Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:
– 132 часа в учебный год (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_russkiy_yazyk.docx | 126.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:
– 132 часа в учебный год (4 часа в неделю);
в том числе:
– на написание контрольных диктантов – 8 ч;
– написание проверочных диктантов – 3 ч;
– написание словарных диктантов – 5 ч;
– проведение контрольных списываний – 2 ч;
– проведение проверочных списываний – 2 ч;
– написание проверочных работ – 7 ч;
– написание свободных диктантов – 4 ч;
– написание сочинений – 9 ч;
– написание изложений – 7 ч;
– тестирование – 2 ч.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели и задачи курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Учащиеся должны знать:
– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | В том числе | |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Повторение. | 17 | Обучающее изложение -1 Сочинение -1 Свободный диктант-1 | Вводный диктант-1 К/диктант -1 Контрольное списывание - 1 |
2 | Простое предложение. | 11 | Обучающее изложение - 2 Проверочная работа – 1. | Контрольный диктант -1 |
3. | Сложные предложения с союзами и, а, но. | 9 | Обучающее сочинение – 1 Проверочная работа – 1. Свободный диктант - 1 | Контрольный диктант -1 |
4. | Предложения с прямой речью. | 9 | Обучающее сочинение – 1 Обучающее изложение – 1 Словарный диктант-1 | Контрольный диктант-1 |
5. | Имя существительное. | 3 | Обучающее сочинение – 1 | |
6. | Изменение существительных по падежам. | 10 | Проверочная работа – 1. | |
7. | Три склонения имён существительных. | 5 | Обучающее сочинение – 1 | |
8. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. | 6 | Проверочная работа – 1. Проверочное списывание -1 | Контрольный диктант-1 |
9. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 9 | Обучающее изложение – 1 Сочинение -описание– 1 Проверочная работа – 1. Словарный диктант-1 | Контрольный диктант-1 |
10. | Что мы знаем об имени прилагательном. | 3 | Проверочный диктант- 1 | |
11. | Словоизменение имён прилагательном. | 2 | Свободный диктант -1 | |
12. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | 9 | Обучающее изложение – 1 Обучающее сочинение – 1 Проверочная работа – 1. Словарный диктант-1 | Контрольный диктант-1 |
13 | Что мы знаем о глаголе. | 4 | Свободный диктант -1 | |
14. | Словоизменение глаголов. | 3 | Проверочное списывание- 1 | |
15. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 16 | Проверочный диктант – 1 Обучающее изложение – 1 Тест-1 | |
16. | Разбор глагола по составу. | 9 | Обучающее сочинение – 2 Проверочная работа – 1. Тест-1 Словарный диктант-1 | Административный контрольный диктант -1 Контрольное списывание - 1 |
17. | Повторение. | 7 | Проверочный диктант -1 Словарный диктант-1 | Контрольное изложение -1 |
Содержание курса русского языка в 4 классе
Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;
– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
– развитие устной и письменной речи;
– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:
1) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
2) Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
3) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
4) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
5) Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи.
6) Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
7) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
8) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2012.
2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для
4 класса / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.
3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. К учебнику «Русский язык» / М. А. Яковлева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.
4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2 /
Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.
5. Бунеев, Р. Н. Орфографическая тетрадь. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. – М. : Баласс, 2012.
6. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В., Бунеева. – М. : Баласс, 2012.
7. Наглядные пособия.
8. Методические рекомендации с электронным приложением.
Русский язык (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
по учебнику «русский язык» бУНЕЕВ Р.н., бУНЕЕВА Е.в., пРОНИНА о.в.. – м.: бАЛАСС;ИЗД-ВО ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, 2012
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.у.в.бУНЕЕВА. - м.: бАЛАСС;ИЗД-ВО ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, 2012
4 часа в неделю ( 132часа )
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1–2 | Поэты и писатели о русском языке | 2 | Урок объяснения нового материала | Письмо авторов учебника; повторение фонетики |
|
|
| сочинение «Самые дорогие слова» |
|
|
Раздел 1. Повторение (15 часов) | ||||||||||
3 | Повторение фонетики и графики | 1 | Урок повторения изученного | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация | Знать значимые части слова, признаки изучен-ных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – находить способ проверки написания слова; | Текущий контроль (устный опрос) | Расширение словарного запаса | С.44 №1 |
|
|
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | Урок повторения изученного | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных) | Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках | С.44 №2 Выучить определение С.11 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5 | Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение» | 1 | Урок повторения. Урок контроля: входная контрольная работа | Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса Списывание текста | – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами Знать: – значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила. Уметь: – применять на письме изученные орфографические правила; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; | Текущий контроль (устный опрос). Контрольное списывание с. 2–3) | Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы) |
с. 45, №3– выучить определение с.17 |
|
|
6 | Фонетический разбор слова | 1 | Урок повторения изученного | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора | Текущий контроль (письменный опрос) | Умение читать слова по транскрипции | запомнить порядок фонетического разбора; с. 20 |
|
| |
7 | Повторение орфографии | 1 | Урок повторения изученного | Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки | Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой) | Тесная связь наук – орфографии и фонетики | с. 45, № 4 выучить определение с.22 |
|
| |
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | Урок повторения изученного | Текущий контроль (устный опрос) | Систематизация знаний об орфограммах
| с. 45-46, № 5 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков | – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор | Текущий контроль (устный опрос) | № 22 с.23 | ||||
10 | Повторение состава слова | 1 | Урок повторения изученного | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок | Текущий контроль (письменный опрос) | с. 31, № 33; выучить определения, с. 30 | ||||
11 | Входная административная контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | Урок контроля | Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме | Контрольная работа. |
| Повторить словарные слова с.46 |
|
| |
12 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» Словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Контрольный словарный диктант | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте | Текущий контроль: словарный диктант |
|
|
|
|
13 | Повторение изученного о частях речи | 1 | Урок повторения изу-ченного | Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление | Знать графическое обозначение орфограмм. Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу | Текущий контроль (устный опрос) |
| с. 37, № 39 выучить определения, с. 33 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
14 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | Урок повторения изученного | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения | Знать порядок разбора предложения и образец записи. Уметь: – выполнять словарную работу; – разбор предложений (главные и второстепенные члены); – определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма | № 41 с. 38 выучить определения, с. 37 | ||
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | Тематический контроль (письмо под диктовку предложений с выделением знакомых орфограмм, с подчеркиванием грамматической основы предложения) | № 43 с. 39 выучить определения, с. 38 | ||||
16 | Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | Урок развития связной речи | Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку | Творческая работа |
| с. 43; записать словарные слова |
|
|
17 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний и умений |
| С.41-42 № 47 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Предложение. Текст (29 часов) Раздел 2. простое предложение. предложения с однородными членами (12 часов) | ||||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | Урок ознакомления с новым материалом) | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; – определять предложения по цели высказывания и интонации | Текущий контроль: составление схем предложений | Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному | № 1 с.61 | ||
19 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | Урок рефлексии | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания | № 2 с.61 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 2 | Комбинированный урок | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | Знать: – о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры предложений с однородными членами; – ставить знаки препинания в конце предложений | Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения с однородными членами) | читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения
| С.52 выучить правило |
|
|
21 | Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 | Урок развития связной речи | Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста | Творческая работа: письмо текста по памяти | № 3 с.62 |
|
| ||
22 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Нахождение и исправление ошибок в изложении | Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки) |
| № 4 с.62 |
|
| |
23 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | 2 | Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах | Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Уметь работать со схемами предложений, | Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения) | Различие простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзом и, с бессоюзной связью | с.54, № 60 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
24 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | Урок развития связной речи | Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их | Письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи | Творческая работа | Требования к стилю изложения | с. 62, № 1 устно | ||
25 | Анализ сочинений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | лексическим значением, правильное построение предложения | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры разных видов предложений | Текущий контроль: словарный диктант | Постановка проблемы и поиск ее решения | с. 63, № 2 |
|
|
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 2 | Комбинированный урок (урок-прак-тикум) | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Текущий контроль: карточки | с. 63, № 3 |
|
| ||
27 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 | 1 | Урок систематизации изученного материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Уметь: – применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; – «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; | Текущий контроль: проверочная работа № 1, с. 4–5 |
|
|
|
|
28 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания\\ | Тематический контроль: контрольная работа.. |
| Повторить словарные слова с.63 |
|
|
29 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Текущий контроль: устный опрос | |||||
Раздел 3. сложные предложения с союзами и, а, но (8 часов) | ||||||||||
30 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 2 | Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии | Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа | Знать: – правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; – признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; – составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану
| Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные) | Сложное предложение. Союз и в сложном предложении из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в сложном предложении из двух частей). | с. 78, №1 |
|
|
31 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии | Постановка знаков препинания в сложном предложении | Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксический разбор) | с. 70, № 73 правило; с.69 |
|
| ||
32 | Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге» | 1 | Урок развития связной речи | Составление рассказа на грамматическую тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту | Творческая работа | с. 78, № 2 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 3 | Комбинированный урок | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Текущий контроль: уплотненный опрос (из предложен-ного текста выписать сложные предложения (I вар.), простые предло-жения (II вар.); синтаксический разбор одного предложения) | Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов | № 3 с.79 | |||
34 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | Урок развития связной речи |
| Уметь письменно оформлять собственную разговорную речь | Творческая работа |
| № 4 с.79 |
|
|
35 | Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». Проверочная работа № 2 | 2 | Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений | Уметь: – применять полученные теоретические знания; – «читать» схемы предложений; – отличать простые предложения с однородными членами от сложных; – расставлять запятые; – составлять по схемам предложения | Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8–9 (Е. В. Бунеева) |
| № 1 устно № 2 с.80 |
|
|
36 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя, с. 84–85.) |
| Повторить словарные слова с.81 |
|
|
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
37 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | – различать тексты по типу | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | Составление предложений по заданному типу | с.81 №4 | ||
Раздел 4. предложения с прямой речью (9 часов) | ||||||||||
38 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | Урок изучения нового материала | Состав предложения с прямой речью; значение прямой речи | Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи | Текущий контроль | Пропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи | Правило с.84 | ||
39 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 2 | Комбинированный урок | Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений | Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь пунктуационно оформлять такие предложения
| Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения); осложненное списывание ( | Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения | с. 95, № 1; правило с.85 | ||
40 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи | 1 | Урок развития связной речи | Актуализация знаний по теме «Прямая речь» | Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью | Творческая работа | Самостоятельное составление предложений по заданной схеме | правило с.88 | ||
41 | Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | Комбинированный урок | Правило оформления цитаты на письме | Уметь оформлять цитаты на письме | Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения) | с. 95, № 2; | |||
42 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы | Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами, выписать несколько, составить схемы) | с. 96, № 3 | |||
43 | Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | Урок развития связной речи | Составление плана, определение темы и основной мысли текста | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку | Творческая работа | с. 96, № 4 | |||
44 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы | Текущий контроль. |
| С.93 № 98 |
|
|
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
45 | Проверочный диктант по теме «Предложения с прямой речью» | 1 | Урок контроля | Актуализация знаний по теме | Уметь записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94) | Повторить словарные слова с.96 | |||
46 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические; б) пунктуационные» | ||||
слово (79 часа) имя существительное (34 часов) Раздел 5. что мы знаем об имени существительном (3 часа) | ||||||||||
47 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, имен существительных мужского, женского и среднего рода | Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на |
| Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. | № 105 с.99 устно |
|
|
48 | Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существительных в предложении, в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | Урок развития связной речи | Использование словарей русского языка. Роль имен существительных в речи | конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных | Текущий контроль: | Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка | С.102 №108 дописать сочинение | ||
49 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | Комбинированный урок | Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения | Текущий контроль: выборочный диктант (выбрать из текста словосочетания, в которые входит имя существительное) | С.104 № 111 | ||||
Раздел 6. Изменение имен существительных по падежам (12 часов) | ||||||||||
50 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | Комбинированный урок | Изменение имен существительных по числам и падежам | Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на | Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор | Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен | с. 110 выучить таблицу «Падежи» | ||
51 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы | 1 | Урок развития умений и навыков | Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах | с. 134, № 1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
52 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | Комбинированный урок | конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Текущий контроль: письменный опрос (записать падежи с вопросами и изменить слово по падежам) | существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы | Составить рассказ | |||
53 | Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке» | 1 | Урок развития связной речи | Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста | Творческая работа | С.134 № 2 | ||||
54 | Анализ изложений. Именительный и винительный падежи | 1 | Комбинированный урок | Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных | Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях) | с. 135, № 3 | ||||
55 | Родительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных | Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, | Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три | С.135 № 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
56 | Административная контрольная работа | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием | склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы |
|
|
|
57 | Работа над ошибками. Дательный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определение падежа имен существительных | Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор) | с. 135 № 5 |
|
| ||
58 | Творительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в творительном падеже, определение падежа имен существительных | Текущий контроль: карточки (списать предложение, указать падежи имен существительных) | № 6 с.136 |
|
| ||
59 | Предложный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, определение падежа имен существительных | Текущий контроль: самостоятельная работа (учебник, часть I, с. 114, упр. 150) | с. 136 № 1 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
60 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Падежи имен существительных, изменение слов по падежам, определение падежа имени существительного в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме | Уметь составлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах | Текущий: самостоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1, 2 |
| № 2 с.136 |
|
|
61 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» | 1 | Комбинированный урок |
| Текущий контроль: проверочная работа № 3, с. 14–15 (Е. В. Бунеева) |
| №3 с.137 |
|
| |
Раздел 7. три склонения имен существительных (6 часов) | ||||||||||
62 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Различение 1, 2, 3-го склонения существительных | Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных
| Текущий контроль: правило | Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)
| с. 141 правило |
|
|
63 | Развитие речи. Контрольное изложение за 1-е полугодие | 1 | Урок контроля | План, тема и основная мысль текста |
| С.142 № 160 |
|
| ||
64 | Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных | 1 | Комбинированный урок | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных |
| Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор, б) морфологический разбор) |
| с. 143, №1 63 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
65 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного | 1 | Урок повторения изученного | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен существительных | Знать алгоритм морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Знакомство с несклоняемыми существительными; обогащение словарного запаса | с. 145 № 165 | |||
66 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с несклоняемыми существительными | Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности | Текущий контроль: устный опрос (назовите имена существительные 1, 2, 3-го склонения, проскло-няйте их) | Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен существительных | С.146 правило |
|
|
67 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 1 | Урок развития связной речи | Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении | Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами | Творческая работа |
| С.137 повторить словарные слова |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (6 часов) | ||||||||||
68 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода Словарный диктант | 1 | Урок изучения нового материала | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения, правописание существительных мужского рода с шипящим на конце | Знать орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения». Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце | Текущий контроль: устный опрос (какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет мягкий знак в словах польза, соловьи, дичь? | Составление предложений со словами на заданную орфограмму | с. 13, № 5 С.5 правило | ||
69 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. | 1 | Урок развития умений и навыков | Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы | Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму
| Текущий контроль | с. 13, № 6 |
|
| |
70 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль: словарный диктант | Развитие умения действовать по алгоритму | с. 13-14 № 7 с.14 №1 устно |
|
| ||
71 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | 2 | Комбинированный урок | Выполнение заданий «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний | Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий | Текущий контроль: проверочная работа № 4, с. 16–17 (Е. В. Бунеева) |
| С.13 № 4 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
72 | Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 125) | Повторить словарные слова с.16 | |||
73 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Текущий контроль: письмо по памяти | С.14 №7 | |||
Раздел 9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных (7 часов) | ||||||||||
74 | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Безударные падежные окончания имен существительных | Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных | Текущий контроль: языковая разминка | Развитие умения действовать по алгоритму | с. 28, № 1, правило, с. 20 | ||
75 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму | 2 | Урок развития умений и навыков | Безударные падежные окончания имен существительных | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму | Текущий контроль: запись под диктовку |
| с. 28, № 2 |
|
|
76 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | Урок развития связной речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь писать изложение повествовательного характера по плану | Творческая работа |
| с. 29, № 3 |
|
|
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
77 | Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 3 | Урок развития умений и навыков | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания | с. 29, № 4; с.29 №1 устно | ||||
78 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 2 | Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану | Текущий контроль: проверочная работа № 5, с. 20–21 | с. 31№ 4 | |||
79 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Тематический контроль: контрольная работа | Повторить словарные слова с.31 | |||
80 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Текущий контроль: языковая разминка | С.30 №3 |
.
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Имя прилагательное (16 часов) Раздел 10. что мы знаем об имени прилагательном (4 часа) | ||||||||||
81 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи | 1 | Комбинированный урок | Значение и употребление имен прилагательных в речи | Знать: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; – правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) | Текущий контроль: выборочный диктант | Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных
| с. 55, № 1 |
|
|
82 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | Урок рефлексии | Особенности употребления прилагательных-антонимов в речи | Текущий контроль: языковая разминка | с. 56, № 2 |
|
| ||
83 | Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1 | Урок развития связной речи | Употребление имен прилагательных в речи | Творческая работа |
|
| |||
84 | Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Комбинированный урок | Грамматические признаки имен прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного | Текущий контроль: фронтальный опрос | С.56 № 3 |
|
| ||
Раздел 11. Словоизменение имен прилагательных (2 часа) | ||||||||||
85 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | Комбинированный урок | Изменение имен прилагательных по падежам | Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку |
| с. 56, № 4 с.41 правило |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
86 | Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании | 1 | Комбинированный урок | Согласование с именами существительными | Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного | Текущий контроль: выборочный диктант | Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания | с. 56, № 5 | ||
Раздел 12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (10 часов) | ||||||||||
87 | Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комбинированный урок | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы | Текущий контроль | Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок | с. 57, № 6 |
|
|
88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков |
| с. 57, № 7 |
|
| |||
89 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка | с. 57, № 8; |
|
| |||
90 | Обучающее изложение «Первое путешествие» | 1 | Урок развития речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, | Творческая работа | с.44 правило |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
91 | Анализ изложений. Упражнения на повторение | 2 | Комбинированный урок | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | предложения с однородными членами, сложные предложения
| Текущий контроль: словарная работа | С.58-59№ 2 | |||
92 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль: работа в парах | С.59 №3 | |||||
93 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | Урок развития связной речи | Употребление имен прилагательных в речи | Уметь использовать в сочинении имена прилагательные | Творческая работа | С58 №1 устно | |||
94 | Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6 | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Грамматические признаки имени прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного, правописание безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных | Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24–25 (Е. В. Бунеева) | с. 59, № 4 | |||
95 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 147) |
| с. 60 повторить словарные слова |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
96 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Словарный диктант | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст |
|
| С.52 №224 |
|
|
Глагол (29 часа) Раздел 13. Что мы знаем о глаголе (3 часа) | ||||||||||
97 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | Комбинированный урок | Значение и употребление глаголов в речи, правописание глаголов с частицей не | Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. | Текущий контроль: написание глаголов с частицей не | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряже-ния глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | С.107 № 1 |
|
|
98 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | Комбинированный урок | Грамматические признаки глагола | Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола | С.107 № 2 |
|
| ||
99 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | Комбинированный урок | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | Текущий контроль: языковая разминка | С.107-108 № 3 |
|
|
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 14. словоизменение глаголов (2 часа) | ||||||||||
100 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | 1 | Комбинированный урок | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окон-чания глаголов 1 и 2-го спряжения | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; – пользоваться алгоритмом | Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти |
| С.108 № 4 |
|
|
101 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 2 | Комбинированный урок | Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
| С.77 правило |
|
| |
Раздел 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (14 час) | ||||||||||
102 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | Комбинированный урок | Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями | Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); | Текущий контроль: языковая разминка | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). | с. 81 правило |
|
|
103 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка | с.108 № 5 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
104 | Глаголы-исключе-ния. Выбор способа определения спряжения глагола | 2 | Комбинированный урок | – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | с. 86 выучить глаголы-исключения | |||
105 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам | 1 | Урок развития связной речи | Развитие связной письменной речи | Творческая работа | с. 109 № 6 | ||||
106 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений | 3 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м л. ед. ч.; | Текущий контроль: индивидуальный опрос | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | с. 109 №7 |
|
|
107 | Разбор глагола как части речи | 1 | Комбинированный урок | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти | С.93 №271 |
|
| ||
108 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Тематический контроль: контрольная работа |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
109 | Работа над ошибками. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | 2 | Урок коррекции знаний, умений, навыков. Комбинированный урок | Вывод правила о написании -тся и -ться в глаголах | – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами | Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос | с.95 правило | |||
110 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами | 1 | Комбинированный урок | Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос | С.98 № 279; правило, с. 97 | ||||
111 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: тест | С.102 № 285 | |||||
112 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных оконча- ниях | 2 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
| Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
| С.105 № 290 |
|
|
113 | Обучающее изложение «Первые школы» | 1 | Урок развития связной речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь: – использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами; | Творческая работа |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
114 | Работа над ошибками. Редактирование текста изложений | 1 | Комбинированный урок | – редактировать текст изложений |
|
|
|
| ||
115 | Контрольное списывание по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Уметь грамотно и каллиграфически верно списывать текст |
|
|
|
|
| |
Раздел 16. разбор глагола по составу (10 часов) | ||||||||||
116 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 2 | Комбинированный урок | Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание | Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) | Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос |
| С.111 запомнить порядок разбора |
|
|
117 | Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Использование в речи глаголов в заданной форме | Уметь использовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами | Творческая работа |
| С.120 № 1 |
|
|
118 | Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов | 3 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Уметь разбирать глаголы по составу | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
| С.121 №2 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
119 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами | 2 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами. Уметь: – видеть в словах изученные орфограммы; – использовать в | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | С.121 №3 |
|
|
120 | Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | Урок развития связной речи | Использование глаголов в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени | Творческая работа | с.122 повторить словарные слова |
|
| ||
121 | Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант | 2 | Комбинированный урок | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронтальный опрос | С.121 №4 |
|
| ||
122 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1 | Комбинированный урок | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Текущий контроль: проверочная работа № 7, с. 32–34 (Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс) | С.121 № 5 |
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
123 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола | устной и письменной речи глаголы; – составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» | Тематический контроль: предупредительный диктант. Тест | с. 121 №6 | |||
124 | Административный контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Итоговый контроль | |||||
125 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Уметь применять правила, выполнять работу над ошибками | Текущий контроль |
| с. 122 № 7 |
|
| |
Раздел 17. повторение (7 часов) | ||||||||||
126- 127 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 3 | Комбинированный урок | Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова» | Уметь применять в системе полученные знания |
|
|
|
| |
128 | Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | Урок контроля | План, тема и основная мысль текста |
| Итоговый контроль |
|
|
| |
129 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков |
| Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
130 – 131 132 | Итоговая контрольная работа Итоговый диктант Итоговый урок | 2 | Комбинированный урок | Выполнение тестовых заданий | Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу | Текущий контроль: тест |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку за 4 класс УМК "Школа России" - 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...
рабочая программа по русскому языку 2015-2019 учебный год УМК Школа России
Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Рабочая программа по русскому языку 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»....
Рабочая программа по русскому языку (2 класс) (учебно-методический комплект «Школа 2100»)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева. Курс русского языка в начальной...
Рабочая программа по русскому языку (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по русскому языку...