с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному

№ 1 с.61

19

Как отличить простое предложение

от сложного

1

Урок рефлексии

Отличительные особенности простого предложения с однородными членами

Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания

№ 2 с.61

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов

и с союзом и

2

Комбинированный урок

Отличительные особенности простого предложения с однородными членами

Знать: 

– о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;

– о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами

Уметь:

– узнавать в тексте простые предложения;

– приводить примеры предложений с однородными членами;

– ставить знаки препинания в конце предложений

Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения

с однородными членами)

читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения

 

С.52 выучить правило

 

 

21

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю»

1

Урок развития связной речи

Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста

Творческая работа: письмо текста по памяти

№ 3 с.62

 

 

22

Анализ изложений

и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Нахождение и исправление ошибок

в изложении

Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки)

 

№ 4 с.62

 

 

23

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

2

Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок

Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах

Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Уметь работать со схемами предложений,

Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения)

Различие простого предложения с однородными членами

и сложного предложения

с союзом и,

с бессоюзной связью

с.54,

№ 60

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

Урок развития связной речи

Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их

Письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи

Творческая работа

Требования

к стилю изложения

с. 62, № 1 устно

25

Анализ сочинений

и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

лексическим значением, правильное построение предложения

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Уметь:

– узнавать в тексте простые предложения;

– приводить примеры разных видов предложений

Текущий контроль: словарный диктант

Постановка проблемы и поиск ее решения

с. 63, № 2

 

 

26

Развитие умения ставить запятую

в предложениях

с однородными

членами

2

Комбинированный урок (урок-прак-тикум)

 Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Текущий контроль: карточки

с. 63, № 3

 

 

27

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1

1

Урок систематизации изученного материала

Знаки препинания

в предложениях

с однородными членами

Уметь:

– применять теоретические знания о простом предложении

с однородными членами;

– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

Текущий контроль: проверочная работа № 1, с. 4–5

 

 

 

 

28

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения

с однородными членами

1

Урок контроля

Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания\\

Тематический контроль: контрольная работа..

 

Повторить словарные слова с.63

 

 

29

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Текущий контроль: устный опрос

Раздел 3. сложные предложения с союзами  и, а, но (8 часов)

30

Отличие простого предложения от сложного. Запятая

в сложном предложении с бессоюзной связью

2

Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии

Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа

Знать:

– правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

– признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Уметь:

– использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами

и, а, но;

– составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану

 

Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные)

Сложное предложение. Союз

и в сложном предложении

из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в сложном предложении из двух частей).

с. 78, №1

 

 

31

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии

Постановка знаков препинания в сложном предложении

Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксический разбор)

с. 70, № 73 правило;

с.69

 

 

32

Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге»

1

Урок развития связной речи

Составление рассказа на грамматическую тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту

Творческая работа

с. 78, № 2

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами

и, а, но

3

Комбинированный урок

Знаки препинания

в предложениях

с однородными

членами

Текущий контроль: уплотненный опрос (из предложен-ного текста выписать сложные предложения (I вар.), простые предло-жения (II вар.);

синтаксический разбор одного предложения)

Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов

№ 3 с.79

34

Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер

у нас дома»

1

Урок развития связной речи

 

Уметь письменно оформлять собственную разговорную речь

Творческая работа

 

№ 4 с.79

 

 

35

Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами

и, а, но». Проверочная работа № 2

2

Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений

Уметь:

– применять полученные теоретические знания;

– «читать» схемы предложений;

– отличать простые предложения с однородными членами от сложных;

– расставлять запятые;

– составлять по схемам предложения

Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8–9

(Е. В. Бунеева)

 

№ 1 устно № 2 с.80

 

 

36

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами

и, а, но» 

1

Урок контроля

Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя, с. 84–85.)

 

Повторить словарные слова с.81

 

 

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

37

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант 

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

– различать тексты по типу

Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка)

Составление предложений по заданному типу

с.81 №4

Раздел 4. предложения с прямой речью (9 часов)

38

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение

с прямой речью

1

Урок изучения нового материала

Состав предложения с прямой речью; значение прямой

речи

Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Текущий контроль

Пропедевтическое введение предложений

с прямой речью, показ роли таких предложений в речи

Правило с.84

39

Знаки препинания

в предложениях

с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

2

Комбинированный урок

Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений

Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь пунктуационно оформлять такие предложения

 

Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения);

осложненное списывание (

Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения

с. 95, № 1; правило с.85

40

Развитие речи.

Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений

с прямой речью

в письменной речи

1

Урок развития связной речи

Актуализация знаний по теме «Прямая речь»

Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью

Творческая работа

Самостоятельное составление предложений по заданной схеме

правило с.88

41

Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения

с прямой речью

1

Комбинированный урок

Правило оформления цитаты на письме

Уметь оформлять

цитаты на письме

Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения)

с. 95, № 2;

42

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

1

Урок развития умений

и навыков

Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях

Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы

Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами, выписать несколько, составить схемы)

с. 96, № 3

43

Развитие речи. 

Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

1

Урок развития связной речи

Составление плана, определение темы и основной мысли текста

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку

Творческая работа

с. 96, № 4

44

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях

Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы

Текущий контроль.

 

 С.93 № 98

 

 

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

45

Проверочный диктант  по теме «Предложения

с прямой речью»

1

Урок контроля

Актуализация знаний по теме

Уметь записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо

Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94)

Повторить словарные слова с.96

46

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические;  б) пунктуационные»

слово (79 часа)

имя существительное (34 часов)

Раздел 5. что мы знаем об имени существительном (3 часа)

47

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, имен существительных мужского, женского и среднего рода

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на

 

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных.

№ 105 с.99 устно

 

 

48

Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существительных в предложении, в речи.

Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

Урок развития связной речи

Использование словарей русского языка. Роль имен существительных в речи

конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

-ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных

Текущий контроль:

Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения,

Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка

С.102 №108 дописать сочинение

49

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

Комбинированный урок

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения

Текущий контроль: выборочный диктант (выбрать из текста словосочетания,

в которые входит имя существительное)

С.104 № 111

Раздел 6. Изменение имен существительных по падежам (12 часов)

50

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

Комбинированный урок

Изменение имен существительных по числам и падежам

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на

Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения,

б) фонетический разбор,

в) морфологический разбор; г) морфемный разбор

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен

с. 110 выучить таблицу «Падежи»

51

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их

в разные падежные формы

1

Урок развития умений

и навыков

Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах

с. 134, № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

52

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1

Комбинированный урок

конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме

существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

 -ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена

существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных;

– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

Текущий контроль: письменный опрос (записать падежи с вопросами и изменить слово по падежам)

существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения,

Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных

м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы

Составить рассказ

53

Развитие речи.

Обучающее изложение по рассказу

Э. Шима «Жук на ниточке»

1

Урок развития связной речи

Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста

Творческая работа

С.134 № 2

54

Анализ изложений. Именительный и винительный падежи

1

Комбинированный урок

Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных

Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях)

с. 135, № 3

55

Родительный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской,

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три

С.135 № 4

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56

Административная контрольная работа

1

Урок контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

-ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных;

– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием

склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения,

Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных

м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы

 

 

 

57

Работа над ошибками. Дательный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определение падежа имен существительных

Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения,

б) фонетический разбор,

в) морфологический разбор; г) морфемный разбор)

с. 135 № 5

 

 

58

Творительный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имен существительных в творительном падеже, определение падежа имен существительных

Текущий контроль: карточки (списать предложение, указать падежи имен существительных)

№ 6 с.136

 

 

59

Предложный падеж

1

Комбинированный урок

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, определение падежа имен существительных

Текущий контроль: самостоятельная работа (учебник, часть I,

с. 114, упр. 150)

с. 136 № 1

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

60

Обобщение знаний

о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю

об изменении имен существительных

по падежам»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Падежи имен существительных,  изменение слов по падежам, определение падежа имени существительного в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме

Уметь составлять устный рассказ, предложения со словами

в разных падежах

Текущий: самостоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1, 2

 

№ 2 с.136

 

 

61

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»

1

Комбинированный урок

 

Текущий контроль: проверочная работа № 3, с. 14–15 (Е. В. Бунеева)

 

 №3 с.137

 

 

Раздел 7. три склонения имен существительных (6 часов)

62

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Различение 1, 2, 3-го склонения существительных

Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных

 

Текущий контроль: правило

Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)

 

с. 141 правило

 

 

63

Развитие речи.

Контрольное изложение за 1-е полугодие

1

Урок контроля

План, тема и основная мысль текста

 

 С.142 № 160

 

 

64

Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных

1

Комбинированный урок

Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных

 

Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор,

б) морфологический разбор)

 

с. 143, №1 63

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

65

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

1

Урок повторения изученного

Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен существительных

Знать алгоритм морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Знакомство с несклоняемыми существительными; обогащение словарного запаса

с. 145 № 165

66

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

Комбинированный урок

Знакомство с несклоняемыми существительными

Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности

Текущий контроль: устный опрос (назовите имена существительные

1, 2, 3-го склонения, проскло-няйте их)

Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен существительных

С.146 правило

 

 

67

Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1

Урок развития связной речи

Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении

Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами

Творческая работа

 

 С.137 повторить словарные слова

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (6 часов)

68

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Словарный диктант

1

Урок изучения нового материала

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения, правописание существительных мужского рода

с шипящим на конце

Знать орфограмму

«Ь после шипящих

на конце существительных ж. р. 3-го склонения».

Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце

Текущий контроль: устный опрос (какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет мягкий знак в словах  польза, соловьи, дичь?

Составление предложений

со словами

на заданную

орфограмму

с. 13, № 5

С.5 правило

69

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных.

1

Урок развития умений

и навыков

Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы

Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму

 

Текущий контроль

с. 13, № 6

 

 

70

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль: словарный диктант

Развитие умения действовать

по алгоритму

с. 13-14 № 7

с.14 №1 устно

 

 

71

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

2

Комбинированный урок

Выполнение заданий «Это ты знаешь

и умеешь»; актуализация знаний

Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий

Текущий контроль: проверочная работа № 4, с. 16–17 (Е. В. Бунеева)

 

С.13 № 4

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

72

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

1

Урок контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 125)

Повторить словарные слова с.16

73

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти

Уметь выполнять работу над ошибками

по результатам контрольного диктанта

Текущий контроль: письмо по памяти

С.14 №7

Раздел 9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных (7 часов)

74

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Безударные падежные окончания имен существительных

Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных

Текущий контроль: языковая разминка

Развитие умения действовать

по алгоритму

с. 28, № 1, правило, с. 20

75

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

2

Урок развития умений

и навыков

Безударные падежные окончания имен существительных

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Текущий контроль: запись под диктовку

 

с. 28, № 2

 

 

76

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета»

1

Урок развития связной речи

План, тема и основная мысль текста

Уметь писать изложение повествовательного характера

по плану

Творческая работа

 

с. 29, № 3

 

 


 

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

77

Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

3

Урок развития умений

и навыков

Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания

с. 29, № 4;

с.29 №1 устно

78

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

2

Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний

Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

Текущий контроль: проверочная работа № 5, с. 20–21

с. 31№  4

79

Проверочный диктант  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

Урок

контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Тематический контроль: контрольная работа

Повторить словарные слова с.31

80

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

Текущий контроль: языковая разминка

С.30 №3


.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Имя прилагательное (16 часов)

Раздел 10. что мы знаем об имени прилагательном (4 часа)

81

Повествование

и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных

в речи

1

Комбинированный урок

Значение и употребление имен прилагательных в речи

Знать:

– значение и употребление имен прилагательных в речи;

– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;

– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;

– правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)

Текущий контроль: выборочный диктант

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных

 

с. 55, № 1

 

 

82

Роль прилагательных-антонимов

в речи

1

Урок рефлексии

Особенности употребления прилагательных-антонимов

в речи

Текущий контроль: языковая разминка

с. 56, № 2

 

 

83

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

Урок развития связной речи

Употребление имен прилагательных

в речи

Творческая работа

 

 

84

Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного

1

Комбинированный урок

Грамматические признаки имен прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного

Текущий контроль: фронтальный опрос

С.56 № 3

 

 

Раздел 11. Словоизменение имен прилагательных (2 часа)

85

Изменение имен прилагательных

по падежам

2

Комбинированный урок

Изменение имен прилагательных

по падежам

Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного

Текущий контроль: работа

в парах. Письмо под диктовку

 

с. 56, № 4

с.41 правило

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

86

Словосочетание

существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании

1

Комбинированный урок

Согласование с именами существительными

Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного

Текущий контроль: выборочный диктант

Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания

с. 56, № 5

Раздел 12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (10 часов)

87

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Комбинированный урок

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы

Текущий контроль

Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний.

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок

с. 57, № 6

 

 

88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

1

Урок развития умений

и навыков

 

с. 57, № 7

 

 

89

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

2

Урок развития умений

и навыков

Текущий контроль: языковая разминка

с. 57, № 8;

 

 

90

Обучающее изложение «Первое путешествие»

1

Урок развития речи

План, тема и основная мысль текста

Уметь использовать

в письменной речи слова с изученными орфограммами,

Творческая работа

с.44 правило

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

91

Анализ изложений. Упражнения на повторение

2

Комбинированный урок

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

предложения с однородными членами, сложные предложения

 

Текущий контроль: словарная работа

С.58-59№ 2

92

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Комбинированный урок

Текущий контроль: работа

в парах

С.59 №3

93

Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

Урок развития связной речи

Употребление имен прилагательных в речи

Уметь использовать в сочинении имена прилагательные

Творческая работа

С58 №1 устно

94

Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Грамматические признаки имени прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного,

правописание безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных

Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24–25 (Е. В. Бунеева)

с. 59, № 4

95

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

1

Урок

контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 147)

 

с. 60 повторить словарные слова

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

96

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Словарный диктант

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст

 

 

С.52 №224

 

 

Глагол (29 часа)

Раздел 13. Что мы знаем о глаголе (3 часа)

97

Роль глаголов

в предложении,

в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

Комбинированный урок

Значение и употребление глаголов в речи, правописание глаголов с частицей не

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.

Текущий контроль: написание глаголов

с частицей не

Глагол в роли сказуемого в предложении;

-тся, -ться 

в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряже-ния глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме

С.107 № 1

 

 

98

Значение и грамматические признаки глагола

2

Комбинированный урок

Грамматические признаки глагола

Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола

С.107 № 2

 

 

99

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

Комбинированный урок

Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола

Текущий контроль: языковая разминка

С.107-108  № 3

 

 


.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 14. словоизменение глаголов (2 часа)

100

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

1

Комбинированный урок

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окон-чания глаголов 1 и

2-го спряжения

Знать алгоритм определения спряжения глагола.

Уметь:

– наблюдать за употреблением глаголов

в устной и письменной речи;

– пользоваться алгоритмом

Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти

 

С.108 № 4

 

 

101

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

2

Комбинированный урок

Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям

Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

 

С.77 правило

 

 

Раздел 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (14 час)

102

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

Комбинированный урок

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

Текущий контроль: языковая разминка

Глагол в роли сказуемого в предложении;

-тся, -ться 

в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение).

с. 81 правило

 

 

103

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

2

Урок развития умений

и навыков

Текущий контроль: языковая разминка

с.108 № 5

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

104

Глаголы-исключе-ния. Выбор способа определения спряжения глагола

2

Комбинированный урок

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

– правописание безударных личных окончаний глаголов

(1 и 2-го спряжения), не с глаголами

Текущий контроль: работа

в парах. Письмо под диктовку

Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию

и по неопределенной форме

с. 86 выучить глаголы-исключения

105

Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам

1

Урок развития связной речи

Развитие связной письменной речи

Творческая работа

с. 109 № 6

106

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений

3

Урок развития умений

и навыков

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м л. ед. ч.;

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Глагол в роли сказуемого в предложении;

-тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию

и по неопределенной форме

с. 109 №7

 

 

107

Разбор глагола

как части речи

1

Комбинированный урок

Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола

Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти

С.93 №271

 

 

108

Проверочный диктант  по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

Урок

контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Тематический контроль: контрольная работа

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

109

Работа над ошибками. Знакомство

с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться

2

Урок коррекции знаний, умений, навыков. Комбинированный урок

Вывод правила

о написании -тся 

и -ться в глаголах

– правописание безударных личных окончаний глаголов

(1 и 2-го спряжения), не с глаголами

Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос

с.95 правило

110

Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами

1

Комбинированный урок

Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос

С.98 № 279; правило,

с. 97

111

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

2

Урок развития умений

и навыков

Текущий контроль: тест

С.102 № 285

112

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной

в личных оконча-

ниях

2

Урок развития умений

и навыков

Правописание безударных личных окончаний глаголов

 

Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

 

С.105 № 290

 

 

113

Обучающее изложение «Первые школы»

1

Урок развития связной речи

План, тема и основная мысль текста

Уметь:

– использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами;  

Творческая работа

 

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

114

Работа над ошибками. Редактирование текста изложений

1

Комбинированный урок

– редактировать текст изложений

 

 

 

 

115

Контрольное списывание по теме «Глагол»

1

Урок

контроля

Уметь грамотно

и каллиграфически верно списывать текст

 

 

 

 

 

Раздел 16. разбор глагола по составу (10 часов)

116

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

2

Комбинированный урок

Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание

Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму)

Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос

 

С.111 запомнить порядок разбора

 

 

117

Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами (40 минут)

1

Урок развития связной речи

Использование в речи глаголов в заданной форме

Уметь использовать

в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами

Творческая работа

 

С.120 № 1

 

 

118

Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов

3

Урок развития умений

и навыков

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу

Уметь разбирать глаголы по составу

Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

 

С.121 №2

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

119

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

2

Урок развития умений

и навыков

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

– правописание безударных личных окончаний глаголов

(1 и 2-го спряжения), не с глаголами.

Уметь:

– видеть в словах изученные орфограммы;

– использовать в

Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

Глагол в роли сказуемого в предложении;

-тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию

и по неопределенной форме

С.121 №3

 

 

120

Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

Урок развития связной речи

Использование глаголов в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени

Творческая работа

с.122 повторить словарные слова

 

 

121

Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант 

2

Комбинированный урок

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу

Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронтальный опрос

С.121 №4

 

 

122

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1

Комбинированный урок

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу

Текущий контроль: проверочная работа № 7, с. 32–34 (Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.

4 класс)

С.121 № 5

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

123

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола

устной и письменной речи глаголы;

– составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»

Тематический контроль: предупредительный диктант. Тест

с. 121 №6

124

Административный контрольный диктант

1

Урок контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Итоговый контроль

125

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Уметь применять правила, выполнять работу над ошибками

Текущий контроль

 

с. 122 № 7

 

 

Раздел 17. повторение (7 часов)

126- 127

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

3

Комбинированный урок

Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова»

Уметь применять

в системе полученные знания

 

 

 

 

128

Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

Урок контроля

План, тема и основная мысль текста

 

Итоговый контроль

 

 

 

129

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

 

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст

 

 

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

130 – 131

132

Итоговая контрольная работа

Итоговый диктант

Итоговый урок

2

Комбинированный урок

Выполнение тестовых заданий

Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу

Текущий контроль: тест

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

рабочая программа по русскому языку 2015-2019 учебный год УМК Школа России

Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...

Рабочая программа по русскому языку 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»....

Рабочая программа по русскому языку (2 класс) (учебно-методический комплект «Школа 2100»)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.   Курс русского языка в начальной...

Рабочая программа по русскому языку (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по русскому языку...