Урок по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Патрахина Инна Наильевна

 Целью урока является формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить учащихся с методами по профилактике простудных заболеваний и мерами их предупреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказ«Зловредный Ап – Чих!»

Очень зловредный этот Ап – Чих! Случится мальчику или девочке на сквознячке побыть, ноги промочить, Чих уже тут как тут. Примеряется, как бы в горло или в нос забраться.

Дети сразу же чихать и кашлять начинают. Только и слышно: «Kxе-кхе, чих - чих!»

Ап – Чиху только этого и надо. Доволен. Сразу хозяином себя чувствует: вот и температура из-за него подскочила, уже и лекарства давать стали.

Какой я важный! Сам себя похваливает Чих. Сколько из-за меня забот!

Нужно признаться, многие ребята не устояли перед хитростями коварного Ап – Чиха!

Только с Сережей ничего он сделать не мог.

Встает Сережа утром, окно в своей комнате открывает, свежий воздух впускает. Тут уж Чих не зевает - сразу является.

Раз, два! Раз, два! Сережа зарядку делает, прохладный, душ принимает - закаляется. Побегает, покрутится Чих около мальчика, да ни с чем и останется. Нет у него сил против зарядки да закаливания!

- Ну, ничего, ворчит Чих. – я тебя на улице подстерегу.

Однажды, прохладным осенним днем, вышли ребята играть во двор. Туда же Чих прибежал. Огляделся по сторонам, увидел Сережу - в безрукавке и шортах.

- Ну, сейчас-то мы с тобой познакомимся поближе. - злорадно посмеялся Чих. И только хотел в Сережу вцепиться, как тот крикнул:

- Ребята! Айда в мяч играть!

И тут такое началось! Мяч из одного угла двора в другой летает, чуть Чиха в ворота не забил. Еле-еле Чих ускользнул!

А Сережа бегает, падает, руками размахивает. В воротах не очень-то постоишь. Никак к нему Чих подступиться не может.

Долго ребята в мяч играли, устали. Столпились возле Сережи, о чем-то интересном говорят.

-Ничего, - сердится Чих. - сядет сейчас Сережа на холодный камень возле качелей, вот тогда я к нему под курточку и заберусь!

Но Сережа побежал не к камню, а к скамейке, которая рядом стояла. А прежде чем сесть, начал руками размахивать, ногами топать, ходить, чтобы отдышаться, остыть после обстрой игры. За ним и остальные ребята стали так делать и при этом смеялись, потому что весело было.

Чих с досады сам стал кашлять и чихать. В это время мама позвала Сережу домой: - Обедать пора!

- Ага, - оживился Чих. - никуда ты от меня не денешься. Сейчас прибежишь домой и водички холодненькой напьешься. Тебе ведь жарко! А я очень люблю в холодной воде бултыхаться - сразу к тебе в горло попаду, начихаешься!

Но Сережа выпил воды из чайника, где вода кипяченная была, не холодна.

Видит Чих - ни чем ему Сережу не взять. Побрел опять на улицу, а там Петя стоит.

Пальто на нем толстенькое, свитер теплый, две кофточки, две рубашки. Сверху шарфом крест- накрест перевязанный, на голове - шапка зимняя, хотя до зимы еще далековато. Одним словом, не мальчик, а вешалка для одежды! Стоит Петя, не двигается - повернуться ему тяжело. Душно ему, жарко, неудобно, вспотел весь.

Тут-то Ап – Чих на него и накинулся. Постоял, постоял Петя да как зачихает: - Чих! Чих! Чих! И простудился.

Запомни главные правила Сережи: по утрам не ленись, делай зарядку, дружи со спортом;, одевайся по погоде, чтобы тебе не было ни холодно, ни жарко; на улице побольше двигайся ,а набегаешься, не пей холодной воды.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по предметам окружающий мир и литературное чтение.

класс – комплект (1, 2, 3, 4 классы)

Автор: Патрахина Инна Наильевна, учитель начальных классов ГБОУ школа 409 структурное подразделение при НИДОИ им. Г.И.Турнера.

Тема: «Если хочешь быть здоров» (профилактика и лечение простудных заболеваний).

Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Познакомить учащихся с методами по профилактике простудных заболеваний и мерами их предупреждения, вырабатывать гигиенические навыки, раскрыть значение физического развития для организма. Познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. Воспитание чуткости и товарищества.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  2. в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

  1. познавательные УУД:
  1. делать предварительный отбор источников информации для успешного решения учебной задачи;
  2. наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  3. работа с текстом: осознанное чтение вслух и про себя, смысловое понимание текста;
  4. поиск ответов в тексте на поставленный проблемный вопрос;
  5. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки.
  1. регулятивные УУД:
  1. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, старших товарищей и самостоятельно;
  2. учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  3. высказывать свою версию;
  4. определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и своими товарищами.
  1. коммуникативные УУД:
  1. донести свою позицию до других;
  2. слушать и понимать речь других;
  3. выразительно читать текст;
  4. вступать в беседу на уроке;
  5. совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Педагогическая технология: информационно – коммуникативная (ИКТ), интерактивное обучение (работа в группах),проектная деятельность, игровое, здоровьесберегающее, .личностно – ориентированное обучение.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: смешанный (беседа, самостоятельная работа, работа в группах, участие в проектной деятельности на этапе подготовки к уроку).

Средства: тексты для чтения, сюжетные картинки, популярная медицинская литература, гербарий «Лечебные травы моего края», лечебные отвары, настои, презентация, включающая в себя проект «Лечебные растения моего края». На урок приглашается детский доктор и ученица старших классов, исполняющая роль Простуды.

Ход урока.

1. Объявление темы.

На дворе осень, похолодало. Часто идет дождь, дуют холодные ветры. Не долго и простудиться! Поэтому темой разговора на сегодняшнем уроке мы избрали простудные заболевание: их профилактика и лечение. Посоветовать какие лекарственные препараты в таких случаях может лишь врач, но ведь существуют и народные способы лечения простуды. Вот о таких «бабушкиных» рецептах и пойдет сегодня речь.

2. Появление королевы Простуды.

Простуда:

Нy вот, наконец-то я нашла тех, кого искала. Собирайтесь, миленькие детушки, я вас забираю!

Учитель:

Кто ты такая? Что тебе здесь надо?

Простуда:

Как? Вы не знаете меня? Я – королева Простуда. Мне подчинена целая армия чихунов во главе с генералом Апчхи. Если вы добровольно не согласитесь следовать за мной, генерал Апчхи приведет сюда чихунов и заберет вас силой. Так что давайте-ка, собирайтесь по хорошему. Идемте, идемте...

Учитель:

Постой! Нельзя так! Что же я скажу родителям этих ребят, их ведь ждут дома здоровыми! Давай попробуем как-нибудь договориться с тобой.

Простуда:

Есть один выход. Правда, я не знаю, поможет ли вам это.

Учитель:

Рассказывай.

Простуда:

Я могу предложить вам такие условия: я задаю вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить. Если вы справитесь с этим заданием, я вынуждена буду брать в плен других ребят, ну, а если не справитесь – держитесь!... (провоцирует ребят на ответ).

Дети

Задавай свои вопросы, мы тебя не боимся!

Простуда:

Я – королева Простуда. У меня много придворных – простудных заболеваний. Знаете ли вы, как их зовут?

Дети:

Насморк, ангина, бронхит.

Простуда:

Эти придворные очень сильные, победить их сложно и никто не знает, как их побороть.

Учитель:

А мы знаем! Правда, ребята?

Дети:

Чтобы не болеть простудными заболеваниями, надо:

  1. Делать утреннюю гимнастику.
  2. Закаляться.
  3. Правильно питаться.
  4. Правильно одеваться.
  5. Соблюдать чистоту.
  6. Выполнить точечный массаж.

3. По каждому из перечисленных пунктов дети дают развернутый ответ.

В показе комплекса утренней гимнастики участвуют все дети, таким образом проводится физкультминутка.

Обсуждая вопрос о правильном питании, задают загадку Простуде (песенка «Далеко, далеко на лугу пасутся ко..»)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать один поучительный рассказ.

4. Чтение рассказа «Зловредный Ап – чих».

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Выводы ребят.

5.Представление проекта « Лекарственные растения моего края»

Простуда:

Однако не все могут побороть моих придворных. Случается, что дети попадают к ним в плен. Вот и двое ваших ребят (называет имена заболевших детей) попались ко мне в плен. А уж выбраться из него – это непосильная задача.

Учитель:

И опять ты неправа! Знаем мы, как выбраться из плена ангины, бронхита и насморка.

Дети:

Нужно измерить температуру, лечь в постель, напарить ножки, выпить лечебный чайный отвар или настой.

Учитель:

А из чего готовятся лечебные настои? Вы, ребята, приготовили сообщения о лекарственных растениях своего края.

Просмотр презентаций, подготовленных группами детей. Во время презентации ребята делятся рецептами, о которых узнали дома, угощают друг друга отварами, настоями. Рассказывают о том, какими целебными свойствами обладает то или иное растение, как правильно собирать и сохранять лечебные травы.

Учитель:

Ну что, Простуда, убедилась, что тебе здесь нечего делать? Вот и наш добрый доктор Айболит может подтвердить это.

Выступление врача – педиатра.

Простуда:

Hа все мои вопросы ответили! Вижу, мне нечего здесь делать! Ухожу я от вас поскорее. Подскажите, детушки, куда бы мне пойти, чтобы взять в плен детей?

Дети:

Нет в нашей школе таких! Уходи совсем!

Учитель:

А мы с вами, ребята, отведаем сейчас лечебные чаи, которые вы приготовили дома, а после уроков навестим наших заболевших друзей – одноклассников, отнесем им ваши настои, чтобы они скорее поправлялись и возвращались в класс. А чтобы вы надолго запомнили сегодняшний урок, я каждому из вас дарю книжечку, в которой собраны рецепты, помогающие при лечении простудных заболеваний. Будьте здоровы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекарственные растения моего края

Слайд 2

Ахмеднамбеев Денис, 4 класс Я живу в Сибири. Наш край славится хвойными лесами, которые образуют тайгу. В тайге растет много лекарственных растений, которые помогают человеку бороться со многими болезнями. Сегодня я расскажу о некоторых, которые помогают нам бороться с простудой и гриппом.

Слайд 3

М А Л И Н А Заваренные в виде чая сухие ягоды малины оказывают прекрасное жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Также этим отваром можно полоскать больное горло.

Слайд 4

О Б Л Е П И Х А Облепиха укрепляет иммунитет, помогает бороться с возбудителями простудных инфекций. Её настой, смешанный с медом, придает силы ослабленному болезнью организму.

Слайд 5

К Л Ю К В А Б О Л О Т Н А Я Целебными являются плоды. В них содержится много витамина С, который прекрасно понижает температуру, обладает противомикробным действием.

Слайд 6

С О С Н А Почки сосны используют как отвар, который обладает противомикробным действием. При насморке полезно вдыхать пары растертой хвои. Также отдых в сосновом лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Я считаю, что лучше лечить простудные заболевания лекарственными растениями, чем лекарствами химического происхождения. Поэтому надо оберегать нашу природу, которая даёт нам много полезного.

Слайд 7

Юсупов Рахман, 2 класс. Я приехал из Чечни, города Грозный. Бабушка лечит меня народными средствами. Если я начинаю кашлять, она заваривает чабрец и я пью его с молоком. А еще она дает мне козий жир с молоком. Очень невкусно, но кашель быстро проходит!

Слайд 8

Иваницкая Елизавета, 3 класс, г. Ярославль. При лечении простудных заболеваний используют отвары, приготовленные из лекарственных трав. В нашей местности это ромашка аптечная, липа, подорожник, шалфей, календула, мать-и-мачеха. Все эти травы нужно после сбора сушить, измельчать , заливать водой и кипятить на водяной бане в течении 20 – 30 минут. Отвар процедить и принимать несколько раз в день.

Слайд 9

Авторы проекта «Лекарственные растения моего края» Ахмеднамбеев Денис , ученик 4 класса, Сибирь . Иваницкая Елизавета , ученица 3 класса , центральный регион России . Юсупов Рахман , ученик 2 класса , Северный Кавказ . ГБОУ школа№409 СП при НИДОИ им. Г.И.Турнера Г.Пушкин 2012 – 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Если хочешь быть здоров"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами, помогающие  сохранять собственное здоровье на долгие годы;сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Если хочешь быть здоров".

Предлагаемый урок - это изучение нового материала. Данный урок входит в раздел "Здоровье и безопасность". Главная цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

Презентация к уроку по окружающему миру "Если хочешь быть здоров!"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме "Если хочешь быть здоров!". Презентация станет отличным дополнением к уроку, к тому материалу, который есть в учебни...

Конспект урока внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

 Даный конспект урока даст возможность учителю на внеклассном мероприятии  продолжить знакомство над составными частями «Здорового образа  жизни»; развивать внимание у учащихся, ...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...