Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Цель урока:
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок окружающего мира , чтения и изобразительного искусства
Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Цель урока:
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
- расширение кругозора детей;
2.Развивающие:
- Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
- совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
- развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
3. Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
- воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
- воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.
Информационная карта урока
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – виртуальная экспедиция
Интегрированный: окружающий мир, внеклассное чтение, изобразительное искусство
Продолжительность урока: 45 минут
Программа: Школа России
Учебник:А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь
Материально-техническое оснащение:
Для учащихся:
- компьютеры, презентация
- учебник, рабочая тетрадь, карандаш
- белый лист, краски, кисти, тряпочка, ножницы.
Для учителя:
- компьютер;
- презентация к уроку;
- панно (поляна без цветов и бабочек)
- схемы знаков, которые можно установить в природе;
- аудио-магнитофон;
- аудиокассеты с записью музыкальных композиций;
- набор шаблонов к уроку (бабочки)
- атлас-определитель бабочек
- книги, энциклопедии о животных
1. Орг.моментСлайд 1
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок
2. Календарная минутка
(Учащиеся описывают погоду сегодняшнего дня; делятся впечатлениями и наблюдениями.)
3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала
- Ребята, какое сейчас время года?(весна)
- А хотели бы вы, чтобы сейчас было лето?
- Прекрасно! Сегодня на уроке мы мысленно перенесёмся в лето. Вы готовы?
Предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?
Но путешествие будет непростым, мы отправляемся в экспедицию. Знаете что это такое?
Слайд 2
ЭКСПЕДИЦИЯ – это путешествие с какой–нибудь целью, со специальным заданием.
Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.
Цель экспедиции вы узнаете, когда прибудете на место.
4. Актуализация знаний.
Ребята, отгадайте загадку:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Посмотрелся мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Целых семь, ты посмотри
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
( Радуга )
- Может кто-то вспомнил, какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги ?
( « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
- Проговаривая эту фразу, что мы составили?
Мы составили предложение.
- Что мы знаем про предложение ?
Предложение состоит из слов, обозначает законченную мысль
- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
- Оранжевый, коричневый, желтый;
- Зеленый, голубой, белый;
- Фиолетовый, малиновый, желтый;
- Красный, черный, синий;
- Кто сможет назвать цвета радуги по порядку ?( Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый )
Слайд 3( на радуге появляется улыбка)
- Ребята посмотрите, какая у нас получилась веселая радуга!
-Как вы думаете, почему она радуется?
( Потому что мы запомнили все ее цвета)
- А кто может назвать мастеров, которые строят радугу?Слайд 4(Солнышко с улыбкой и дождик)
- Давайте сделаем вывод сами « Откуда появляются все эти краски?»
(Все эти краски создает сама природа.)
-Кто сможет своими словами рассказать, как получается радуга?
( Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики)
Ребята, Муравьишка рад, что вы вспомнили, как образуется радуга и всем говорит «Спасибо»Слайд 5
5.Постановка проблемного вопроса путешествия
- Пришло время узнать цель нашей экспедиции.Слайд 6
Учащиеся читают:
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?
- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.
- Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:
Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг.
Зелёными травинками
Шумит зелёный …(луг)Слайд 7( Муравьишка и Черепахана лугу)
- Что же такое луг?
- Луг – большая территория с травянистой растительностью.
- А что мы можем увидеть на лугу?( цветы, траву, насекомых)
- А какиезвуки мы бы услышали? (жужжание насекомых, пение птиц)
- А каких насекомых?( стрекоз, шмелей, пчёл, кузнечиков, комаров)
- Поднимите руки, кто из вас был на лугу. Где располагаются луга? (Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.)
Знакомство с лугом.
— Ребята, закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).Аудиозапись
- Что вы услышали?
- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
-шмель
-кузнечик
-божья коровка
-пчела
Чем питаются насекомые, расскажет академик ___________. Насекомые пьют нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами. Есть насекомые, питающиеся листьями, — это растительноядные. Среди насекомых есть хищники, поедающие растительноядных (стрекоза— ест комаров и мошек), есть всеядные (муравьи) они поедают других насекомых, любят сок и нектар.
Кто же питается насекомыми, расскажет академик ________. Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов.
Чья это песня? (грам. запись, иллюстрация)
Расскажет научный консультант ___________. Луговой чекан - скромно окрашенная птичка небольшого размера, меньше воробья. Гнездо устраивает на земле в углублении, окружённом густой траве. Питаются жуками, гусеницами, пауками, червями.
-Кто еще скрывается в траве, расскажет академик__________ .Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.
Диск по окр. миру
Послушайте стихотворение « Что растет?»
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ- как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковые шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики - вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
( Г.Лагздынь)
- Какие же цветы растут на лугу?(Одуванчик, подорожник, василёк)
- А сегодня на уроке мы познакомимся с другими цветами.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И скажем «здравствуй» каждому цветку…
- Ребята, к нам на урок пришли луговые цветы. Познакомимся с ними и запомним их названия.
К доске выходят ученики в шапочках цветов и читают стихи.
Колокольчик.Слайд 8
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий, тонкий- тонкий!
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
- Колокольчик. Почему он так называется?
- Скажите, какие цвета использовал художник?( Синий)
- Какие оттенки есть у этого цвета?
( темно-синий, светло-синий, голубой)
- Растёт на лугу цветок, голубой как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нём собирается роса. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. М тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
- Кап – кап, динь – динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.
Птицы слышат это и начинают щебетать:
- Утро, утро наступило!
А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него. И радуют глаз эти небесно – голубые изящные колокольчики.
Клевер.Слайд 9
Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
-Рассказывая об этом цветке, какие цвета использует Мастер цвета? (белый, розовый, алый)
- Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налёту, тяжёлому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.
Ромашка.Слайд 10
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
-Сколько цветов будем использовать раскрашивая ромашку? Как получить оранжевый цвет?
Лютик.Слайд 11
Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.
- Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой.Это связано с тем, что лютик- растение ядовитое.
-Перед вами, на столе, лежат картинки цветов. Определите, какие из них растут на лугу, и прикрепите на панно.
-Давайте проверим ваши знания и познакомимся и с другими цветами, которые растут на лугу. Слайд 12
- А сейчас прочитайте названия цветов на стр.41 и подчеркните названия тех цветов, которые вы видели в природе.
Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
-По-моему чего-то не хватает не хватает на панно?
- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а
привлекают наше внимание больше других.
Загадка:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Это бабочка )
Слайд 12
- Что вы знаете о бабочке?
Бабочка – это насекомое.
- Назовите отличительные признаки насекомых ( На голове расположены глаза, усики и хоботок, тело состоит из трех частей: головы, груди, брюшка, шесть ног, на груди находятся крылья и ноги)
РАССКАЗ О БАБОЧКАХ
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
Красота бабочки в лёгкости и крыльях.
- Почему бабочку сравнивают с цветком?( она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная)
- Правильно, но я бы ещё могла добавить, что бабочки изящные, утончённые, стремительные, лучезарные, невесомые. Этому подтверждает замечательное стихотворение А. Фета «Бабочка».Давайте прочитаем его вместе со мной.
Слайд 13
Ты прав. Одним воздушным очертаньем (учитель)
Я так мила. (дети)
Весь бархат мой с его живым миганьем- (учитель)
Лишь два крыла. (дети)
Не спрашивай: откуда появилась (учитель)
Куда спешу? (дети)
Здесь на цветок я лёгкий опустилась (учитель)
И вот – дышу. (дети)
Надолго ли без цели, без усилья, (учитель)
Дышать хочу! (дети)
Вот – вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья (учитель)
И улечу. (дети)
За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень много.
- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно:
1.лимонница Слайд 14
2. павлиний глаз
3.пестрянка
4.голубянка
5. крапивница
- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.
- Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. Слайд 15
- А есть такие бабочки, которые занесены в Красную книгу. Кто знает, что это за книга?Слайд 16
- Откроем тетради на печатной основе, стр. 40-41. Посмотрите, какие чудесные бабочки прилетели на страницы ваших тетрадей.
- На каком цветке сидит бабочка Лимонница?( на ромашке)
- А как вы догадались, что это бабочка Лимонница? (жёлтая как лимон)
- А где Голубянка? (сидит на клевере)
- Как вы догадались? (голубого цвета)
- А где сидит Пестрянка? ( на колокольчике)
- Почему её так назвали?( пёстрая)
- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.
- Как вы думаете, почему исчезают бабочки?
- Что же делать. Как сохранить красоту, не убивая бабочку?
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Проверка знаний.
- Откройте учебник на стр. 100. Рассмотрите верхний рисунок. Каким изображён луг?
- А теперь посмотрите на два следующих рисунка. Что случилось? (пришли дети)
- Задание по группам:
1гр. Описывает рисунок слева со слов«Но вот на луг пришли дети…»
2гр. Описывает рисунок справа со слов «Но вот на луг пришли дети…»
1гр. -Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды, одноразовые стаканчики.
2гр. – Но вот на луг пришли дети. Алёша фотографировал бабочек, стрекоз. Остальные дети делали зарисовки.
- Подумаем и словесно нарисуем, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.
1рис.(слева) Примята трава, сломаны цветы, лежит везде мусор, бабочки уже не летают.
2рис. Луг прежний.
-На какой луг вам будет приятно приходить?
-Ребята, но вот на луг, где побывали нерадивые дети, пришли Муравьишка и Черепаха. Что они увидели?(у бабочки сломано крыло, у цветочка – стебелёк)
- Что они сделали?
- Ребята, посмотрите на стр. 101.Что принесли домой дети с 1- го рисунка?( букет цветов, бабочку)
- Что стало с цветами?( они повяли)
- Что произошло с бабочкой?( мальчик нёс её в руке, и у неё сломались крылышки)
- Ребята, даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
- Правильно ли поступили дети? (нет)
- А что принесли домой дети со 2 – го рисунка? (фотографии и рисунки)
- Стало ли что – то с цветами, бабочками? (нет)
- В природе нужно соблюдать правила. Сейчас мы посмотрим , какие можно было поставить запрещающие знаки на лугу, как на автомобильной дороге.Знаки
- Мудрая Черепаха предлагает подобрать к этим знакам подходящие названия.
Слайд 17
- Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?
- Послушайте стихотворение Н. Грибачёва и ответьте: кто кому оказывает большую услугу?
Ученик.
Цветок всю ночь готовит «мёд»,
И бабочку сластёну в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
И бабочка несёт её, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.
- Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?(нет)
- Прочитаем ещё раз объяснение Мудрой Черепахи.
- Почему бабочки не могут жить без цветов? (они питаются их нектаром)
- Почему цветы не могут жить без бабочек? ( бабочки опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян)
- Кто же догадался, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?Слайд 18 (Они не могут жить друг без друга)
- Значит, если мы рвём цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга.
- А как вы думаете, только ли на лугу и только ли летом не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
- Что дают луга животным и человеку?
Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.
Птицам луг даёт — пищу, укрытия.
Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.
Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство. Продукты ягоды, щавель, мед, сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.
Обобщение:Слайд 19(Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов)
Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
Мультфильм «На лугу пасутся ко…»
- Давайте представим, что мы художники и сами нарисуем бабочку
- Сложнее всего в рисовании бабочки изобразить одинаково правые и левые крылья.
- Что происходит, когда бабочка складывает крылья?
(Оба крыла точно совпадают)
- Это называется СИММЕТРИЯ. Слайд20
- Используя закон симметрии, попробуем быстро изобразить бабочку. (Для этого необходимо сложить лист пополам и т. д.)
- Цвет крыльев бабочки может быть разнообразным.Учащиеся вырезают, раскрашивают и прикрепляют нарисованных бабочек на панно.
Звучит песня «Не рвите цветы»
- Наш урок подходит к концу. На какой вопрос мы искали ответ во время урока?
-Смогли ли мы ответить на этот вопрос?
- Значит, достигли ли мы цели урока?
— В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.
— Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.Не будем рвать цветы и ловить бабочек, будем наблюдать, рисовать, фотографировать.
- Ребята, мы прощаемся с лугом, с его жителями. Надеюсь, что наша прогулка была увлекательна и интересна для вас. Давайте улыбнёмся на прощание всем обитателям луга, улыбнёмся друг другу и порадуемся нашей чудесной природе.
- Спасибо за урок, за активную работу!
Творческое задание (можно дома)
Если вы хотите, чтобы в ваших тетрадях луг стал таким же красивым, какой вы видели сегодня, можете раскрасить его.
Дополнительные материалы к уроку:
Презентация к уроку: https://docs.google.com/file/d/0B9BalNaVyxCSSFZIOHI4VHppNjQ/edit?usp=sharing
Мультфильм к презентации: https://docs.google.com/file/d/0B9BalNaVyxCSLXozT1haZ0NaNHc/edit?usp=sharing
Использованная литература:
1.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса
2.П.В.Третьяков, А.И.Холина. Рабочая тетрадь для учителя к учебнику Плешакова А.А.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А.
http://murasheva-katja.narod.ru/pic/mos10.JPG
hhttp://www.bearcub.ru/images/img_g/xoz.gif
ttp://www.reitingi.lv/thumbnail.php?file=Veseligapartika.jpg&size=article_medium
http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/Biologija.Eda/Ovoschi_1.files/slide0019_image040.png
http://probio.io/ru/reference/Herbs_a/media/pictures/reference/1765.gif
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.
Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"
Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»
Материал содержит в себе интегрированный урок. На этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс
Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотворение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Н.Н.Носов "Живая шляпа". Домашнее животное-кошка" во 2 классе
Интегрированный урок для 2 класса по литературному чтению и изобразительному искусству. Изучение нового материала. Урок с презентацией...
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.
Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....