Этап урока | Ход урока. Содержание. | Обоснование |
IОрганиза ционный момент
| Приветствие, пожелание здоровья, целеполагание. Здравствуйте! Здравствуйте - говорим мы при встрече. А что означает слово «здравствуйте», с каким словом оно связано? Что такое здоровье? Закончи фразу: «Здоровье - это…
Учитель: Словом «здравствуйте» приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? - Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (смайлики)
Учитель: Покажите умные глазки, ровные спинки, длинную шею, поглядели друг на друга, улыбнулись. Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому - все здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по - настоящему и работать, и отдыхать. Из нашей беседы как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в Страну Здорового образа жизни. Нас ждут интересные встречи и задания, но сначала давайте вспомним, что вы узнали о своем организме
| Кратковременная организация урока, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в работу, организация внимания всех учащихся, стимуляция деятельности учащихся.
Целеполагание – важный этап, он способствует осознанной деятельности на уроке, дети учатся анализировать и синтезировать, планировать свою работу; самостоятельное формулирование целей развивает речь, мышление. Учителем провоцируется проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика. Сообщение о путешествии – вызов интереса учащихся, мотивация к дальнейшей активной работе.
|
IIЭтап проверки домашнего задания
| Учитель: У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его, отметьте правильный ответ. Красные карточки - самые сложные. Желтые карточки - средней сложности. Зеленые карточки - легкие задания. Красные карточки – С помощью какого органа дышит человек? Что является главным отделением “внутренней кухни”? Какой орган управляет работой всего организма? Жёлтые карточки – Зачем нужно знать свой организм? - чтобы сохранять и укреплять здоровье;
- чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
- чтобы умело использовать свои возможности.
Отметь галочкой то, что относится к внутреннему строению человека: голова, легкие, сердце, туловище, шея, мозг, печень, живот. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека? - сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
- горбатый, бледный, хилый, низкий;
- стройный, сильный, ловкий, статный.
Зелёные карточки - Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит. Учитель: А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием. Ответы учащимися по группам. Молодцы. | Чтобы быстрее разделить учащихся на группы, использовала раздаточный материал разного цвета. За короткий промежуток времени можно установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, корректировать опорные понятия, использовать приёмы(работа в группах) позволяющие проверить метапредметные умения и навыки (коммуникативные): умение высказать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
|
III Основной этап подготовка к активному усвоений знаний.
| Постановка проблемного вопроса. А что надо делать, чтобы быть здоровым? Итак, в путь в Страну Здорового образа жизни, чтобы узнать о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если все-таки заболели.
| Содержание урока определено учебником, образовательной программой по окружающему миру, федеральными государственными образовательными стандартами. Вопросы и задания, выбранные учителем, влияют на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, формирование коммуникативной культуры учащихся. В содержание урока включены универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. |
Физминут ка.
| Загудел паровоз и вагончики повёз. Паровоз кричит: “Дуду, я иду, иду, иду” Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут, А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.
| Психоэмоциональная разгрузка детей, физическая разгрузка. Повышение работоспособности, снятие напряжения. |
Станция «Режим дня» | Учитель: Мы на станции с названием « Режим дня» Как вы думаете, что это такое? А для чего нужен режим дня? Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Режим дня.
7 ч. – 8ч. 8 ч. - 13 ч. 13 ч. – 14 ч. 14 ч. – 16 ч. 16 ч. – 18 ч. 18 ч. – 19 ч. 19 ч. – 20 ч. 45 мин. 20 ч. 45 мин. – 21 ч.
|
Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Занятия в школе. Возвращение домой, обед. Отдых, прогулка, магазин. Приготовление уроков. Отдых, ужин, помощь по дому. Чтение, игры дома. Подготовка ко сну. |
Дети «по цепочке» читают записи. Учитель: Что вы можете добавить своего в этот режим дня? (ответы детей). Учитель: Режим дня, который мы прочитали примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались. Дома составьте свой режим дня по такому же плану. | Этот этап урока построен на основе анализа режима дня предложенным учителем. Применяется адаптированная методика использования средств ИКТ; выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, повышают эффективность учебной деятельности (использование на экране ярких, красочных фото и рисунков). Развивается речь, внимание, память, мышление. Используя материалы урока, учебника, свой жизненный опыт, ученик сможет составить личный режим дня. |
Станция «Чистота – залог здоровья».
| Станция «Чистота – залог здоровья». Учитель дает предметы и основание для классификации. Обучает приемам работы в группах. Помогает советом, как можно прийти к единому решению, поощряет сотрудничество. Учитель: Все жители Страны Здорового образа жизни соблюдают личную гигиену. Что обозначают эти слова «личная гигиена»? (ответы детей) Учитель: Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте. Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей)) Учитель: (слайд) Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь. В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные. Попробуйте определить, какие из этих предметов, к какой группе относятся. (работа в группах с последующим обсуждением)
Для первой группы: полотенце, зубная щетка, зубная паста. Для второй группы: шампунь, мыло, мочалка. Для третьей группы: расческа, ложка, тарелка. Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу. Учитель: Важно соблюдать правила личной гигиены. А как вы их усвоили, мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения: (слайд)
Чистить зубы нужно два раза в день: (утром и вечером). Перед едой нужно обязательно (мыть руки). Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом). Никогда не ешьте немытые (овощи и фрукты). Свет при письме должен падать (слева). | Познакомить с новыми терминами, научить распознавать предметы общей и личной гигиены, показать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Работа в группе учит распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать.
Основной метод обучения – исследовательский, т.к. на данном уроке именно этот метод способствует разнообразному (индивидуальному, групповому) изучению учебной проблемы, активному взаимодействию учащихся и учителя.
Данное задание (метод незаконченных предложений) показывает практическую значимость изученного на предыдущем этапе урока, является мотивацией к его усвоению (материал осмысливается учащимися), способствует развитию познавательной активности, устойчивости внимания. |
Станция «Физкульт-привет»
| Станция «Физкульт-привет» Учитель: Еще один помощник в сохранении здоровья – это движение. Чтобы быть здоровым нужно каждый день выполнять зарядку, больше ходить пешком, играть в подвижные игры, не пропускать без причины уроки физкультуры, кататься на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым. КУЗНЕЧИКИ Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, стоп! Сели, травушку покушали, Тишину вокруг послушали. Выше, выше, высоко Прыгай быстро и легко. Сидя сделать энергичные движения плечами. Встать, сделать прыжки на обеих ногах. Присесть, замереть, встать и сделать легкие прыжки на носках.
|
Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Реализация здоровьесберегающих технологий – необходимый элемент современного урока.
|
Станция «Правиль ное питание»
| Станция «Правильное питание» Учитель: Что значит «правильное питание»? (ответы детей) Учитель: Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Раз бабулю Люсю посетила внучка, Крохотная девочка, милая Варюшка. Бабушка от радости накупила сладостей, Вкусный суп сварила, свежий сок открыла. - Кушай, Варечка, скорей, - будешь крепче, здоровей, Вырастишь такая – умная, большая, Глазки будут меткими, зубки будут крепкими, - Скушай суп, котлету, йогурт и ещё сырок. - Не хочу, бабулечка, выпью только сок. Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет: Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени. Морщит Варя носик, есть она не хочет. - Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно, Но компот, конфеты, мороженое - это главная еда, Остальные все продукты - ерунда! Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт, Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот? (ответы детей) Учитель: Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы! Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты». Если вы считаете продукт полезным – хлопаем, вредным - топаем. (Рыба, кефир, чипсы, пепси, геркулес, торт, жирное мясо, лук, капуста, подсолнечное масло, конфеты, яблоки.) | Данное стихотворение учит выделять главное. Основной метод работы – сравнение. Именно сравнение помогает сформировать умение отличать вредные продукты от полезных, отслеживать свой рацион.
Игра спобствует выделению и осознанию учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Станция « Доктор Айболит»
| Станция « Доктор Айболит» Учитель дает задание по вопросам учебника, создаёт проблемную ситуацию, мотивирует на поиск ответа. Незнайка: Я заболел. У меня насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза. Учитель: Чем же болен Незнайка? (ответы детей). Чтобы определить, кто прав, обратимся к учебнику. Работа ведется по группам-рядам. Каждая группа получает карточку с заданиями: 1.Прочитайте в учебнике текст «О простуде» а) Перечислите признаки простуды; б) Какие правила нужно выполнять, чтобы не простужаться? в) Что делать, если все-таки заболел? 2.Прочитайте текст «О гриппе» а) Что вызывает эту болезнь? Что такое эпидемия гриппа? б) Перечислите признаки гриппа; в) Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом? 3.Прочитайте текст «О болях в животе» а) Почему может заболеть живот? б) Как предупредить боли в животе? Представители каждой группы отвечают на вопросы. Учитель: Чем же болен Незнайка? (он простудился) Незнайка, раз ты заболел, тебе немедленно нужно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь. У врачей бывают разные специальности. К какому доктору нужно обратиться Незнайке? (ответы детей). Кого лечит этот врач? Какие болезни лечит педиатр? А какие еще специальности врачей вы знаете? (ответы детей).
| Ученики будут продолжать учиться находить нужную информацию в учебнике. Работа с учебником – важная часть каждого урока. Здесь дети познакомятся с причинами заболеваний, правилами как сберечь свое здоровье и что делать если заболел. Отработают навык договариваться и находить общие решения, формулировать своё мнение, рассуждать. Отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение |
IVЭтап закрепле ния знаний.
| Дети составляют схему «Наши помощники»
| С помощью схемы, ученики делают выводы о том, что помогает им сохранить здоровье.
|
V Рефлексия
Домашнее задание
VI Итог урока | Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в Страну Здорового образа жизни. - Кто же является нашими помощниками в сохранении здоровья? - Что нового узнали на уроке?
- Достигли ли мы целей урока?
- Что было трудно на уроке?
- Почему?
- Что было легко на уроке?
Учитель: Спасибо всем. Мы с вами очень интересно поработали. Все были очень активны, молодцы! Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, и вы многому научились и многое узнали. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!” Посмотри, мой юный друг Что находиться вокруг Небо светло-голубое Солнце светит золотое. Этот говор водопада Нежный шепот листьев сада Тихий гомон птичьих стай Это я дарю тебе Все добро возьми себе. Запись домашнего задания: составить свой режим дня; желающие могут отыскать пословицы, мудрые высказывания о здоровье.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
У вас на столах есть ваша ладошка. Если у вас хорошее настроение нарисуйте на ней свою улыбку. У меня хорошее настроение – вот вам моя улыбка! А у вас какое настроение? Покажите мне свои ладошки!
Спасибо. Урок окончен.
| Отслеживается умение учащимися выражать свои мысли. Оценивается собственная деятельность на уроке, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Созданы необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
При помощи символа ученики показывают свое настроение.
|