ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема: Обитатели почвы
Цель: знакомство с обитателями почвы.
Задачи:
- познакомить с обитателями почвы: грибами, животными, микроорганизмами, бактериями; выяснить их роль в повышении плодородия почвы; различать и называть представителей животного и растительного мира, обитающего в почве;
- развивать речь, мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
3 класс
Программа «Гармония»
Тема: Обитатели почвы
Цель: знакомство с обитателями почвы.
Задачи:
- познакомить с обитателями почвы: грибами, животными, микроорганизмами, бактериями; выяснить их роль в повышении плодородия почвы; различать и называть представителей животного и растительного мира, обитающего в почве;
- развивать речь, мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
Оборудование: мультимедийная презентация, тексты для сообщений, энциклопедии, учебники.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Загадка: Всех кормит, а сама есть не просит (слайд1)
2. Актуализация опорных знаний
- Что такое почва?
- Из чего она состоит?
- От чего зависит плодородие почвы?
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся обитателями почвы и выясним какую роль они играют в повышении плодородия почвы.
4. Работа по теме урока.
А) Загадка: Без рук, без ног, на брюхе ползет
Дождевой червь (слайд 2).
Б) Нас миллионы, миллиарды
Обитаем мы везде,
В почве, в воздухе, воде.
Но увидеть нас ты сможешь только с мощным микроскопом.
Бактерии и микробы (слайд 3)
В) В одежде богатой,
Да сам, слеповатый.
Живёт без оконца,
Не видит он солнца
Крот (слайд4).
Г) Стоит Антошка на одной ножке,
Сам шляпы не снимает, но всяк ему поклонится
Гриб (слайд5)
- Вот мы узнали названия основных представителей подземного царства, но о том какую роль в жизни почвы они играют – не знаем. Чтобы узнать это вы должны немного поработать самостоятельно.
5. Самостоятельная работа в группах
(Деление на группы с осуществлением дифференцированного подхода.)
- В течении 7 минут вы готовите сообщения о данных представителях , а затем делитесь знаниями со всеми.
А) Работа с текстами;
Б) По учебнику;
В) С энциклопедиями.
6. Проверка.
А) Выслушивание сообщений, дополнения
7. Решение экологической задачи
На 1 кв.метре живет 50 особей дождевых червей. За год они перерабатывают 50 тысяч почвенной массы. Сколько тонн почвы может переработать 1 дождевой червь?
8. Итог урока
Домашнее задание
Сочинить сказки об обитателях почвы
Приложение: тексты для работы в группах
Текст №1
Кроты
Все знают, что кроты живут под землей. Не потому, что боятся дневного света. Просто воздух на поверхности для этого жителя влажного подземелья очень сухой. У каждого крота есть дом, где он живет – уютное гнездышко, от которого в разные стороны расходится множество ходов. Выкопанную землю крот выталкивает на поверхность. На этом месте образуются земляные холмики - кротовины.
Под землей можно найти много вкусных корешков и клубней, но и любит совсем другую пищу, Дождевые черви, личинки насекомых, прячущиеся в норках жабы ему гораздо больше по вкусу. Тонкий слух помогает ему безошибочно находить добычу. Даже самое тихое шуршание крот слышит на расстоянии нескольких метров. Зато глазки у крота очень маленькие. Размером с маковое зернышко. За день крот съедает стол корма сколько весит сам Зимой крот не впадает в спячку, а уходит еще глубже под землю и продолжает охотится.
Крот - очень полезный зверек, ведь он уничтожает огромное количество вредных насекомых, а так же прокладывают огромное количество ходов, механически перемешивая почвенные слои до глубины 40-100 см. Они порой перерывают до 4 тонн земли в год.
Текст №2
Дождевые черви
Почва населена огромным количеством микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, простейшие одноклеточные). Кроме них: в почве живут черви, клещи, жуки, муравьи, кроты, суслики, хомяки, сурки и др.
При этом большая часть их массы приходится на долю дождевых червей (50-90%). На рыхлой огородной или садовой земле часто можно увидеть дырки, будто кто-то ткнул карандашом или прутиком. Земля вокруг дырок вздыблена небольшим валиком, значит, дырки проткнул этот "кто-то изнутри, Это норки дождевого червя, живущего в почве. Особенно много таких дырок появляется после обильного дождя. Вода вытесняет воздух из почвы, кислорода на глубине не хватает, вот черви и выползают на поверхность. Дышит червь всей поверхностью тела, но для этого кожа его должна быть все время влажной.
Тело червя заострено спереди и сзади, это облегчает ему передвижение в почзе как вперед, так и назад, но передний конец толще и мускулистей. Прокладывая ход в земле, червь работает им как клином, раздвигая частицы почвы в стороны. Длина обычного дождевого червя от 3 до 15 см, но встречаются и великаны ростом до 40 см. Дождевой червь не только прорывает, но и проедает себе дорогу: заглатывает крошечные частицы почвы, пропускает их через кишечник и выбрасывает из своего тела назад. Таким образом, он удобряет почву веществами, которые легко усваиваются растениями. При этом подземные труженики основательно разрыхляют и перемешивают слои почвы, способствуют ее лучшей вентиляции, увеличению толщины плодородного слоя. Чарльз Дарвин писал, что до применения плуга почва "правильно обрабатывалась червями. Вот почему сейчас дождевых червей стали выращивать в специальных питомниках и вносить в почву для повышения урожайности.
Текст №3
Микробы и бактерии
Почву населяют миллионы микроорганизмов, таких как микробы и бактерии. В одном грамме почвы содержатся 400 миллионов бактерий, 2 миллиона грибков, 1 миллион водорослей и других организмов, число и разнообразие которых неизмеримо. По всему земному шару каждое мгновение умирают животные и растительные организмы. Трупы животных, остатки растений разлагаются, истлевают под нашим влиянием и становятся основной частью почвы - перегноем. Микробы расчищают дорогу новой жизни, вызывая брожение и гниение, способствуют выделению в огромном количестве углекислого газа. Его поглощают из воздуха своими листьями зеленые растения. А еще благодаря их деятельности в почве из растительного и белкового материала образуется ГУМУС, из которого получаются необходимые для растений питательные вещества.
Особо следует отметить роль грибов в жизни лесной почвы. То, что у нас лежит в корзинке - это только их плодовые тела, которые вылезли на поверхность, чтобы рассеять свои споры для размножения. А главная жизнь грибов проходит в земле - там тонкие нити грибницы производят огромную работу, они перерабатывают лесную подстилку, состоящую из листьев, веток, шишек и других растительных остатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...